Автор произведения узник. Анализ стихотворения Пушкина «Узник. Средства художественной выразительности


Стихотворение «Узник» было написано А.Пушкиным в 1822 году в Кишиневе во время южной ссылки. Известно, что поэт, прогуливаясь по городу, побывал в городской тюрьме. Больше всего его поразила картина тюремного двора, где цепью был прикован орел. Возможно, именно тогда и возникла мысль о сравнении судьбы поэта и орла.

На первый взгляд кажется, что название стихотворения «Узник» относится к лирическому герою, ведь первая строчка рисует тюремную камеру:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Одно предложение, минимум деталей, но складывается целостная картина.

Мы легко представляем себе место, где находится герой: тесная камера, сырые стены. Даже кажется, что мы чувствуем запах сырости, которым пропитано все, не случайно инверсией поэт выделяет именно это слово – «сырой». А главное интонационное ударение – на слове «за решеткой». Именно решетка разделят мир на лирического героя на две части – темница, неволя и остальной мир, свобода. Что же он видит сквозь тюремную решетку?

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном…

Оказывается, главный герой лирической зарисовки – это тот самый орел, которого поэт наблюдает. Грустное настроение помогает почувствовать мужская рифма, которая еще больше как будто ограничивает пространство тюремного двора. Кажется неправильным, что орел, свободная и гордая птица, выросла в неволе. Именно неволя и сближает лирического героя и орла, поэтому и называет он птицу – «мой грустный товарищ». Грустный, потому что орел

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно…

Прием многосоюзия помогает понять, как много смысла в действиях орла. Это только на первый взгляд кажется, что он просто ест, на самом деле поглощение «кровавой пищи» - не главное его занятие. Орел как будто встречается взглядом с лирическим героем, он способен думать, размышлять, звать (это ощущение создается за счет широкого использования олицетворений):

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Вот и прозвучало то главное, что сближает их. И это не просто тюрьма, в которой находятся герои, но и желание свободы, жажда полета. И теперь уже герой становится вместе с орлом «птицей», способной перелететь через тюремные стены в необъятный мир:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

Мы как будто переносимся в тот мир, который так манит лирического героя и орла, ставших не просто товарищами, а братьями («пора, брат, пора!»). Тюрьма, заточение оказываются позади, а впереди - долгожданная свобода. Поэт раздвигает пространство – ввысь, до вершин величественных белых гор, и вдаль, где синеет бескрайнее море. Появляются яркие краски (белеет, синеют), помогающие почувствовать всю прелесть природы (тогда как в первой части красный цвет «кровавого» мяса лишь усиливал трагизм картины). Анафора не случайно выделяет слово «туда». Это как выдох, как крик героя, который разносится далеко-далеко, отдаваясь эхом благодаря женской рифме. Восклицательные предложения меняют тон лирического повествования. И совсем по-другому звучит четырехстопный амфибрахий, грустный в начале и торжественный в конце. И хотя свобода существует лишь в воображении лирического героя, мы забываем об этом, мысленно переносясь в мир, созданный поэтом.

Это стихотворение раскрывает тему «вольности святой», которой проникнуто все раннее творчество А. Пушкина. Мы понимаем, что лирическому герою, в котором угадывается сам поэт, было мучительно тяжело находиться в ссылке, в которой он чувствовал себя как в тюрьме. Жажда свободы ощущается в каждой строчке стихотворения. Образы, типичные для поэтов-романтиков (орел, море, горы, ветер), также усиливают свободолюбивые мотивы стихотворения. Кишинев ассоциируется у него с темницей, а сам поэт - с орлом, оказавшимся в неволе. Духовная свобода становится для Пушкина высшей ценностью – в этом главный смысл стихотворения.

Обновлено: 2017-10-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Россия хоть и признала Пушкина величайшим русским поэтом, но не вознесла его на мировой уровень, не отвоевала место рядом с Гомером, Шекспиром, Данте и Гете.

Жизнь и смерть поэта - самая горестная трагедия во всей истории России.

Обстоятельства, предшествовавшие написанию стихотворения

Стихотворение «Узник» Пушкин написал, будучи в Кишиневской ссылке. Немаловажную роль при этом сыграли жизненные обстоятельства, в которых оказался поэт.

