Тема родины и природы в лирике есенина. Тема родной природы в лирике С. Есенина. Сочинения по темам

Сочинения по литературе: Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина Моя лирика – жива одной большой любовью, любовью к Родине. С. Есенин Есенин… Разве можно не знать этого имени? Нет, ведь он один их тех поэтов, которых мы знаем и любим чуть ли не с самого детства. Это художник русского вызывающего дарования, ярчайшая страстная натура, истинный сын своего противоречивого времени.

Вера и свет, в красоту жизни, в человека, одушевляющий гуманистический пафос – главное в творчестве Есенина. Еще Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего много – заслужено человеком». Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому, человечность, замеченные и подчеркнутые М. Горьким, ясно видны в стихах и поэмах всех периодов творческого пути Есенина. Они составляли суть, глубинную основу его поэзии. Тема родины – одна из главных тем в творчестве Есенина.

Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Резанщиной, где он провел свое детство и юность. Он воочию видел и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. Для поэта родная деревня – это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село. Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.

Мир Руси для молодого стихотворца – это и мир убогих, бедных крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна. Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса. Есенину было семнадцать лет, когда он перебрался в Москву, жил потом и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.

В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Природа в стихах юноши звенит голосами птиц, шепотом листьев, голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей. Это, конечно же, не было натуральным воспроизведением увиденного и услышанного – это были поэтические находки, поражавшие своей свежестью, самобытностью, скромным изяществом и затейливой простотой. Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка. Природу родного края Есенин ощущая в движении, он мог изобразить одно явление природы с помощью другого: Сыплет черемуха снегом Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Образы молодого поэта естественны.

Преображенный мир природы у Сергея Александровича наполнен цветом, звуком, движением. Травы, деревья, земля и небо зачастую одушевлены, наделены свойствами живого создания: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печалью пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Также в стихах Есенина немало своего рода сквозных образов, которые, обогащаясь и видоизменяясь, проходят через всю его поэзию. Это, конечно, прежде всего образы родной природы, которые так глубоко передавали его убеждения о коренной слитности человека с природой, неотделенности человека от всего живого. Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан. Есенина влекла возможность создать строки, за внешней простотой стояло исключительно глубокое эмоционально-образное содержание. Поэтому береза – это и она сама, и олицетворившаяся в ней вся русская природа, и женщина, возлюбленная, и сама родина.

В стихах Сергея Александровича Есенина каждый образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к родной природе. О чем бы ни думал, где бы ни находился поэт, даже в тяжкие минуты одиночества, светлый образ Родины согревал его душу и поддерживал его. Сам Сергей Есенин говорил: «Моя лирика – жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве!» Его стихи находят живейший отклик у людей и самых разных возрастов, и самого разного мировосприятия. Как никого не может оставить равнодушным народная песня, так никого не минует обаяние стихов Есенина. И связано это с особой многозначностью образного строя его лирики, с тем, что каждый человек может найти в ней нечто близкое и созвучное своей душе. Время не властно над поэзией Есенина.

Давно ушли в прошлое многие события, волновавшие поэта, изменилась реальность, питавшая его стихи. Но каждое новое поколение открывает для себя в Есенине нечто близкое и дорогое, потому что его поэзия рождена любовью к человеку, сочувствием к нему высокими гуманистическими идеалами. Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной.

Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал Совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России.

Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна: "Грустная песня, ты - русская боль". Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". С присущей С.

Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия: "А месяц будет плыть и плыть, Роняя весла по озерам... И Русь все также будет жить, Плясать и плакать у забора". С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями.

На памяти его поколения - война, революция, снова война - теперь уже гражданская. Переломный для России год - 1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени - это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.

Клюева – близкого друга и поэтического наставника С. Есенина: "Мужицкая ныне земля, /И церковь не наймит казенный". В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст".

Сергей Есенин прожил короткую жизнь (1895-1925), но в памяти и сознании народа жив. Его поэзия стала неотъемлемой частью духовной культуры нации.
Есенин принадлежит к тем художникам, произведениям которых свойственна великая простота. Они понятны любому читателю. Стихи поэта входят в душу, сливаются с чувством любви к Родине. Быть может, именно это чувство нерасторжимой связи с родной землей и есть суть есенинского поэтического мира.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Россия в сердце поэта, и оттого так пронзительно и звонко это признание в любви к родному краю! Один из продолжателей есенинской традиции в современной поэзии, Николай Рубцов, в точных и выразительных строчках передал это качество творчества Есенина:

Версты все потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

Родился Есенин на Рязанщине, в привольно раскинувшемся среди широких полей на крутом берегу Оки селе Константиново. Но из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость.

Память детства - «Родился я с песнями в травном одеяле» - питала корни его поэзии и самой жизни. В одной из автобиографий поэт отмечает, что у него было «детство такое же, как у всех сельских ребятишек»1. Оно оставило неизгладимый след в его творчестве.

Как хорошо,

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.

Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в бесконечно дорогих местах, где прошли детство и юность.
Душа же осталась навечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским раздольям. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература - вот истинные источники его поэзии.
Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать.

Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". С присущей С.Есенину лирической склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу...

Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Именно народные представления о красоте и добре воплощены в творчестве
Есенина. В его стихах поэзия сопутствует человеку во всем - в нелегком крестьянском труде и в веселых деревенских празднествах.

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь.

