Грамоте учиться - всегда пригодится. Грамоте учиться – всегда пригодится Как правильно написать грамоте учиться вперед пригодится

Без муки нет науки.

Делу время, а потехе час.

Учить в долбёжку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски.

^

Кто хочет много знать , тому надо мало спать.

Повторение – мать учения.

н аука не пиво, в рот не вольёшь.

Кто много знает, с того много и спрашивают.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Век живи – век учись.

Дураку наука, что ребёнку огонь.

Делу время, а потехе час.

Лучше печатного слова не скажешь.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвёздная.

Полное невежество приводит к полному тупоумию.

При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.

Гельвеций

От мелких неисправленных ошибок легко перейти к крупным порокам.

Развязность языка сама себя корит,

Рождает сотни бед, несчастий и обид.

Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать.

Добролюбов

Не дав слово – крепись, а, дав слово, держись.

Не всегда тот, кто красиво говорит, хорошо дело делает.

Ласковое слово, что вешний (весенний) день.

Мир освещён солнцем, а человек – знанием.

За худые слова слетит и голова.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Не спеши языком, торопись делом.

Красна изба углами, а человек – делами.

Лес рубят – щепки летят.

^ Классный час на тему:

« В гостях у слова»

Учитель: Постникова Светлана Владимировна,

классный руководитель 5 класса МОУ «СОШ № 5»

Цель:

Воспитание любви к родному языку, русскому народу.

^ Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий, богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

Что такое Родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык.

^ А. Н. Толстой

Звучит колыбельная песня в исполнении А. Герман, демонстрируются слайды с изображениями младенцев.

Слово учителя

Наверное, среди нас нет ни одного человека, которого оставила бы равнодушным эта песня. Ребята, какие чувства вы испытали в момент звучания песни? Почему?

Учитель читает слова (см. эпиграф)

Учитель:

Сегодня у нас не совсем обычный классный час. Сегодня мы отправимся в гости к Слову, а нашим попутчиком будет герой, которого мы никогда не видели, но между тем мы не можем представить жизни без него , он стал нашим другом с того момента, когда мы появились на свет. Вы догадались, о ком я говорю?

Конечно, это язык. Русский язык.

Входит язык.

Язык :

Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть! С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана со мной. Когда вы были совсем маленькими, какое слово сказали первым?

(Мама, папа)

А ведь это был я. А когда вы слушали мамину колыбельную, бабушкины сказки, папины шутки-прибаутки, - это тоже был Я.

Учитель:

Действительно, ребята сказки, прибаутки, песни – это и есть язык. Всю свою жизнь человек находится в мире языка. Язык – наш слуга и господин, это очки, без которых нам не разглядеть окружающего мира. Он наш друг и враг одновременно.

Язык:

Да, Светлана Владимировна права, я могу быть разным, я не стою на месте, я развиваюсь. В этом ларце собраны свидетельства моего развития - мудрые народные мысли, бережно сохранённые историей. Много в моём ларце народной мудрости, всю не перескажешь!

Учитель:

Ребята, о чем говорит язык? Что является мудростью народа?

Язык:

Конечно, вы правы. Это пословицы – «цвет народного ума», как называл их Владимир Даль. Тысячелетиями живут и накапливаются в языке сокровища человеческой мысли и опыта, в них – ум человека, национальная история. Давайте прикоснёмся к жемчужинам мудрости народной.

(Ученики помогают достать из ларца свитки, читают пословицы, комментируют их)

^ Не спеши языком, торопись делом.

Русский язык – язык великого народа, потому и сам велик.

Язык мудрого – в сердце, сердце глупца – на языке.

Без языка и колокол нем.

Язык телу якорь.

Язык поит и кормит и спину порет.

Хромое слово – хромая речь.

Язык мал, а великим телом владеет.

Язык:

А какие пословицы о языке знаете вы? Молодцы, ребята! Примите же этот ларец, наполненный любовью народа к вам!

Учитель:

Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,

Без хлеба и соли не будет и песни.

Учитель :

Как метко и образно русское слово. Как ярка и красочна русская речь. Сколько слов замечательных о нашем родном крае.

Возьмите у себя на столах круг.

Что он может символизировать? (земной шар, солнце, хлеб.)

Круг – это символ вечности, вечной жизни.

Давайте возьмем волшебные краски и покажем как мы чувствуем свою родину, какая она? (Задача передать свое отношение к родному краю. Учащимся выдаются раскраски с изображением русской природы).

Звучит песня: «Березы» в исполнении Н. Расторгуева, учащиеся работают на фоне музыки.

После выполнения работы рисунки прикрепляются на доске.

Учитель :

Какие теплые слова, хочется произнести?

Ответы учащихся .

Вы произнесли добрые, ласковые, красивые слова, понятные и родные. Мы в классе тоже родные друг другу. Вместе учимся, играем, дружим, радуемся и грустим.

Дети становятся в круг, читают стихотворение:

- Где же ты, Россия, начиналась?

- На лугу и в поле за страдой

- Чем же ты, Россия, умывалась?

- Ладожскою чистою водой.

- Чем же ты, Россия, красовалась?

- Что цвело, брала себе в полон.

- От какого горя отбивалась?

- от того, что шло со всех сторон

- Где же ты, Россия, расселилась?

- На холмах зеленых, у воды

- Как же ты, Россия, веселилась?

- От веселья плакали лады.

- Как же ты, Россия, говорила?

- Так что б слово придавало силы

- Кто прославит и продлит твой род?

- Мудрый и великий наш народ!

Во время чтения стихотворения дети из рук в руки передают клубок, нитку оставляя в руках, к концу стихотворения получится замкнутый круг, символизирующий единение всех людей, земной шар, где наша Родина его часть.

^ Как вывод, после паузы, звучат слова ( читают ученики):

Берегите Россию, нет России другой,

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть,

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

Берегите Россию, нет России другой.

