Классификация гласных и согласных звуков в русском. Классификация гласных звуков. По составу имена числительные бывают

Гласные, как уже указывалось,- это чисто тоновые звуки. Воз­никнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музы­кальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных поло­стях. Рот и глотка - те резонаторы, в которых и формируются раз­личия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный звук у всякого говорящего произносится при особом, свойственном только данному звуку укладе органов рта.

Классификация гласных строится на трех признаках: 1) участии губ, 2) степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу, 3) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.

По участию губ гласные делятся на о г у б л е н н ы е (ла­биализованные) и неогубленные (нелабиализо­ванные). При образовании огубленных гласных губы сближают­ся, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отвер­стие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] - неогубленные.

По степени подъема языка по отношению к нёбу раз­личаются гласные верхнего подъема [и, ы, у], среднего подъема [э, о] и нижнего подъема [а]. При артикуля­ции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее по­ложение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верх­ней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узким и. При артикуляции гласных нижнего подъ­ема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодви­нутости его назад по горизонтали различаются гласные передне­го ряда [и, э], среднего ряда [ы, а] и з а д н е г о р я д а [у, о]. При артикуляции гласных переднего, среднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта.


_ _ _ [ы] Схема артикуляции гласных:

Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к перед­ней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образова­нии гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба, как иногда бывает при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а].

Простейшая таблица русских гласных такова:

Огубленные гласные обозначены жирным шрифтом.

Изучение гласных в школе ограничивается этим набором звуков.

Но эта таблица слишком схематична. Деление на три подъема и три ряда не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей откры­тостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называ­ют [и] открытым. В более точной транскрипции это [и э ]. Есть [э] зак­рытый - звук, отличающийся от [э] несколько большей закрытостью рта и чуть более высоким подъемом языка. В более точной транс­крипции это [э и ] или [ э¨].

Таким образом, от к р ы т ы е и з а к р ы т ы е гласные - это «оттенки» звуков, произносящиеся с несколько большей открытостью или закрытостью рта и несколько меньшим или большим подъемом языка.

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица должна быть более детальна. Такова следующая таблица (хотя и в ней показаны, конечно, не все гласные звуки русского языка).

Гласный [ъ], один из самых частых звуков русской речи, произносится, например, в словах [въдавόс] водовоз, [пърахόт] паро­ход, [гόрът] город. Изолированно его можно произнести, если обра­зовать непрерывный ряд звуков от [ы] к [а] и остановиться посре­дине.

Гласные [ä, э, ö, у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а, э, о, у]. Произносятся они между мягкими согласными, напри­мер, в словах [п’äт’] пять, [п’эт’) петь, [т’öт’ъ) тетя, [т’ул’] тюль.

Гласные [и э, ы ъ, а ъ ] бывают только в безударном положении. Например: [и э скр’йт’] искрить, [с’и э жу] сижу, [ды ъ шы] дыши, [жы ъ ры] жиры, [ва ъ дá] вода, [тра ъ вá] трава. У некоторых говорящих вместо [а ъ ] звучит [Λ] - неогубленный гласный, по по­ложению языка средний между [а] и [о].

СЛОГ

Теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Наша речь чле­нится на слова, а слова на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (или слого­образующий), остальные неслоговые (неслогообра­зующие).

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосо­четание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое определение слога наиболее наглядно. Именно оно дается в начальной школе. Проверить это можно так. Если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука - пламя дрогнет два раза, молоко - три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем однослож­ное слово сплав, и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау! - и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

В современном русском языкознании наиболее признана сонор­ная теория слога, основанная на акустических критериях. Приме­нительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наи­более звучный - слоговой (слогообразующий) звук, остальные зву­ки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслоговым: [иу-б’и-л’эи] - юбилей. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают со­норные согласные, как самые звучные из согласных.

Вот стихи Лермонтова:

Поцелуями прежде считал

Я счастливую жизнь свою...

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер - анапест:

При этом слово жизнь произносится в два слога [жы-з’н’]. Слогооб­разующим второго слога выступает сонорный согласный.

