Скачать егэ по русскому

ЕГЭ 2018. Русский язык. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий.

М.: 2018. - 136с. М.: 2018. - 256с.

Авторы заданий - специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ. Типовые тестовые задания по русскому языку содержат 14 вариантов комплектов заданий, составленных с учётом всех требований Единого государственного экзамена в 2018 году. Назначение пособия - предоставить читателям полную информацию о структуре и содержании КИМ по русскому языку, степени трудности заданий. В сборнике даны ответы на все варианты тестов и приводится подробное объяснение выполнения заданий одного варианта. Кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов. Пособие адресовано учащимся-старшеклассникам для самоподготовки и самоконтроля, а также учителям для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку.

Формат: pdf формат 220х290

Размер: 2,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf формат 130х200

Размер: 2,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по выполнению работы 5
Вариант 1
Часть 1 9
Часть 2 24
Вариант 2
Часть 1 25
Часть 2 40
Вариант 3
Часть 1 42
Часть 2 56
Вариант 4
Часть 1 57
Часть 2 72
Вариант 5
Часть 1 74
Часть 2 89
Вариант 6
Часть 1 91
Часть 2 106
Вариант 7
Часть 1 108
Часть 2 123
Вариант 8
Часть 1 125
Часть 2 140
Вариант 9
Часть 1 142
Часть 2 157
Вариант 10
Часть 1 159
Часть 2 173
Вариант 11
Часть 1 175
Часть 2 189
Вариант 12
Часть 1 191
Часть 2 205
Вариант 13
Часть 1 206
Часть 2 221
Вариант 14
Часть 1 222
Часть 2 235
Ответы 237
Информация о текстах 242

Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит одно задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Третье место в рейтинге самых трудных языков мира занимает русский язык. Изменение ударения меняет значение слов. Синонимов огромное множество. Русский язык относится к числу обязательных экзаменов, необходим для получения аттестата. Чтобы сдать ЕГЭ придется немало потрудиться, тем более что в КИМах есть изменения, отсутствуют тестовые варианты заданий, угадать правильный ответ почти невозможно.

Заканчивая 11 класс, выпускники уже должны быть готовы к экзамену. За месяц невозможно выучить русский язык, подготовка к ЕГЭ требует постепенного и глубокого изучения предмета. Некоторые пробелы в знаниях можно заполнить, выполнив КИМы за прошедший год. Демоверсия заданий размещена на сайте ФИПИ. Там же есть темы кодификатора и спецификация контрольно-измерительных материалов.

В 2017 году в ЕГЭ по русскому языку произошли некоторые изменения:

В вопросах ЕГЭ часто встречаются задания, где нужно применить знания нескольких тем. Например, в №7 необходимо знать особенности предложений с:

  • причастным;
  • деепричастным оборотом;
  • с однородными членами;
  • с несогласованным приложением;
  • правила употребления подлежащего и сказуемого в предложении.

Чтобы получить высокий балл, необходимо выучить элементы содержания, которые проверяются в КИМах. Элементы можно найти в темах кодификатора на сайте ФИПИ.

№ раздела Название раздела Количество тем
I Фонетика 2
II Фразеология и лексика 5
III Словообразование и морфемика 4
IV Морфология 3
V Синтаксис 14
VI Орфография 17
VII Пунктуация 19
VIII Речь 6
IX Языковые нормы 4
X Выразительность речи 5
XI Обработка текстов различных стилей и жанров 1
Итого: 80

Чтобы получить хорошие результаты выпускники должны уметь:

  1. проводить различные анализы текста;
  2. исправлять нарушения норм русского языка;
  3. находить нужную информация в разных источниках;
  4. обладать приемами переработки текста;
  5. письменно выражать свое мнение и высказывания в различных жанрах;
  6. применять синонимы для выразительности речи;
  7. применять правила орфографии, расставлять знаки препинания;
  8. соблюдать нормы речи в различных ситуациях.

Для получения аттестата в 2017 году достаточно было набрать 36 баллов. Но что делать, если выпускнику необходимо большее количество баллов? Например, в некоторые ВУЗы для поступления нужен русский язык. Выпускник имеет право пересдать экзамен 2 раза. Срок пересдачи – 1 год. Пересдать можно только один предмет. Дата проведения дополнительного экзамена назначается Рособрнадзором.

Экзамен можно сдать и досрочно, если на то есть веские причины.

Два года ходят слухи о введении устной части экзамена по русскому языку. Насколько эти слухи правдоподобны можно будет узнать в сентябре, когда на сайте ФИПИ будет размещена демоверсия контрольно-измерительных материалов за 2018 год.