Самая природа - средоточие красоты. Есенин черпал поэзию из этой кладовой. И трудно назвать другого поэта, поэтическое восприятие которого было бы так непосредственно и глубоко связано с миром родной природы:

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

Человек и природа слиты в мироощущении поэта. У них общая жизнь и общий удел. Природа в лирике Есенина действительно живая, наделенная разумом и чувством, способная откликнуться на боли и радости человека.

Поэтическое видение Есенина конкретно, поэтому так зримы, звучны и многоцветны его стихи. Поэт создает гармоничный мир, где все согласовано и имеет свое место:

Тихо, на корточках, в пятнах зари

Слушают сказ старика косари...

Такая яркая образность может быть рождена только глубоким и истинным чувством. Есенин искал и находил неожиданные образы, его удивительные сравнения и метафоры приходили, как правило, из обыденной крестьянской жизни: «вечер морозный, как волк, темно-бур»; «по равнине льется березовое молоко»; «рассвет рукой прохлады росной сшибает яблоки зари».

Образ никогда не был для него самоцелью. Размышляя о поэтах, которые грешили формотворчеством, он точно обозначил источник их заблуждений: «У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно все».

Есенин был наделен, как отмечали едва ли не все писавшие о нем, исключительной, феноменальной впечатлительностью. Он открывал в привычном прекрасное, одухотворял своим словом каждодневное:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

И эта же повышенная впечатлительность не позволяла ему проходить мимо чужого горя, наделила его Музу отзывчивостью, распространявшейся действительно на все живое:

Не дали матери сына, Первая радость не впрок. И на колу под осиной

Шкуру трепал ветерок.

Порой его поэтические откровения, точность видения представляются чудом, рожденным не человеком, а самой природой. Не случайно М.Горький в своем очерке о Есенине подчеркивал именно эту мысль: «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

Да, природный дар поэта огромен. Но было бы не совсем справедливо считать
Есенина неким поющим на свирели беспечным деревенским пастушком, Лелем.
Кстати, самому поэту всегда было неприятно такое толкование его творчества.
За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа.
Есенин пришел в город не наивным «природным человеком». Он хорошо знал классическую литературу, свою поэтическую родословную вел от А. Кольцова. А в итоговой автобиографии (октябрь 1925) подчеркивал огромное значение для него Пушкина: «В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к
Пушкину». Интерес к русской классике проснулся у Есенина еще в период учебы в Спас-Клепиковской учительской школе. И позже в Москве на занятиях в народном университете Шанявского он продолжил ее углубленное изучение.
Особенно поэт любил Гоголя. И так же, как автор «Вечеров на хуторе близ
Диканьки», Есенин не просто органически чувствовал и помнил услышанные в детстве сказки, песни, частушки, по и вдумчиво изучал устное народное творчество. Поэт учился у народа, в фольклоре видел «узловые завязи» образного выражения мира.

Известно, что Есенин собрал и записал четыре тысячи частушек. Уже это было своеобразной, но, несомненно, живой и серьезной поэтической школой. В своем интересе к этой форме народного творчества Есенин был неодинок. В то время частушка активно входила в произведения Блока, Маяковского, Д.
Бедного. В 1918 году 107 частушек в записи Есенина появились на страницах московской газеты «Голос трудового крестьянства». А в 1920 году он выпустил книгу «Ключи Марии» - толкование миросозерцания и творчества народа.
Уже в первых юношеских стихах, появившихся в печати в январе 1914 года,
Есенин - незаурядный поэт, так богато и свежо его поэтическое чувство, так точно и выразительно образное видение! Но его жизнь в большой русской литературе началась, пожалуй, 9 марта 1915 года, после знаменательной встречи с А. Блоком. Есенин, начинающий поэт, не случайно пришел именно к
Блоку. Он хорошо знал творчество своего старшего современника и ощущал определенное поэтическое родство с ним. Впоследствии, осмысляя свой путь в искусстве, Есенин точно обозначил круг своих интересов и поэтических истоков: «Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и
Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили лиричности». Блок мгновенно почувствовал самобытный звонкий дар «молодого рязанского парня» и говорил с ним как с собратом по перу. Он не обучал и наставлял, а приглашал Есенина к соразмышлению о творчестве, словно предвидя трудную поэтическую судьбу молодого поэта: «...я думаю, что путь
Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее». Блок делает для Есенина, быть может, самое необходимое ему в тот момент: помогает укрепиться чувству уверенности в собственных силах и приближает, посредством рекомендательных писем в журналы, встречу есенинских стихов со своим читателем.

Читатели петроградских журналов, в которых одно за другим стали появляться стихотворения Есенина, были буквально ошеломлены искренностью его поэзии. Порыв к людям, близость к природе, любовь к Родине, поэтизация простых человеческих чувств - эти настроения и мысли, прозвучавшие в есенинских стихах, покорили современников. До революции вышла всего одна книга поэта - «Радуница» (1916), но известность Есенина была огромной.
Современники ждали его новых стихов, они относились к ним как к беспримерному жизненному документу, обращенному и адресованному непосредственно к каждому читателю. Поэт стремительно сокращал расстояние между автором, лирическим героем и читателем. Отдавая себя целиком на читательский суд, делясь сокровенными чувствами, он с полным основанием мог написать впоследствии: «...что касается остальных биографических сведений,- они в моих стихах».