Можно по степени звучности обозначить: гласные - 4, сонорные звонкие согласные - 3, шумные звонкие согласные - 2, глухие - 1. Паузу обозначим 0. На линейках, соответствующих этим индексам, будем откладывать звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получатся волны сонорности, характеризующие слово.

Тогда слово длинношерстая будет представлено так:

Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и сло­гов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, поэтому он ниже верхней линейки.

Слова льды, смотр на этой схеме выглядят так:

Эти слова двусложные - у них две вершины сонорности: [л’ды], [смотр]. Так же могут быть произнесены слова мхи, Мценск, льстить, львы, °лжет, рты, ртуть, рвы, ржав, рдеть и Петр, вепрь, смысл, мысль, казнь и т. п.

Но эти же слова могут быть и односложными, с одной вершиной сонорности:

Сонорный при таком произнесении частично или полностью оглушается, его звучность на уровне шумного согласного, звонкого или глухого. Так же могут произноситься слова [мх’и], [л’с’т’ит’], [в’эпр’] и др.

Двуликость подобных слов используют поэты. Так, в стихотвор­ной строке Хлебникова В. «Эта жизнь и жизнь та» слово жизнь в первом случае односложно, а во втором двусложно.

Но слоговые согласные нетипичны для русского языка. Поэтому они часто развивают перед собой гласный. Произносится [кáз’ин’], [т’иá’тър] казнь, театр, [ ъ ржы], [ ъ л’н’инόи] ржи, льняной, а в диа­лектах [аржанόи], [ил’н’инои] и т. п. Глухой сонорный плохо воспринимается на слух, поэтому он часто выпадает. С этим связано произношение [руп’] из рубль, [акт’áпск’ии] из октябрьский и т. п. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т. п. были и формы мужского рода неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения перестал произносить­ся и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т. п.

В некоторых языках слоговые сонорные вполне обычны, напри­мер в сербскохорватском и чешском: серб.-хорв. рж - «рожь», крв - «кровь», прет - «перст, палец», врба - «верба»; чеш. vrch - «верх, вершина»,vlk - «волк», slza - «слеза».

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шум­ные, даже глухие. Так, русские могут подзывать кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глухие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! и в призыве к молчанию тс! В русской разговорной речи, в южнорусских говорах безударный гласный может выпадать, а количество слогов в слове при этом может сохра­няться. Роль слогового звука в этих случаях принимает на себя согласный, в том числе и глухой: [т] порá - топора, вы [с] пано - высы­пано. Такой слоговой согласный отличается от соседних звуков большей напряженностью. Таким образом, вершину слога может образовы­вать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повы­шенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая проявляется в увеличении ампли­туды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные - не­слоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом. В рус­ском литературном языке дифтонгов нет, но они встречается в рус­ских диалектах, где произносится кор [у ^ о ] ва, молок [у ^ о ], л [и ^ е ] с, с [и ^ е] но и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равно­весными, когда оба гласных обладают одинаковой силой и длитель­ностью, как, например, встречается в русском диалектном произно­шении. Если в дифтонге первый гласный слоговой, а второй несло­говой, то это нисходящий дифтонг, например в английском time - «время», table - «стол», go - «идти», в немецком mein - «мой», heute - «сегодня». Если в дифтонге первый согласный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий дифтонг, например в испанском puerta -«дверь», tierra - «земля», пиеvo - «новый». Дифтонги всегда относятся к одной фонеме (см. §119).

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым: [он], [ил], [á-ист]. Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [да-скá], [иу-лá] юла.

Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется о т крытым: [да-лá], [за-кό-ны], [т’и-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым: [стол], [край], [паи-мáт’] поймать.

Гласные звуки - это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

В русском языке гласные классифицируются по трём признакам:

1) по ряду (место образования);

2) по подъему (способ образования);

3) по наличию или отсутствию лабиализации.

При классификации гласных по ряду учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в горизонтальном направлении.