Министерство образования аргументирует необходимость введения устной части низким уровнем грамотности школьников. С появлением компьютерной техники у детей отпала охота задумываться о правописании, все исправит компьютер. Напечатал сочинение, нажал «проверить», ошибки исправлены. Зачем учить правила? Дети зачастую не умеют высказать свои мысли, оскудел словарный запас, в моду вошли сокращения слов: «чел», «комп», «эт», «ок» и т. д. Введение устной части экзамена будет способствовать:

  • повышению словарного запаса;
  • умению рассуждать на разные темы;
  • отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы и факты;
  • излагать свои мысли четко и понятно;
  • правильно использовать слова и обороты речи.

Вариант 3

Прочитайте текст, выполните задания 1 – 3

(1)Гибель Западной Римской империи в эпоху раннего Средневековья повлекла за собой разрушение храмов, роскошных загородных вилл, разгром целых городов, утрату многих произведений изобразительного искусства, уничтожение письменных памятников прошлого и, как следствие, упадок культуры в целом. (2) наследие античной цивилизации, обращённой в прах, не исчезло бесследно. (3)В основе новой культуры лежал синтез традиций романских, кельтских, германских народов и ряда достижений античной культуры, а христианство стало тем фактором, который облегчил постепенное объединение столь разных культур в единую культуру средневековой Европы.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Гибель Западной Римской империи в эпоху раннего Средневековья привела к упадку и разрушению великой культуры, созданной античной цивилизацией.

2) На основе античной культуры, почти разрушенной в эпоху раннего Средневековья, и традиций романских, кельтских и германских народов, объединённых христианством, образовалась новая европейская культура.

3) Наследие погибшей Западной Римской империи в сочетании с традициями романских, кельтских и германских народов и объединяющей силой христианства стало основой новой европейской культуры Средневековья.

4) Христианство стало главной объединяющей силой в период упадка новой культуры европейского Средневековья, формировавшейся на основе традиций кельтских, романских и германских народов.

5) Гибель Римской империи была закономерной, так как античная цивилизация должна была уступить место более сильным традициям романских, германских и кельтских народов.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетания слов).

Кроме того, Между тем Потому Дело в том, что Так что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУРА , -ы, ж.

1) Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении. История культуры.

2) То же, что культурность. Человек высокой культуры.

3) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного. К. шелкопряда.

4) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. речи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

мозаИчный

зАгнутый

донЕльзя

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Глобальные перемены предстоит ПРЕТЕРПЕТЬ всему европейскому миру.

Если костюм на вас чуть мешковат, то это недостаток чисто ЭТИЧЕСКИЙ, он касается только внешности, к тому же его легко можно исправить.

Этот мужчина весь был беспощадно вежливый, ИРОНИЧНЫЙ, строгий и всепонимающий.

Кроме того, учреждены специальные призы правительства, мэрии, приз союза цирковых деятелей и ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий.

В день свадьбы отец НАДЕЛ парадный наряд с лентой через плечо и был необыкновенно красив на церемонии бракосочетания своей дочери.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ отзывами

земные НЕДРА

помыть ШАМПУНЕМ

МЕЛИТЬ зерно на мельнице

ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ на льду

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Сидя на берегу, мы любовались как красотой заката, так и счастливыми лицами друг друга.

2) Заказ будет аннулирован по истечению срока хранения.

3) Она лежала в своём кресле, в сотый раз перебирая несколько услышанных ею сегодня фраз.

4) Я не узнал своего любимого деревца: его ветви обрубили, расположенные низко.

5) Находясь в лесу, многое представляет опасность, поэтому будьте осторожны и внимательны.

6) Картины этой группы молодых художников не только выставлялись в скромных клубах и на городских площадках, но и в больших музейных залах.

7) Некоторые ученики не выполняют домашних заданий.

8) Я и мои друзья готовлюсь к общегородской конференции по обществознанию.

9) Прочитанная профессором лекция имела большой успех, так как затрагивала актуальные проблемы.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

масс..жёр

т..пличный

св..детель

взр..стить

(предвыборная) к..мпания

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..бежище, пр..бывал (в городе)

и..ход, не..добровал

в..ёт (верёвки), под..язычный

под..грал, вз..мать

о..бывал (наказание), по..толкнул

10.

перекоч..вали

повел..вать

застенч..вый

эмал..вый

посе..в (пшеницу)

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

неприемл..мый

расчерч..нный

(туман) стел..тся

высп..шься

колебл..мый (ветром)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дверь на веранду была (НЕ)ЗАКРЫТА.

