Преподобный Ефрем Сирин: житие, икона. Ефрем сирин - святые - история - каталог статей - любовь безусловная Святой ефрем сирин страницы жизни

Преподобный Ефрем Сирин

память 28.01/10.02

«Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели.

…Священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его и был недостоин.

Душа моя! Всё даровал тебе Господь – смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщить свет другим, когда ты сама погружена ещё во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою».

Преподобный Ефрем Сирин

Благодать – Бог, вера – Гнев – Гордость, тщеславие – Жизнь временная и вечная – К нерадивой душе – Любовь к ближнему и к Богу – Осуждение и злословие. О неосуждении священников – Покаяние – Святые – Страх Божий – Узкий и широкий путь – Уныние. Отчаяние – Учить других – Церковь. Необходимость посещения церкви – Краткое житие святого

Преподобный Ефрем Сирин (+ 372-373):

Благодать

Как родник, непрестанно источающий чистые ручьи и обильные потоки, никогда не воспрещает желающему в обилии наслаждаться даром чистых вод, так и Божественная благодать открыта всем, чтобы каждый наслаждался сколько хочет.

Бог, вера

Так все делай и так обо всем думай, чтобы угодить Богу; а если нет у тебя этой мысли, то потеряет свою цену всякое твое делание.

Без елея не будет гореть светильник, и без веры никто не приобретает доброй мысли.

Гнев

Если увидишь лежащую змею – бежишь прочь, боясь, чтобы не ужалила тебя, а гневу, который полон смертоносного яда, позволяешь оставаться в сердце.

Гордость, тщеславие

Гордость подобна высокому, сгнившему дереву, у которого ломки все сучья, и если кто взойдет на него, тотчас обрушится с высоты.

Жизнь временная и вечная

Употреби немногие годы на то, чтоб приобрести вечное время. Не тревожься продолжительностью жизни сей. Она скоропреходяща и кратковременна; все время от Адама и доныне прошло как тень. Будь готов к отшествию в путь, не обременяй себя. Зима близко: спеши под кров, под который и мы стремимся по благодати Христовой.

К нерадивой душе

Не упадай, душа, не скорби, не произноси над собою решительного суда по множеству грехов, не привлекай на себя огня, не говори: «Отринул меня Господь от лица Своего». Богу неугодно слово сие; потому что Сам взывает к тебе, говоря: «Людие Мои, что сотворих вам, или чим оскорбих вас, или чим стужих вам?» (Мих.6, 3).Разве кто пал, тот не может востать? Или кто отвратился, тот не может обратиться?

Слышишь ли, душа, какова благость Господа? Не в руки князю или военачальнику предана ты, как осужденная. Не скорби, что не стало у тебя богатства. Не стыдись обратиться, но скажи лучше: «Востав, иду ко Отцу моему » (Лк.15, 18).

Востань, иди. Он приемлет тебя и не укоряет, а паче радуется твоему обращению. Он ждет тебя, только не стыдись, как Адам, и не скрывайся от лица Божия.

Ради тебя Христос распялся и отринет ли тебя? Да не будет сего! Он знает, кто утесняет нас; знает, что нет у нас другого помощника, кроме Его одного. Христос знает, что человек беден.

Итак, не будем предаваться нерадению, как уготованные в огонь. Христу нет нужды ввергать в огонь; не приобретение для Него – послать нас в мучение.

Не хочешь ли знать тяжесть мучения? Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля, плача его не вынесут основания вселенной. Ибо написано: «День той… день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля» (Соф.1. 15-16). Если человек, осужденный князем, идет в заточение на два года, или на пять, или на десять лет, то сколько, думаешь, слез у человека того, какой стыд, какое рыдание? Но у него есть еще утешение в ожидании конца сему сроку. Посему хотим ли знать, какой срок назначен грешникам? Можем ли определить время их изгнания в двадцать, или пятьдесят, или сто, или двести лет? Но как можно исчислить время там, где не положено и лет к исчислению дней? Увы! Увы! Безнадежен срок сей. Ибо нестерпим гнев, еже на грешники прещения. Слышишь ты о тесноте, ожидающей грешников? Поэтому не доводи себя до такой нужды, ибо нестерпимо для тебя и одно прещение.

Множество грехов имеешь на себе? Не убойся вопиять к Богу. Приступи, не стыдись. Поприще для подвига близко; востань, отряси с себя вещественность мира. Подражай блудному сыну, который, расточив все, не стыдясь пошел к отцу. Отец же скорее пожалел о плене его, нежели о богатстве, расточенном вначале. Так приступивший безчестным – вступил с честью, пришедший нагим – принят облаченным в ризу, выдававший себя за наемника – восстановлен в чине властелина.

К нам слово сие. Слышишь ли, как было благоуспешно дерзновение этого сына? Но уразумеешь ли и доброту отца? И ты, душа, не смущайся, ударяй в двери.

Имеешь ли в чем нужду? Стой при дверях и получишь все, в чем имеешь нужду, по Божественному Писанию, которое говорит: «За безочьство его, востав, даст ему, елика требует» (Лк.11, 8). Бог не отвергает тебя, человек, не укоряет за расточенное вначале богатство. Ибо нет у Него недостатка в имуществе; всех снабжает усердно, по апостольскому слову: «…да просит от дающаго Бога всем нелицеприемне и не поношающаго» (Иак.1, 5).

Ты в пристани? Взирай на волны, чтобы не востала внезапно буря и не похитила тебя в морские глубины; тогда с воздыханием начнешь говорить: «Приидох во глубины морския, и буря потопи мя. Утрудихся зовый, измолче гортань мой» (Пс.68, 3-4). Ибо ад действительно есть морская бездна, по Владычнему изречению, что пропасть велика утвердися (Лк.16, 26) между праведными и грешными.

Итак, не осуждай себя в оную пропасть. Подражай блудному сыну; оставь морящий гладом град; беги бедственной жизни со свиниями; перестань питаться рожцами, которых даже и не дают тебе. И так приступи и умоляй, и без оскудения ешь манну, пищу ангельскую. Приступи созерцать Божию славу, и просветится лицо твое. Приступи, вселись в раю сладости.

Употреби немногие годы на то, чтоб приобрести вечное время. Не тревожься продолжительностью жизни сей. Она скоропреходяща и кратковременна; все время от Адама и доныне прошло как тень. Будь готов к отшествию в путь. Не обременяй себя. Зима близко: спеши под кров, под который и мы стремимся по благодати Христовой. Аминь.

Любовь к ближнему и к Богу

Кто не приобрел любви, тот орудие противника, блуждает по всякой стезе и не знает, что во тьме ходит.

Блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что носит он в себе Бога. Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает (1 Ин. 4, 16). В ком любовь, тот вместе с Богом превыше всего. В ком любовь, тот не боится; потому что любовь вон изгоняет страх. В ком любовь, тот никем никогда не гнушается, малым и великим, славным и бесславным, бедным и богатым: напротив того сам для всех бывает отребием; вся покрывает, вся терпит (1 Кор.13, 7). В ком любовь, тот ни перед кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает и от наговаривающих отвращает слух. В ком любовь, тот не ходит лестию, сам не запинается и брату ноги не запинает. В ком любовь, тот не соперничает, не завидует, не смотрит ненавистным оком, не радуется падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем и принимает в нем участие, не презирает брата в нужде, но заступается и готов умереть за него. В ком любовь, тот исполняет волю Божию, тот ученик Божий. Ибо сам благий Владыка наш сказал: о сем разумеют вcи, яко Мои ученицы есте, аще любите друг друга (Ин.13, 34-35). В ком любовь, тот никогда ничего не присвояет себе, ни о чем не говорит: «это мое»; но все, что ни есть у него, предлагает всем в общее употребление. В ком любовь, тот никого не почитает себе чужим, но все ему свои. В ком любовь, тот не раздражается, не гордится, не воспламеняется гневом, не радуется о неправде, не коснит во лжи, никого не почитает своим врагом, кроме одного дьявола. В ком любовь, тот вся терпит, милосердствует, долготерпит (1 Кор.13, 4-7). Посему блажен, кто приобрел любовь и с нею переселился к Богу; потому что Бог знает Своих и приимет его на лоно Свое. Делатель любви будет сожителем Ангелов и со Христом воцарится. Из любви и Бог Слово снисшел на землю. Любовью отверст нам рай, и всем показан вход в небо. Любовью примирены с Богом мы, которые были Ему врагами. Поэтому справедливо говорим, что Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает.