При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные переднего ряда , при артикуляции которых язык сильно продвинут вперед: [и], [э];

2) гласные среднего ряда , при артикуляции которых язык немного отодвигается назад: [ы], [а];

3) гласные заднего ряда , при произнесении которых язык сильно отодвинут назад: [у], [о].

При классификации гласных по подъему языка учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в вертикальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные верхнего подъёма , при произношении которых язык сильно поднят вверх, т.е. занимает самое высокое положение: [и], [ы], [у];

2) гласные среднего подъёма , при произношении которых язык занимает более низкое положение: [э], [о];

3) гласные нижнего подъёма , при произношении которых язык занимает самое низкое положение: [а].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъема спинки языка) гласные разделяются на:

1) широкие, т.е. акустически наиболее звучные: [а];

2) средние, т.е. акустически средней звучности: [э], [о];

3) узкие, т.е. акустически наименее звучные: [и], [ы], [у].

Третьим признаком классификации является наличие или отсутствие лабиализации , т.е. вытягивания или округления губ.

При этом гласные делятся на:

1) гласные лабиализованные (огубленные): [у], [о];

2) гласные нелабиализованные (неогубленные): [а], [э], [и], [ы].

Классификация гласных может быть представлена в таблицах.

Простейшая таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний э о
Нижний а

Деление на три ряда и три подъёма не отражает всего богатства гласных звуков.

Есть так называемые редуцированные гласные звуки: [Λ], [и э ], [ы э ], [ъ], [ь].

[Λ] - редуцированный гласный [а], [о] в первом предударном слоге и абсолютном начале слова; этот звук называют «а - узкое»;

[и э ] - звук, средний между [и] и [э]; это звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка, чем звук [и]; звук называют «[и] открытый» или «[и] с призвуком [э]», или «[и], склонный к [э]»;


[ы э ] - звук, средний между [ы] и [э]; звук называется «[ы] с призвуком [э]», или «[ы], склонный к [э]»;

[ъ], [ь] - редуцированные гласные [а], [о], [э] во всех безударных слогах, кроме первого предударного; [ъ] - звук, средний между [ы] и [а];

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица гласных должна быть более детальна.

Таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Верхне-средний и э ь ы э
Средний э ъ о
Нижний а Λ

1. Определение фонетики, различные разделы фонетики

Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика и сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме.
В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика . Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.
В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как артикуляционная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, функциональная фонетика, или фонология, акцентология, или учение о словесном ударении, интонология, или учение об интонации. Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся звуки. Акустическая фонетика исследует чисто физические особенности
(характеристики, параметры) звуков речи на отдельных языках. Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.
Функциональная фонетика, или фонология, изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм. Таким образом, между терминами фонетика и фонология нельзя ставить знак равенства: фонология - это лишь часть фонетики, частная дисциплина, которая изучает функции, которые звуки речи, фонемы.
В кругу остальных языковедческих единиц - грамматики, лексикологии - фонетика занимает равноправное с ними положение как самостоятельная наука. Она взаимодействует прежде всего с грамматикой. Это взаимодействие обусловлено тем, что одни и те же звуковые особенности звуковой формы языковых явлений оказываются существенными не только для звуковой стороны языка, но и для некоторых участков его грамматического строя. Например, определенные виды чередований оказываются морфологизованными, то есть используются при образовании разных форм одних и тех же слов или разных слов от одних и тех же корневых морфем. (ср. в русском языке: будить - бужу, водить - вожу, друг- дружок или в немецком языке: sprechen-sprach, stechen-stach.
Подобные морфологизованные чередования звуков изучаются возникшей на стыке фонетики и морфологии дисциплиной, называемой морфонологией. Как для фонетики, так и для синтаксиса весьма существенны правила фразовой интонации конкретных языков, так как каждое конкретное предложение характеризуется определенным интонационным оформлением. Поэтому данные, полученные в собственно интонологических исследованиях, находят самое непосредственное применение в работах по описательному синтаксису.