Учитель:

Берегите Россию, добрыми красивыми поступками и словами, которые достались нам от великих наших предков, старайтесь задумываться над тем, что вы произносите.

Долина слов нашего языка бесконечна и безгранична. Мы только начали свой путь по бескрайним просторам нашего языка.

Звучит музыка, продолжается кинофрагмент.

На фоне этого учитель читает:

Я лечу над Россией, словно в сказочном сне,
И дубы вековые машут крыльями мне.

^ Как весны позывные слышу крик журавлей ,
Я лечу над Россией, над Россией моей.
Купола золотые, тополей седина,
О, Россия, Россия, Ты такая одна.

Наш классный час подошел к концу. Но не закончились наши беседы о слове, родном крае.

Приложение 1


  1. Белая красавица, очень людям нравится,
Растет под небом синим, как символ всей России

  1. Благо для окружающих

  1. Наклонись в тишине, прикоснись – ка ко мне.
Посиди надо мной и умойся водой.

Я - источник в лесу, счастье радость несу.


  1. Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живешь.

Ты его береги, край любимый- ….. (Сибирь)


  1. Полноводна, непокорна да с хрустальною водой
Дочка гордая Байкала, с величавой красотой.

  1. ^ Все прекрасное в окружающем мире

По вертикали РОДИНА

Классный час на тему:

«По дороге к слову»

Учитель: Лебедева Евгения Васильевна,

классный руководитель 2 класса МОУ «СОШ № 5»

Цель :

Воспитание чувства патриотизма средствами родного языка.

Оборудование:

Различные виды словарей, на доске кроссворд «Русский язык», портреты детских писателей, карточки с текстом отрывок из сказок, плакаты – афоризмы о русском языке, пословицы.

Плакаты:

1.«Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом».

Сабир Абдулла

2.«Я ко всем наукам путь имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским величавым языком»

И. Данилов

3.«Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий,

где нужно – страстный,

где нужно – живой!»

Грамоте учиться всегда пригодится.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Грамоте учиться всегда пригодится." в других словарях:

    ГРАМОТА, грамата жен. уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ говорит: знать грамоти. | Граматой ·наз. всякое царское письмо, писание владетельной особы; ныне рескрипт; | свидетельство на пожалование лицу или… … Толковый словарь Даля

    ПРИГОДИТЬСЯ, пригожусь, пригодишься, совер. Оказаться годным, полезным для чего нибудь. «Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.» (посл.) «Грамоте учиться всегда пригодится.» (посл.) «Давай и веревочку, и веревочка в дороге пригодится.»… … Толковый словарь Ушакова

    Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Побольше грамотных, поменьше дураков. Не складна челобитная складом, складна указом (смыслом). Не складна (не красна) письмом, складна (красна) вымыслом. Не красна… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Артист Московской императорской сцены; род. 6 ноября 1788 г. в селе Красном, что на речке Пенке, Обоянского уезда Курской губернии, в крепостной семье графов Волькенштейнов, у которых отец его, Семен Григорьевич, был дворовым человеком… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Тетрадь для практических занятий учащихся 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы (уроки комплексной коррекции). Учебное пособие для учащихся. В 2-х частях. Часть 1 , Чернышова Елена Анатольевна. Тетрадь для практических занятий учащихся 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы. Часть 1 содержит: Тема 1 "Грамоте учиться - всегда пригодится" Тема 2" Каков…
  • Грамоте учиться - всегда пригодится , Р. А. Чаурина. Настоящее пособие составлено на материале более трех тысяч пословиц и поговорок народов мира и включает в себя около семисот заданий. Каждая из восьми тем в пособии рассматривается не…
  • Грамоте учиться всегда пригодится. Дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы , Филипченко М.П.. Пословицы, поговорки и загадки, подобранные к основным правилам русского языка, многие из которых сейчас малоизвестны, несомненно, смогут стать для преподавателя незаменимым дополнительным…
08.09.2017

Вопрос «ты что, неграмотный?» уже давно считается ироническим. В самом деле - кто хуже, кто лучше, но читать и писать у нас может всякий, гордиться этим умением никому и в голову не придёт. Международный день грамотности приходится как раз между Днём знаний (1 сентября) и Всемирным днём учителя (5 октября). Возможно, именно поэтому он не так уж широко отмечается в нашей стране.

Первого сентября все дети России отправляются за школьные парты, «буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь». Есть у нас праздник славянской письменности, День русского языка, отмечаемый в день рождения Пушкина и отдельно – День книги. Казалось бы, нет причин отдельно отмечать День грамотности. И всё же это хороший и нужный праздник.

В 1965 году в Тегеране (Иран) прошла Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности. День её открытия, 8 сентября, и стал датой нового праздника, объявленного ЮНЕСКО в 1966 году: Международным днём грамотности.

Разумеется, сейчас понятие грамотности уже далеко выходит за рамки простого знания букв. Грамотность-2017 предполагает свободную ориентацию в мире высоких технологий, крепкую фундаментальную базу, достаточную для получения новых качественных знаний, открытый доступ к образованию, невзирая ни на имущественные, ни на половые, ни на какие другие различия. Собственно, тема этого года была определена в ЮНЕСКО как «Грамотность в эру цифровых технологий».

Тем не менее на планете до сегодняшнего дня более 700 млн взрослых остаются неграмотными в самом прямом смысле слова. Две трети из них – женщины. Множество детей не могут посещать школу – и ООН борется с этой проблемой, привлекая внимание людей во всем мире, финансируя образовательные проекты, награждая тех, кто способствует распространению грамотности на планете.

А как обстояло дело с грамотностью в России?

Умеешь ли грамоте?

До революции вопрос «умеешь ли грамоте?» никого не удивлял. И ответ на него нередко был отрицательным. Впрочем, даже некоторые «умеющие» сегодня смотрелись бы сущими неучами: можешь подписать своё имя – вот и хорошо. Часто бывало, что человек лишь читал по складам, а писать не умел вообще. Про таких говорили «полуграмотный».

