Факторы определяющие сплоченность группы. Трудовой коллектив и его особенности. Нужна помощь по изучению какой-либы темы


Сплочение группы - это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения - в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанностей членов группы, и стремлений их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться. Особенно ярко это проявляется в подростковых группах, стремящихся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако, удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, постоянных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов. Остановимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения малой группы.

1. Эмоциональная привлекательность членов группы. Отметим, что сам по себе он не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. С другой стороны, и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу.

2. Сходство членов группы между собой. Речь идет о различных аспектах сходства: и возрастное, и социальное, и этническое, однако главное - ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентации членов группы. В данном случае в силу вступает механизм, уже описанный выше, при обсуждении особенностей восприятия людьми друг друга. Действительно, чем ближе чужое мнение к собственному мнению человека, тем симпатичнее ему лицо, высказывающее данную точку зрения. И наоборот: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица. Этот же феномен работает и в группе: человек более тяготеет к группе, взгляды и ценности которые он разделяет и в которой его собственные взгляды находят поддержку.

3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Об этом также шла речь выше. Отметим, что более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества.

Кооперация выступает фактором сплочения группы в силу того, что способствует возникновению в группе ряда важных и привлекательных для членов группы феноменов. Во-первых, при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшается число внутригрупповых конфликтов и существуют постоянно действующие условия успешного разрешения возникающих объективных противоречий. Во-вторых, кооперация способствует свободному и открытому общению людей, симулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами (в отличии от конкуренции, которая провоцирует членов группы на утаивание от партнеров важной информации, так как это может помочь в достижении личных целей). Наконец, в-третьих, кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, так как только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху.

Таким образом, кооперация между членами группы способствует сплочению всей группы. Что касается характера связей группы с другими социальными общностями, то здесь свою позитивную роль может сыграть и конкуренция. Известно, что соревнование между группами в определенных видах деятельности, способствует внутреннему сплочению групп-участников. К такому приему часто прибегают, например, в школьной практике, организуя соревнования классов в различных видах учебной и внеучебной деятельности. При этом важно помнить об одной опасности: межгрупповая конкуренция может привести к возникновению межгрупповой агрессии и неприятия детьми друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать.

4. Особенности групповых целей. Речь идет о том, что цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу оплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членом группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (то есть каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также если группа может рассчитывать на успех в достижении цели. Другой очень важной характеристикой групповой цели должна быть четкость и однозначность ее постановки. К сожалению, этому условию групповые цели отвечают далеко не всегда. Например, в учебном процессе целеполагание часто осуществляется не корректно, и перед школьниками -ставятся либо абстрактные глобальные цели, не конкретизируемые в частные задачи (стать гармонически развитыми людьми, стать дружными и сплоченным и т. д.), либо цель подменяется средством, и тогда смыслом учебы становится достижение конкретного оценочного результата, а смыслом внеучебной деятельности - участие в каком либо мероприятии.

Цель деятельности, в том случае когда она действительно может служить источником активности школьников и фактором сплочения классного коллектива, должна отвечать следующим требованиям: во-первых, она должна быть конечна, то есть иметь четкий результат, достижение которого не очень оттянуто во временя от момента принятия цели. Причем, чем младше дети, тем меньше должен быть этот разрыв. Во-вторых, цель должна быть ясной, определенной и понятной каждому участнику. Обязательно нужно проверить, действительно ли все учащиеся одинаково понимают смысл и цель происходящего. В-третьих, цель должна быть технологична, то есть содержать в себе доступные детям средства ее достижения. Хорошо, если эти средства были выработаны детьми на предыдущих этапах совместных действий. Например, дети научились шить простые изделия, а затем принимают участие в карнавальном конкурсе и др. Наконец, цель должна быть личностно привлекательной для каждого школьника, а для этого содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные или доступные школьнику. Деятельность организуемая в классе, должна требовать от каждого тех умений, которые у него особенно развиты или которые он хотел бы в себе развить.

5. Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа. В свою очередь удовлетворенность возникает при соблюдении ряда условий.

Зададимся вопросом, какие деятельности привлекают школьников?