2. Общие сведения из аккустики

С точки зрения акустики, звук - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, доступный для звукового восприятия.
Акустика различает в звуке следующие признаки:
1. Высоту, что зависит от частоты колебания.
2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний.
3. Длительность, или долготу, то есть продолжительность данного звука во времени.
4. Тембр звука, то есть индивидуальное качество его акустических признаков.

3. Устройство речевого аппарата человека

Речевой аппарат-совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи.
К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:
губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть. Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

Артикуляция звука речи

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.
Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).
Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

О соотношении звуков и букв

Одно из самых замечательных открытий науки о языке середины прошлого века может быть сформулировано кратко так: установление отличий звуков от букв, с помощью которых эти звуки изображаются. Еще великие основоположники сравнительно-исторического языкознания первой трети 19 столетия - Ф. Бопп (1791 - 1867), Раск (1787 - 1832), Востоков (1791 - 1864) - часто смешивали языки и звуки и буквы не умели четко формулировать сущность различия между ними. И только во второй половине позапрошлого столетия разграничение это нашло всеобщее и бесспорное признание. Несмотря на то, что природа звуков совсем иная, чем природа букв, тем не менее эти понятия соотносимы. Однозначного соответствия между звуком и буквой нет, если бы оно было, то это был бы идеальный алфавит. Буква представляет собой обозначение звуков на письме.

Классификация звуков

Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо- физиологической характеристике звуков. Исходным при этом является деление всех звуков на
гласные и согласные звуки. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных - консонантизм.

4. Признаки, отличающие гласные звуки о согласных

1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.
2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.
3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом.
Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

5. Классификация гласных звуков.

Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ.
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.
Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы; заднего ряда у о а.
Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема - верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема - э о, к гласным нижнего подъема относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы - о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия - а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.
Назализация.
В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.

6. Классификация согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных.
Шумный - сонорный . В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок.
Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления . Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные . В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare - "тереть", так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи). В различных языках имеются еще такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч - из взрывного т и щелевого ш. Аффрикаты встречаются в английском языке (Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках.
По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.
Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи - языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные согласные.
Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается смягким небом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п) или губно-зубные, напрмер, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести несколько раз русские звуки п и в.
Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум - твердое небо). Палатализация, или мягкость - это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных - это яркая особенность русской фонетики.


Гласные звуки в русском языке противопоставляются по четырем признакам: степени звучности, по степени продвинутости языка (ряд), степени приподнятости языка (подъем) и по участию губ (лабиализация).
  1. Степень звучности гласного звука определяется степенью напряженности голосовых связок при их образовании и связана с позицией звука по отношению к ударению. По степени звучности различают гласные полного и неполного образования. При образовании гласных полного образования голосовые связки напрягаются максимально, звук произносится с максимальной силой и длительностью. При образовании гласных неполного образования (редуцированных) голосовые связки напрягаются в меньшей степени.
  2. Ряд гласного звука зависит от степени продвинутости языка в ротовом резонаторе по горизонтали (движение вперед - назад). По степени про- двинутости языка по горизонтали различают гласные переднего ряда [и, э], среднего ряда [ы, а] и заднего ряда [у, о]. Артикуляция гласных переднего и заднего ряда характеризуется продвижением языка соответственно в переднюю и заднюю зону. При образовании гласных среднего ряда язык занимает среднее положение в ротовом резонаторе. Форма языка при этом бывает различна.
  3. По степени подъема языка к нёбу различают гласные верхнего подъёма [и, ы, у], среднего подъёма [э, о] и нижнего подъема [а]. Артикуляция гласных верхнего подъема сопровождается максимальным поднятием спинки языка к нёбу. При образовании гласных нижнего подъема язык покоится на нижней челюсти, а при образовании гласных среднего подъема язык занимает среднее положение.
Простейшая таблица гласных такова:
Таблица 1.
Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний э о
Нижний а