1820 год. Коллежский секретарь А.С. Пушкин по надобности службы отправлен в Южный край России - так в подорожном листе, выданном поэту, значилась цель его поездки, на самом деле являвшейся ссылкой. За плечами остался Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел и шумный Петербург с многочисленными друзьями. На новом месте Александр Пушкин служит мелким чиновником канцелярии и выполняет монотонную рутинную работу, угнетающую даже обычного человека, не говоря уже о такой выдающейся творческой личности, каковой являлся гениальный поэт.

Генерал Иван Никитич Инзов, его непосредственный начальник, понимал это и старался не сильно загружать поэта работой. Он относится к нему весьма благосклонно. Пушкина приняли и в аристократических кругах Кишинева. Иногда Александр Сергеевич позволял себе публично критиковать действия правительства и военных, но Инзов, по долгу службы вынужденный делать донесения на своих подчиненных, в докладах в Петербург указывал, что высказывания Пушкина носят подражательный характер и не являются его образом мышления. Было ли донесение такого характера следствием признания таланта и симпатии к А. С. Пушкну, или Инзов действительно так считал - останется тайной для потомков.

Политические взгляды поэта

Из учебника русской литературы, в котором производится анализ стихотворения «Узник» Пушкина, мы узнаем, что оно является воплощением свободолюбия великого поэта, проникшегося идеями декабристов. Александру Сергеевичу предписывают бунтарские и террористические мысли, которые он стал отстаивать всей душой и через аллегорические образы пытался донести до народа. Школьникам Пушкин преподносится в образе тайного революционера и политического страдальца.

Однако более глубокие исследования пушкинистов свидетельствуют о том, что увлечение политикой у поэта было поверхностным. Более того, с течением времени он искренне раскаивался в своих взглядах и считал их заблуждением молодости.

Узник обстоятельств

Безусловно, придать многогранности и разноречивости стихотворению в плане толкования мог только такой мастер слова, как Пушкин. «Узник» мог быть написан молодым поэтом и под влиянием жизненных обстоятельств. По дороге к месту ссылки в Кишинев Александр Сергеевич 3 недели прожил у своих знакомых - в семье Раевских, обосновавшихся на Южном берегу Крыма.

Этот период жизни запечатлелся в памяти поэта как самые счастливые дни, когда он мог в полной мере насладиться красотой крымского пейзажа и приятным общением с единомышленниками и друзьями. Кишинев после Крыма показался Пушкину унылым и неприглядным - его стала окружать выжженная солнцем степь, а вместо друзей общаться приходилось с заносчивыми и чванливыми молдавскими аристократами. Пушкин - узник обстоятельств, в которых вынужден был оказаться. Он действительно почувствовал себя пленником. Ощущение одиночества, однообразия и несвободы, зависимость от начальства, отсутствие друзей - все это трудно переносил свободолюбивый Пушкин. Узник - тема, навеянная самой жизнью 23 летнего молодого человека.

Стремление убежать от действительности

Существует еще одна версия того, что побудило А.С. Пушкина к написанию данного стихотворения. Находясь в ссылке, Пушкин имел возможность общаться с арестантами и сблизился с одним из каторжников, который поведал ему о своих намерениях совершить побег. Пушкина до глубины души затронула эта идея, и некоторые высказывания каторжника он облек в стихотворную форму. В «Узнике» он в метафорической и романтической форме отобразил свое стремление убежать от действительности.

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

Произведение условно можно разделить на две части, отличающиеся друг от друга по настрою и интонации. Первая часть, где все мрачно и грустно, противопоставлена второй - полной света и надежды. Из угнетающей тюремной коморки лирический герой мысленно хочет попасть в необъятное пространство вселенной. Мысль об окончании темного периода вселяет в него новые жизненные силы.

Унылое повествование о жизни в неволе в середине стихотворения перерастает в крик души с требованием свободы, достигает своего эмоционального пика и обрывается вновь словами одиночества - «лишь ветер… да я!..»