Прежде всего, учащихся привлекает такая групповая деятельность, которая действительно может быть названа совместной, то есть она с одной стороны, объективно требует разделения труда, отношений взаимозависимости от своих участников, а с другой стороны, воспринимается, осознается школьниками как единая, требующая общих усилий. Кроме того, совместная деятельность доступна их частичному или полному контролю, они не чувствуют себя просто исполнителями воли и желаний взрослых.

Далее, деятельность, предлагаемая учащимся должна иметь ощутимое значение, то есть быть «взрослой» по своему назначению и своим результатам. Это придает ощущение значимости как всей работе класса, так и личному вкладу каждого. При этом важно помнить, что за последние годы у детей и подростков достаточно резко изменились представления об общественной пользе. Скажем, их уже не уговоришь собирать металлолом на паровоз.

Помимо общественной значимости и совместности любая деятельность, предлагаемая школьникам, должна характеризоваться эмоционально-привлекательной формой, то есть носить творческий, а не репродуктивный характер, дети и подростки любят «изобретать велосипед», но предпочитают не заниматься тем, что хорошо известно им по личному опыту и рассказам сверстников, должна ставить подростка в ситуацию личного преодоления (своих слабостей, объективных препятствий и так далее), должна быть направлена не только на достижение внешнего результата, но и включать яркий момент самопознания или познания окружающего мира. Наконец, эмоциональная привлекательность связана и с включением в любую деятельность моментов игры, азарта, импровизации и даже умеренного риска.

В целом, можно такой формулой отобразить привлекательную для школьника групповую деятельность: интерес + активность + общение со сверстниками + личность педагога +

Общественная ценность и актуальность + проблемность ситуации + волевое напряжение + успех + торжество и ощущение личной значимости.

6. Сплоченность группы зависит также от характера руководства и стиля принятия решений, характерного для группы. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения, способствуют сплочению группы. Ниже мы подробно остановимся на формах и средствах организации группой процесса выработки совместного решения.

Отметим, что сплоченность-это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только представляет собой более эффективно работающий единый организм, но и обладает большой привлекательностью для каждого члена группы. Сплоченная группа характеризуется усилением взаимоудовлетворяющего общения между участниками, близостью мнений и ценностных ориентации, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе высокого уровня сплочения растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности, и кроме того повышается эффективность любых форм активности такой группы.



Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский Государственный Индустриальный Университет»

Институт экономики и менеджмента

Региональный учебный консультационно-методический центр профориентации и содействия трудоустройству выпускников "Карьера"

РЕФЕРАТ

Структура группы. Факторы сплоченности группы

Выполнил:

ст. группы ЭД – 06

У.С.Логинова

Проверил:

старший преподаватель

М.В.Зайцева

______ ______ ___________

(зачтено) (дата) (подпись)

Новокузнецк

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Понятие и этапы формирования группы……………………………………………….4

2 Структура группы и условия, влияющие на эффективность работы группы………..7

3 Факторы сплоченность группы………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………………….18

Список использованных источников…………………………………………………...19

Введение

Актуальность. Группа - это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то иден­тичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Сплоченность группы имеет особое значение. Она является одной из основных характеристик группы.

Сплоченность коллектива определяется как сходство представления участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральном долге. Следует отметить, что чем выше единство мнений членов коллектива по тем или иным вопросам, от которых на практике зависит проявление сверхнормативной активности, тем большей активности следует ожидать от членов данного коллектива.

Необходимо, чтобы каждый в группе научился понимать, оценивать ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции коллег. В сплоченном коллективе, каждому его члену на первый план приходится ставить общественные цели, а не личные.

Цель реферата : рассмотреть структуру группы и определить факторы, которые влияют на ее сплоченность.

Задачи:

    изучить понятие группы и этапы ее формирования;

    рассмотреть от чего зависит эффективность функционирования групп;

    проанализировать от каких факторов зависит сила сплоченности группы.