О не имеющих в себе любви

Злополучен и жалок, кто далек от любви. Он проводит дни свои в сонном бреду. И кто не станет плакать о том человеке, который далек от Бога, лишен света и живет во тьме? Ибо сказываю вам, братия: в ком нет любви Христовой, тот враг Христу. Не лжив сказавший, что ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин.3, 15), и во тьме ходить (2, 11), и удобно уловляется всяким грехом. В ком нет любви, тот скоро раздражается, скоро приходит в гнев, скоро распаляется ненавистию. В ком нет любви, тот радуется о неправде других, не состраждет к падающему, не простирает руки к лежащему, не подает совета низложенному, не поддерживает колеблющегося. В ком нет любви, тот ослеплен умом, тот друг дьяволу, тот изобретатель всякого лукавства, тот заводчик ссор, тот друг злоречивых, собеседник наушников, советник обидчиков, наставник завистников, работник гордыни, сосуд высокомерия. Одним словом: кто не приобрел любви, тот орудие противника, блуждает по всякой стезе и не знает, что во тьме ходит.

Осуждение и злословие. О неосуждении священников

Кто услаждается злословием других, тот ясно показывает, что сам уловлен тем, за что злословит других. Ибо, кто злословит другого, тот сам себя осуждает. Он человек плотский, запутавшийся в сетях мира. В злоречивом все есть: и клеветничество, и ненависть, и наушничество; поэтому признается он братоубийцей, безжалостным, немилосердным. А кто всегда имеет в себе страх Божий, и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других. Поэтому подлинно стоит слез и плача, кто приучил себя к злоречию .

Не осмеивай и не осуждай попавшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в него.

Прежде кончины никого не ублажай и прежде смерти ни в ком не отчаивайся.

Подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять.

О неосуждении священников

Как не терпят вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его и был недостоин .

Покаяние

Покаяние – праздник Богу ,ибо Евангелие говорит, что Бог радуется более об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках (Лк.15, 7). Покаяние, творя праздник Богу, призывает и небо на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием.

Покаяние в жертву приносит согрешивших, но и опять оживотворяет их; умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает их праведными. Вчера были мертвы, а сегодня они живы для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые. Покаяние есть великое горнило, которое принимает в себя медь и претворяет его в золото; берет свинец и отдает серебро… Покаяние по благоволению Божию срастворяет кающегося с благодатью Святого Духа, и человека всецело делает сыном Божиим.

К тебе мое слово, кающийся; не имей в себе пустого места, будь тверд в решимости противостоять греху и стоять в добре, как камень. Ты должен принести твердое покаяние как Петр, потому что твердо грешил. Бог не приемлет покаяния, не оказывающего в себе твердого дела… Приносящие покаяние только напоказ творят не один грех, но многие грехи, потому что и других располагают приносить наружное только покаяние. Таковым не только не отпускается, но еще прилагается грех …

Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь. Но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра

Пусть никто не говорит: «Много я нагрешил, нет мне прощения». Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на Землю ради страдающих и сказал: «…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк.15, 10), и еще: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк.5, 32)».

Святые

Святые… как граждане небесные служат Богу среди земнородных. В неутомимой борьбе преодолевают они плотские похоти, и свое тело по воле Господа делают сосудом святыни. Душевные силы они направляют к духовным созерцаниям и становятся обителью Бога, чтобы Он обитал в них.

Страх Божий

На челе твоем всегда да будет крест, в сердце же – страх Божий.

Если истинно возлюбил ты Господа и прилагаешь старание улучить будущее Царствие и дал обет трудиться по причине своих грехопадений, то помни суд и вечное мучение, со страхом ожидая исшествия своего из сего мира.

Узкий и широкий путь

По всему пространству Писания ублажаются одни, идущие узким путем, вступившим же на путь широкий и пространный, везде предсказывается горе. Оставим же путь широкий, ведущий в пагубу, и вступим на узкий, чтоб, потрудившись немного здесь, царствовать в бесконечные веки. Потрудимся, всегда имея пред очами Грядущего судить живых и мертвых, и непрестанно содержа в памяти вечную жизнь, нескончаемое царство, ликостояние с Ангелами, пребывание со Христом.

Пойдем путем узким и тесным, любя сокрушение, чтоб пребывало в нас памятование смерти и чтобы освободиться нам от осуждения. Ибо сказано: Горе вам смеющымся ныне: яко возрыдаете и восплачете (Лк.6, 25).

Блажени же плачущии ныне, яко тии утешатся (Мф.5, 4). Заглянем в могилу и увидим тайны нашего естества – кучу лежащих одна на другой костей, черепа, обнаженные от плоти, и прочие кости. Смотря на них, увидим в них себя самих. Где красота настоящего цвета, где доброзрачность ланит? Размышляя о сем, откажемся от плотских вожделений, чтоб не быть нам постыженными в воскресение.

На широком пути находится следующее: злоумие, искушение, чревоугодие, пьянство, распутство, непотребство, раздор, гнев, надмение, непостоянство и подобное тому. За ними следуют неверие, неповиновение, неподчиненность. Последнее же из всех зол есть отчаяние. Кто предан этому, тот заблудился с пути истины и сам себе готовит погибель свою.

А на пути узком и тесном встречается следующее: безмолвие, воздержание, целомудрие, любовь, терпение, радость, мир, смиренномудрие и тому подобное. За ними следует вечная жизнь.

Уныние. Отчаяние

Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же охраняется воздержанием, а воздержание – телесным трудом.

Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы и отчаянием ввергнуть их в геенну .

Учить других

Еще не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Еще не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Еще не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю. Еще не узнал, что есть истина, а хочу быть наставником других. Душа моя! Все даровал тебе Господь – смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщить свет другим, когда ты сама погружена ещё во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою.

Церковь. Необходимость посещения церкви

Пребывание в храме есть отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовное движение, но потом обычное течение духовного строя берет свое. Потому, если хочешь, чтобы твое пребывание в храме было достойным перед лицом Господа – подготовляйся к тому жизнью обычной: ходи, сколько можешь, в молитвенном настроении.

Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели .

Краткое житие святого *

Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале 4 века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, Даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником…

Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской Церкви святой Иаков (память 13 января). Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви – поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова, до его кончины.

После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Здесь он увидел многих великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями… Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на душу потому, что он начинал их с обличения себя. Преподобный и устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство…

Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Его покаянная молитва «Господи и Владыка живота моего…» читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению…

Преподобный Ефрем, по своему смирению считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость и сам получил большое утешение от общения с ними. На возвратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого (память 1 января), который пожелал посвятить его в пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и, по настоянию святителя, принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти. Впоследствии святитель Василий Великий приглашал преподобного Ефрема на кафедру епископа, но святой представился юродивым, чтобы отклонить от себя эту честь, по смирению считая себя недостойным её.

По возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий ещё раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода. Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.

*По книге: «Жития святых» в 2-х томах. Издано в Москве в 1978 г.

Переиздано в Полтаве в 2001 г. Том 1

Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 года. Отец преподобного Ефрема был языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере. Тогда юношу принял святой епископ Иаков (память 13 января) и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в преподобном Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению небесными блаженствами. Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Преподобный Ефрем обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души. В конце жизни преподобный Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда c его уст не слетало необдуманного слова.

Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. Чудом, которое известно только тем, кто принес свою жизнь в жертву всесожжения во имя Господне, глаза преподобного Ефрема превратились в неиссякаемые источники слез. Долгие годы ни днем, ни ночью, ни на одно мгновение эти светлые воды, несущие очищение и освящение «второго крещения» слезами, не переставали течь из его глаз. Они превратили лик преподобного Ефрема в чистейшее зеркало, отражающее присутствие Божие. Святой постоянно оплакивал свои грехи или грехи других людей. Иногда, когда он переходил к размышлению о тех чудесах, которые Господь совершил ради нас, его плач превращался в слезы радости. Так возникал чудесный круг, в котором невозможно было различить начало и конец: в рыданиях рождались слезы, из слез – молитва, из молитвы – проповедь, которая прерывалась новыми рыданиями. Чтение замечательных поучений преподобного Ефрема о сокрушении или его совершенно реалистичных описаний Страшного суда не может оставить бесчувственным даже окаменевшее сердце. Многие поколения христиан вплоть до наших дней проливали обильные слезы над творениями преподобного Ефрема, открывающими для грешников путь покаяния и обращения.

Через некоторое время после крещения, в возрасте около 20 лет, преподобный Ефрем бежал от городской суеты в пустыню, чтобы в тишине общаться c Господом и жить в окружении ангелов. Он переходил c места на место, свободный от всякой привязанности, и шел туда, куда вел его Святой Дух ради пользы его души и душ его братьев. Так преподобный Ефрем пришел в город Едессу поклониться святыням и найти святого человека, чтобы вместе c ним вести монашескую жизнь.

По дороге он встретил женщину дурного поведения. Святой сделал вид, что принимает ее предложение, и велел следовать за собой. Однако вместо того, чтобы искать уединенное место, подходящее для греха, он привел ее на людную городскую площадь. Блудница спросила: «Зачем ты привел меня сюда? Тебе не стыдно быть здесь, на глазах у людей?» Святой ответил: «Несчастная! Ты боишься человеческих взглядов, но почему ты не страшишься очей Господа, Который видит все и Который в последний день будет судить все наши дела и все наши мысли, даже самые потаенные?» Охваченная страхом, женщина покаялась. Тогда святой отвел ее туда, где она могла трудиться ради своего спасения.

Проведя несколько лет в Едессе, преподобный Ефрем снова ушел жить в пустыню. Он услышал молву, восхвалявшую добродетели святителя Василия Великого, и тогда от Господа он удостоился видения, в котором епископ Кесарийский был подобен огненному столпу, соединяющему небо и землю. Преподобный Ефрем немедленно отправился в Каппадокию.

Он прибыл в Кесарию в день Богоявления и вошел в церковь как раз во время Божественной литургии. Хотя преподобный Ефрем не понимал греческого языка, проповедь великого святителя потрясла его, ибо он видел, что на плече святителя Василия сидит белый голубь и говорит ему на ухо вдохновенные слова. Тот же голубь открыл святителю Василию, что в толпе прихожан стоит смиренный сирийский подвижник. Святитель велел прислужникам найти его и затем некоторое время беседовал c ним в алтаре. Господь внял молитве епископа: преподобный Ефрем сразу заговорил c ним по-гречески, будто знал этот язык c детства. Василий Великий рукоположил преподобного Ефрема в диакона и после этого отпустил на родину.

В это время Рим и Персия постоянно вели длительные войны (338–387). По всей Персии начались безжалостные преследования христиан, которые считались союзниками римлян. Преподобный Ефрем в пустыне узнал о страданиях своих братьев и вернулся в Нисибин, чтобы помогать им трудами и словами. Еще в детстве Господь открыл подвижнику его будущее призвание в видении плодоносной лозы, произраставшей из уст отрока и заполнявшей всю землю. Все небесные птицы садились на эту лозу и насыщались ее плодами, и чем больше ягод они отщипывали, тем больше новых гроздьев появлялось на лозе. Благодать Святого Духа в таком изобилии изливалась на преподобного Ефрема, что, когда он обращался к народу c проповедью, его язык не успевал произносить вслух все те небесные мысли, которыми наполняло его ум Божественное вдохновение, и казалось, будто он поражен заиканием. Поэтому преподобный Ефрем обращался к Господу c такой необычной молитвой: «Господи, умерь поток Твоей благодати!»

Преподобный Ефрем постоянно наставлял народ и укреплял в вере, которой угрожали язычники и еретики. В остальное время он смиренно служил всем, будучи истинным диаконом и уподобляясь Христу, Который стал служителем для нас. Так из смирения преподобный Ефрем всегда отказывался от священства. Добродетели, молитвы, плоды созерцания и размышления, та благодать, которую изливал на него Господь, – все это он считал не своим достоянием, а украшением Церкви, Невесты Христовой, облеченной в золотой венец c драгоценными камнями.

Когда в 338 году Нисибин осадили персы, город был спасен благодаря молитвам святого Иакова (память 13 января) и преподобного Ефрема. Однако за этим последовали новые войны, и в конце концов в 363 году Нисибин был сдан жестокому персидскому царю. Преподобный Ефрем, как и многие другие христиане, не пожелал жить под владычеством язычников и ушел в Едессу. Там он провел последние десять лет жизни.

Преподобный Ефрем преподавал в Едесской школе, развивая заложенные святым Иаковом еще в Нисибине основания экзегетической традиции, которая c этого времени стала называться персидской школой. В этот же период была написана большая часть замечательных творений преподобного Ефрема, в которых познание Господа и священных догм облачено в драгоценное одеяние несравненного поэтического языка. Считается, что преподобный Ефрем написал более 3 миллионов строк на сирийском языке: толкования к большинству книг Священного Писания, сочинения против ересей, гимны о рае, девстве, вере, о великих таинствах Спасителя и праздниках всего года. Большая часть этих гимнов вошла в богослужебные книги Сирийской Церкви, поэтому преподобного Ефрема называют также цевницей Святого Духа и вселенским учителем. Другие весьма многочисленные сочинения дошли до нас под его именем на греческом языке. Это в основном сочинения о сокрушении, подвижничестве и монашеских добродетелях.

Во время голода 372 года преподобный Ефрем организовал помощь нуждающимся жителям Едессы. На следующий год он отошел ко Господу, окруженный многочисленными монахами и подвижниками, пришедшими из монастырей, пустынь и пещер, чтобы почтить последние минуты жизни святого. Преподобный Ефрем оставил им трогательное «Завещание», исполненное смирения и сокрушения, в котором настоятельно просил всех любящих его не устраивать пышных похорон, но бросить его тело в общую могилу для чужеземцев и вместо цветов и благовоний помочь ему молитвами.

Составитель – иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод – издательство Сретенского монастыря

Для этой статьи использовано в основном «Житие преподобного Ефрема», приписываемое святителю Григорию Нисскому (PG. 46. 819–850), но, скорее всего, написанное в VI в. Учение и духовная практика преподобного Ефрема освещаются на основе его сочинений, сохранившихся на сирийском и армянском языках. См.:Brock S. L’Oeil de lumiere. Abbaye de Bellefontaine, 1991 (Spiritualite orientale. 50). Греческие тексты, сохранившиеся под именем святого Ефрема и переведенные на русский язык, по большей части не совпадают c его аутентичными сирийскими творениями. – Прим. ред

Ежегодно 10-го февраля православные люди отмечают праздник в честь преподобного Ефрема Сирина. В своем роде это был великий человек. Воплощая в себе мудрого церковного учителя, православного поэта, и просто искренне верующего человека, поистине этот святой оставил память в сердцах многих христиан. Житие преподобного Ефрема Сирина будет описано в данной статье.

Рождение и ранние годы

Многочисленные источники говорят о том, что преподобный родился в конце 3-го века в небольшом городке под названием Низибии. Его родители были не знатного рода, обычные земледельцы, которые зарабатывали на свой хлеб тяжелым трудом. Но эти люди были особенными, ведь их христианская вера дала ребенку первые толчки на жизненном пути. Среди его близких родственников также были представители христианской общины. Ребенок с самого детства воспитывался в смирении. При этом такая черта характера не мешала быть ему очень активным и любознательным.

