Входная диагностика по. Методическая разработка. Входная диагностика. Аналитическая справка и бланк входной диагностики. Критерии оценивания диагностической работы

(проводится в начале сентября)

I этап - групповое обследование

ЗАДАНИЕ 1

Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребен­ка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять зада­ние. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учи­тель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

    баллов - не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.

    балл - существенно изменены пропорции между элементами фи­гуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

    балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хо­рошо, но пропорцию между элементами фигуры существенно измене­ны, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

    балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции ме­жду элементами фигуры в основном сохранены.

В случае, если фигура изображена «нетвердой» рукой, в дополне­ние к баллу ставится знак «минус».

ЗАДАНИЕ 2

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания ). Найдите на своих листах клеточку, крашенную в черный цвет.

1 . Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую за­красьте красным карандашом.

    Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

    Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

    Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.

Оценка выполнения задания:

0 баллов - не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.

1 балл - выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.

    балла - выполнены верно два или три пункта задания.

    балла - все пункты задания выполнены верно.

В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

ЗАДАНИЕ 3

Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при правильном понимании текста задачи перейти от чис­ла к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье

задание (указывается место для выполнения задания 3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят сегодня в классе?

Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе.

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек оста­лось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

    баллов - есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

    балл - выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.

    балла - одна задача выполнена верно, есть попытка решать вто­рую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

    балла - обе задачи выполнены верно.

ЗАДАНИЕ 4

Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания: «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и тре­угольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

0 баллов - сравнение проведено неверно (нарисован один тре­угольник).

    балла - сравнение проведено верно (нарисован один круг).

ЗАДАНИЕ 5

Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания: «Рассмотрите эти два ри­сунка (указываются рисунки к заданию 5). На одном из этих рисунков нужно нарисовать бе­лочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку про­ведите карандашом линию».

Оценка выполнения задания:

0 баллов - задание не принято, линия не проведена.

    балла - линия проведена к птицам.

    балла - линия проведена правильно (к зверям).

ЗАДАНИЕ 6

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематиче­ского восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания: «Посмотрите на эти картин­ки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней.

Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному вы­полнению задания».

Оценка выполнения:

0 баллов - отсутствие дифференциации звуков [с] - [з1, [с] - [ц], [с] - [ш] или полное непринятие задания.

1 балл - наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-|з]).

2 балла - выделен звук только из позиции начала слова, ошибоч­ного выделения других звуков нет.

3 балла - правильное выполнение задания.

ЗАДАНИЕ 7

Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания: «Вы видите домик с тре­мя окошками и рядом с ним картинки. Каж­дое окошко - звук в слове. Назовите тихонь­ко все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».

Оценка выполнения:

О баллов - непринятие задачи, полное отсутствие соответствия ко­личества звуков в слове и количества «окошек».

    балла - наличие ошибок в один звук.

    балла - правильное выполнение задания.

ЗАДАНИЕ 8

Цель: выявить интуитивные топологические представления, понима­ние терминов "внутри", "вне"; выявить способность правильно пони­мать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".

Текст задания: «Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил тре­угольник (отмечает точку внутри треугольника), Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне тре­угольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (ука­зывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

    Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

    Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

    Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

    Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая распо­ложена и вне круга и вне квадрата".

Оценка выполнения:

    балла - все выполнено верно;

2 балла - выполнено верно 2-3 пункта задания;

1 балл - выполнен верно только 1 пункт задания;

О баллов - задание не выполнено.

После проведения групповой работы по предложенной программе у Вас появятся данные об уровне развития у каждого ребенка:

    зрительного восприятия (задание 1);

    пространственного восприятия (задание 2);

Представлений, лежащих в основе счета, представлений об опе­рациях сложения и вычитания (задание 3);

Умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4);

    умения классифицировать предметы, выделять признак, по ко­торому проведена классификация (задание 5);

    сформированности фонематического слуха и восприятия (зада­ние 6);

    сформированности предпосылок к успешному овладению зву­ковым анализом (задания б, 7);

    мелкой моторики и зрительно-моторных координации (задания 1,2);

Сформированности произвольности (умение следовать указаниям).