Нужно заметить, что стихотворение носит метафоричный характер, то есть основная мысль в нем завуалирована и доведена до читателя путем образного сравнения. Каждый человек в силу своего развитого воображения может домыслить то, что недосказал Пушкин. Узник - это лирический герой произведения, сидящий в «темнице сырой». Поэт уподобляет его вскормленному в неволе молодому орлу. Благодаря такому сравнению становится понятно, насколько чужд для лирического героя окружающий мир. Для человека ограничения свободы и навязанные условия существования, будь то ссылка или тюремная решетка, столь же губительны и неестественны, как и неволя для свободолюбивого орла.

Стихотворение «Узник» Пушкин пронзил идеей свободы, ни разу не употребив самого слова «свобода». Она слышится в крике орла, наделенного поэтом способностью мыслить по-человечески и испытывать чувства, присущие человеку. «Давай улетим», - хочет вымолвить гордая птица, призывая узника с собой «туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Главное - не быть узником и получить свободу, что само собой разумеющееся для всего живого.

Отношение Пушкина к своим произведениям

Отзыв на стихотворение Пушкина «Узник» мало беспокоит поэта. По сведениям хорошо знавших его людей, Александр Сергеевич всегда оставался недоволен написанными произведениями. Как-то в беседе с Александрой Осиповной Смирновой-Россет Пушкин признался, что самые прекрасные стихи к нему являются во сне, но он их не успевает запомнить.

Поэт очень тщательно подбирал каждое слово, работая над своим произведением, как огранщик, осторожно и бережно шлифующий грани драгоценных камней. Но когда доводил его до совершенства, мало заботился о том, как оценят его произведение. Кроме того, по воспоминаниям той же Смирновой-Россет, Пушкин абсолютно не умел читать свои сочинения. В его исполнении оценить красоту стиха было невозможно. Со стороны казалось, что свое произведение успело ему изрядно надоесть.

Таков был в глазах своих современников Александр Сергеевич Пушкин - узник судьбы и обстоятельств.

Всего двенадцать строк, а сколько в них вложено смысла, чувств и недосказанности…

1. Стихотворение "Узник" было написано А.С. Пушкиным в 1822 году во время южной ссылки в г. Кишинёв, которую свободолюбивый поэт воспринимал как заточение.

2. Тема стихотворения - потеря свободы и надежда на освобождение. Основная идея "Узника" - это мысль о том, что любому человеку, а поэту особенно, необходима свобода и право выбора.

з. Произведение состоит из трёх четверостиший. В последнем четверостишие поэт использует рефрен (три последние строчки начинаются со слов "Туда, где..."), обращения ("Пора, брат, пора!") и восклицательные знаки для усиления и выражения эмоционального накала.

4. Главный герой - узник, единственный товарищ которого - "вскормлённый в неволе орёл молодой". Образ орла - собирательный, это товарищ поэта по несчастью, любой свободолюбивый человек, пострадавший от властей и несправедливости.

5. Для усиления драматизма поэт использует такие устаревшие слова, как "узник", "неволя", "темница", "вскормлённый".

6. Стихотворение относится к гражданской лирике.

7. В первом четверостишии преобладает мрачное настроение, "узник" находится в отчаянии. Но к концу стихотворения появляется надежда, появляются бунтарские мотивы и призывы к освобождению.

8. Стихотворение написано попарной рифмой (ААББ).

9. Произведение вызывает чувства жалости к узнику и надежду на торжество справедливости.

1. Стихотворение "Узник" было написано А.С. Пушкиным в 1822 году во время южной ссылки в г. Кишинёв, которую свободолюбивый поэт воспринимал как заточение.

2. Тема стихотворения - потеря свободы и надежда на освобождение. Основная идея "Узника" - это мысль о том, что любому человеку, а поэту особенно, необходима свобода и право выбора.

з. Произведение состоит из трёх четверостиший. В последнем четверостишие поэт использует рефрен (три последние строчки начинаются со слов "Туда, где..."), обращения ("Пора, брат, пора!") и восклицательные знаки для усиления и выражения эмоционального накала.

4. Главный герой - узник, единственный товарищ которого - "вскормлённый в неволе орёл молодой". Образ орла - собирательный, это товарищ поэта по несчастью, любой свободолюбивый человек, пострадавший от властей и несправедливости.

5. Для усиления драматизма поэт использует такие устаревшие слова, как "узник", "неволя", "темница", "вскормлённый".

6. Стихотворение относится к гражданской лирике.