Неприятное событие и дивное предзнаменование

Мать ребенка знала о предназначении сына. Все дело в том, что Ефрема заключили в темницу, предъявив ему обвинение в краже овец. Именно тогда матери приснился сон, который пророчил судьбу сына. Именно в стенах темницы он смог сосредоточиться на своем состоянии и услышать душу. После освобождения из заключения Ефрем был еще очень молод, но, тем не менее, он смог принять твердое решение отправиться в горы к отшельникам. Именно там ему было суждено встретить своего первого учителя по имени Иаков. В последующие годы Иаков стал епископом Низибийским. Многие церковные служители считают, что каждый серьезный христианин обязательно должен изучить житие Ефрема Сирина, чтобы почувствовать настроение истинного послушника Бога.

Путь ученичества

Ефрем очень быстро учился, и уже вскоре избавился от приземленных человеческих чувств. В его душе не было места для обиды или злобы. Со временем на этого человека сошла благодать, он стал мудрым наставником и усердным молитвенником. Братья, которые находились рядом, чувствовали эту благодать, а некоторые видели ведения, в которых подтверждалось то, что далеко не обычным человеком был преподобный Ефрем Сирин. Житие святого также говорит об этом.

Неоценимый вклад

За всю свою долгую и праведную жизнь преподобному удалось побывать во многих странах, познакомиться со многими великими людьми. Но, несмотря на такую насыщенную жизнь, Ефрем продолжал отдавать все свое время молитвам, помимо этого он писал поучительные притчи, а также толкования к стихам Священного Писания. В некоторых собственных стихах он умело мог подчеркнуть пороки определенного человека, что собственно и делал. На сегодняшний день удалось сохранить большое количество его бесед, проповедей и многих других трудов. Все это является великим наследием для действительно духовного человека.

Таким образом, всем известная молитва «Господи и Владыко живота моего» является благословением духовного опыта преподобного Ефрема Сирина. Его трудами создано огромное количество стихов, которые стоит изучить, ведь произведения действительно великолепны. Эти стихи очень быстро на то время распространялись среди людей, чему несказанно радовался Ефрем Сирин. Житие и труды святого, к сожалению, были интересны не только праведным людям.

Испытания на смирение

На его пути встречались и негодяи, которые хотели остановить преподобного. Случилось нападение с оружием, Ефрема очень сильно избили, и он был на грани смерти. Но даже эта ситуация не повлияла на состояние его души, он продолжал писать и еще усерднее молиться.

Преподобный часто говорил проповеди, которые были очень поучительными. Его излюбленной темой было сокрушение собственного греха, затрагивал он и тему о страшном суде и памяти о жертве Господа. Осознание всех этих проповедей и искреннее желание исправить свое душевное состояние вело человека к покою и умиротворению. Слова Ефрема задевали самые тонкие материи души, человек возносился своими мыслями и сердцем. Это давало некую благодать, просветляло ум и мысли. Такая беседа помогала открыть человеку истину бытия, что давало многим возможность подняться на новую ступень собственного духовного развития.

В году 350 в жизни Ефрема случилась трагедия - смерть его собственного наставника и первого учителя Иакова Низибийского. Житие святого Ефрема Сирина резко изменилось.

Новая жизнь

После ряда определенных событий Ефрему пришлось перебраться в другой город под названием Эдесса. Населенный пункт по своей инфраструктуре был более живой и густонаселенный. Это означало, что вокруг появляется большое количество ненужных соблазнов, которые могли повлиять на состояние души. Именно в этом городе ему повстречались блудницы, которые пытались вывести праведника из духовного равновесия. Несмотря на такие дерзкие соблазны, Ефрем сдерживал не только внутреннее, но внешнее спокойствие. И смог дать отпор даже с легким сарказмом. Этот случай лишний раз продемонстрировал силу духа и безразличие к человеческой похоти.

Стойкая вера

Одна из блудниц, которая пыталась искусить, начала беседу с Ефремом. В этом случае он смог все ей объяснить, и даже склонить к покаянию и походу в храм. В скором времени блудница в прошлом стала усердной монахиней в одном из монастырей. Именно эта встреча стала для нее судьбоносной, полностью перевернула жизнь и подарила истинный путь, который выстлал дорогу в храм Божий.

Но помимо молитвы и питания души своей приходилось заботиться и о теле. Чтобы купить себе кусок хлеба, приходилось работать у человека, который содержал собственную баню. Также в свободное время Ефрем Сирин читал проповеди, чтобы спасти души окружающих.

Божье предзнаменование

Такая жизнь в большом городе сказывалась на состоянии души, хотелось умиротворения. Поэтому Ефрем поделился своими терзаниями с одним из старцев. Тот в свою очередь посоветовал уйти в горы, которые располагались недалеко от города. Но этому же старцу в скором времени явилось ведение, где ему было указано о том, что Ефрем послан Богом для просвещения людей. В скором времени преподобному пришлось вернуться в оживленный город и заняться проповедями и толкованиями, но теперь этому был только рад святой Ефрем Сирин. Житие его было предначертано самим Господом.

Свои толкования Ефрем начал записывать для потомков, именно эти труды сохранились на долгие годы. Шло время, проповеди притягивали к себе огромное скопление народа. Ежедневно приходилось общаться с массой людей, каждому что-то толковать и объяснять. Ефрем начал снова задумываться о том, чтобы уйти, но ему пришло видение. Перед ним явился Ангел, который запретил святому убегать от собственного креста и велел продолжать служение людям во имя их спасения.

С целью обучения окружающих было принято решение открыть училище, из стен которого вышло большое количество знаменитых, умных и мудрых людей. Но, несмотря ни на что, Ефрему приходилось уходить ненадолго, все же ему нужно было время, чтобы побыть наедине с Богом. В пустыне его трудами была основана небольшая обитель, где он уединялся с целью отдыха и приобретения духовных сил. Такая практика помогала ему легче нести свой крест и обучать окружающих людей. Можно сказать, что двойственную жизнь вел преподобный Ефрем Сирин. Житие его описывает моменты, как общественной жизни, так и отреченного уклада.

Встреча с Василием Великим

Однажды Ефрему явилось видение, в котором был огромный огненный столб, и голос говорил о том, что этот столб есть сам Василий. Речь шла о Святом Василии Великом. В те времена он был Архиепископом Кесарии Каппадокийской. Преподобный Ефрем принимает решение отправиться в путь, чтобы встретиться с Василием. По прибытию он застал его в храме, по окончанию службы они имели искреннюю дружескую беседу. Как выяснилось в беседе, Василий очень много слышал о деяниях Ефрема, поэтому общался с ним как с давно знакомым человеком.

Святой Василий видел, что Ефрем достоин большего, но не стал принуждать его к своей воле. Он прочел над ним молитвы. Ефрем решил погостить три дня и затем снова отправился в свой город продолжать проповедовать людям. Делал он это абсолютно бескорыстно, пытаясь подарить окружающим свою любовь. Он избегал похвалы, уважения или почитания, пытаясь уделять каждую свободную минуты общению с Богом. Однажды люди хотели сделать его епископом.

Ефрем Сирин - юродивый?

Житие святого Ефрема Сирина могло повернуть совершенно в другую сторону, и ему пришлось пойти на крайние меры, а именно, притвориться юродивым. Он носился по городу, доставлял неудобства и творил другие шалости. После того как на пост выбрали другого человека, Ефрем вернулся в нормальное состояние и продолжил свою прежнюю деятельность.

Сон и вкушение пищи занимали самое последнее место в жизни преподобного. Спал он несколько часов, ел совсем мало, да и делал это с целью, чтобы не умереть преждевременной смертью. Ежедневно он каждую свободную секунду проводил, уповая в слезах, упоминая страшный для него Суд. Он считал, что нищета больше богатства, поэтому был бесконечно рад своему положению. Свою смерть преподобный чувствовал заранее, знал о ней и говорил. Перед тем как умереть он оставил для своих учеников завещание с поучениями. День смерти припадает на 372 год, но если верить другим источникам, то это произошло в 373 году. Ученики погребли тело со всеми почестями близ города Эдессы.