Достаточно трудно однозначно ответить, как обстояло дело с грамотностью в Древней Руси. С одной стороны, огромное количество берестяных грамоток, найденных в Новгороде при раскопках, свидетельствуют: новгородцы пользовались всеми преимуществами письменности. Они слали друг другу просьбы, распоряжения по хозяйству, любовные признания (очевидно, довериться бересте было легче, чем говорить о своих чувствах).

Кстати, одна из берестяных грамоток – это упрек от девушки её пропавшему возлюбленному (грамота № 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! А тебе, я вижу, это не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришёл. Может быть, я тебя по своему неразумию задела, но если ты начнёшь надо мною насмехаться, то суди тебя Бог и я, недостойная».

Великий Новгород вёл широкую торговлю с Европой, в вольном городе купцов и ремесленников грамотными были и мужчины, и женщины, и дети. Шестилетний малыш Онфим, имя которого нам известно, потому что он подписался, стал настоящей «звездой» археологии – его немудрёные рисунки, выцарапанные на бересте, украшают обложки солидных научных трудов. Онфим и его друг Данила забавлялись, рисуя на бересте, возможно, прямо на уроке, совсем как школьники нашего времени.


Берестяная грамота Онфима

Разумеется, не только новгородцы учились грамоте и обменивались посланиями. Берестяные грамоты находят и в Вологде, и в Пскове, и в Рязани со Смоленском. Просто в Новгороде болотистая почва позволила хрупкой бересте «законсервироваться» – таким образом до учёных дошли «грамотки», датируемые едва ли не XII веком. Кроме того, учёные доподлинно знают об училищах, организованных князьями (им были нужны грамотные священники и управляющие).

К сожалению, войны, смуты, набеги завоевателей губили отечественную культуру. В пожарах сгорали библиотеки и школы, образованные люди гибли или попадали в рабство. Увы, как и сегодня, там, где идет война, мало у кого хватает сил и времени учиться. В результате не только князья, бояре и воины, но даже священство в массе своей оказалось «некнижно» . Зачастую рукополагали и вовсе неграмотных попов, которые совершали богослужения по памяти – или как Бог на душу положит (на это жаловался епископ новгородский Геннадий, говоря, что некого «ставить в попы» , и учиться ставленникам не у кого). Геннадий бил челом царю Ивану III, прося о создании школ, в которых бы накрепко учили азбуке, а потом чтению по Псалтыри, но пользы это особенной не принесло. Когда ставленников (кандидатов в священнослужители), спрашивали, почему они мало умеют грамоте, те отвечали: «Мы учимся у своих отцов или у своих мастеров, а больше нам негде учиться; сколько они знают, тому же учат и нас. А прежде в Российском царстве, на Москве и в Великом Новгороде и по иным городам многие училища бывали, грамоте, и писать, и петь, и читать учили, и потому много было тогда гораздых грамоте, и писать, и петь, и читать, и были певцы, чтецы и добрые писцы, которые славились по всей земле и доднесь».

Книги и книжники

В какой-то момент, когда в Новгороде вспыхнула ересь «жидовствующих», священники ничего не могли поделать: им просто не хватало компетенции спорить с грамотными еретиками, которые, в отличие от них, умели читать, знали иностранные языки и могли аргументировать свои слова точной библейской цитатой. Как особая редкая добродетель героя-богатыря в былинах всегда отмечается его образованность – что он «крест кладёт по-писаному, поклоны ведёт по-учёному».

Знаменитая библиотека Ивана Грозного, богатству которой дивились те немногие, кто её мог увидеть и оценить, оставалась лежать в скрытых покоях Кремля мёртвым грузом – государи московские не могли их прочесть. Книги на латыни, греческом и еврейском (числом более 800), в своё время привезённые с Востока, долгое время хранились под замком, а потом и вовсе исчезли, став одной из многочисленных московских легенд.

Библиотеки при монастырях, разумеется, использовались куда более рачительно, но к ним не было доступа ни для белого духовенства, ни тем более для мирян.

На Стоглавом соборе при участии Ивана Грозного было решено, чтобы дьяки и попы у себя в домах учили детей грамоте, письму, церковному пению, «чтению налойному» (с аналоя). К сожалению, эта хорошая инициатива не получила достаточного развития. Кроме того, рукописные книги, по которым и надлежало бы учиться читать, содержали в себе такую массу ошибок, описок, неверно понятых мест, что, как свидетельствовал Иван Фёдоров, первопечатник российский, «среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов».

Иван Грозный не щадил средств, пытаясь устроить в Москве печатни, – и наконец-то среди русских людей появились истинные подвижники книжного дела – Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец. Из Польши был привезён печатный станок, выпущены первые книги – «Апостол» и «Часослов». Но несмотря на щедрое финансовое обеспечение лично от Ивана Грозного, несмотря на успех предприятия и покровительство на самом высоком уровне, всё закончилось печально – по русской пословице «жалует царь, да не жалует псарь» . Английский дипломат и мемуарист Дж. Флетчер писал, что однажды ночью типографию подожгли – станок и дорогостоящее оборудование сгорело дотла, мастерам чудом удалось избежать гибели. Флетчер указывал, что это было устроено руками невежественного духовенства, которое боялось, «чтобы не обнаружилось их собственное невежество и нечестие» . Флетчер не был прямым свидетелем: он приехал лишь через полсотни лет и описывал происходившее с чужих слов. Доподлинно известно, что Иван Фёдоров со товарищи и вправду были вынуждены покинуть родину, взяв с собой настоящее сокровище – резные гравировальные доски и шрифты (очевидно, уцелевшие во время пожара). Как бы то ни было, дальнейшие труды первого российского книгопечатника-москвитянина продолжались уже в Европе.