Но деление на три ряда и подъема не отражает все артикуляционное многообразие звуков речи. Так, в потоке речи в безударной позиции в первом предударном слоге после мягкого согласного на месте фонем lt;эgt;, lt;аgt; произносится звук [и ] «[и] с призвуком [э]», во втором предударном слоге - [ь] «краткий редуцированный ерь» - места [м’иЭста] и месте [м’эст’ь]. После твердых согласных в первом предударном слоге на месте фонем lt;аgt;, lt;оgt; произносится звук - «близкий к [а]», а во втором предударном - [ъ] «краткий редуцированный ер» - дома [д/\ма] и дома [домъ]. После твердых шипящих и ц произносится [ыЭ] «[ы] с призвуком [э]» - жалеть [жыЭлэт]. Гласные звуки [ыЭ], [иЭ], [Л], [ъ], [ь] бывают только в безударных позициях. Но оттенки звуков появляются и в ударной позиции, так, например, в слове мять фонема lt;аgt; между мягкими согласными реализуется в звуке [а] продвинутом вперед и вверх на всем протяжении звучания.
Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки, и тогда таблица гласных может быть дополнена. См. таблицу гласных звуков и порядок их характеристики в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе».

Еще по теме Классификация гласных звуков русского языка:

  1. Вопросы к зачетам и экзаменам по разделам дисциплины «Современный русский язык» Демонстрационные варианты экзаменационных билетов Раздел «Фонетика»

Тексты билетов 8 класс.

Билет №1.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.

Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка.

Русский язык в современном мире выполняет три функции:

1) национального языка русского народа;

2) государственного языка Российской Федерации;

3) языка межнационального общения народов России.

Рассмотрим эти три функции.

Русский язык – это национальный язык русского народа , который вместе с другими народами сыграл большую роль в истории нашей страны.

Русский язык – это язык науки, техники и культуры. На русском языке созданы произведения выдающихся русских писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького, К. Г. Паустовского и др.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности. Богатство и выразительность русского языка отмечали многие писатели и общественные деятели: В. Белинский, Н. Гоголь, И. Тургенев, А. Н. Толстой, М. Горький, К. Паустовский. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», - В. Белинский. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», - К. Паустовский.

Основу русского национального языка составляет литературный язык. Литературный язык – это язык книг, газет, театра, радио и телевидения, государственных учреждений и учебных заведений. В школе изучается литературный язык.

Русский литературный язык – язык нормированный. Произношение слов, выбор слов и употребление грамматических норм, построение предложений в литературном языке подчиняются литературным правилам, или нормам.



Литературный язык имеет устную и письменную форму. Устная речь – это речь звучащая, произносимая. В устной речи важно правильно произносить звуки, слова, предложения, соблюдать интонацию и ударение. Для нее характерны простые короткие предложения. Письменная речь связана с написанием. Она оформляется правильно и точно с точки зрения орфографии и пунктуации. В письменной речи используются сложные и осложненные предложения.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации . На нем принимаются все законы страны, на нем выступает глава государства – Президент России, на этом языке написан основной закон нашей страны – Конституция Российской Федерации. На русском языке ведутся съезды партий, конференции по разным областям знаний.

Российская Федерация – многонациональное государство. Среди равноправных национальных языков русский язык выступает как язык межнационального общения народов России . Владение русским языком наряду с родным необходимо для обмена информацией в различных областях. Как средство межнационального общения русский язык помогает решать задачи общегосударственного, экономического и культурного развития нашей многонациональной страны. С помощью русского языка народы России могут приобщиться к богатствам русской и мировой научной мысли и культуры. Русский язык играет роль посредника между всеми языками народов России, служит взаимообогащению национальных культур. Русский язык является самым распространенным среди других языков в нашей стране.

Билет № 2.

Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиция звуков.

В лесу, на улице, дома мы слышим много самых различных звуков. Звуки речи отличаются от всех других звуков прежде всего тем, что они образуют слова.

Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой .

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки . Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые – из голоса и шума.