Поэзия Сергея Есенина глубоко патриотична. Уже в первых стихах с беспощадной искренностью воспел он высокую гражданскую любовь к Родине:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Родина, в сущности, главная человеческая и творческая тема поэта. Со всей неизбежностью сыновняя любовь Есенина к окружающему миру переходит в большую любовь к Родине, ее прошлому и настоящему. Поэтическое восприятие
Родины поэтом так же конкретно и непосредственно, как и изображение им природы. В первую очередь это крестьянская Русь, шири рязанских полей, односельчане, близкие. Радость от общения с любимым краем не заслоняет картин нелегкой крестьянской жизни.

Заглушила засуха засевки,

Сохнет рожь, и не всходят овсы,

На молебен с хоругвями девки

Потащились в комлях полосы.

Доскональное знание крестьянского бытия, чаяний сельских тружеников делает Есенина певцом народа, Руси. Всей душой он желает, чтобы жизнь крестьян стала более радостной и счастливой. В дореволюционной России поэт не может не видеть безотрадной забитости и обездоленности деревни («Край ты мой заброшенный, край ты мой пустырь»). Гневно не приемлет поэт первую мировую войну, несущую народу новые беды. Но, пожалуй, больше всего угнетает сострадательную душу ощущение безысходности происходящего:

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Острое социальное видение позволяет Есенину воспринять Февральскую революцию в развернутой исторической перспективе. К дальнейшему и более глубокому обновлению страны призывает он в первом же своем поэтическом отклике после февраля 1917 года:

О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь!

С особым энтузиазмом в «Небесном барабанщике» поэт выразит свое отношение к преобразующей силе Октябрьской революции. Ее подлинно народный характер, масштаб социальных изменений не могут не привлечь к ней бунтарскую душу поэта. Даже его богоборческие поэмы тех лет «Преображение», «Иорданская голубица», «Инония», пронизанные расплывчатым пониманием революции, наивным представлением о грядущем «крестьянском рае», были все же ощутимым ударом по старому миру. Голос Есенина, воспевающего революцию, звучит в унисон с поэтическим гимном революции в поэме Блока «Двенадцать», с революционными стихами Маяковского и Д. Бедного. Рождается действительно новая - советская поэзия.

И, тем не менее, бессмысленно, да и не нужно отрицать сложность и противоречивость восприятия поэтом коренной ломки патриархального уклада жизни. Есенин в автобиографии отмечал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».

Размышления о судьбах современного крестьянства приводят Есенина к истории. Он обращается к крестьянской войне XVIII века и создает пронзительную драматическую поэму о выдающемся вожде крестьянских масс
Емельяне Пугачеве. Стихия народного бунта мощно выплеснулась в строчках
«Пугачева». Героя поэмы он рисует великим сострадальцем народным бедствиям, но при этом исторически обреченным политическим деятелем.

В период гражданской войны и первые послевоенные годы страна переживает колоссальные перемены, деревня преобразуется на глазах. Неслыханная глубина перестройки временами пугает поэта. Особенно значительны эти колебания в
1919-1920 годах. Деревня кажется ему принесенной в жертву чуждому городу.
Щемяще звучат строки поэта в «Сорокоусте»:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

И все-таки новое неотвратимо захватывает душу поэта. Он чувствует, что патриархальные устои уже не могут восприниматься как безусловное и единственное идеальное начало. Время рождает иные ценности.

До конца понять правомерность и перспективность социального переустройства страны помогает поездка с женой, известной американской танцовщицей Айседорой Дункан, по странам Европы и Соединенным Штатам
Америки (1922-1923). Подлинный патриот, Есенин не может без боли видеть неопровержимые свидетельства технической отсталости России. В то же время он остро почувствовал убогость духовной жизни Запада, всепоглощающую власть денег. В сердце рождается гордость за грандиозность происходящих на Родине революционных преобразований. В настроениях поэта происходит перелом, появляется устойчивое желание открывать как бы заново собственную страну:

Издатель славный! В этой книге

Я новым чувствам предаюсь,

Учусь постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь.

Сергей Есенин - сын России. Ее новь, социальный выбор большинства народа становятся родным и для него. Поэту внятно то, «о чем крестьянская судачит оголь», он вполне разделяет решение односельчан: «С Советской властью жить нам по нутрю». Прощание со старой деревней неизбежно:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям.

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Как ощутима в этих строчках боль за Россию духовная преемственность есенинского творчества русской классике!
Беззаветность чувства любви к Родине приводит Есенина к революционной теме. Появляется удивительный революционный эпос «Песнь о великом походе», написанный в форме частушки. Он воздает благодарную дань героям революции
(«Баллада о двадцати шести», «Капитан земли» и др.), преклоняясь перед самоотверженными борцами за великую идею, перед людьми, открывшими России новые горизонты. Их жизнь для поэта - пример гражданского служения Отчизне:

Я тем завидую,

Кто жизнь провел в бою,

Кто защищал великую идею…

Осмысление революции и социальных преобразований в стране достигает подлинного историзма в поэме «Анна Онегина» (1925). И в освоении этой темы
Есенин снова в одном ряду с Маяковским и Д. Бедным. В «Анне Снегиной» прозвучали удивительно точные и выразительные слова о Ленине как действительно народном вожде:

Дрожали, качались ступени,

Под звон головы:

Кто такое Ленин?»