Борис Годунов всерьёз намеревался изменить ситуацию и устроить светские школы, но, видимо, к политикам по имени Борис в России судьба явно не благоволит. Неурожайные годы, смерть государя и последовавшая за тем Смута свела на нет все его труды. И хотя постепенно в крупных городах начинали появляться учебные заведения (к примеру, Еллино-греческая академия братьев Лихудов, впоследствии ставшая знаменитой Славяно-греко-латинской академией), всё же грамота оставалась уделом весьма немногих, кому повезло родиться в нужной семье и в нужном месте, – или кому не мил был свет без учения.

Впрочем, отдельным слоям населения грамота была необходима – и родители заботились об образовании отпрысков. Таковы были старообрядцы, которые не мыслили себя без строгого следования канонам и сохраняли «неиспорченные» книги, избежавшие правки. Сосланные и гонимые священники старого толка рассылали многочисленные послания своим духовным детям, эти наставления свято берегли, прочитывали, переписывали и прятали от чужих глаз. Разумеется, трудно было обходиться без грамоты северным поморам, суровым мореходам. Чтение карт, сопровождающие записи – всё это требовало хотя бы минимальных познаний. В глухой двинской деревне Холмогоры, как мы помним, у юноши Михайлы Ломоносова была возможность заниматься по ведущим учебникам того времени: «Грамматике» Мелетия Смотрицкого, «Арифметике» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворной Псалтыри» Симеона Полоцкого – потому что местный дьячок имел весь комплект, ставший «вратами учёности» для первого российского академика. И это при том, что о стотысячных тиражах и рассылке учебников по всем медвежьим углам страны не было и речи. Вот такой дьячок был в деревне Холмогоры.

Игра в солдатиков

Пётр Великий, пожалуй, впервые осознал необходимость широкого начального образования своих подданных. Если отпрысков состоятельных и знатных родов отправляли учиться за рубеж, чтобы в кратчайшие сроки подготовить грамотных специалистов, то для дворянских недорослей средней руки были разработаны специальные арифметические школы. Первую такую открыли в 1701 году в Москве, при Навигационном училище. Детям 10-15 лет преподавали геометрию, арифметику, учили чтению и, конечно, нравственности и этикету. Вторая такая же экспериментальная школа была открыта в Воронеже, где Пётр в то время рассчитывал построить российский флот. Идея с флотом провалилась, оставив очень ощутимую дыру в бюджете, но цифирная школа царю в результате понравилась – и с 1714 года при архиерейских домах и монастырях было велено учреждать такие же учебные заведения.

Казалось бы, всё шло отлично. Ещё через некоторое время практически в каждом городе было две государственных школы – одна духовная, другая арифметическая, готовившая военных, промышленников, моряков – всех, кто мог бы понадобиться государству.

Проблемы начались на уровне реализации. Учителя настаивали на железной дисциплине и внедряли её драконовскими методами. Прок от учения далеко не всегда был заметен, а самое главное – неясен для родителей. В конце концов купцы и коммерциалы собрались и подали царю челобитную, в которой умоляли освободить их детей от школы. Мотивация была самая простая: любой купец приучает своё детище с младого возраста к работе, объясняя все тонкости заодно с грамматикой и арифметикой, заставляя практиковаться в своей лавке или в дальних разъездах по стране, к вящей пользе государевой. А тут в самые плодотворные для освоения ремесла годы детей только и делают, что порют и учат невесть какой ерунде. Откуда же возьмётся новое поколение купцов, если после такой учёбы молодой человек лишь даром потерял время? А не будет торговли – не будет и налогов, не на что будет содержать армию, строить корабли…

Петр подумал и согласился, разрешив купеческим детям заниматься дома. Дети священников, разумеется, отправлялись в епархиальные духовные школы. Так, в цифирных школах практически не осталось учеников. Народ не оценил предложенной ему идеи начального государственного образования – с другой стороны, уж слишком страшным и бессмысленным было её воплощение.

Для солдатских детей при гарнизонах была открыта сеть гарнизонных школ, где с 7 лет мальчиков обучали грамоте, арифметике, военным упражнениям (экзерциям), а после тех, кто проявлял хорошие способности, учили дальше – на писарей, младших офицеров, военных музыкантов, артиллеристов, а всех прочих определяли или в военную службу, или приставляли к ремёслам. Кожевенники, кузнецы и столяры были нужны армии в гигантских количествах. Государство худо-бедно обеспечивало воспитанников едой, одеждой, книгами и всем необходимым для обучения, раз в три года выдавали овчинную шубу, шапку, штаны, со времени зачисления в школу обучающемуся платили небольшое жалование.

Кантонист, 1892, Харьковский художественный музей

Через некоторое время гарнизонные школы были реструктурированы в школы кантонистов, куда собирались дети солдат, а также малолетние рекруты – евреи (еврейских мальчиков-рекрутов разрешалось призывать с 12 лет, по 7 человек с каждой 1000 мужчин, и очень часто родители со слезами жертвовали младшими сыновьями, ещё не прошедшими гиюр, чтобы избавить от царской службы старших), а также цыгане, дети мятежных поляков и мальчики-сироты. Инославных и нехристиан специально увозили подальше от родных мест – и всеми силами склоняли к переходу в православие. За это полагались определенные блага, в том числе большое денежное вознаграждение, а упорство могло стоить мальчику очень дорого. Кантонистские военные заведения обеспечивали армию писарями, аудиторами, кондукторами и картографами, а также военными музыкантами, то есть в сущности всё было не так уж и плохо. Но жизнь кантонистов была настолько безотрадна, что многие рекруты до конца дней не могли простить своих родителей, отдавших их на эту каторгу, от которой не было избавления: срок службы составлял 25 лет, и годы школьной муштры не засчитывались. Малолетние кантонисты, приходя на службу здоровыми крепкими детьми, таяли как свечи от муштры, дурного питания, отсутствия лечения и произвола командования. Смертность в школах кантонистов была очень высокая. При Александре II эти школы в знак особой монаршей милости при коронации были переоборудованы в обычные школы военного ведомства, а всем обучающимся там детям позволили вернуться к родным, если они того хотели и если им было к кому возвращаться.