Рукопись эта проливает свет на страну, никому до сего времени в подробностях (НЕ)ИЗВЕСТНУЮ.

Халат имел в глазах Обломова тьму (НЕ)ОЦЕНЁННЫХ достоинств.

Воздух здесь был (НЕ)НАШ, чужой, и у меня защемило сердце.

Ящик оказался (НЕ)ЧЕМ иным, как хранилищем патронов.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)ВСТРЕЧУ поезду летели столбы, перелески, степи; я сидел у окна и (ПО)ДЕТСКИ наивно улыбался.

В письме своём ТАК(ЖЕ) сообщаю, что все дела благополучно завершены мною, так что (НА)СЧЁТ этого можете больше не беспокоиться.

Раиса Павловна (ПО)НАЧАЛУ смутилась, даже (КАК)БУДТО утратила контроль над ситуацией, но быстро взяла себя в руки и продолжила беседу.

(НЕ)(ПО)ДАЛЁКУ от соснового леса мы ВСЁ(ТАКИ) решили устроить привал.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Трагически напряжё(1)ый, полный контрастов и противоречий, освещё(2)ый изнутри постоя(3)ыми поисками идеала художестве(4)ый мир Ф.М. Достоевского отчётливо отражается в языке его произведений.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) По берегам рек жались друг к другу кусты смородины и вербы ольхи и лесной малины.

2) Вдали белел меловый скалистый берег и ярко зеленела молодая зелень дубов и сосен.

3) Я запрещаю себе размышлять о чём-либо и возвращаться мысленно к каким-либо своим ощущениями и воздерживаюсь от предположений.

4) Он слышал только частые удары сердца да глухой шум крови в голове.

5) Наталья отходила от матери и то задумывалась то принималась за работу.

16. Расставьте все знаки препинания:

Никита (1) с трудом выпрямляя ноги (2) и (3) ссыпая с них снег (4) поднялся, и тотчас же мучительный холод пронизал его тело.

Пояснение.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Спасибо (1) милая дочь (2) за твоё сердечное внимание. Как было бы мне приятно (3) моя добрая, дорогая Китти (4) поблагодарить тебя за более удовлетворительные вести о твоём здоровье. Ведь (5) твоё здоровье составляет не меньшую из моих забот, и я предупреждаю тебя, что (6) решительно (7) не согласен разделять ту героическую покорность, с которой (8) ты (9) принимаешь своё теперешнее состояние как нечто непоправимое.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кабинет представлял собой высокую угловую комнату, выходившую двумя окнами в тенистый сад (1) из-за разорванной линии (2) которого (3) виднелись полоса заводского пруда (4) и контуры грудившихся гор.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Надобно посмотреть (1) в каком духе пишут сами приверженцы чистого искусства (2) и в каком духе написаны одобряемые ими произведения (3) и (4) когда мы разглядим это (5) то увидим (6) что они заботятся не о чистом искусстве, а хотят подчинить литературу служению одной тенденции, имеющей чисто житейское значение.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва - это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность - это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал...

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести... (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

(по Д.С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Учительница литературы отругала ученицу, которая допустила много ошибок, рассказывая о произведениях великого писателя, и поставила школьнице неудовлетворительную оценку.

2) Если человек не совершил никаких злых поступков, не совершил ни одной сделки со совестью, это ещё не значит, что он хороший человек, приносящий пользу человечеству.

3) Человека может привести в отчаяние сам факт того, что он совершил ошибку.

4) Беречь честь нужно смолоду, потому что иначе восстановить доброе имя впоследствии будет невозможно.

5) Как-то раз один человек признался рассказчику в своём плохом поступке, но это не изменило мнение рассказчика об этом человеке.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 2–4 содержится повествование.

2) Предложение 7 указывает на условие того, о чём говорится в предложении 6.

3) Предложение 10 содержит ответ на вопрос, заданный в предложениях 8 и 9.

4) Предложение 35 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 34.

5) В предложениях 23–24 представлено рассуждение.

23. Из предложений 1–5 выпишите фразеологизм.

24. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью определительного, указательного и личного местоимений.

25. «Стиль Д.С. Лихачёва чрезвычайно узнаваем. Причём эта узнаваемость касается и лексического, и синтаксического уровней организации текста. В синтаксисе представленного фрагмента текста стоит отметить такие средства, как (А)______ (предложение 34) и (Б)________ (предложения 8–10). А в лексике – (В)________("смелость", "мужество" в предложении 24, "ошибаться", "оступаться" в предложении 18). На протяжении всего текста автор многократно использует и такой приём, как (Г)______ ("украшает" в предложении 33, "достоинство" в предло- жении 35)».