Я тихо ответил:

«Он - вы»…

Революционная тема в поэзии Есенина объективно вводила поэта в общий с народом круг, давала жизненную перспективу. Однако поиск места в новой действительности оказался для него очень сложным. То новое, что с такой художественной силой воплотилось в его искусстве, с трудом утверждалось в собственной судьбе. Новое принято и воспето, но где-то в тайниках души прячется тоска, поэта тяготит ощущение душевной усталости:

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Сложно складывается и личная жизнь. Всегда окруженный поклонниками и друзьями, Есенин, в сущности, одинок. Горькая строчка вырывается у него -
«Ни в чьих глазах не нахожу приют»,- а как нуждается он в «дружьей улыбке»!
Всю жизнь Есенин мечтал о семье, о «своем доме». Семьи не получилось.
Долгие годы его быт беспорядочен. Натуре поэта такой образ жизни чужд. «С небывалой жестокостью к самому себе» (П. Орешин) Есенин обнажает свои заблуждения и сомнения в цикле «Москва кабацкая». Не упоение разгулом в этих стихах, а мучительные философские раздумья над смыслом жизни, над собственной судьбой.

Он искал спасения от «мрачных сил, терзающих и губящих» в образах родной природы, в обращении к дорогим ему людям - матери, сестре, любимым женщинам, друзьям. В посланиях Есенина последних лет открываются новые возможности эпистолярного стихотворного жанра, традиционного в русской литературе. Эта поэтическая форма доверительного обращения наполняется особой лирической исповедальностью и патриотическим звучанием. За обликом дорогой ему женщины встает «иконный и строгий лик» Родины, любимая сестра сравнивается с березкой, «что стоит за родимым окном». Напряженная исповедь
Есенина, во многих стихах обращенная к конкретному адресату, оказывается общезначимой. Из личного переживания вырастает общечеловеческое. Слияние личного и общественного в поэзии Есенина приводит к тому, что в лирике он выступает как поэт «с большой эпической темой», а в поэмах, особенно в
«Анне Снегиной», полноценно звучит его лирический голос.

Знаменитые строки «Письма к женщине» говорят не только о сложности судьбы поэта, но и о драматизме истории:

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий.

Действительно, в каждом образе, в каждой строке мы чувствуем обнаженное есенинское «я». Для такой искренности необходимы мудрость и мужество.
Есенин рвался к людям, погружение в себя, «пустыня и откол» были для него тупиком, творческим и человеческим (об этом - одно из его последних произведений - трагическая поэма «Черный человек», законченная 14 ноября
1925 г.). Поэт надеялся обрести новую творческую жизнь:

И пусть иная жизнь села

Меня наполнит

Новой силой.

Как раньше

К славе привела

Родная русская кобыла.

Поэты круга С.Есенина того времени - это Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков.
Надежды эти выражены в словах Н.Клюева - близкого друга и поэтического наставника С.Есенина: "Мужицкая ныне земля, /И церковь не наймит казенный". В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение
России: "Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С.Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.

Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском
"Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют агитки
Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С.Есенин справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам".

Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю, /Но только лиры милой не отдам".
Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название - Русь - было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в "Ресефесере". С темой родины у С.Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль":

Спит ковыль.

Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиньй

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть".

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки.
Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет "золотой": "Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы".

Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотою лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии
С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.

В последние годы жизни приходит к поэту человеческая и творческая зрелость. 1924-1925 годы, быть может, наиболее значительны по тому, что было им создано. С сентября 1924-го по август 1925-го Есенин предпринял три довольно длительные поездки по Грузии и Азербайджану. В результате этих поездок родился, в частности, удивительный цикл стихов «Персидские мотивы».
Грузинский поэт Тициан Табидзе отмечал, что «...Кавказ, как когда-то для
Пушкина, и для Есенина оказался новым источником вдохновения. В отдалении поэту пришлось многое передумать... Он чувствовал наплыв новых тем...».
Укрупняется масштаб видения поэта. Его гражданское чувство способно воспеть не только родной рязанский уголок, но всю «шестую часть земли» - большую
Родину:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Поэзия Есенина живет во времени, взывает к сопереживанию. Его стихи дышат любовью ко всему, «что душу облекает в плоть». Земная простота предмета изображения превращается в высокую поэзию:

Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку - чтоб с рыбой невода.

Пахарю - чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

Поэт стремился к полноте бытия, отсюда родилась эта жизнелюбивая строчка:
«О верю, верю, счастье есть!» И даже живописность многих его произведений, особенно в раннем творчестве, обусловлена этой жаждой включить все многообразие окружающей жизни в свой поэтический мир. Есенин постигает глубинные законы жизни человека и природы и мудро благословляет все, что
«пришло процвесть и умереть». В его проникновенном «Счастлив тем, что я дышал и жил» - щедрая благодарность миру, наполнившему душу неиссякаемыми впечатлениями.

Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил.
Такова его природа. Преисполненный любви к Родине, к человеку, природе,
Есенин не щадил только себя. Другого пути для художника он не знал:

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.
Читатель, ощущая эту щедрую самоотдачу поэта, покоряется эмоциональной мощи есенинских стихов.
Сегодня поэзию Есенина хорошо знают и любят во всех республиках нашей страны, во многих зарубежных странах. Такая глубоко русская, с огромной лирической силой воспевающая родную природу, родную страну -она оказалась действительно интернациональной. И поэтому так органичны слова литовского писателя Юстинаса Марцинкявичюса о русском поэте: «Есенин - чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нем трудно говорить. Чудо надо пережить. И надо в него верить...»

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тема Родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России.

Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя родная... ". С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна: "Грустная песня, ты - русская боль".

Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". С присущей С. Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку:

"Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:

"А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

Плясать и плакать у забора".

1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени - это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева - близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:

"Мужицкая ныне земля,

И церковь не наймит казенный".

"Уж смыла, стерла деготь

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища.