1 Понятие и этапы формирования группы

Группа - это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретные цели. Группы могут быть формальными или неформальными. Формальные группы - это те, которые предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирующие на относительно постоянной основе, например менеджер и те, кто ему непосредственно подчиняются, и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных задач. Примером временной группы может служить группа студентов, объединившихся для совместной работы на время подготовки коллективного доклада и его презентации.

Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей, например группа сотрудников, окончивших одно и то же учебное заведение, группа коллег, объединившихся для совместного проведения отпуска, для участия в спортивных соревнованиях и т.п. Такого рода группы нельзя недооценивать, так как они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре.

Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие их потребности:

    в достижении целей;

    усилении власти;

    обеспечении безопасности;

    самоуважении;

  • получении определенного статуса.

Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед лицом трудностей и препятствий. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечивать ее члену престижное положение в обществе, в. коллективе, среди друзей и родственников. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность в самоуважении. Объединение в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего подчас трудно добиться одному, вместе, оказывается, добиться намного проще. Именно поэтому люди объединяются в союзы, коалиции с тем, чтобы усилить свою власть для достижения поставленных целей. Обычно, объединяясь в группы, люди удовлетворяют не одну, а сразу несколько насущных потребностей. Например, объединяясь в профессиональные союзы, работники одновременно могут удовлетворять свои потребности в защите прав и социальных гарантий, усилении своей власти для достижения конкретных целей, таких, как улучшение условий труда на предприятии, а также потребности в самоуважении и. общении .

Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности.

Любая группа в своем развитии проходит через следующие этапы, которые формируют 5-ступенчатую модель развития группы: начальная стадия формирования; внутригрупповой конфликт; обеспечение сплоченности членов группы; стадия наивысшей работоспособности и производительности; заключительная стадия (для временных групп). Начальная стадия формирования. Эта стадия, как правило, характеризуется неопределенностью относительно структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой-группы и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являются частью данной группы.

Внутригрупповой конфликт. Вторая стадия развития группы обычно характеризуется развитием внутригруппового конфликта. Идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. После того как эта стадия будет завершена, становится ясно, кто лидер в данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере).

Обеспечение сплоченности членов группы. На этой стадии отношения между членами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе.

Стадия наивысшей работоспособности и производительности. На данной стадии группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена уже не на распределение ролей и борьбу за власть, а непосредственно на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов .

Заключительная стадия. Для временных групп, например групп, созданных на время осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становится заключительной стадией их существования. Чем ближе к завершению работы над проектом или чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем больше ее члены начинают думать о том, что данная группа скоро прекратит свое существование, а также о новых перспективах своей работы в другом коллективе. Производительность работы группы в этот период может заметно снижаться.

Безусловно, что рассмотренные стадии развития группы дают лишь упрощенное представление о достаточно сложных процессах, протекающих в реальной жизни. В действительности бывает достаточно трудно отделить одну стадию развития группы от другой; иногда несколько стадий проходят одновременно. Возможен переход с более высокой стадии на более низкую (например, конфликт по поводу лидерства и распределения ролей в группе может возникнуть на любой стадии ее развития, в том числе и на заключительной).

Специалисты, анализировавшие стадии функционирования групп, выявили еще одну интересную закономерность развития временных групп. Было установлено, что производительность работы группы колеблется в разные периоды, существенно увеличиваясь во второй половине периода ее деятельности. Первая фаза деятельности группы по решению какой-либо задачи характеризуется относительной инерцией. Существенные изменения происходят лишь в конце этой фазы, после того, как истекает примерно половина времени, отпущенного на решение данной задачи. В этот период часто становится ясно, что время, которое отпущено на решение стоящей перед группой задачи, ограничено и, чтобы успешно прийти к финишу, необходимо сконцентрировать усилия и ускорить работу. На второй фазе производительность группы обычно увеличивается, что в конечном счете позволяет успешно достичь намеченной цели. Практика работы над различными проектами и групповыми докладами во многих случаях является убедительным тому подтверждением .