Список терминов

1) синонимы

2) назывное предложение

3) парцелляция

4) лексический повтор

5) эпифора

6) риторическое обращение

7) метонимия

9) вопросно-ответная форма изложения

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов

Ответы:

1 .Ответ: 23|32.

2. Ответ: между тем.

3. Ответ: 1.

4. Ответ: сверлит.

5. Ответ: эстетический.

6. Ответ: молоть.

7. Ответ: 2,8,5,4,6

8. Ответ: кампания

9. Ответ: исход несдобровал

10. Ответ: застенчивый

11. Ответ: выспишься

12. Ответ: неоценённых

13. Ответ: такженасчёт

14. Ответ: 1234.

15. Ответ: 15

16. Ответ: 14

17. Ответ: 1234

18. Ответ: 1.

19. Ответ: 1356.

20. Ответ: совершенно.

21. Ответ: 35

22. Ответ: 135.

23. Ответ: 4

25. Ответ: 2914

Примерный круг проблем

1. Проблема ошибок в жизни человека. (Можно ли прожить жизнь, не совершая никаких ошибок?)

1. В нашей сложной жизни никто не свободен от ошибок. Совершать ошибки, осознавать их – естественный процесс

2.Проблема взаимосвязи величия человека и ошибок, которые он совершил. Проблема огласки ошибок великих людей. (Может ли величие человека состоять в том, что он ни в чём не ошибался? Связано ли понятие «величие» с ошибками, которые человек совершает? Можно ли говорить об ошибках великих людей или это нужно скрывать?)

2. Величие человека состоит не в том, что он не совершал никаких ошибок. Поэтому об ошибках великих людей можно и нужно говорить.

3. Проблема роли совести в жизни человека. (Какова роль совести в жизни человека? Защищает ли жизнь «по совести» от ошибок? Приносит ли жизнь «по совести» пользу?)

3. Жизнь «по совести» не защищает от ошибок, но совесть – это то, что подсказывает, учит, помогает не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека. Даже если человек не очень много сделал в жизни, но жил в согласии со своей совестью, он уже принёс значительную пользу.

4. Проблема выбора ориентиров на жизненном пути. (Как нужно прожить жизнь человеку? На что ему важно ориентироваться прежде всего?)

4. Человек не должен совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Не нужно идти против своей совести. Поэтому главным ориентиром должна быть собственная совесть.

5. Проблема выбора: быть обесчещенным в глазах окружающих – или в своих собственных. (Что лучше: быть обесчещенным в глазах окружающих или потерять честь и достоинство в собственных глазах?)

5. Лучше быть обесчещенным перед другими людьми, нежели перед своей совестью. Конечно, бесчестие в глазах окружающих – это большая жертва, но её нужно принести..

6. Проблема чести. (Можно ли, совершив в молодости дурной, бесчестный поступок, вернуть себе честь в зрелом возрасте?)

6. Если не удалось сберечь честь смолоду, её можно и нужно вернуть себе в зрелом возрасте.

7. Проблема раскаяния. (Нужно ли раскаиваться в совершённых ошибках?)

7. Несмотря на то что путь к раскаянию может быть долгим и трудным, поскольку признавать свои ошибки очень тяжело, это очень полезно, это украшает человека, ведь раскаяние – это проявление мужества

8. Проблема последствий ошибок. (Какие опасности ждут человека, совершившего ошибку? Что является одним из самых страшных последствий ошибки?)

8. Человек, совершивший ошибку, может впасть в отчаяние. Тогда может наступить разочарование, потеря веры в людей, в порядочность, а это самое страшное.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на но

Каждый выпускник общеобразовательной школы знает, что для получения аттестата и сертификата по итогам сдачи единого государственного экзамена, необходимо систематически и планомерно готовиться. ЕГЭ по русскому языку в 2018 году является одним из ключевых предметов на экзамене. О глубоком и всестороннем изучении этого предмета в школе говорят все: от школьного учителя до Президента РФ, отметившего в своей речи на заседании Общества русской словесности важность эталонного русского слова, которое должно объединить людей в нацию. А грамотная речь, по словам главы государства, должна стать неотъемлемой частью культуры нашей страны, правилом хорошего тона. А.И. Куприн называл русский язык историей нашего народа, считал его изучение и сбережение не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.

Что ожидать в 2018 году?

Со следующего года в России может серьёзно модернизироваться структура сдачи экзамена по русскому языку – одному из двух обязательных предметов, влияющих на получение аттестата о среднем образовании. На съезде Общества русской словесности представители Академии образования заявили, что на едином госэкзамене планируется ввести устную часть, так называемый блок «Говорение».