7. В первом четверостишии преобладает мрачное настроение, "узник" находится в отчаянии. Но к концу стихотворения появляется надежда, появляются бунтарские мотивы и призывы к освобождению.

8. Стихотворение написано попарной рифмой (ААББ).

9. Произведение вызывает чувства жалости к узнику и надежду на торжество справедливости.

10. Стихотворение "Узник" занимает особое место в творчестве А.С. Пушкина, так как отражает гражданскую позицию не только автора, но и большинства свободомыслящих людей. Под его влиянием многие писатели и поэты создавали свои произведения ("Узник" М.Ю.Лермонтова).

«Узник», должен каждый школьник. Текст входит в обязательную программу изучения. Но часто случается так, что анализ стихотворения становится нужен гораздо позднее. Чем объясняется такой интерес? Особенностями классики.

Ее идеи живут не один век, и не только то время, когда создается произведение. Идея стихотворения А.С.Пушкина «Узник» пережила не одно столетие, к ней будут возвращаться постоянно, желание свободы – естественно для человека.

Вконтакте

История создания

Стихотворение «Узник» появилось в годы пребывания поэта в Кишиневе. Мелкий чиновник, точнее, коллежский секретарь, Александр Сергеевич Пушкин был направлен для продолжения службы в Южный край. Так значилось в официальной бумаге.

Друзья остались далеко, общаться приходилось с аристократами Кишинева, людьми неинтересными, чванливыми и далекими от творчества. Поэт ощутил себя узником . Он зависит от властей, начальства, рутины, бессмысленного и безрезультатного труда.

История создания стихотворения «Узник» Пушкина – история судьбы талантливого поэта, одна из страниц его биографии. Талантливый человек оказался в плену неприятных ощущений:

  • одиночество;
  • покинутость;
  • оторванность от привычной жизни;
  • гнетущая скука;
  • смертельная тоска.

Чтобы отвлечься от тяжелых мыслей, Пушкин углубляется в самообразование . Он читает, перечитывает, ищет ответы на сложные вопросы. Но чувство плена остается с ним постоянно. Это становится толчком к созданию. Год написания Узника Пушкина — 1822.

Важно! Чтобы читателю было легче понять, о чем говорится в произведении, ему должна быть известна история создания стихотворения Узник Пушкина.

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году.

Композиция произведения

Стихотворение небольшое по объему. Можно сосчитать строки – их всего 12. Композиция стихотворения несложна для анализа. Произведение состоит из 3 строф . Все они соединены между собой одной сюжетной линией .

Орел, попавший в клетку, мечтает о свободе , которой пользуется его вольный товарищ. Речь и мысли орла меняются интонационно. В выразительности его слов слышится боль, тяга и стремление освободиться от оков.

Анализ стихотворения «Узник» А.С.Пушкина предлагает разделить весь текст на две части: первая – описание чувств героя поэтического произведения, вторая – призыв к освобождению . Композиция стихотворения не предполагает контраста, одна часть вытекает из другой.

Особенности текста:

  1. Интересно продуманы повторы: туда…, туда…, туда… Создается сходство с фольклором . Тройные повторы – излюбленный прием авторов сказок. Возможно, поэтому текст читается легко и непринужденно . Чтобы вникнуть в его суть, придется прочитать несколько раз. Сходство с фольклором услышали композиторы. Строки были положены на музыку , причем песенную основу увидел не один композитор, а девять. Призывом к освобождению от каторжного труда стала народная песня на основе поэтического текста. Есть на слова текста и романс.
  2. Главный прием композиции стихотворения «Узник» Пушкина – нарастание интонации , переходящей на все более высокие ноты.

Размеры стихотворения «Узник» – трехсложная стопа амфибрахий . Это редкий размер, но здесь он точно передает ударение на второй слог, создавая напевность.

Свобода « узника» в творчестве Пушкина. Узник.