В есенинском "Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам". Поэтому так горестно звучат его строки:

"Моя поэзия здесь больше не нужна,

"Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам".

И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:

"Я буду воспевать

Всем существом в поэте

С названьем кратким "Русь".

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название - Русь - было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в "Ресефесере". С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль":

"Спит ковыль.

Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Но никто под окрик журавлиньй

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

Золотой бревенчатой избы.

Как чужая юность брызжет новью

Но и все же новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть".

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке "радуясь, свирепствуя и мучась" - трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу.

Особенно значим у поэта эпитет "золотой":

"Все равно останусь я поэтом

"роща золотая", "золотою лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина

Цель: выявить особенности раскрытия темы Родины и природы в лирике Есенина, особенности поэтического мира автора; развивать навыки исследовательской работы в микрогруппах, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, развивать навыки выразительного чтения и чтения наизусть; воспитывать любовь к русской поэзии, чувство патриотизма.

Оборудование: презентация, словарные карточки (имажинизм. Новокрестьянская поэзия, метафора, олицетворение, эпитет, анафора, аллитерация, ассонанс), книжная выставка, портрет поэта.

Ход урока

    Организационное начало.

    Приветствие.

    Психологический настрой.

Прослушивание музыкальной композиции на слова Есенина.

    Работа по теме урока.

    Вводное слово преподавателя.

Серебряный век русской литературы – удивительное время, когда на литературном небосклоне зажглись удивительные звезды. Кроме символистов, акмеистов и футуристов ярко о себе заявило течение новокрестьянская поэзия. Русская новокрестьянская поэзия 10-30-х годов 20 века вела наследную нить от Кольцова, Никитина, Сурикова. Смешиваясь с народной песней, сказкой былиной, библейской символикой, традициями Пушкина и Некрасова, она создала неподражаемые поэтические шедевры. Устами Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина говорила крестьянская Россия. Но, пожалуй, самым талантливым представителем новокрестьянской поэзии был Сергей Александрович Есенин. О нем Петр Орешин написал в 1926 году:

Дождичек осенний

Окропил наш сад.

Песенник Есенин,

Синеглазый брат.

Вековая просинь,

Наша сторона…

Если Пушкин – осень,

Ты у нас – весна!

    Определение темы, постановка цели урока.

Сегодня мы продолжаем погружаться в творческий мир С. Есенина. На прошлом уроке мы познакомились с биографией поэта. Давайте попробуем определить тему нашего урока. Вы будете работать в школе, какую тему вы предложите детям после того, как познакомите их с биографией автора?

Сегодня мы познакомимся с лирикой поэта, поговорим о ведущей теме лирики поэта – теме Родины и природы – ее художественном своеобразии. Так как с лирикой Есенина, мы все знакомимся впервые в раннем детстве и продолжаем открывать для себя все новые стихотворения поэта на протяжении всей жизни, предлагаю подойти особенно серьезно к анализу художественного мира поэта. В связи с этим мы разделили группу на микрогруппы, каждая из которых на уроке отчитается по той работе, которую она проделала. Давайте посмотрим на эти микрогруппы: биографы и историки, литературоведы и литературные критики, искусствоведы.

    Работа с портретами поэта.

Во многих наших домах есть портреты С. Есенина, на которых изображен златокудрых юноша с бездонными синими глазами, нежным овалом лица и задумчивым взором. Настоящий мифический Лель, прекрасный пастух-певец, сын богини любви Лады:

Я - пастух; мои хоромы -

В мягкой зелени поля.

Говорят со мной коровы

На кивливом языке.

Духовитые дубровы

Кличут ветками к реке.

Позабыв людское горе,

Сплю на вырублях сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

    Работа с книжной выставкой.

На выставке книг представлены различные сборники стихотворений и прозы разных лет, сборники поэзии Серебряного века, куда входят и стихи Есенина. На книжной выставке также представлены детские книги, т.к. с творчеством Есенина начинают знакомиться очень рано.

    Актуализация ранее полученных знаний.

Когда вы будете работать в школе и давать уроке на практике, вы будете знакомить детей со стихами Есенина. Давайте назовем эти стихи. (Вспоминаем по несколько строчек из детских стихов Есенина).

    Сообщение студента «Истоки темы родины в творчестве Есенина».

С чего начинается Родина для каждого из нас? Конечно, с родного дома, с семьи, с места, где родился и вырос. Сергей Есенин в этом очень похож на всех нас. Для него Родина началась с его родного села Констанстиново, с его мамы, с домика «с голубыми ставнями», с клена, который рос под окнами, с родных берез. Тема России тесно связана с темой родной природы. «О чем бы я ни говорил, ни писал, о чем бы ни думал, образ Родины всегда перед моими глазами… Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», – говорил о себе Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. Но образ Родины у Есенина не застывший, статичный, а изменяющийся, развивающийся.

Условно эволюцию темы Родины у Есенина можно разделить на 3 этапа:

1 – 1914 – 1917 – ранние стихи

2 – 1918 – 1923 – после революции

3 – 1924 – 1925 – последние годы.

7. Чтение и анализ стихотворения «Там, где капустные грядки» (1910)

Когда было написано стихотворение? О чем говорит эта дата?

Какую картину природы рисует Есенин? Что за время года, время суток?

Какие художественные средства вы заметили в стихотворении?

В чем особенности есенинского словообразования?

Какие цвета вы видите в стихотворении? В чем символика этих цветов?

Определите тему и идею стихотворения?