«Литература»

ЛИТЕРАТУРА

    Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрас­те

[Текст] / Л.И. Божович. - М., 1968. - 464 с.

    Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., 1992. -270 с.

    Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе Текст] / Н.И. Гуткина. - 4-е изд., перераб, и допол. - СПб.: Питер, 2006. -208 с.

    Нижегородцева, Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст]: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегород­цева, В.Д. Шадриков. - М: Владос, 2001. - 256 с.

    Цеханская Л.И. Диагностика уровня овладения некоторыми элементами предпосылок учебной деятельности. М., 1970. - 29с.

    Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. -554 с.

    Эльконин Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовно­сти к школьному обучению // Воспитание и обучение старших до­школьников в детском саду: Тез. Всесоюз. науч. конф. Минск, 29 но­ября - 2 декабря 1971 г. М., 1971. 4 1. с.6-7.

Просмотр содержимого документа
«Организация пед. диагностики»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учите­лем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап - индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно на­блюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его уст­ные ответы. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что Вы имеете возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в не­привычной для них обстановке - в новом детском коллективе в отсут­ствие родителей.

В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуальное обследование лучше проводить на следующий день после группового.

При проведении группового обследования следует придерживаться следующих правил:

1. Если Вы работаете без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.

    Заранее разложите на каждой парте необходимые для обследо­вания детей анкетные листы.

    Пригласите детей в класс без родителей. Заранее предупредите родителей, каким образом будет проходить работа.

    Предложите детям сесть за парты по одному, обратите особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.

    Приготовьте каждому ребенку набор карандашей: красный, си­ний, зеленый, желтый и простой.

    Перед каждым заданием делайте необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставле­ния результатов проводимых обследований.

    Задание читайте громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняйтесь от текста.

    Работу начните кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению друго­го, не расстраивайтесь, спокойно приступайте к работе над новым за­данием. Будьте внимательны. Слушайте 1-е задание».

    Переходите к чтению следующего задания только тогда, когда убедитесь, что большинство детей (более 75 %) закончили выполне­ние предыдущего.

10. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более
3минут. При переходе к чтению следующего задания предупредите
об этом словами: «Слушайте следующее задание».

П. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15-20 минут.

12. Поддерживайте во время работы доверительную, доброжела­тельную атмосферу, не высказывайте своего недовольства непра­вильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, почаще говорите слова «очень хорошо», «вы молодцы», «я вижу, у вас все замечательно получается».

При проведении индивидуального обследования постарайтесь выполнить следующие условия:

    Заранее познакомьтесь с медицинской картой и с результатами группового обследования ребенка. При наличии в выполнении зада­ний ошибок, неточностей обратитесь к этим заданиям еще раз при индивидуальном обследовании, чтобы выяснить причины происхож­дения ошибок и степень обучаемости ребенка.

    Индивидуальное обследование проводите с каждым ребенком таким образом, чтобы его ответы не могли слышать другие дети.

    Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком зада­ний сразу же заносите в карту.

    Обследование лучше проводить без родителей. Только в случае беседы с особо застенчивым и робким ребенком можно предложить кому-либо из родителей присутствовать в помещении, но лучше не рядом с ребенком.

    На своем столе заранее в определенном порядке расположите необходимые для обследования материалы (карточки-задания, набо­ры фигур, предметов и др.).

    Пригласите ребенка в класс, назвав его по имени, предложите удобно расположиться около своего стола. До начала беседы дайте ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайтесь определить его состояние (тревожность, заторможенность, перевоз­бужденность)

    Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10-15 минут.

Предлагаемое экспресс-обследование включает следующие разделы:

Обследование состояния пространственного восприятия;

    выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);

    проверка уровня овладения представлениями, лежащими в ос­нове счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об опера­циях сложения и вычитания;

Выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;

Выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;

Обследование фонематического слуха и восприятия;

    обследование сформированности предпосылок к успешному ов­ладению звуковым анализом и синтезом;

    обследование состояния моторики и зрительно-моторных коор­динации.