2 Структура группы и условия, влияющие на эффективность работы группы

Под структурой группы понимают следующие ее компоненты:

    формальное лидерство;

Формальное лидерство. Почти каждая группа имеет своего формального лидера. Типичные формальные лидеры группы: начальник подразделения, руководитель проекта, председатель комитета, президент ассоциации. Значение лидера для успеха работы группы крайне велико. Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и в конечном счете эффективность его работы. Чему руководитель должен отдать предпочтение: авторитарным или демократическим формам работы? Когда следует делегировать полномочия, а в каких случаях следует от этого воздержаться? Лидерами рождаются или становятся?

Роли. За каждым членом группы обычно закрепляются определенные роли, т.е. модели поведения, ожидаемые от членов групп в соответствии с тем местом в группе, которое они занимают. При этом не возникает проблем, если каждый постоянно играет только одну роль. В действительности же все намного сложнее. Каждому из нас приходится играть не одну, а несколько ролей. Например, менеджер по персоналу одновременно может являться председателем комиссии по разрешению трудовых споров, членом комиссии по высвобождению рабочей силы с предприятия, вице-президентом Ассоциации специалистов кадровых служб. К тому же он может выполнять еще целый ряд социальных ролей: мужа, отца, сына, брата, а также председателя садового товарищества или капитана футбольной команды. В ряде случаев эти роли могут оказаться несовместимыми и противоречить одна другой. Там, где поведение работника приходит в противоречие с тем, чего от него ожидают окружающие, возникает ролевой конфликт. Типичный пример: работающая женщина, которой с трудом удается совмещать успешное выполнение своей роли на производстве с теми стереотипами, которые существуют в обществе и семье относительно ее роли жены и матери .

Нормы. Для того чтобы успешно трудиться, все группы вырабатывают определенные нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и процедурах. Однако большинство норм, которыми руководствуются группы, носят неформальный характер. Вместе с тем именно они могут оказывать наиболее существенное влияние на взаимоотношения в коллективе и эффективность его работы. Условно может быть выделено три совокупности норм.

Почему усилия одной группы бывают успешнее, чем другой? Ответ на этот вопрос непрост и предполагает учет многих факторов, - таких, как способности отдельных членов группы, ее размер, уровень конфликтности и влияние на членов группы путем формирования общих норм поведения.

Любая рабочая группа находится под воздействием внешних условий, однако, не будем останавливаться подробно на них, а сразу заглянем внутрь группы. Важнейшим для группы являются внутренние ресурсы, которые связаны с качествами и способностями членов группы.

Достижение группой поставленных перед ней целей, в конечном счете, зависит от того, какой вклад вносит каждый ее член в отдельности в общий успех работы группы. Последнее определяется двумя видами групповых ресурсов: способностями и навыками членов группы и их личными качествами.

Способности и навыки членов группы. Насколько успешно группа справится с заданием, зависит как от ее жизнеспособности в целом, так и от способностей отдельных ее членов. И в самом деле, нам редко приходится слышать о команде спортсменов, состоящей из посредственных игроков, которые победили более талантливых и одаренных только благодаря тренировке и решимости. Конечно, производительность группы - это не просто сумма производительностей всех ее участников. Тем не менее, возможности работников устанавливают ограничения на то, что члены рабочей группы могут выполнить эффективно.

Личные качества членов группы.

Для изучения отношений между отдельными членами группы и оценки поведения группы как целого было проведено множество исследований. На их основании сделан общий вывод, что такие характеристики работников, как добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, обстоятельность в делах, склонность к взаимовыручке позитивно влияют на производительность группы, ее моральный климат и честность во взаимоотношениях. К позитивным моментам относят такие черты, как общительность, уверенность в себе и независимость. Противоположные, отрицательные характеристики - эгоцентризм, властность, скрытность и другие - отрицательно влияют на взаимоотношения людей и производительность группы. Эти личные черты оказывают сильное влияние на поведение группы в целом.

Но являются ли личные характеристики точными индикаторами и прогнозными инструментами для поведения группы? Ответ должен быть отрицательным. Влияние одной отдельно взятой характеристики не велико, но, если рассматривать личностные характеристики в целом, то их влияние на поведение группы значительно.