Цель введения устной части

Современные дети, родившиеся и выросшие в век информационных технологий, всё больше внимания уделяют социальным сетям, форумам, блогам, то есть тем видам деятельности, где говорение, устная речь отсутствует. Язык подобного общения краток, скуп на выражение словесных эмоций, которые заменяются всем известными «смайлами». Вспомним прописную истину: как человек мыслит, так он и выражается. Таким образом, скупость речи есть следствие скудости умственного запаса.

А вот общественная жизнь, напротив, ставит перед вступающим в неё молодым человеком такие задачи, которые невозможно выполнить, если не обладать именно развитыми коммуникативными умениями:

  • выступать с докладом, публичной речью перед аудиторией;
  • участвовать в дискуссии по определенной теме;
  • доказывать свою точку зрения с привлечениями весомых аргументов;
  • уметь вежливо отказать, попросить, посоветовать и т. д.

Почему модернизируется ЕГЭ по русскому языку?

Умение грамотно построить свою устную речь пригодится не только участникам экзамена по русскому языку или другим предметам, но и подготовит будущих юристов или экономистов – представителей всех профессий – к успешной работе в группе, коллективе, когда необходимо тесное сотрудничество с коллегами или общение с клиентами, подчиненными или начальниками.

Поэтому вовсе не случайно ожидаются изменения в структуре и содержании ЕГЭ по русскому языку в 2018 году. Именно высокие коммуникативные навыки позволяют человеку испытать не только личный успех, но и сделать лучше общество в целом.

Апробация устной части на ОГЭ

В некоторых регионах в девятых классах экзамен по русскому языку уже видоизменился – прошел апробацию блок «Говорение». Участникам экзамена были предложены две формы проведения устной части:

  1. Девятиклассникам предлагается сесть за компьютер, используя необходимые технические средства для выполнения заданий, которые требуют устного ответа.
  2. Выпускник 9 класса беседует с членами экзаменационной комиссии, отвечая на их вопросы и выполняя необходимые речевые действия. При этом обязательно присутствует независимый эксперт, оценивающий речь экзаменуемого.

Результаты проведения пилотного экзамена по русскому языку предложены для широкого профессионального и общественного обсуждения.

Что будет оцениваться в блоке «Говорение»?

Метод оценки знаний учащихся в изучении русского языка играет большую роль. И только тестовой части и письменной работы здесь недостаточно. Ученикам 9-х и 11 классов в 2018 году необходимо быть готовыми к включению в государственный экзамен и устной части – говорения, где у учащихся буде проверять сформированность таких коммуникативных качеств:

  1. Насколько развиты навыки выразительного чтения предложенного текста.
  2. Понимание и анализ проблем прочитанного текста.
  3. Умение самостоятельного создания устных текстов в зависимости от целей высказывания.
  4. Знание и соблюдение норм русского языка.
  5. Умение вести как монологическую, так и диалогическую речь.

Что останется неизменным в 2018 году?

Несмотря на внедрение устной части экзамена по русскому языку, представители Рособрнадзора заявляют о неизменности уже существующей формы ЕГЭ по предмету.

В данный момент экзаменационный тест состоит из двух частей:

1. 24 задания в первой части проверяют следующие умения и навыки:

  • умение извлекать главную информацию текста;
  • орфоэпические навыки;
  • умение видеть и классифицировать грамматические ошибки;
  • знание орфографических правил;
  • умение расставлять знаки препинания;
  • лексические умения;
  • знание типов речи;
  • умение определять виды выразительных средств, используемых в отрывке из рецензии.

2. Творческая часть – сочинение – выявит умение одиннадцатиклассников анализировать проблемы предложенного текста, аргументировать свой тезис, привлекать литературный и жизненный материал, обращая внимание на логику построения текста, последовательность в изложении материала, а также на все виды грамотности (орфография, пунктуация, грамматика, речь).

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по русскому языку (по стобалльной системе оценивания):

Подготовку к экзамену необходимо начинать заранее. Неоценимую помощь в этом окажет сайт ФИПИ, где находится открытый банк заданий по всем темам, которые изучались в школе:

Также можно воспользоваться демоверсиями прошлых лет, образцами контрольно-измерительных материалов с досрочного экзамена, выложенными на том же сайте, и вариантами тестовых заданий, которые предлагают образовательные сайты.

О дате проведения экзамена по русскому языку в 2018 году будет известно не позднее января. Удачи на экзамене!