Главный герой

Жанр стихотворения отвечает направлению поэзии пушкинской эпохи – романтизм . Здесь в основе лежит чувственность, открытость, страстность. Орел молодой – пленник темницы. Кто такой герой — узник? Есть несколько ответов на один простой вопрос:

  1. Преступник. Он оказался в темнице за противоправное действие. Но эта версия не очень убедительна . При чтении не создается впечатления, что человек – преступник. Его жаль, хочется освободить. Читатель полностью переходит на сторону невольника, значит, он не может быть преступником в обычном понимании этого слова.
  2. Несправедливо наказанный человек. Это объяснение так же не подтверждается текстом и интонацией.
  3. Герой, чувствующий себя как в темнице , находясь в мире людей. Эта версия наиболее приемлема.

Для романтического героя конфликт с окружением – главная проблема. Жанру стихотворения «Узник» удается показать реальную жизнь начала XIX века . Законы, правящие силы делали жизнь людей темницей. Свобода витала в умах, но не могла звучать вслух. Вырваться из темницы хотелось всем, но могли только те, кто не боялся заточения.

Литературные средства

Тема небольшого стихотворения «Узник» А.С.Пушкина – неволя, плен. Желание улететь, вырваться из клетки – основной лейтмотив.

Свобода, желание ее обрести скрыто за каждым словом, наружу прорываются лишь чувства. Само слово остается под запретом.

Олицетворение

Такие средства встречаются в конце: гуляет ветер. Можно ощутить дуновение свободного ветра, теплого и свежего, как дыхание природы. Вольный ветер как душа человека рвется туда, где ей комфортно и легко.

Сравнение

Такой способ позволяет увидеть противоречие: клетка – воля, решетка – свобода . «Вскормленный в неволе орел молодой» завидует тому, кто питается естественной пищей. Росли птицы по-разному, но желают одного: полета за тучи, за горы.

Эпитеты

Выражения помогают представить все состояние, которое стремится передать автор. Угрюмость, безрадостность существования подневольного человека , состояние ограничения в свободе. Эпитеты:

  • в темнице сырой;
  • кровавая пища;
  • орел молодой.

Птице нужна свобода, полет. Но и человек внутри птица. Он летает в мечтах, создает желания и невообразимые полеты мыслей.

Другими эпитетами в стихотворении «Узник»: «морские края» — передаются светлые мечты , создается контраст с кровью и грустью начальных строк.

Недосказанность

Многоточие встречается в конце: «лишь ветер… да я!». Сложно и в то же время легко представить себя одного среди пустующего синего неба, где ветер гонит облака, освобождая места для полета человеческих мыслей.

Средства выразительности А.С.Пушкина в «Узнике» помогают понять, какой силой обладает слово, как обычным выделением звука можно унести читателя за облака, отвлечь от тягостных мыслей , направить к мечте и исполнению желаний.

ОГЭ ЕГЭ Литература. А.С.Пушкин «Узник» (1822)

А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник».

Итог

Стих «Узник» кто написал? Ответ однозначен – Александр Сергеевич Пушкин. О чем говорится в стихотворении Узник? О желании вырваться из плена тягостного окружения. Тема стихотворения – свобода и огромное желание жить так, как хочет душа.

Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.

2. Литературное направление

Произведение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение .

5. Проблематика

Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.

6. Тематика

Пушкин затрагивает темы свободы творчества , свободы личности , борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.

7. Идея

Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным .

Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».

8. Пафос

В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому , печаль человека , находящегося в заточении , горячее стремление к свободе .

9. Система образов

Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:

  • заключенный – вольный орел,
  • темница – небесные просторы, ветер, синие морские края.

За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.

Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.

11. Лирический герой

Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.

Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.

12. Сюжет

Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.

Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

«Узник» состоит всего из трех строф:

  • В первой нам представлена экспозиция и завязка.
    Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного.
  • Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация.
    Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!».
  • Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку.
    Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.

14. Стихотворный размер, рифмы, строфика

«Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).

Пушкин использует такой размер как амфибрахий.

Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).

15. Художественное своеобразие произведения

Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.

Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.

Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.

16. Средства художественной выразительности

Антитеза: противопоставление воли и неволи.

Сравнение: узник сравнивает себя с вольной птицей.

Эпитеты:

  • сырой
  • молодой
  • грустный
  • вольные

Олицетворения:

  • орел – товарищ,
  • ветер гуляет.

Инверсии:

  • темнице сырой
  • орел молодой

17. Значение произведения

Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.

18. Актуальность

Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.

19. Моё отношение

Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.

Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.

20. Чему учит

Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.