Святой без улыбки на устах

В памяти всех святой остался человеком, который никогда не смеялся, всегда был серьезным и немного угрюмым. В некотором смысле это было послание человечеству, которое даже в своем образе нес людям Ефрем Сирин. Икона святого способна творить настоящие чудеса с душой человека. С его глаз ежедневно текли искрение слезы, он переживал за весь человеческий род, которому предстоит страшный Суд. Его слезы были такими же естественными, как для любого другого дышать воздухом, и это явление доказывало святость этого человека, его молитвенное состояние души. Для многих глубоко духовных личностей огромной сокровенной ценностью являются житие и мощи Ефрема Сирина. Останки святого сегодня находятся в разных уголках планеты. Но большая часть сохранилась в Сирийском монастыре.

Благодаря Ефрему многие смогли понять, что именно искрение слезы - это начало познания самого себя, понимания своих ошибок и раскаяние в них, что очень важно. Если слеза искренне пролита, то человек испытывает стыд, а значит, сможет исправить свой грех. Плач является неким очищением для души. Как человек умывает лицо, так и плач способен омыть душу, сделать ее более чистой, а значит, излеченной от недугов. Именно эти слезы способны зародить в человеке зерно мудрости, скромности, сострадания к другим живым существам.

Эти простые истины пытался донести Ефрем людям. Удивительно то, что на сегодняшний день эти проповеди не утратили своей актуальности, а слова до сих пор способны коснуться души человека. И это важно для каждого, ведь теперешний мир сделал человека еще более толстокожим, а душу грубее, а значит, слезы - это начало собственного спасения.

За годы своей жизни преподобный смог подарить истинный путь многим заблудившимся душам. Дать облегчение и понимание своей греховности, подарить ясность разума. Именно благодаря Ефрему Сирину многие смогли найти себя. За долгое время до своей смерти он предсказал день, знал его точно. Дожив до глубокой старости, Ефрем обладал здравым рассудком, мог дать дельный совет. И только после смерти он смог отправиться на свое любимое место уже навсегда. Ученики похоронили Ефрема в его же обители.

Ефрем Сирин: творения и книги

Поистине, удивительное было житие Ефрема Сирина. Поучения его, к счастью, дошли и до наших дней. Каждому известно, что Ефрем отличался своим красноречием в проповедях. Он мог подобрать словесный ключик к любому сердцу. Помимо этого, он имел и другие таланты. Ефрем - великий писатель сирийской литературы.

Святым было написано огромное количество потрясающих молитв и песен. Именно благодаря этому удалось существенно обогатить каждое богослужение в храме. Его рукой написаны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Также был написан целый ряд песнопений для исполнения в праздничные дни. Молитва "Господи и Владыко живота моего" читается на протяжении всего Великого Поста.

В его сочинениях было насчитано целых 3 миллиона строк, что еще раз указывает на стойкий ум, выносливость и терпение человека. Желание донести людям частичку своей души позволило ему совершить большое количество достойных дел. Сочинения его пользовались огромной популярностью. Написаны они на сирийском языке, но необходимость заставляла переводить сочинения на все новые языки. Так они распространялись по всему миру.

Этому святому молятся для того, чтобы усмирить собственный гнев. Молятся ему о мире не только в своем сердце, но и в семье, и может быть даже государстве. Просьбы такого рода обращены именно к этому святому. Свой литературный дар Ефрем Сирин получил еще при рождении. Об этом свидетельствовал сон его матери, именно благодаря ему она поняла, что ее ребенок особенный. Таким было житие Ефрема Сирина.

Книга «Победа над собой» внесла огромный вклад в православную проповедь. Техника изложения произведений носит действительно особый характер. Собственная особенная техника, которая основывалась на речевых оборотах, более простой речи и повторениях. Книга очень доступно может объяснить даже самые запутанные истины. А для человека, который только начал свой путь, это действительно важно.

В своей поэзии Ефрем Сирин использовал саркастический стиль, с помощью которого мог с легкостью высмеять человеческие пороки и слабости. Помимо всего этого святой имел и музыкальный талант. Создавая какое-то песнопение, он мог четко указать необходимый музыкальный мотив, который действительно идеально подходил.

Об этом святом и по сей день сохранилась живая и настоящая память, его молитвы позволяют воссоединяться с Богом. Большинство письменных молитв утрачено, и скорее всего, что до нашего времени дошло совсем немного. Поэтому можно сказать, что современный человек знает о молитвах преподобного многое, но одновременно с тем, совершенно ничего.

Этот святой оставил на Земле огромное наследие. Прежде всего, это толкование Священного писания, огромное количество молитв и песен, которые сейчас звучат на службах. Это важно, такой вклад неоценим, каждый христиан благодарен Святому Ефрему. Он все-таки смог передать частичку собственной души каждому христианину, теперь главное сохранить ее и передавать следующим поколениям. Святой отрицал философские рассуждения, но при этом пытался всячески включать в свои поучения нравственный аспект, изложение чего ему прекрасно удавалось.

Для более глубокого изучения жизни и деяний святого лучше прочитать книгу «Житие Ефрема Сирина» (1791 год).

Святой Ефрем был родом из Месопотамии из города Низибии 2 . Он родился в царствование Константина Великого 3 от христианских родителей 4 и дожил до царствования Феодосия Великого 5 . Еще в юных годах Святой Ефрем отрекся от мира и ушел в пустыню, где стал иноком 6 . Он получил от Бога дар премудрости; из уст его истекала благодать, подобно сладкой реке напаявшая умилением души всех, слушавших его поучения. Это было предзнаменовано ему в самом раннем возрасте. Когда он был еще ребенком, родители его видели о нем следующий сон: виноградная лоза взошла на языке мальчика и, выросши, наполнила ветвями и гроздьями всю поднебесную. Птицы небесные собирались и или ягоды винограда, и сколько они съедали, настолько же количество винограда увеличивалось. Когда затем Святой Ефрем подвизался на одной пустынной горе, исполненный Великого умиления

и сердечного сокрушения, один из богоносных отцов видел во сне светлого, сиявшего подобно ангелам, мужа. Он держал в руке исписанный свиток и спрашивал:

Никто другой, кроме Ефрема, угодника Моего.

Перед явившимся мужем стоял Ефрем. Он открыл свои уста, а муж вложил ему в рот свиток. Преподобный Ефрем сел свиток, а затем, вскоре после этого, начал говорить и писать назидательные речи, приводившие в умиленье каждого, читавшего их и слушавшего. Они могли в каждом возбудить страх Господень и наставить на путь покаянья, как это ясно из его боговдохновенных книг. Равным образом и другой великий и Святой старец имел подобное же видение во сне о святом Ефреме. Он видел сонмы ангелов, сходивших с неба, по повелению Божьему, и имевших в руках свиток, исписанный внутри и извне. Они говорили друг другу:

Кто может этот свиток принять?

В ответ одни называли одно имя, другие вспоминали другое, а некоторые говорили:

По истине святы и праведны упомянутые мужи, но ни один из них не может принять этого свитка, а только Ефрем, кроткий и смиренный сердцем.

Затем старец видел, как Ефрему был отдан этот свиток. Встав на утро, он слышал, как блаженный Ефрем предлагал братии поучительные назидания. Как будто источник истекал из уст! Из них исходили речи, преисполненные великой пользы. Он уверовал, что все, исходящее из уст святого Ефрема, внушается Духом Святым, и прославил Бога, подающего такую благодать рабам Своим.

В 363 году Низибия подпала под власть персов, и многие из христиан оставили Низибию. Тогда и преподобный Ефрем вознамерился пойти отсюда в город Эдессу 7 . Он обратился к Богу с такою молитвою:

Господи Иисусе Христе! Сподоби меня увидеть город Твой, и когда я буду входить в него, пошли мне на встречу такого человека, который побеседовал бы со мною от Священного Писания с пользою для меня.

Когда он, так помолившись, приближался к городу и входил в ворота, встретила его женщина. Увидев ее, раб Божий опечалился и обратился мысленно к Богу:

Господи, Ты презрел моление раба Твоего. Ибо каким образом может она беседовать со мною о книжной мудрости?