В русском языке 6 гласных звуков: [а"], [о"], [у"], [ы"], [и"], [э"]. Гласные звуки бывают ударными (например, сок [о"], вар[ а"], бур [у"], лес [э"], синь [и"]) и безударными (например, вода [а], трава [а], судак [у], лесок [и], лиса [и], была [ы]). Звуки под ударением стоят в сильной позиции , а без ударения – в слабой . Звуки [у], [ы] всегда стоят в сильной позиции. Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить слово, чтобы этот звук оказался под ударением: удивительный - дивный, тяжелый – тяжесть, окно - окон.

Согласные звуки : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р] и др. Всего 36 согласных звуков. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие . Образуются пары звонких и глухих звуков:

Не образуют пар звонкие [л], [м], [р], [н], [й].

Не образуют пар глухие [х], [ц], [ч], [щ].

Звуки [ж], [ш], [ч], [щ] называются шипящими.

Сильная позиция звонких и глухих согласных в положении перед гласными: д ор ог а, н ач ал о, с ов ет ы; перед звонкими согласными [л], [м], [н], [р], [й]: с лово, с мола, с нова, п равда, в ьюга. Слабая позиция согласных звуков: оглушение на конце слова и перед глухими согласными: дуб[п] , рог[к] , [ф] в се; озвончение перед звонкими согласными: молот ь[д "]ба, с[з] бить. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными, надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук: дуб – дубы, низкий – низок, указка – указать, сказка – сказочка, молотьба – молотить, просьба – просить и др.

Звонкие и глухие согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Согласные образуют пары твердых и мягких звуков:

Твердые [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
мягкие [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]

Не образуют пар твердые [ж], [ш], [ц].

Не образуют пар мягкие [ч], [щ], [й].

Билет № 3.

Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.

Основной значимой единицей языка является слово . Совокупность всех слов языка составляет его лексику . Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка, называется лексикологией . Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Особенно обогащает речь чтение.

Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков предметов, действий, признаков действий, количества. То, что обозначает конкретное самостоятельное слово, является его лексическим значением . Например, есть предмет «мост » и есть слово «мост », обозначающее этот предмет. Лексическое значение слова «мост » следующее: «сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь».

По лексическому значению слова делятся на однозначные и многозначные, слова с прямым и переносным значением, омонимы, синонимы, антонимы. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением. Например, герб – отличительный знак государства или города, который изображается на флагах, монетах, печатях. Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений. У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу. Например, словом гребень обозначается и предмет для расчесывания волос, и вершина горы, и верх волны, и верх только что вспаханного пласта земли, и мясистый нарост на голове у петуха. При этом между данными предметами имеется сходство по форме. Многозначных слов в языке больше, чем однозначных. В толковых словарях отдельные значения многозначных слов выделяются цифрами в одной словарной статье.

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, слово воет обозначает звуки, производимые волком: волк воет . Переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу: ветер воет . Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной.

Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Обычно омонимы относятся к одной части речи, например, лук – огородное растение и лук – оружие, спортивный снаряд; ключ – предмет для отпирания и запирания замка и ключ – родник. Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, в разных словарных статьях.

Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Например, словаметель, пурга, буран, метелица, вьюга имеют общее лексическое значение: падение снега в ветреную погоду. Синонимы составляют ряд слов, который называется синонимическим рядом . Один из синонимов является основным, главным, в словарях он помещается первым. Синонимы в речи используются:

1) для более точного выражения мысли (влажный и мокрый);

2) для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся);

3) как средство преодоления неоправданного повторения одного и того же слова;

4) как способ связи предложений в тексте.

Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по лексическому значению: правда – ложь, красивый – безобразный, начать – закончить, вверх – вниз и др. Употребление антонимов делает нашу речь ярче и выразительнее.

Билет №4.

Группы слов по употреблению и происхождению.

По употреблению и происхождению слова делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные (ограниченные в употреблении), диалектные, профессиональные, устаревшие, новые (неологизмы), заимствованные. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Основную часть лексики русского языка составляют общеупотребительные слова, т.е. такие слова, которые употребляют все русские люди, независимо от профессии и места жительства: отец, мать, сын, дочь; хороший, красивый, длинный; один, два, три; я, ты, он; говорить, ходить, писать. Такие слова могут употребляться в любом стиле речи и тогда, когда мы говорим, и тогда, когда мы пишем.