В ранних стихотворениях использует яркие метафоры, обычные эпитеты. Это еще только начальный, ученический период творчества Есенина. Но с 1914 года есенинский поэтический мир меняется, поэт вводит в него библейские образы.

8. Словарная работа.

Метафора – перенос признака с предмета на предмет на основе их ассоциативной связи, сходства. Выделяют 3 основных вида метафор:

олицетворение – перенос признака живого лица на неживой предмет («Как белое платье пело в луче… (А.Блок),

овеществление – перенос признака неживого предмета на живое лицо – «Голосов людских обделываем дубы…» (В. Маяковский)

отвлечение – перенос признака конкретного явления (лица или предмета) на явление абстрактное, отвлеченное – «Тогда смиряется в душе моей тревога…» (М. Лермонтов).

Эпитет – образное определение.

Оксюморон – сочетание слов с противоположным значением.

Аллитерация – звукопись, повторение одинаковых или однородных согласных звуков, придающее стихотворению особую звуковую выразительность.

Анафора – единоначалие, повторение одинаковых слов или групп слов в начале строк.

    1. Чтение наизусть стихотворения «Гой ты, Русь моя родная»

      Анализ стихотворения

В каком году вышло это стихотворение? Что можно сказать о истории его создания?

Стихотворение написано в 1914 и относится к ранним стихам, вошедшим в первый сборник «Радуница».

– Давайте определим тему стихотворения.

Давайте обратимся к первой строчке стихотворения. Как называет свою родину Есенин? Почему именно «Русь», разве так называлась страна в 1914? Дайте историческую справку.

Стихотворение написано в 1914 году, когда страна называлась Российская империя, с 1917 года – Российская Республика, с 1918 – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, с 1922 – Союз Советских Социалистических Республик. Русью страна называлась в 12-16 веках. Русь для Есенина – нечто святое, страна богомольцев, церковных праздников, веры. Есенин хотел подчеркнуть нерасторжимую связь времен, единство человека и природа во все времена.

Давайте найдем библейские образы. (Хаты-образа, кроткий Спас, рать святая, рай; лирический герой сравнивается с богомольцем).

В 1914 году Есенин пишет ряд стихов, в которых Бог, деревенский пейзаж и родина сливались воедино, природа виделась поэту божественным храмом, «Голубая Русь» казалась ему более любимым местом, чем рай:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

С самого начала Русь у Есенина предстает как нечто святое. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.

– Какие средства художественной изобразительности вы нашли?

Олицетворение: «синь сосет глаза».

Метафорические сравнения: «хаты – в ризах образа»; девичий смех звенит, как сережки.

Эпитет: «кроткий Спас», «веселый пляс», «мятая стежка», «рать святая»

Оксюморон: «звонно чахнут тополя». Почему Есенин употребил слово «звонно», а не «звонко». Поэт нашел звуковой образ, который использовал в своем творчестве: звон.

Сравним с другим стихотворением 1914 года:

Край родной! Поля как святцы,

Рощи в венчиках иконных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Аллитерация: «синь сосет глаза» – аллитерация на свистящие рождает выразительный звукописный образ слепящий до слез, разъедающей до боли глаза сини бескрайних русских просторов.

Какие звуки слышны в стихотворении?

Какие цвета – основные в этом стихотворении?

Определите размер стихотворения. (4-х стопный хорей)

Как раскрывается тема природы в ранней лирике Есенина:

идиллическое изображение деревенской России,

наличие пейзажных зарисовок,

православные образы,

близость к фольклору,

метафоричность и образность языка.

    1. Информационный проект «Цветопись Есенина».

В лирике Есенина встречается цветопись. Использование цвета у поэта не случайно. Ваша одногруппница подготовила информационный проект «Символика цвета в поэзии С.А. Есенина».

Целью моей работы было выявить символику цвета в поэзии С.А. Есенина. Для этого я познакомилась со стихотворениями поэта, созданными на разных этапах творчества. Также я проанализировала произведение Есенина «Ключи Марии» и книгу исследователя творчества С. Есенина Аллы Марковой «Поэтический мир Есенина».

Сергей Есенин обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии. «Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи». Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны.

Наиболее употребляемые цвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, – жёлтый и золотой . В дореволюционных стихотворениях жёлтый и золотой – цвета осени: «жёлтая крапива», «жёлтые долы», «жёлтая трава», «золотистые ветки».

В послереволюционных стихах преобладает негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть: «жёлтая грусть», «жёлтый тлен», «жёлтый скелет».

«Любимые цвета поэта – синий и голубой ». Они усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «синие горы», «синие затоны», «голубая Русь», «небеса уж голубые») создают атмосферу светлой радости бытия («синий звон», «синее счастье», «вечером лунным, вечером синим», «синий плат небес», «предрассветное, синее, раннее»), выражают чувство нежности, любви («парень синеглазый», «синь во взорах» и т. п.). Впечатление голубизны Есенин создаёт настойчиво и последовательно. «Голубыми» у него становятся и руки, и рты, и даже огонь и душа.

«Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое». Синее – это цвет неба, чистоты. Поэт даже саму Россию ассоциировал с этим цветом, говоря, что в имени «Русь» есть «синее что-то». Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. «Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью».