Формирование и сплоченность группы

Большинство видов деятельности группы требует многообразия знаний и умений. Имея представления об этих требованиях, было бы разумно создавать разнообразные группы, составленные из непохожих личностей, с разными психологическими характеристиками, опытом работы, навыками и профессиональной подготовкой, обладающих широкой информацией.

Когда группа разнообразна по составу, вероятность, что у группы имеются все необходимые характеристики, чтобы выполнять задания эффективно. Исследования также показывают, что группа в большей степени подвержена конфликтам и менее производительна, когда она однородна по составу и уровень умений и знаний ее членов примерно одинаков.

Культурное и этническое разнообразие состава группы является ценным качеством для высокопродуктивной работы. Но культурно разнородные группы сталкиваются с большими трудностями в привыкании к совместной работе и коллективному решению проблем. Однако эти трудности со временем исчезают. Различия пропадают примерно после трех месяцев работы.

Один из аспектов проблемы формирования группы относительно недавно привлек внимание исследователей. Речь идет о текучести кадров в зависимости от демографии группы, под которой понимается совокупность таких демографических признаков, как возраст, пол, национальность, уровень образования, продолжительность работы в данной организации.

Демография группы предполагает, что, например, время вступления в рабочую группу или приема на работу в организацию помогает предсказать текучесть рабочей силы. Логика такого прогноза такова: текучесть будет больше в среде работников с разными демографическими характеристиками, так как различия затрудняют общение. Такие различия иногда становятся причиной интенсивных и затяжных конфликтов. Члены группы, проигравшие в таких конфликтах, часто вынуждены покинуть группу. Это утверждение подвергалось многочисленным экспериментальным проверкам, результаты неизменно подтверждали его истинность. Так, в частности, было экспериментально установлено, что если члены организации или группы поступили на работу примерно в одно время, то они значительно реже увольняются по причине психологического дискомфорта. Люди, вступившие в группу вместе, более эффективно сотрудничают друг с другом, имеют общую перспективу в группе и, таким образом, более вероятно, что он6и в ней останутся.

Можно предположить, что различия в группе не только по времени работы, но и по таким признакам, как их социальное положение, пол, уровень образования, могут создать условия, которые побудят некоторых из них покинуть группу. Даже такой показатель, как пол при определенных обстоятельствах может повлиять на текучесть кадров. Так, в частности, легко себе представить причины, по которым единственный мужчина в группе из 10 человек стремится сменить работу. И, наоборот, в организациях, где главенствующие позиции занимают преимущественно мужчины, возрастает вероятность, что это мужское сообщество повлияет на уход менеджеров-женщин.

Группы различаются по показателю сплоченности, что означает степень симпатии членов группы друг к другу, способствующую сохранению ее целостности. Одним из показателей уровня сплоченности группы является частота и устойчивость коммуникативных связей в ней, характеризующих общение членов группы между собой. Сплоченность группы могут усиливать, например, такие обстоятельства, как общее проведение досуга, совместные обеды, а иногда и осознаваемая группой внешняя угроза. Менеджерам необходимо обращать внимание на факторы, которые ведут к повышению сплоченности, так как исследователями было обнаружено, что чем сильнее сплоченность группы, тем выше производительность труда. И наоборот, низкий уровень сплоченности снижает взаимопонимание между членами группы, порождает конфликтность и, в конечном итоге, снижает эффективность деятельности.

Исследования также показывают, что взаимосвязь сплоченности и продуктивности зависит от норм исполнения, установленных группой. Если требования к исполнению высоки (например, частый промежуточный контроль, высокое качество работы, взаимодействие сотрудников вне группы), сплоченная группа будет работать более продуктивно, чем менее сплоченная. Но если сплоченная высокая, а нормы исполнения практически отсутствуют, продуктивность будет низкой. Если же сплоченность низкая, а нормы исполнения высокие, то продуктивность возрастает, но меньше, чем в случае «высокая сплоченность - высокие требования». Там, где и сплоченность, и нормы исполнения слабые, продуктивность падает до уровня ниже среднего.