Женщина же стояла и смотрела на него. Святой Ефрем обратился к ней с вопросом:

Скажи мне, женщина, зачем ты стоишь и смотришь на меня?

Женщина ответила:

Я смотрю на тебя, потому что женщина от мужа взята, а ты смотри не на меня, а в землю, из которой ты взят.

Услышав это, Ефрем подивился такому ее ответу и прославил Бога, давшего женщине такой ум. Он понял, что не презрел Господь молитвы его. Вошедши в город, он жил в нем много времени 8 .

Случайно близ того дома, в котором обитал Святой, жила другая женщина блудница, бывшая его соседкою. Подстрекаемая бесовским лукавством, она хотела оскорбить старца. Открыв оконце, откуда был вид на жилище святого, она увидела, что Ефрем стоит и варит себе пищу. Женщина громко обратилась к нему:

Благослови, господин!

Преподобный посмотрел на оконце и, заметив, что она наблюдает, сказал ей:

Господь да благословит тебя.

Тогда женщина продолжала:

Чего недостает для твоей пищи?

Святой ответил:

Три камня и немного песку необходимо, чтобы заградить оконце, из которого ты смотришь сюда.

Женщина бесстыдно сказала ему на это:

Я обратилась к тебе с речью первая, и ты ответил мне. Я хочу лечь с тобою, а ты отказываешься с первого слова.

Раб Божий отвечал ей:

Если ты хочешь лечь со мною, то иди на то место, какое я тебе укажу.

Блудница сказала:

Укажи мне это место, и я приду.

Тогда Святой сказал:

Если ты избрала меня, то не можешь возлечь со мною ни на каком другом месте, как только среди города.

Блудница изумилась:

Разве не стыдно нам будет людей?

Святой ответил:

Если нам стыдно людей, то насколько больше должно стыдиться, а вместе и бояться Бога, знающего все тайны человеческие! Ведь, Он будет судить весь мир и воздаст каждому по делам его.

Услышав это, блудница умилилась речами святого Ефрема. Она пришла и припала к ногам его, плача и говоря:

Раб Божий! наставь меня на путь спасения, чтобы я могла избавиться от многих моих злых деяний.

Преподобный Ефрем, преподав ей много наставлений из Священного Писания, утвердил ее в покаянии и, отдав ее в женский монастырь, спас душу ее от беззаконий и греха.

Затем еще одна блудница, подошедши к преподобному Ефрему, когда он куда-то шел, соблазняла его на грех, чтобы по крайней мере рассердить его, так как никто и никогда не видел его гневающимся.

Преподобный сказал ей:

Иди за мною.

Женщина пошла за ним. Когда они подошли к одному многолюдному месту, Святой сказал ей:

Здесь ляжем и совершим грех.

Она же, видя народ, сказала ему:

Как можно здесь остановиться, когда кругом столько народу! Разве не стыдно?

Преподобный ответил ей:

Если ты стыдишься людей, то насколько больше мы должны стыдиться Бога, знающего сокровенные тайны?

Так женщина отошла от него посрамленная, не будучи в состоянии ни прельстить святого к греху, ни возбудить в нем гнев, ибо он был муж поистине незлобивый и кроткий и совершенно неспособный гневаться.

О его добросердечии рассказывают следующее. Когда он постился в пустыне, ученик его в обычное время приносил ему пищу. Однажды, когда он нес пищу, то случайно разбил на пути сосуд, в котором была пища. Он боялся гнева старца, но последний, увидев смущенного ученика, сказал:

Не скорби, брат, - если пища не захотела к нам придти, то мы пойдем к ней.

Затем, подошедши, он сел у разбитого сосуда и, собирая пищу, стал есть. Так он был незлобив! О нем рассказывали, что с тех пор, как он стал иноком, никогда ни на кого не гневался.

Преподобному Ефрему было однажды откровение о святом Василии Великом 9 . Он видел в сонном видении огненный столп, достигавший до неба, и слышал голос:

Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столп, таков и есть Василий.

Тогда Ефрем пожелал видеть святого Василия. Взяв с собою переводчика, - ибо он не умел говорить по-гречески, - Святой Ефрем пошел в Кесарию Каппадокийскую 10 . Он нашел святого Василия в церкви поучающим людей и начал славить его громким голосом, говоря:

Воистину велик Василий! Воистину он есть столп огненный! Воистину Дух Святой говорит его устами!

Тогда некоторые из народа стали говорить:

Кто этот странник, так восхваляющий архиепископа? Не льстит ли он ему, чтобы получить что-либо из рук его?

После отпуска церковного, когда преподобный Ефрем вступил в дружескую беседу со святым Василием, последний спросил его:

Почему ты так прославлял меня?

Преподобный Ефрем ответил:

Потому что я видел белого голубя, сидевшего на правом плече твоем и говорившего тебе на ухо то, что ты внушал людям. Кроме того, огненный язык вещал твоими устами.

На это Святой Василий сказал ему:

По истине я вижу ныне то, что слышал о тебе, житель пустыни и любитель безмолвия! Так пишется и у пророка Давида: "Ефрем крепость главы Моей " (Пс.59:9). По истине к тебе относятся эти пророческие слова, ибо ты многих наставил на путь добродетели и укрепил в ней. Кротость же твоя и незлобие сердца сияют для всех, как свет.

После того Василий Великий сказал:

Почему, честный отче, ты не принимаешь посвящения в сан пресвитера, будучи достоин его?

Потому что я грешен, владыка! - отвечал ему Ефрем чрез переводчика.

О, если бы и я имел грехи твои! - сказал Василий, и прибавил: "сотворим земной поклон.

Когда же они поверглись на землю, Святой Василий возложил руку свою на главу преподобного Ефрема и произнес молитву, положенную при посвящении в диакона. Преподобный Ефрем пробыл после того со святым Василием три дня, в духовной радости. Василий поставил его в Диакона, а переводчика его в пресвитера и потом с миром отпустил их.

Преподобный Ефрем имел великую любовь к преподобному Аврамию затворнику, память которого празднуется 29 октября. Они часто посещали друг друга и умилялись взаимно назидательными дружескими беседами. А когда блаженная Мария, племянница Аврамия, подверглась обольщению врага, преподобный Ефрем своими молитвами много содействовал спасению ее. Он много болел сердцем о согрешающих и много заботился об исправлении их.

Преподобный Ефрем то пребывал в пустыне 11 , в безмолвии работая Богу, причем собрал там и множество учеников, - то, по повелению Божьему, жил в городе Эдессе, приводя многих людей к покаянию и приобретая для Бога погибшие души своими поучениями. Настолько он изобиловал душеполезными словами и был преисполнен благодати Божьей, что много раз у него изнемогала гортань от напряжения голоса, а язык от произнесения слов; однако, речи его не становились короче, тем более что ум его был преисполнен глубины премудрости и разума 12 . Кроме того, он был исполнен глубокого смирения, всячески избегал человеческого почитания и временной славы. Один раз народ хотел схватить его и насильно поставить в епископы. Ефрем, узнав об этом, притворился юродивым и начал бегать по площади, влача за собою свою одежду, как безумный, - схватывал продаваемые хлебы и овощи и ел. Видя это, люди сочли его помешанным, а он бежал из города и скрывался, пока не был поставлен другой епископ на то место, на которое его хотели поставить. В молитве Святой пребывал непрестанно, - днем и ночью. Обладая даром умиления и слез, он плакал всегда, поминая день суда, о котором он много писал и говорил. Он мало спал, мало вкушал и пищи, - только бы не изнемочь и не умереть от голода и лишения сна. Он был совершенно нестяжателен и любил нищету больше богатства, как и сам говорит о себе в своем завещании:

Ефрем никогда не имел ни золота, ни серебра, ни какого-либо хранилища, исполняя волю благого Учителя Христа, заповедовавшего: ничего на земле не приобретайте (ср.Мф.6:25 и след.).