Просмотр содержимого документа
«Таблица результата»

Педагогическая диагностика готовности учащихся __________ класса

к овладению грамотой и математикой

Дата: ______ сентября 20____ г.

Учитель:______________________________

учащихся

Зрительное

восприятие

Пространст-

восприятие

Выбор и выполнение

арифметических

действий

Сравнение

множеств

Классификация

предметов

Фонематический

Предпосылки к овладению

Звуковым

анализом

Произвольность

(умение следовать

указаниям)

Всего справились: %

Средний балл по классу:

Просмотр содержимого документа
«№2»

Задание №2

Задание №2

Задание №2







Литература.

  • Как разработать и провести стартовую диагностику?: методическое пособие/ авт.-сост. : В.А.Андроник. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2011. – 22с.

Пояснительная записка.

Кратковременность лагерной смены делает незаменимой педагогическую диагностику, которая способствует быстрому получению информации о воспитанниках, выявлению способностей, склонностей, интересов детей, а также с целью предотвращения конфликтов и коррекции поведения.

Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, руководителю временного детского коллектива нужно как можно больше узнать о сво­их непосредственных воспитанниках в рамках кратковременного пребывания разновозрастного коллектива. Учитывая ограниченность времени лагерной смены, рекомендуется использовать приемы экспресс-диагностики, которые позволяют оперативно получить необходимую информацию о детях, быстро обработать и проанализиро­вать ее.

Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, провести педагогическую ди­агностику личности детей, с которыми ему предстоит вме­сте прожить летнюю смену в лагере.

Проводя педагогическую диагностику, нуж­но неукоснительно следо­вать ряду правил:

1.Соблюдение скрытой педагогической позиции по от­ношению к детям, о которых хотите получить педаго­гически значимую информацию.

2.Воспитанники имеют право отказаться отвечать на вопросы.

3.При использовании любой диагностической методики нельзя никаким образом влиять на выбор ответов: ни интонацией, ни указанием, ни пояснением инструкции или задания.

4. Необходимо создавать условия максимально возмож­ной автономности воспитанника во время его диагностиро­вания, сохранение анонимности полученных по­казателей

Основным диагностическим методом в практике руководителя детского коллектива должно быть наблюдение за поведени­ем, деятельностью, поступками, общением. Соотнесение результатов наблюдения и диагностики позволит получить объективную картину.

Используемые диагностические методики должны отвечать следующим требованиям:

Простота проведения и обработки результатов исследования;

Непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей;

Наличие элементов занимательности (желательные игровые формы).

В пособии представлены диагностические мероприятия, направленные на изучение детского коллектива на разных этапах лагерной смены. Диагностика может проводиться в индивидуальной, групповой форме.

Возможно использование представленного диагностического материала в работе с классным коллективом.

КАРТА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

ПОДРАЗДЕЛЫ НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ

НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ

РАЗДЕЛ 1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД)

«Давайте познакомимся» или «Расскажи нам о себе»

Анкетирование.

Изучение потребностей и интересов ребенка

Живая анкета «Давайте познакомимся»

Методика «Дерево»

Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков

Анкета "Цветок"

Получение первичной информации о ребенке

Анкета "Я выбираю"

Изучение интересов и желаний ребенка

Анкета "Фантастический выбор"

Изучение нравственных ценностей

" Волшебное озеро"

Получение информации о

качествах и поступках ребенка через его самохарактеристику

Анкета "Семь желаний"

"Самый-самый"

Изучение направленности ребенка

"Самооценка"

Изучение самооценки ребенка

Анкета «Кто я?»

Исследование черт характера
Познай себя

10. Рисуночный тест "Какой я?"