Так обстояло дело с солдатами, путём страшных мучений и зачастую против собственной воли получавших образование. А что же с крестьянами?

«Легли в коробку книжечки»

Мы привыкли считать, что грамотных среди крестьян практически не было, что вся эта «тёмная и косная» масса с грамотностью ничего общего не имела. А на самом деле – всё совсем не так. То, что среди крестьян XVIII века были грамотные люди, – несомненно: историки имеют массу документов, написанных и подписанных крестьянами (челобитные, «сказки», допросные листы). Некоторые, впрочем, добавляли: «Грамоте читать знаю, а писать скорописью не умею и тому не учивался» . Екатерина II планировала тотальное образование для мужского сельского населения России, но – увы – денег, учителей, учебников для осуществления этого плана катастрофически не хватало, идея народных училищ реализовывалась медленно и в недостаточном количестве (на всю Россию в 1786 г приходилось едва ли 40 училищ, домашних пансионов и сельских училищ, с 136 учителями и 4398 учащимися).

Не лучше оставалось положение с народными училищами и в первой трети XIX века. Хотя вновь созданное Министерство народного просвещения выработало отличный план по обеспечению начального образования для народа, всё осталось на бумаге. Ответственность за обучение крепостных детей и содержание школ возлагалась на помещиков – и многие из них охотно устраивали у себя школы, следили за успехами детей, награждали отличившихся, а наиболее талантливых отправляли учиться дальше, видя в том пользу и для себя.

Но далеко не все помещики разделяли точку зрения, что крепостному нужно образование. Крестьянству официально был закрыт пусть в высшие государственные школы (Ломоносов, чтобы поступить в Академию, назвался дворянским сыном), но зато оставался широкий простор для частной инициативы. Местное священство за определённую плату учило детей читать и писать, кроме того, существовали так называемые «вольные учителя», основным ремеслом которых и было обучение крестьянских детей. Иной раз этим занимались вышедшие в отставку солдаты, странствующие монахи, семинаристы, заштатное священство. Зажиточные крестьяне могли в складчину приглашать таких «гулящих» (то есть не приписанных к определенной земле)учителей в своё село – и сообща устраивать «вольную школу», обеспечивая учителя жильём и едой.

В первый же базарный день после начала обучения родители покупали ученикам по азбуке и по указке. Заниматься начинали после совместной молитвы. Вначале изучали церковнославянскую азбуку и твердили «склады» (все возможные сочетания согласных и гласных). Затем переходили к чтению по Часослову, Святцам, Псалтыри, после чего приступали к гражданской азбуке, и тогда приобретались новые учебники. Переход от одной учебной книги к другой был праздником и для учителя, и для детей, и для родителей.

Бегло читать «и по-церковному, и по-граждански» дети выучивались, как правило, за две зимы. Обычно учение в деревнях начиналось 1 декабря, когда закончились крестьянские работы. В этот день отмечали память пророка Наума, и будущие ученики молились: «Святой пророк Наум, наставь меня на ум!» Разумеется, книги в крестьянской среде были по большей части рукописными и полезными в хозяйстве – «духовные» (с поучениями), лекарственные (с рецептами от всех болезней), песенники и т. д. Читать и слушать «про божественное» в русской деревне очень любили. Также популярны были лубки – отпечатанные и грубо раскрашенные картинки, сопровождаемые текстом.

Много позже, когда книгопечатание уже вполне развилось, выпускались специальные книги для крестьян – самые дешёвые и простые. Как ни странно, русские книги, ставшие теперь классикой, среди крестьянства популярностью не пользовались. Некрасов, довольно точно описывавший быт крестьян, перечислил книги, которые у купца оптом забирают бродячие офени – книготорговцы:

Спустил по сотне Блюхера,

Архимандрита Фотия,

Разбойника Сипко,

Сбыл книги: «Шут Балакирев»

И «Английский милорд»...

Что же читали грамотные крестьяне в XIX веке? Всё то же – поучения архимандрита Фотия, «Военные подвиги и анекдоты прусского генерал-фельдмаршала и орденов разных государств кавалера Блюхера» (впрочем, на ярмарке у Некрасова речь, скорее, шла о портретах бравого генерала – с орденами и орлиным взглядом), лубочную книгу Матвея Комарова «Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы», а также сборник анекдотов шута Балакирева, жизнеописания известного разбойника Ваньки Каина – и авантюриста Сипко, выдававшего себя то за военного офицера, то за дворянина. В сущности, тот же по духу ассортимент мы встретим в любом книжном киоске.

Научившись читать и получив возможность покупать дешёвые книжки, крестьяне при всем богатстве выбора предпочитали литературу с занимательным авантюрным сюжетом и пылкими страстями. Русская литература с ее психологизмом, углубленным вниманием к внутреннему миру героя, пространными описаниями пейзажей в этой среде не котировалась вообще, хотя отдельные произведения Пушкина, Карамзина и Гоголя пользовались популярностью, так же как романы Майн Рида и… «Потерянный и возвращённый рай» Джона Мильтона. Это было и о «божественном», и о чувствах.

Уважали в деревнях и прессу – выписывали газеты и порой иллюстрированные журналы – «Ниву» и «Родину». Часто практиковалось «общее чтение» – все собирались вечером в одной избе - и грамотные (иногда малолетние ученики) читали общему собранию выбранную книгу. В. П. Вахтеров, российский педагог-просветитель, писал: «Всякий, кто наблюдал за чтением в деревне, кто видел, с каким трепетом сердечным следят деревенские читатели за терзанием героя рассказа, с каким восторгом узнают они о его удачах, кто слышал этот искренний, неудержимый гомерический хохот деревенской аудитории, когда положение действующих лиц рассказа становится комичным, видел эти слёзы наиболее впечатлительных слушателей, сопровождаемые вздохами и восклицаниями других при талантливом воспроизведении кем-нибудь печального события, кто слышал суждения крестьян по поводу просто и толково прочитанного, тот знает, что при хорошем чтеце талантливая, интересная и доступная пониманию народа книга оставляет неизгладимый след в душе простолюдина, входит в его мировоззрение, становится заметным фактором в его духовной жизни».