В те годы жил еретик Аполлинарий, ложно мудрствовавший о воплощении Господнем. Он находчив был в словах и искусен в эллинской премудрости, вследствие чего сильно смущал Церковь Божий и многих увлек в свою ересь. Этот еретик весь труд свой и все старание, от самой юности своей и до старости, прилагал к тому, чтобы развращать православных и увлекать их в свое заблуждение. Он написал много книг против православных, из коих особенно замечательны две, так как в них наиболее полно выражено все его душевредное учение. Их он и употреблял, как оружие, ведя борьбу с православными путем словесных состязаний. Эти его книги были положены на сохранение у одной женщины, сожительницы его. Преподобный Ефрем, узнав об этих книгах, изобрёл против еретической хитрости свою, еще более изумительную: он пришел к той женщине тайно и весьма хвалил Аполлинария, называя себя при этом учеником последнего. Как бы желая научиться неизвестной ему мудрости, он просил женщину дать ему на малое время аполлинариевы книги, которые она хранила, чтобы из них списать вкратце наиболее замечательные места. Женщина, будучи уверена, что это действительно ученик ее друга, дала ему обе книги с условием, чтобы он поскорее возвратил их и никому о них не говорил. Святой Ефрем, взяв книги, отнес в свою обитель и, приготовив клей, все листы в них, отгибая по одному, склеивал, пока, наконец, не склеил все их так, что книги стали как бы одним куском дерева, или камнем, причем ни одного листа нельзя было отделить от другого. Затем он отнес книги женщине. Она же, взяв их и не посмотрев внутрь, положила на своем месте. Случился потом спор православных с еретиком Аполлинарием, состарившимся уже. Не обладая уже прежнею находчивостью в спорах и имея слабую память, по причине старости, он хотел достигнуть победы над православными при помощи тех своих книг; но, взяв их, он не мог их раскрыть, так как листы были крепко склеены и окаменели. Он исполнился Великого стыда и вышел с собора побежденным и посрамленным, а затем скоро от скорби и Великого стыда он лишился жизни, с позором извергнув свою окаянную душу.

Преподобный отец наш Ефрем, прожив богоугодно много лет и приведши многих к спасению, заблаговременно провидел свою кончину и написал для своих учеников поучительное завещание. Проболев немного, он в глубокой старости отошел к Господу 13 . Честное тело его было погребено в его обители, находившейся в пустыне, в пределах Эдесских, в Сирии, а святая душа его предстоит ныне престолу Владыки, ходатайствуя о нас, чтобы мы получили прощение грехов наших, по его молитвам, благодатью и милосердием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь.

Тропарь, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безлодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ефреме отче наш. Моли Христа Бога спастися душам нашым.

Кондак, глас 2:

Час присно провидя суда, рыдал еси горько Ефреме, яко любобезмолвный, делателен же был еси в делех учитель преподобне. Темже отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

________________________________________________________________________ 1 Преподобный Ефрем назван Сирином, т. е. сирийцем, потому что Месопотамия, в которой он родился, в древности причислялась к Сирии. 2 Низибия (или Низибида) - большой и многолюдный город в провинции Магдонии в Месопотамии, - на границах римской империи и персидского царства. 3 Император Константин Великий царствовал с 306 по 337 г. 4 О родителях своих преподобный Ефрем пишет следующее. "Родившие меня по плоти внушили мне страх господень. Предки мои исповедали Христа пред судьей, я родственник мученикам Деды мои, благоденствовавшие в жизни, были земледельцами. Родители занимались тем же" 5 Император Феодосий Великий царствовал с 379 по 395 г 6 Лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений От природы пламенный, он был, как говорит сам, раздражителен "за маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям... Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысел Божий вразумил пылкую молодость". Ефрема ложно обвинили в покраже овец и бросили в темницу, вслед за ним посажены были два других, и также невинно, как Ефрем. "Проведя семь дней, в восьмой вижу я во сне, - рассказывал после Святой Ефрем, - что кто-то говорит мне,- будь благочестив и уразумеешь Промысел, перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе сознаешь, что эти люди страждут не несправедливо, но не избегнут наказания и виновные". - Все это и увидел Ефрем, как рассказывает он подробно в одном из своих сочинений. - Эти события так поразили Ефрема, что он скоро оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником святого Иакова, впоследствии Великого святителя Низибийского (память его - 12-го января). 7 Эдесса - город в Месопотамии; лежит на границе между утесистой пустыней и плодоносной землей - южной Месопотамией. Этот город, - как говорит Святой Ефрем, - "благословен был живыми устами Спасителя чрез ученика его Фаддея"; здесь находился нерукотворный лик Спасителя и святые мощи апостола Фаддея. 8 Для пропитания своего в Эдессе преподобный Ефрем нанялся трудиться у содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди слова Божьего язычникам; потом, по совету святого старца Иулиана, удалился в пустынную Эдесскую гору для подвигов. Вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей. Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие. Этот первый опыт толкования на Сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. "Ефрем! куда бежишь ты?" - спросил явившийся ангел. "Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщения света", - отвечал Ефрем. Ангел сказал: "Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодому волу, который хочет освободить шею от ярма" (Осии 10, 11). После того Ефрем возвратился к тому служению, к которому был призван. С сего времени он начал устно и письменно поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого впоследствии вышли знаменитые учители Сирийской церкви. 9 Память его - 1 января. 10 Каппадокия - провинция римской империи, находилась на востоке Малой Азии. Кесария - главный город Каппадокии. 11 Преподобный был, между прочим, и в египетских пустынях; так он пробыл некоторое время в Нитрийской горе. Сирский жизнеописатель говорит, что Ефрем виделся здесь с богоизбранным иноком Паисием, а Иоанн Колов, повествуя о жизни Паисия, описывает и беседы Паисия с "великим между сирийскими подвижниками отцом". "Был у нас здесь человек Божий Сириянин, старец великий между отцами, просвещенный умом и сердцем", - так говорят Иоанн Колов. 12 Святой Ефрем оставил после себя весьма много сочинений. В одних он - толкователь Священного Писания; (Святой Ефрем, по словам святого Григория, писал толкование, начиная с сотворения мира до последней благодатной книги); в других - обличитель ересей и песнопевец Церкви, в иных - учитель христианской жизни и в частности проповедник сокрушения сердечного. Сочинения последнего рода составляют как бы печать души преподобного Ефрема и вместе его славу на все века. Святой Григорий Нисский говорит, что "плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом, - день и ночь лились у него слезы; но лицо Ефрема цвело и сияло радостью, тогда как ручьи слез лились из глаз его. Но и там, где Ефрем говорит о сокрушении, он возносится мыслью к благости Божьей, изливает благодарение и хвалу Всевышнему". Все нравственные наставления его благоухают сердечным умилением. Не одно свое наставление так начинаете Ефрем: "Сокрушайся, душа моя; сокрушайся о тех благах, которые ты приняла от Бога и погубила. Сокрушайся о делах злых, сделанных тобою. Сокрушайся о всем том, в чем показал Бог Свое долготерпение к тебе. Придите, братья мои, придите рабы Христовы, будем сокрушаться сердцем и рыдать перед Ним День и ночь. Придите, будем помышлять об оном страшном и грозном суде и следующем затем нашем осуждении". В этом чувстве сокрушения обыкновенные предметы бесед святого Ефрема: покаяние, память о смерти и суде, страх Божий, внимание к самому себе, смирение, против гордости и проч. - За свои высокие поучения Святой Ефрем был назван соотечественниками пророком Сирским. Блаженный Иероним пишет: "Ефрем, диакон Эдесский, достиг такой славы, что в некоторых церквах сочинения его читаются публично после св. Писания". "Прославлять мне надобно того, - говорит Григорий Нисский, - кто в устах всех христиан, Ефрема Сирина, того Ефрема, которого жизнь и наставления сияют в целом мире". - Святой Ефрем оставил после себя много и догматических сочинений. Все они писаны против заблуждений того времени. Таковы: а) 80 слов против дерзких испытателей, т. е. против аэтиан и евномиан; б) 56 поучений против ересей с обличениями и увещаниями вардесанитам (последователям еретика Вардесана), маркионитам и мессалианам; в) о жемчужине, или о том, что в одном лице Иисуса Христа соединены два естества, против Маркиона и Манеса; г) три слова о вере и против иудеев; д) о свободе против защитников слепой судьбы; о покаянии, где против новатиан говорит о власти церкви прощать грехи и опровергает тысячелетнее царство; о священстве; о рае и суде. - Строгий ревнитель веры и благочестия, святой Ефрем не мог оставаться равнодушным к смутам, какие произвели в Эдессе и Месопотамии секты Вардесана и Ария. Противодействуя еретикам, которые спои заблуждения излагали в поэтической форме песни и, привлекая неопытных изяществом стихотворного размера, легко и надолго укореняли еретическое содержание их, Святой Ефрем и сам начал излагать, на основании Св. Писания, истинное учение о Боге и его отношениях к нам, в такой же поэтической форме. Народ с жадностью внимал песнопениям святого отшельника и забывал Песни еретические. Еретики так были раздражены успехами святого Ефрема, что раз напали на него с камнями и оружием, и едва не убили его; но это нисколько не ослабило его ревности к вере. Все эти сочинения писаны святым Ефремом в виде благоговейных размышлений. Они назначались им для народного употребления, а частью и для пения в храме и написаны стихами. Святой Ефрем оставил также много умилительных молитв и молитвенных песнопений. Таковы его песнопения на Рождество Христово, отличающиеся особенною торжественностью; ему же принадлежат глубоко-трогательные стихиры, поемы при погребении; из молитв, составленных им, особенно известна умилительно-трогательная молитва, читаемая в дни Великого поста: "Господи и владыка жизни моей! Не дай духу праздности, любоначалия, празнословия овладеть мной. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. О, Господи, Владыка, даруй мне возможность видеть прегрешения мой, и не осуждать брата моего, благословен будь во веки веков. Аминь". 13 Святой Ефрем мирно скончался в городе Эдессе в 373 году. По месяцам.