Получение информации о характере ребенка

РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (ОСНОВНОЙ ПЕРИОД)

Эмоциональное самочувствие ребенка и группы в целом

Мониторинг - карта

Получение условной оценки степени развития коллектива “на сегодня”

Мишень настроения

Получение информации о настроении ребенка

Эмоциональная цветопись

Изучение эмоционального самочувствия ребенка

"Градусник"

Выявление эмоциональных состояний ребенка

Изучение временного детского коллектива

"Рисунок-образ"

"Рисунок-символ"

Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу

"Аналогия"

Получение характеристики детского коллектива

РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

Вот и настало время проститься нам с тобой

Анкетирование

Выявление отношения каждого ребенка к содержанию работы объединения, группы в течение всей смены

Игра "Чудо-дерево"

Определение развития собственной личности

3. Анкета "Согласен-несогласен"

Получение информации о том, почему подростку понравилось пребывание в лагере

4. Методика "Поляна цветов"

Анализ и отражение участия детей в отрядных и лагерных делах

5. Методика "Строим дом"

Подведение итогов участия детского коллектива в отрядных и лагерных делах

РАЗДЕЛ 1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (организационный период)

Анкетирование.

Имя, фамилия____________________ Возраст____________

1. Бывал(а) ли ты в других лагерях, если да, то, что тебе в них понравилось, а что нет?

2. С каким настроением ты приехал(а) в лагерь

а) восторженное, активное

б) радостное, теплое

в) светлое, приятное

г) спокойное, ровное

д) грустное, печальное

е) тревожное, тоскливое

ж) состояние крайней неудовлетворенности

3. В каких мероприятиях лагеря ты хотел(а) бы участвовать?.

4. Какие у тебя интересы, увлечения, хобби?

5. Какие кружки ты хотел(а) бы посещать в лагере?

6. Что ты ждешь от лагеря? (отметить нужное, может быть несколько вариантов)

а) найти друзей

б) приобрести новые знания, умения

в) укрепить свое здоровье

г) лучше узнать и понять себя

д) просто отдохнуть, весело провести время

Методика «Дерево» также может использоваться как в первый день пребывания ребенка в лагере, так и потом, с целью отслеживания комфортности пребывания ребенка, его самооценки.

Предварительно на листе ватмана необходимо нарисовать дерево с расположенными на нем человечками.

Инструкция дается в следующей форме: « Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Выберите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение».

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 - общительность, дружескую поддержку.

№ 4 - устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 - мотивация на развлечения.

№ 13, 21 - отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 - отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. Следует заметить, что позицию

№ 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Живая анкета "Давайте познакомимся!"

Цель: диагностика интересов и потребностей детей.

Подготовка: определить людей-счетчиков, объяснить правила живой анкеты – каждый должен из предложенных 4 вариантов выбрать один.

Условные обозначения:

· красный цвет ("К") – 1 й вариант;

· синий ("С") – 2 й вариант;

· зеленый ("З") – 3 й вариант;

· желтый ("Ж") - 4 й вариант.

Необходима группа наблюдателей за эмоциональной реакцией ребят в ходе игры.

1.Я в лагере для того, чтобы:

"К" - отдохнуть;

"С" - найти себе новых друзей;

"З" - научиться чему-либо новому;

"Ж" - потому что так получилось.

2. Воспитателя представляю как:

"К" - старшего друга;

"С" - командира;

"З" - организатора всех дел;

"Ж" - консультанта, советчика в трудных ситуациях.

3. В моем отряде мне нравится:

"К" - девчонки и мальчишки;

"С" - воспитатели;

"З" - то, что не скучно, всегда что-то делаем;

"Ж" - никак не могу понять.

4. Мое самое любимое занятие - это:

"С" - петь, танцевать, слушать музыку;

"З" - заниматься спортом;

"Ж" - что-то мастерить своими руками.

5. Мои первые впечатления о лагере:

"К" - мне здесь очень нравится;

"С" - все хорошо, но скучаю по дому;

"З" - здесь есть чем заниматься;

"Ж" - нормально, могло быть и лучше.

6. Каким должно быть наш лагерь?

"К" - без разницы, я не думал об этом;

"С" – каждый отряд живет и работает сам по себе, когда нужно встретимся.