«Наш великий, могучий, правдивый и свободный…»

Сдвинулось с мёртвой точки дело лишь после освобождения крестьян. Александр II с его реформами добился того, о чём тщетно хлопотало столько организаций до него. Земские школы работали не на бумаге, кроме того во второй половине века в деревню хлынуло масса волонтёров-разночинцев, желающих учить и просвещать взрослых и детей. Молоденькие барышни-учительницы, тысячи безвестных энтузиасток, отправлялись в деревню, как миссионеры в далёкие земли. В сущности, они довольно мало знали реальный народ и руководствовались, скорее, благими идеями и некими умозрительными теориями.

«Народники», желавшие сами «учиться у народа», «приникнуть к корням», найти своё место в мире, в массе своей испытывали после столкновения с «мужичками» глубочайшее разочарование. Политическую агитацию крестьяне срывали сами, сдавая полиции непонятных господ, рядившихся в мужиков и говоривших крамольные речи. А «учителки» и врачи, шедшие «в народ» как на подвиг, скорее, были головной болью для местной администрации. Да и не особенно жаждали крестьяне отдавать своих детей в учение. Бесплатной медицинской помощью пользовались охотно, а вот ради книжки отрывать «малого» от работы соглашались не все. Земские школы – хороши они были или не слишком, – но всё же решали дело лучше, чем все предыдущие попытки государства и прекрасные порывы «народников».

В 1897 году в Российской империи состоялась первая Всеобщая перепись населения. Это был очень серьёзный проект, в нём принимало участие множество людей, одним из деятельных ее организаторов был П. П. Семенов-Тян-Шанский. В перечне вопросов, на которые отвечали все жители империи, под номером 12 полагалось ответить, грамотен ли опрашиваемый. И если умеет читать – то где обучался. По результатам этой переписи мы доподлинно знаем, что уровень грамотности в европейской части России составил 21,1 %, причём среди мужчин он был существенно выше, чем среди женщин (29,3 % и 13,1 %, соответственно). По всей же Российской империи – 19,78 %. Естественно, что в отдельных губерниях грамотность была очень высокой, в отдельных – крайне низкая, но общий факт остаётся фактом. До поголовной, стопроцентной грамотности было очень далеко. Кроме того, грамотность среди крестьян очень сильно зависела от имущественного положения, величины земельного надела. Зажиточные могли подумать о таком важном деле, а для бедняка это всё оставалось пустой тратой времени. Увы, даже и выучившись грамоте, люди довольно быстро забывали её, если не было практики.

В 1916-м 80% призывников были грамотными

При Николае II общественное образование стало одной из самых насущных задач. В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1,5 млрд рублей золотом. В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек. Министерство народного просвещения в 1911 году не без гордости отчитывалось: «Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что русская начальная народная школа, до весьма недавнего времени существовавшая главным образом на счёт местных средств, ныне же поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным».

Это были не простые слова. Во всех уездных городах России были гимназии – с высоким уровнем преподавания. В 1916 году уже 80 % призывников были грамотными. Анкета, проведённая в 1920 г., установила, что 86 % молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать, и научились они этому до революции, а не в годы Гражданской войны. Да и в первые годы Советской власти учителями были выпускники тех самых земских школ и гимназий. Учить тогда умели.

Накануне Первой Мировой войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов, из них студентов из низших слоев (из разночинцев, рабочих/цеховых/крестьян и пр.) было в среднетехнических учебных заведениях — около 80 %, в технических вузах – более 50 %, в университетах – более 40 %. И эти цифра росли и росли. К сожалению, после революции и связанных с нею катаклизмов эта цифра упала катастрофически. В 1927 году на XV съезде ВКП (б) Н. К. Крупская жаловалась, что грамотность призывников в 1927 году значительно уступала грамотности призыва 1917 года – за каких-то десять лет всё «просело».

Увы, ликвидация тотальной безграмотности совершалась руками тех, кто её же и организовал. Среди «раскулаченных», высланных, лишенцев, репрессированных и просто расстрелянной «контры» были не только злостные враги нового строя и идейные противники, но и те, кто по каким-то причинам не нравился воинствующей посредственности, дорвавшейся наконец до власти. Страна была подвергнута шоку, крестьянство поставлено на грань уничтожения организованными голодоморами и продразвёрстками, при которых изымался даже посевной фонд (то, что потом было названо изящным словом «перегибы») – когда речь идёт о выживании, уже не до образования. Особенно если обвинения «ишь, шляпу надел» и «чо, самый грамотный тут? » были достаточной причиной для самосуда на месте. Согласно переписи населения 1937 года, 30 % женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя в стране декларировалась всеобщая грамотность. Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Её организаторов репрессировали, перепись 37 года вощла в анналы истории как «расстрельная». Катастрофически упавший уровень грамотности населения удалось хоть как-то исправить лишь к 50-м годам ХХ века, уже после Великой Отечественной.

Наверное, нам, уже не представляющим, что взрослый человек в нашей стране может не уметь читать и писать, сейчас кажется, что эту страницу в истории мы уже перевернули. На самом деле, не стоит забывать: грамотность – это не столько привилегия, сколько показатель. Это спокойная жизнь населения, определённый достаток, уважение к умственному труду, это высокий уровень развития науки и искусства и даже самоуважение к себе как к единице языка. Грамотность народа – это не про низкий или высокий балл за ЕГЭ и не про оценку в журнале. Собственно, об этом и напоминает ЮНЕСКО, уже в 51 раз отмечая Международный день грамотности.