Белый – более простой земной цвет. Главное его значение – божество, благо, полнота бытия: «белый перезвон», «белый храм», «белый ангел», «одежда празднично белая». Для палитры Есенина характерно «пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину, чистоту, сосредоточенность». Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как «белоснежное перо» («белое поле», «дорога белая», «белых яблонь дым», «белый путь», «роза белая», «метель белая», «белая хата». Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

Как только пейзаж становится чересчур однообразным, Есенин вводит красный цвет – цвет богатства, царственности, красоты: «красный вечер», «зорька красная», «красные крылья заката», «красный костёр», «красные врата», «зарево красных зарниц», «капли красные сжигают города», «вечера красный подол». Есенин после революции употребляет красный в своих стихах немного чаще. Для поэта этот цвет имеет двойной смысл. До 1917 года красный воспринимается Есениным как цвет красоты, власти, а после – нечто агрессивное, кровавое, беспокойное.

Использование контраста белого и чёрного было очень характерно для древнерусской литературы, где «чёрный» олицетворял силы зла. Символика этого цвета негативна. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме Есенина «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. До революции поэт употреблял этот цвет 13 раз, после – 16.В стихах 1910–1916 годовчёрный не имеет отрицательной трактовки, обозначает просто цвет: «кудри чёрные», «чёрные косы», «чёрная глухарка», «чёрное покрывало». В стихотворениях 1917-1925 годов это цвет гибели, мрачного восприятия и даже отрицания жизни: «чёрная жуть», «чёрная гибель», «чёрная судьба», «чёрный человек».

Есенин обладал взглядом, очень «тонко воспринимающим цветовые характеристики природы». Поэт «одел» Русь в «зелёную шаль». Поэт употребляет зелёный цвет как цвет растительности, весны, пробуждения, надежды: «зелень озёр», «приволь зелёных лех», «в траве зелёная вода», «зелёные пригорки», «полог зелёный», «трава зелёная», «зелёные ели.До революции в стихах Есенина мы встречаем этот цвет 18 раз, после – 9.

С помощью слов, соответствующих краскам, Есенин сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые тончайшие движения души лирического героя. Действительно по палитре наиболее употребляемых цветов можно определить настроение С.А.Есенина в различные периоды жизни.

12. Чтение стихотворения «Я последний поэт деревни» (1920).

– Прежде чем начать анализ этого стихотворения давайте обратимся за исторической справкой. Какие события произошли после 1914 года в стране?

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения – Первая Мировая война (1914 – 1918), Революция 1917 года, Гражданская война 1917 – 1922.

– Как Есенин воспринимал события революции?

Есенин встретил 1917 год с надеждой на обновление, на счастливый порот в крестьянской доле. Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы – это и надежды, и ожидание светлого и нового, но и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Изменяется и тональность стихов Есенина. Постепенно поэт разочаровался в своих ожиданиях лучшей жизни для деревни. В его душе поселяются печаль и сомнения. Раскол в стране беспокоит поэта. Себя он все чаще видит в «Рус уходящей».

13. Анализ стихотворения «Я последний поэт деревни».

Каким настроением пропитано стихотворение?

Это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы и человека уходит.

Как в стихотворении соотносится деревянное и железное?

Приближается чуждый древнему «деревянному» миру «железный гость» и новые поэты, которые не будут воспевать «дощатый мост», зеленые березки. В уходящем мире все было от природы, от дерева.

14. Анализ параграфа учебника «Метафоризм Есенина» (о символике дерева).

Нужен ли поэт новому «железному миру»?

В новом «железном» мире поэту уже не петь. Поэтому поэт стоит за бедней «кадящих листвой берез».

Как вы понимаете слова «кадящие листвой березы»?

Березы «кадят», т.е. сбрасывают листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, символ осиротевшей, умирающей природы.

С какого слова начинается 2 четверостишие? Пчему?

2 четверостишие открывается глаголом «догорит». Этот глагол стоит в начале строфы, поэтому звучит особенно весомо.

Как вы понимаете слова «из телесного воска свеча»?

Свеча из «телесного воска», т.е. из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В 3 четверостишии говорится о причине гибели древнего деревянного мира. Кто же несет гибель старого мира?

«Железный гость» несет тройной смысл: машинная техника, противостоящий деревне город, новый механический мир, в котором главное – машина, а не человек.

Почему Есенин говорит о «железном госте», а не хозяине? Гость не работник, не хозяин, он чужд природе, т.к. рожден другим миром. У гостя «неживые, чужие ладони». При нем природа осиротеет.

Как перенесет природа наступление нового времени?

Ветер будет «панихидой справлять пляс». Это кощунственная пляска на дорогих герою могилах. Природа скорбит, как и поэт.

15. Чтение отрывка стихотворения «Сорокауст» (1920). Сравнительный анализ двух стихотворений.

Похожи ли два стихотворения «я последний поэт деревни» и «Сорокоуст»?

Найдите образы-символы в этом стихотворении.

У стихотворений одна тема – боль об уходящем старом мире, где человек жил в гармонии, в единстве с природой. Старый, милый Есенину мир деревни, символизирует «жеребенок», который наивен, как вся уходящая в прошлое жизни деревни. Образу «жеребенка» противостоит образ «паровоза», символизирующего бездушную цивилизацию, закованную в железо. В стихотворение также звучит мотив противостояния города и деревни.

Давайте сделаем вывод. Что остается и что меняется в образе Родины этого, послереволюционного, периода творчества Есенина?

– Остается деревенская Россия, образы родной природы.

– Меняется настроение, тональность, цвета, звуки, исчезает гармония.

16. Чтение наизусть стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая» (1925).

17. Анализ стихотворения.

Когда было написано стихотворение. К какому периоду жизни и творчества относится это стихотворение?

Стихотворение датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли.