"З" – жизнь в лагере должна быть дружной и веселой, для этого нужны интересные дела для всех;

"Ж" - разнообразной, где каждый смог бы выбрать дело по душе, независимо от того, кто из какого объединения.


Анкета "Цветок"

На обратной стороне лепестков цветка напиши ответы на заданные вопросы

Анкета "Я выбираю…"

Для выбора детям предлагается список творческих мастерских, имеющихся в лагере. Подчеркни, в каких мастерских ты бы хотел заниматься в эту лагерную смену:

1. Мастерская творческих игр.

2. Мастерская "Познай самого себя"

3. Мастерская развивающих игр.

4. Мастерская шахматной задачи.

5. Театральная мастерская.

6. Салон красоты.

7. Природа и искусство.

8. Изомастерская.

9. Мастерская "Чудеса из бумаги".

10. Мастерская песни.

Екатерина Скороходова
Входная диагностика для будущего первоклассника

Входная диагностическая работа для учащихся 1-х классов

Диагностическая работа составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования (Приказ МО РФ № 655 от 23 ноября 2009 года) .

Цель работы :

1. Определить уровень стартовых возможностей учащихся 1-х классов.

2. Проанализировать результаты диагностических работ на заседании методического объединения учителей начальных классов, выявить общие положительные и отрицательные тенденции готовности учащихся к обучению в 1 классе.

3. Представить результаты диагностики на совместном заседании педагогов дошкольной и начальной ступени обучения, наметить общие методические решения.

4. Скорректировать рабочие программы учителя в соответствии с полученными результатами диагностической работы .

Работа состоит из 10 заданий, которые выявляют уровень сформированности общих представлений об окружающем мире, математических представлений, развития фонематического слуха, содержания круга детского чтения, владения мелкой моторикой.

Сроки проведения :

Работа выполняется во 2 неделю сентября в адаптационный период на втором, третьем уроках, во вторник, в среду. Задания можно выполнять по частям : в первый день (3-5 заданий на разных уроках, во второй день (остальные задания на разных уроках) .

Инструкция для учителя :

1. Учащимся предоставляется время для самостоятельного знакомства с работой (2 - 3 минуты) : учащиеся рассматривают рабочий лист ученика, рисунки, возможно, читают подписи к заданиям.

2. Учитель предлагает внимательно прослушать задание, читает задание два раза подряд, медленно, выделяя нужные слова в задании, после чего учащиеся выполняют его самостоятельно. Если задание содержит несколько вопросов, то учитель второй раз читает его по частям. Учащиеся соответственно выполняют задание пошагово.

3. При выполнении задания 70 % учащихся учитель приступает к чтению следующего задания.

4. Учащиеся, не закончившие выполнение задания, могут возвратиться к нему после выполнения всех последующих заданий. Учитель напоминает содержание задания.

Задание № 1.

Цель выполнения задания :

Определить развитие мелкой моторики руки.

Рассмотрите внимательно запись. Скопируйте запись или ее часть в соответствии с образцом на следующей строке.

Оценка выполнения работы :

3 балла - запись полностью скопирована; запись расположена на рабочей строке.

2 балла - запись полностью скопирована; некоторые фрагменты записи расположены выше или ниже рабочей строки.

1 балл - скопированы отдельные фрагменты записи (более 50 %) ; некоторые фрагменты записи расположены выше или ниже рабочей строки.

Задание № 2.

Цель выполнения задания :

Проверить уровень сформированность умения ориентироваться на листе бумаги; пространственных представлений «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» .

Найди точку на листе бумаги в клеточку, поставь в нее кончик карандаша. Проведи вверх линию длиной одну клеточку, одну клеточку вправо, одну клеточку вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну вправо, одну вниз. Проведи линию до точки, с которой ты начал рисовать. (выполняй рисунок, не отрывая карандаш от бумаги)

Оценка выполнения задания.

2 балла - линии воспроизведены в соответствии с заданием;

1 балл - допущены ошибки (1 - 2) ;

0 баллов - задание не выполнено, или допущены более трех ошибок.