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
Оборудование: выставка книг о языке, сборник пословиц, поговорок. Пословицы, высказывания о языке

* Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками.
И. С. Тургенев

* Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Пословица

* С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
К. Г. Паустовский

* Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
Пословица

* Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий.
В. Г. Белинский

Вступительное слово учителя
Жизнь человека с раннего детства и до глубокой старости неразрывно связана с языком. Ребенок еще не на¬учился говорить, а он уже слышит от матери песенки, сказки. Мы вырастаем, идем учиться в школу, а затем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через них узнаем, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благо¬даря словам. Ребята, а как вы выдумаете: что же такое слово? (Ответы учащихся: Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. СИ. Ожегов.)
По определению Владимира Ивановича Даля, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь». И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Ведь слова составляют язык.
В нашей игре проверим, как знатоки русского языка могут ориентироваться в огромном море слов. Они докажут нам, что с языком они дружны, покажут веселую игру ума и воображения, проявят свою находчивость и, конечно же, юмор.
Ученики делятся на три команды. Ведущий — учитель.

Ведущий. Для начала командам предлагаю шутливую, но хитрую разминку.
Разминка
1. Что общего то общего у дня и ночи? («Ь» на конце.)
2. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)
3. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
4. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Сто¬нет.)
3. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)
6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный» язык, язык Пушкина, вареный язык.)
Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что вареный язык к наше¬му языку никакого отношения не имеет. Это — омонимы, т.е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам нет никакого дела до того, что когда-то они были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и «человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.

Первый конкурс. Конкурс знатоков ударений.
К доске, на которой написаны слова, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение.

I: Агент мельком гусеница мусоропровод торты балуюсь комбайнер

II: столяр красивее газопровод звонит вахтёр щавель силос

III: алфавит километр свекла банты квартал тефтели понял

Пока ребята справляются с ударениями, мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы по праву гордимся этим наследием, которые создал наш народ, и в нашей речи продолжаем употреблять пословицы и поговорки.
Назовите пословицы, в которых употребляются разные числа. Например, семь раз отмерь, один раз отрежь.

Второй конкурс. Конкурс знатоков поговорок
1. Благодаря этой поговорке можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.)
2. В какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)
3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)
4. Плеваться некрасиво, но когда из-за плевка можно даже умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.)
5. Какая поговорка напоминает нам о каком-то событии, которое неизвестно, было ли когда-нибудь. (После дождичка « четверг.)
6. В какой пословице говорится о том, что рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому Бог подает.)

Третий конкурс. Конкурс знатоков пословиц.
Ведущий. Следующее задание - подобрать окончания к пословицам.
1. Сам пропадай - … (а товарища выручай).
2. По одежке встречают - … (по уму провожают).
3. Семь раз отмерь - … (один раз отрежь).
4. Глаза страшатся - … (а руки делают).
5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).
6. Грамоте учиться - … (всегда пригодится).
7. Любишь кататься - … (люби и саночки возить).
8. Не зная броду - … (не суйся в воду).
9. Что посеешь - … (то и пожнешь).
10. Старый друг - … (лучше новых двух).
11. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).
12. Береги платье снову - … (а честь смолоду).
13. Не место красит человека - … (а человек место):
14. Кто не работает - … (тот не ест).
15. В учении трудно- … (легко в бою)
16. Лучше умный молчун - … (чем речистый болтун)
17. Слово не воробей - ….(вылетит – не поймаешь)
18.Не имей сто рублей - …(а имей сто друзей)

Четвертый конкурс. Придумать мини-рассказ по пословице
1. Тише едешь, дальше будешь
2. Кончил дело, гуляй смело.
3. Один в поле не воин.
(На выполнение задания дается 1-2 минуты).

Конкурс для болельщиков «Семь и один».
Болельщикам предлагается вспомнить как можно больше пословиц с числом «один» и «семь».
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Один за всех, и все за одного
Один в поле не воин.
Семеро с ложкой, один с сошкой.
Семь бед — один ответ.
Одна пчела много мёду не натаскает.
Одной рукой и узла не завяжешь.

Ведущий. А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. Как, где и почему они появляются?
Двусмысленные выражения могут приходить к нам и из сказок, написанных русскими или иностранными писателями. Очень много словосочетаний заимствовано из басен, песен, рассказов, романов.. Из басен И.С. Крылова вошли в нашу речь такие крылатые выражения, как: «Рыльце в пушку»;
«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!»; «Кто в лес, кто по дрова»;
«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»;
«Медвежья услуга» и многие другие.
Попробуйте вспомнить какие-либо словосочетания из прочитанных вами произведений и объясните их значение.

Пятый конкурс. Объясните фразеологизмы

1. А Васька слушает, да ест (И. С. Крылов). Так говорим, когда один понапрасну, впустую тратит слова на убежде¬ние, а другой, уверенный в безнаказанности, продолжает заниматься своим делом.
2. А ларчик просто открывался (И. С. Крылов). То есть зачем было мудрить, тогда как все это решается очень легко.
3. Слона-то я и не приметил (И. С. Крылов). Смысл этих слов: заметить мелочи, но не увидеть самого главного, существенного
4.Выражения, которые мы с вами то и дело употребляем в разговоре, приходят также и из песен, пословиц и поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их называют народными.

Шестой конкурс. Конкурс загадок.

Ведущий. Загадка – это мудреный, замысловатый вопрос, в котором что-то загадано «под маской», под личиной.
Каждой команде дается по загадке (в порядке очередности):
1. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна).
2. Шли сообща: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (Дед, отец, внук).
3. Шли две матери с дочерью, да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога.
По многу ли досталось? (По полпирога.)
4. Что с козлом после шести лет бывает? (Седьмой пойдет).
5. Шесть ног, две головы, один хвост – что это такое? (Всадник и лошадь).
6. У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Руки и пальцы)
7.За домом у дорожки
Висит пол-лепешки.
Без рук, без ног, зато с рогами,
А ходит он под небесами. (Месяц)
8.Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Созвездие Большой Медведицы)
9.Плавает туда-сюда
Целый остров изо льда.
Над водою - ухо,
Под водою - брюхо. (Айсберг)
10.С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает. (Водопад)
11. Носит бабка
Снежную шапку,
Каменные бока
Закутаны в облака.
Лето, а она в смешной
Белой шапке ледяной. (Гора)

Седьмой конкурс. Творческая мастерская.
Командам предлагаются слова. Нужно сочинить загадку и загадать её другой команде.