К словам, ограниченным в употреблении, относятся диалектные слова (диалектизмы) и профессиональные слова (профессионализмы).

Диалектизмами называются слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности. В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты, южнорусские диалекты, среднерусские диалекты. Одни и те же предметы (признаки, действия) в диалектах и в литературном языке нередко называются по-разному: петух (литературный язык и севернорусское наречие) – кочет (южнорусское наречие); говорить (литературный язык) – баить (севернорусское наречие) – гутарить (южнорусское наречие). Многие диалектные слова становятся общеупотребительными и входят в синонимические группы, например, дом (общеупотребительное), изба (севернорусское), хата (южнорусское). Диалектные слова используются в художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности.

Профессиональные слова – это слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. В математике, например, знаменатель, числитель, множитель, слагаемое; в науке о языке: фонетика, орфография, синтаксис и т.д. Специальные слова, обозначающие научные понятия, называются терминами. Профессиональные слова используются в художественных произведениях для более точного описания людей, их занятий.

Устаревшие слова (архаизмы) – это слова, вышедшие из активного, повседневного употребления: конка, городовой, дворецкий. Чаще всего устаревают слова, если выходят из употребления предметы, орудия, понятия и т.д., называемые этими словами. В художественных произведениях устаревшие слова используются для более точного рассказа о жизни людей в прошлом.

Неологизмы (новые слова) – это слова, возникающие в языке, чтобы называть новые предметы, орудия труда, культуры, новые представления о мире и т.д. Одни неологизмы быстро теряют оттенок необычности, новизны, становясь общеупотребительными (космонавт, пирожковая, светофор), другие сохраняют этот оттенок более длительное время (прилуниться, луноход). Некоторые новые слова не переходят в разряд общеупотребительных, оставаясь неологизмами (чаще всего авторские неологизмы): сливеют губы с холода (у Маяковского; становятся сливового цвета, синего с оттенком фиолетового).

По происхождению в словарном составе русского языка имеются исконно русские слова (т.е. такие, которые возникли в русском языке) и заимствованные (т.е. такие, которые взяты из других языков). В лексике русского языка около 10 % заимствованных слов. Заимствуются слова из других языков в силу разных причин: для называния заимствуемых предметов, орудий, понятий (гобой, трактор, балет, искусство); для уточнения названий сходных предметов, орудий, машин (гостиница, мотель; варенье, повидло, джем, конфитюр). Чаще всего заимствуются слова из греческого, латинского, французского, английского, немецкого, тюркских языков. При заимствовании чужие слова в русском языке претерпевают фонетические, смысловые, морфологические изменения, а также изменения в составе слова.

Билет №5.

Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: бить баклуши – бездельничать; за тридевять земель – далеко.

Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы. Фразеологизмы-синонимы: два сапога пара, одного поля ягоды (один другого не лучше); на краю света, куда ворон костей не заносил, куда Макар телят не гонял (далеко). Фразеологизмы – антонимы: возносить до небес – втаптывать в грязь; засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлебывать кашу; тяжел на подъем – легок на подъем. Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много.

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек», т.е. делать очень несложное, нетрудное дело.

Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто встречаются в речи. Например: «Вот выдержишь экзамены и будешь вольный казак (свободен)». (А. И. Куприн). Егор хоть и спорщик, но мокрая курица (размазня). Тележного скрипу боится (трус).

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, например, золотые руки, бить баклуши, отношение к другим людям, например, закадычный друг, медвежья услуга, личные достоинства и недостатки, например, не теряет головы, водить за нос.

Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения: Отделкой, чистотой ларец

в глаза кидался (выделялся, отличался). (И. Крылов) Ребята работали засучив рукава (хорошо, прилежно).

Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок приобретают цитаты из литературных произведений: Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) Сейте разумное, доброе, вечное…(Н. А. Некрасов)