Задание № 3.

Цель выполнения задания :

Рассмотри иллюстрацию к сказке «Репка»

Обведи красным карандашом того, кто пришел к репке раньше всех, зеленым – того, кто пришел последним, синим – того, кто стоит между Жучкой и Мышкой.

Запиши цифрой, сколько всего героев тянут репку.

Оценка выполнения задания :

4 балла - максимум, ошибок нет

За каждый верный ответ – 1 балл

Задание № 4.

Цель выполнения данного задания :

Определить сформированность понятий «больше» , «меньше» , «ниже» ; пространственных представлений; умение соотносить число и цифру.

Нарисуй 5 кружков. Ниже нарисуй кружков больше, чем на первом рисунке . Еще ниже нарисуй кружков меньше, чем на первом рисунке . Запиши около каждого рисунка цифрой, сколько кружков нарисовано.

Оценка выполнения данного задания :

Максимальное количество баллов - 3 балла.

За каждый правильный ответ по одному баллу (запиши цифрой – одно задание) .

Задание № 5.

Цель выполнения задания :

Определить сформированность умения слышать и слушать текст с голоса учителя; отбирать нужную информацию для выполнения задания.

Послушай внимательно стихотворение. Соедини линиями, какой увидел радугу каждый герой стихотворения.

Петух увидел радугу :

Какой красивый хвост!

Баран увидел радугу :

Какой высокий мост!

И конь глядит на радугу :

Подкова велика.

Река глядится в радугу :

И в небе есть река?

(И. Гамазкова)

Оценка выполнения задания :

2 балла – без ошибок

1 балл – допущены 1,2 ошибки

Задание № 6.

Цель выполнения задания :

Определить круг чтения учащихся.

Рассмотри рисунки героев литературных произведений. Обведи красным карандашом, кто из них тебе знаком.

Оценка выполнения задания :

2 балла – указаны более 3-х героев

1 балл – указаны 1-2 героя

Задание № 7.

Цель выполнения данного задания :

Определить сформированность фонематического слуха на основе выделения нужного звука в словах.

Рассмотри предметные картинки. Произнеси шепотом, что нарисовано на картинке. Послушай себя. Подчеркни картинки, в названии которых встретился звук «ш» .

Оценка выполнения данного задания :

За каждый правильный ответ по одному баллу.

Задание № 8.

Цель выполнения данного задания :

Выявить сформированность умения определять количество звуков в слове и соотносить с предметными картинками.

Рассмотри предметные картинки. Назови слова, которые нарисованы на картинках. Определи количество звуков в каждом слове и обозначь цифрой.

Оценка выполнения данного задания :

Максимальное количество баллов – 3 балла.

За каждый правильный ответ – по одному баллу.

Задание № 9.

Цель выполнения задания :

Определить сформированность общих представлений об окружающем мире; соотносить животных и растения и продукты питания, которые с их помощью получают

Рассмотри рисунки. Составь пары (соедини линиями)

Оценка выполнения задания :

2 балла – все верно

1 балл – допущена 1 ошибка

Задание № 10.

Цель данного задания :

Определить сформированность общих знаний об окружающем мире; соотносить название дерева с формой листа.

Рассмотри картинки. Найди листья одинаковой формы, обведи их. Раскрась жёлтым цветом листочки, которые упали с клёна.

Оценка выполнения данного задания :

Максимальное количество баллов : 4 балла. За каждый правильный ответ – по одному баллу

Методическая разработка по теме: «Педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассников к обучению в школе».

  1. Анализ результатов.
  2. Комплект диагностических материалов.
  3. Тексты заданий.
  4. Таблица диагностических данных.
  5. Бланк для выполнений заданий.

Педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассников

Предлагаемое обследование включает следующие разделы:

– обследование состояния пространственного восприятия;

– выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);

– проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом, представлениями об операциях сложения и вычитания;

– выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;

– выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;

– обследование фонематического слуха и восприятия;

– обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

– обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.