Восьмой конкурс. Собери мозаику.
Командам дается конверт, в котором «рассыпалась» загадка. Ее нужно собрать правильно и отгадать.
В загадке говорится об интересном спутнике. Например:
Под стеклом сижу,
Во все стороны гляжу.
В лес со мной соберетесь –
В пути не собьетесь.

Заключительное слово учителя
Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, — это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся пословицами и поговорками в нашей повседневной речи, используем их, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко.
Один умный человек сказал: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять то или иное слово, выражение.

No related posts.

♦ Рубрика: .

1. Сомневаешься "приДТи" или "приЙТи"? Запомните раз и навсегда, правильно - "приЙТи".

2. Заказали "экспрессо"? Чтобы быстрее приготовили? Кофе называется "ЭСПРЕССО"!

3. Как правильно: "ПОБЕДЮ" или "ПОБЕЖДУ"? Никак! У глагола "победить" нет формы 1-го лица ед. числа в будущем времени. "Одержу победу", "сумею победить" вполне себе заменяют эту форму.

4. Повторяем! Не существует слов "вообщем" и "вобщем"! Есть слова "ВООБЩЕ" и "В ОБЩЕМ". И точка.

5. В документах стоит "ПОДПИСЬ", а вот в Сикстинской капелле на алтарной стене - "РОСПИСЬ". Не путаем, друзья, не путаем!

6. С точки зрения лексической сочетаемости выражение "самый лучший" звучит так же нелепо, как "более красивейший". Большой привет режиссёрам "Самого лучшего фильма".

7. "Занять" - это взять взаймы! "Займи мне денег" - неверно. Нельзя занять КОМУ-ТО, можно только У КОГО-ТО. "Одолжи мне денег", "Можно мне занять у тебя?" - правильно.

8. "В течениЕ" (какого-то времени, в продолжение), но "в течениИ" (например, реки, течение как направление в искусстве). Обратите внимание, всегда раздельно!

9. АДронный коллайдер! Не "АНдронный", кто такой этот "Андрон"? Адроны - это элементарные частицы, в их честь и был назван коллайдер. "Коллайдер", кстати, с двумя "л".

10. ВыИграть! Не выЙграть! Искренне не понимаем, что движет людьми, которые ставят туда "Й". Проверочное слово - ИГРА.

11. Как правильно: "едь" или "ехай" или " езжай"? Никак! Повелительная форма от глаголов "поехать" и "ехать" будет только "ПОезжай" или "ЗАезжай", "ПРИезжай" и т.п.. Употребление слова "езжай" без приставки считается допустимым, но нежелательным в разговорной речи.

12. Все, кто еще говорит "ИХНИЙ", будут гореть в аду!

13. За написание "извЕни" вместо "извИни" пора вводить денежные штрафы.

14. Сомневаетесь, как верно: "ложИть" или "лОжить"?
Правильно: ПОложИть (-ложить только с приставками!) и класть (строго без приставки!). Например, "я кладу на ваши правила и нормы" или "я положИл на русский язык ещё в школе".

15. Девушки, не продолжайте общение с человеком, который пишет вам "ты симпОтичная девчЁнка". Помогите естественному отбору!

16. "Что бы мне ОДЕТЬ?" - можно думать только Юдашкину. Ну, вспомните же: "надеть носки" - "снять трусы", "одеть Машу" - "раздеть Катю". Поэтому правильно: "Что бы мне НАДЕТЬ?".

17. Не подменяйте "извините" на "извиняюсь". "Извините" - я был не прав и прошу меня извинить, "извиняюсь" - я уже себя извинил за эту ерунду, а вы как хотите.

18. "Тебе это нравиТЬся?"- "Нет, мне не нравиТЬся!" - это ужас!
Итак, вспоминаем школьную программу. Если глагол отвечает на вопрос "что делаЕТ?/что сделаЕТ?", то мягкий знак НЕ НУЖЕН. А если - на вопрос "что делаТЬ?/что сделаТЬ?", то мягкий знак НУЖЕН. Вот так вот, грамоте учиТЬся всегда пригодиТся.

19. Правильно ставьте ударения в словах:
красИвее (не красивЕе), жалюзИ (не жАлюзи), крЕмы (не кремА), цепОчка (не цЕпочка), поварА (не пОвары).

20. Кто С Москвы? Шагом марш в деревню!
Литературная норма: я ИЗ Брянска, ИЗ Смоленска, ИЗ Екатеринбурга. "С Москвы" - просторечие.

21. "По-моEму", "по-твоEму" - пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС! Никаких "помойму" и прочей ерунды!

22. Запомните!
Поздравляю с (чем?) днём (чего?) рожденИЯ! Иду (куда?) на день (чего?) рожденИЯ! Был на ДНЕ рожденИЯ. Никаких "иду на день рожденИЕ", "поздравляю, с днем рожденИЕм" и подобной ереси. Причем, все слова пишутся с маленькой буквы.

22. Правильно говорить: "Я люблю МОРОЖЕНОЕ (не мороЖНое, не морожЕННое). Я хочу ПИРОЖНОЕ (не пирожЕНое, не пирожЕННое)".

23. Запомните, как пишутся слова:
всё-таки, вряД ли, пОТихоньку, ВКратце, иЗРедка, неужТО, как будтО, ВПоследствиИ. Да, они пишутся именно так!

24. Классика. "ПозвонИшь мне?" - ударение всегда на последний слог! Без исключений! Проверяем песней "ПозвонИ мне, позвонИ".

25. Не говорите "сосисЬки", в этом слове в помине не было мягкого знака.