Преподобный ЕФРЕМ СИРИН (†373)

Преподобный Ефрем Сирин — один из великих учителей церкви IV века, христианский богослов и поэт, учитель покаяния. Родился ок. 306 года в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения.

Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. Так Ефрем оказался в тюрьме, осужденный за кражу, которой не совершал. Однако именно тюрьма дала ему возможность пересмотреть всю свою жизнь. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Такой род христианского подвижничества был введен в Низибии учеником преподобного Антония Великого египетским пустынником Евгением.

Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской Церкви святой Иаков (память 13 января). Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения.

Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви - поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.

После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и вознамерился пойти отсюда в город Едессу, чтобы поселиться там в местном монастыре. Он обратился к Богу с такою молитвою:
- Господи Иисусе Христе! Сподоби меня увидеть город Твой, и когда я буду входить в него, пошли мне на встречу такого человека, который побеседовал бы со мною от Священного Писания с пользою для меня.
Когда он, так помолившись, приближался к городу и входил в ворота, встретила его женщина. Увидев ее, раб Божий опечалился и обратился мысленно к Богу:

Господи, Ты презрел моление раба Твоего. Ибо каким образом может она беседовать со мною о книжной мудрости?

Женщина же стояла и смотрела на него. Святой Ефрем обратился к ней с вопросом:

Скажи мне, женщина, зачем ты стоишь и смотришь на меня?

Женщина ответила:

Я смотрю на тебя, потому что женщина от мужа взята, а ты смотри не на меня, а в землю, из которой ты взят.

Услышав это, Ефрем подивился такому ее ответу и прославил Бога, давшего женщине такой ум. Он понял, что не презрел Господь молитвы его.

В Едессе святой Ефрем увидел много великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями. Особенно он сблизился с подвижником Иулианом (память 18 октября), который был с ним одного покаянного духа. Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений себя. Преподобный и устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.

Немало потрудился он и в истолковании Священного Писания - объяснении Пятикнижия Моисея. Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Известны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Он написал для своей Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников (Рождество Христово, Крещение), Воскресение, погребальные песнопения. Его покаянная молитва "Господи и Владыко живота моего..." читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению. Церковь с древних времен высоко ценила труды преподобного Ефрема: его творения читались в некоторых церквах на собраниях верных после Священного Писания. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Между пророками святой Давид, по преимуществу, псалмопевец; между святыми отцами Церкви преподобный Ефрем Сирин - по преимуществу молитвенник. Духовная опытность сделала его наставником иноков и помощником едесских пастырей. Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его творения очень рано были переведены на греческий и армянский языки, а с греческого - на латинский и славянский.

В многочисленных творениях преподобного встречаются цельные картины жизни сирийских подвижников, главное место в которой занимала молитва и затем труд на общую братскую пользу, послушания. Воззрения на смысл жизни у всех сирийских аскетов были одинаковы. Конечной целью своих подвигов иноки считали Богообщение и вселение Божественной благодати в душу подвижника, настоящая жизнь была для них временем плача, поста и трудов.

"Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот царство Божие - внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя - смерть, и дверь к ней - грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там - Бог".

Непрестанное духовное трезвение, развитие блага в душе человека дает ему возможность воспринять труд как блаженство, и самопринуждение как святость. Воздаяние предначинается в земной жизни человека, подготавливается степенью ее духовного усовершения. Кто на земле взрастил себе крылья, говорит преподобный Ефрем, тот там воспаряет в горняя; кто здесь очистит ум свой - тот там узрит славу Божию; в какой мере каждый возлюбит Бога - в той мере насытится любовью Его. Человек, очистивший себя и стяжавший благодать Духа Святого еще здесь, на земле, предвкушает Царство Небесное. Стяжать жизнь вечную, по учению преподобного Ефрема, не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит обрести "небесное" духовное состояние. Вечная жизнь не даруется человеку односторонним произволением Божиим, но, как зерно, постепенно произрастает в нем чрез подвиг, труды и борения.

Залог обожения в нас - Крещение Христово, главный двигатель жизни христианской - покаяние. Преподобный Ефрем Сирин был великий учитель покаяния. Прощение грехов в таинстве Покаяния, по его учению, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их. Слезы покаяния смывают и сжигают грех. И еще - они животворят, преображают греховное естество, дают силу "ходить путем заповедей Господних", укрепляясь упованием на Бога. В огненной купели Покаяния, писал преподобный, "сам себя переплавляешь ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мертвых".

Преподобный Ефрем, по своему смирению считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость и сам получил большое утешение от общения с ними. На возвратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого, который пожелал посвятить его во пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и, по настоянию святителя, принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти.

Кроме того, он был исполнен глубокого смирения, всячески избегал человеческого почитания и временной славы. Один раз народ хотел схватить его и насильно поставить в епископы. Ефрем, узнав об этом, притворился юродивым и начал бегать по площади, влача за собою свою одежду, как безумный, - схватывал продаваемые хлебы и овощи и ел. Видя это, люди сочли его помешанным, а он бежал из города и скрывался, пока не был поставлен другой епископ на то место, на которое его хотели поставить.

По возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода. Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.

Преподобный Ефрем то пребывал в пустыне, в безмолвии работая Богу, причем собрал там и множество учеников, - то, по повелению Божьему, жил в городе Эдессе, приводя многих людей к покаянию и приобретая для Бога погибшие души своими поучениями.

В молитве Святой пребывал непрестанно, - днем и ночью. Обладая даром умиления и слез, он плакал всегда, поминая день суда, о котором он много писал и говорил. Он мало спал, мало вкушал и пищи, - только бы не изнемочь и не умереть от голода и лишения сна. Он был совершенно нестяжателен и любил нищету больше богатства.

Преподобный отец наш Ефрем, прожив богоугодно много лет и приведши многих к спасению, заблаговременно провидел свою кончину и написал для своих учеников поучительное завещание. Проболев немного, он в глубокой старости отошел к Господу. Честное тело его было погребено в его обители, находившейся в пустыне, в пределах Эдесских, в Сирии.