После проведения групповой работы учитель получит данные об уровне сформированности у каждого ребенка:

– пространственного восприятия (задание 2);

– зрительного восприятия (задание 1);

– умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 3);

– фонематического слуха и восприятия (задание 4);

– предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 5,);

– мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задания 1, 2).

Анализ результатов

В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок.

  1. 3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра. Такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Если какой-нибудь ребенок по большинству параметров имеет 3 балла, то его готовность можно считать высокой – в этом случае необходимо предложить углубленную программу обучения, предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.
  1. 2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие 2 баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.
  1. 1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо параметра, а такая оценка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению. На практике чаще встречается комплексная низкая готовность (то есть низкая готовность по ряду показателей) к овладению грамотой и математикой.

Данные, полученные в ходе стартовой диагностики, могут использоваться для организации индивидуальной работы с первоклассниками и их родителями, при создании условий для успешной адаптации первоклассников к новой учебной деятельности. Эти данные могут использоваться для оценки динамики образовательных достижений учащихся начальной школы, что позволит оценивать эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования.

Для проведения стартовой диагностики предлагается комплект материалов.

Тексты заданий

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания. «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания ). Найдите на клетчатом поле черную клеточку.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции;

1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник);

3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Задание 4

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания. « Посмотрите на эти картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».

Оценка выполнения:

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания;

1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);

2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет;

Задание 5

Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком». (Напечатать слово)

Оценка выполнения:

0 баллов – полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек»;

2 балла – наличие ошибок в один звук (отмечено слово волк);

3 балла – правильное выполнение задания.

Диагностические данные на класс

Педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассников.

Учитель:

Класс:

Фамилия Имя

Зрительное восприятие

Пространств.

восприятие

Умение сравнивать

Фонематичес. слух

Звуковой анализ

Всего

Уровень

Готовности

к обучению

Цель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Входная диагностика

(проводится в начале сентября)

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Текст задания . Посмотрите сюда (). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку ).

Оценка выполнения задания:

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "–" в дополнение к баллу.

Задание 2

Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.

Текст задания . Задание будете выполнять на клетчатой бумаге ().

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;

2 балла

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);

0 баллов – задание не выполнено.

В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "–".

Задание 3

Цель. Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания ).

Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. ()

2. В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить. )

Оценка выполнения задания:

3 балла – выполнены верно обе задачи;

2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4

Цели. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".

Текст задания . Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник ). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника ). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника ). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию ). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата".

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 5

Цели. Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию ). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник.

Оценка выполнения задания:

3 балла – сравнение проведено верно;

0 баллов – сравнение проведено неверно.

Задание 6

Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию ). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.

Оценка выполнения задания:

3 балла – линия проведена правильно (к зверям);

2 балла – линия проведена к птицам;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 7

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания. Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно
зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

Оценка выполнения задания:

3 балла

2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет;

1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]);

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.

Задание 8

Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. Вы видите "домик" с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – наличие ошибок в один звук;

0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".

II этап – индивидуальное обследование

Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребенок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребенка записываются на этом листе рядом с заданием.

Задание 5-И

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: "Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?"

Если объяснение правильное: "Один круг лишний", "В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет", по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: "Чего больше?"

Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение, ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.

Задание 6-И

Если ребенок ошибся при выполнении задания 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: "Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?" Если ученик говорит: "Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям", вы еще раз спрашиваете: "Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?" В случае ответа: "Белка не птица" (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) – изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).

Если объяснение дается с опорой на внешние признаки ("Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов" или "Птицы и белки живут на деревьях"), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется – 0 баллов.

Задание 7-И

Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.

1. Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: "Скажи слово со звуком [с]".

2. Вернуться к заданию 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: "Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку".

Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.

Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].

Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.

Использованная литература:

  1. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под ред. Л.Е.Журовой.- 2-е изд., перераб. И доп.-М.Вентана Граф,2007
  2. Газета «Начальная школа»- http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200701304
    №13 (624), 1-15.7.2007 15.