В какой строчке обобщен трудный исторический опыт поколения Есенина?

«Радуясь, свирепствуя и мучась…».

Какие традиционные поэтические образы представлены в стихотворении?

Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя Есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу.

Какие красочные эпитеты присутствуют в стихотворении?

Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: «Все равно останусь я поэтом/ Золотой бревенчатой избы». Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотой лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью.

Как звучит финал стихотворения?

Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.

Давайте проследим, как развивается тема родины в поэзии Есенина от ранних стихов до стихотворений позднего периода.

Тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

В стихотворении «Русь уходящая» Есенин писал:

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать.

Скольжу и падаю другою.

Вывод по стихотворению 3 периода творчества:

В центре внимания по-прежнему родная деревня – символ России.

Стихотворение проникнуто грустью.

Появляется автобиографичность и исповедельность.

III. Итог урока.

Общий итог. Как меняется образ Родины на разных этапах жизни и творчества Есенина:

На глазах Есенина менялась страна, сам поэт тоже менялся, менялось его восприятие жизни. Незыбемой осталась одна любовь к Родине.

Особенности поэтического стиля Есенина:

фольклорное начало лирики,

образность

уникальность цвето-световой палитры,

максимальная приближенность образа лирического героя к автору,

ощущение кровной связи лирического героя со всем живым в мире.

IV . Задание на дом.

Напишите сочинение на тему:

    Тема природы в лирике С.А. Есенина.

    «Деревня и город («живое и «железное») в поэзии Есенина.

    Тема Родины в творчестве С.А. Есенина и А.А. Блока.

Тема родной природы в лирике С. Есенина

Он говорил, что его лирика живёт одной большой и чистой любовью, любовью к родине. Он не разделял понятия родной земли и России - для него они были едины. Он называл Русь «страной берёзового ситца». Он был – Сергей Есенин.

Одна из любимых и главных тем лирики С. Есенина – тема природы. Образы русской земли присутствуют почти во всех его произведениях. Так, стихотворение «Гой, ты, Русь, моя родная…» повествует о несказанной любви поэта к России. Уже в начале произведения, в первой строке, поэт называет её «родной», а далее создаёт образ сказочной и праведной Руси, в которой «хаты – в ризах образа», а в церквах – «кроткий Спас», то есть празднование православного Спаса.

Понятие родины для Есенина собирается из многих слов, среди которых особо значимыми являются «народ», «вера» и «природа». Как не восхититься нежностью и бережностью, с которой созданы образы близких сердцу поэта пейзажей в этом стихотворении. Это и мятая стежка, то есть тропинка, дорожка с примятой травой, по которой пробежит лирический герой, и простор «зеленых лех» – то есть, туда, где «обмежки», края вспаханного поля, полевые полосы. Наконец, это бесконечный русский простор, «конца и края» которому «не видать».

Отдельного внимания заслуживают художественно-изобразительные средства, при помощи которых автору удалось создать столь пронзительный образ родной земли. Это и эпитеты («зелёные лехи», «кроткий Спас»), и сравнения («как серёжки, прозвенит девичий смех», «как захожий богомолец»), и метафоры («хаты – в ризах образа»). Обращается автор и к цветописи. Единая картина родной земли оказывается сотканной из сини небес, соотносимой великим лириком со всей русской землей, и зелени полевого простора, и золота, сквозящего и в листве предчувствующих осень тополей, которые «звонно чахнут», и в угадываемом золоте свежего меда, который понесут в церковь на медовый спас.

Это стихотворение ещё раз доказывает нам, что Родина и природа у Есенина неразделимы, и он ни за что не отречётся от дорогого ему края.

Образ родной природы можем найти и в знаменитом стихотворении поэта «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Это произведение пропитано восхищением, с которым поэт говорит об отчем крае. Желая показать восточной девушке Шаганэ, как прекрасна его Родина, поэт находит самые точные определения для описания родной земли:

Шаганэ, ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера что-ли

Я готов рассказать тебе, поле,

Про волнистую рожь при луне.

Поэт противопоставляет восточные пейзажи русским:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий…

«Рязанские раздолья» и есть та частица необъятной синей Руси, которая породила есенинское чувство родины. Ведь именно Константиново, где вырос Сергей Есенин, сыграло огромную роль в становлении творчества поэта. Рязанская природа особенно дорога сердцу поэта. Именно описание пейзажей Рязанской губернии придают неповторимость такому шедевру лирики Есенина как стихотворение «Я покинул родимый дом…». Произведение наполнено точными эпитетами («голубая Русь», «золотая лягушка»), метафорами («золотою лягушкой луна // Распласталась»), сравнениями («Словно яблонный цвет, седина // …пролилась»), с помощью которых автор создаёт образ родных мест.

Для Есенина «святыней» является не только природа, но и крестьянский мир, неотделимый от образа родного края. Потому образы его родителей предстают словно частью дорогого сердцу пейзажа: «В три звезды березняк над прудом // Теплит матери старой грусть…», «словно яблонный цвет, седина // У отца пролилась в бороде».

Героя печалит то, что он не скоро вернётся домой, но, сравнивая себя со старым клёном, надеется, что деревня сохранит былые черты и не потеряет свои патриархальные основы.

Проанализировав лишь некоторые стихотворения Сергея Есенина, можем сделать вывод, что поэт безгранично любил свою родину и родную природу самой чистой и нежной любовью.

Ученица 9 класса

МАОУ СОШ №7

им. Г.К. Жукова г. Армавира

Тимошинова Екатерина