Для повышения сплоченности группы можно следовать следующим рекомендациям:

Поддерживать стабильный состав группы;

Согласовывать с группой задание;

Содействовать совместному времяпровождению членов группы;

Повысить статус группы и сложность приобретения в ней членства;

Стимулировать соревнование с другими группами;

Поощрять не отдельных членов группы, а группу в целом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

1. Групповая сплоченность

1.1 Факторы, способствующие развитию и формированию групповой сплоченности

1.2 Проблемы, из-за которых снижается сплочённость группы

1.3 Способы улучшения сплочённости группы

2. Эффективность групповой деятельности

2.1 Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности

2.2 Преимущества и недостатки групповой деятельности

3. Показатели эффективности групповой деятельности

4. Условия, необходимые для достижения эффективности групповой деятельности

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Эффективность групповой деятельности обеспечивают динамические процессы происходящие в группе. Имеются три основных критерия эффективности деятельности группы: образовательный, профессиональный и воспитательный. Первые два отражают специальные задачи, третий является общесоциальным. Важные показатели эффективности - продуктивность и удовлетворенность членов группы групповой деятельностью.

И. Штайнер предложил формулу вычисления продуктивности:

Актуальная продуктивность = потенциальная продуктивность - нереализованная продуктивность

Существуют различные пути повышения эффективности групповой деятельности. группа сплоченность психологический эффективность

Величина группы не оказывает однозначного влияния на успешную ее деятельность. Следствия увеличения или уменьшения количества членов группы могут быть как положительными, так и отрицательными.

Положительные: появляется больше людей с ярко выраженной индивидуальностью; легче распределить обязанности; большая по численности группа за одно и то же время может выполнить больший объем работ, повышается «ресурс талантов», большее число людей может участвовать в выработке решений.

Отрицательные: может уменьшаться сплоченность, возрастает вероятность распада на группировки; трудная управляемость, увеличение расхождений во мнениях; средний вклад каждого снижается.

Для успешной работы большое значение имеют сложившиеся межличностные отношения. При сравнительно простых, привычных задачах взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. В противном случае - лучше проявляют себя группы с благоприятными взаимоотношениями.

Успех деятельности зависит от формы ее организации. Выделяют следующие формы: коллективно-кооперативная (тесное взаимодействие и взаимозависимость), индивидуальная (самостоятельная работа каждого), скоординированная (соотнесение результата с деятельностью других).

На эффективность групповой деятельности влияет ее композиция. Высокоразвитые группы с неоднородной композицией лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами. В слаборазвитых группах взаимопонимание затрудняется. В трудных ситуациях, в условиях дефицита времени при сравнительно простых заданиях лучшие результаты обычно показывают однородные группы.

Успех деятельности зависит от стиля лидерства. Для группы, приближающейся к уровню коллектива, предпочтителен демократический, а иногда и либеральный стиль. Для групп со средним уровнем развития лучшие результаты дает гибкий стиль, сочетающий элементы директивности, демократичности, либеральности. В слаборазвитых группах предпочтительнее директивный стиль с элементами демократичности.

Вопросом эффективности занимались многие психологи, такие как: американский психолог Р. Лайкерт, предложивший определенные характеристики эффективной команды, К. Аджирис, М. Белбин, Дж. Хэкман, Р. Шварц и другие.

1. Г рупповая сплочённость

Групповая сплоченность - это показатель прочности, устойчивости и слаженности работы коллектива. Она основывается на межличностных взаимоотношениях между людьми, которые характеризуются взаимной всесторонней симпатией членов группы и удовлетворенностью членством в ней. Развитие и формирование групповой сплоченности любого коллектива характеризуется сходством представления его членов об действующих нормах, правилах, требованиях и ожидаемого от группы результата работы.

Определение групповой сплоченности говорит о том, что чем выше групповая сплоченность, тем выше эффективность работы. Но такая закономерность не всегда верна. Она зависит от определенных факторов.

Факторы, способствующие развитию и формированию групповой сплоченности:

1) совпадение целей, интересов, взглядов, ценностей и ориентаций участников группы;

2) общение и взаимодействие между членами группы;

3) приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;

4) демократизм групповых взаимоотношений, атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

5) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

6) положительное мнение членов группы друг о друге;

7) выраженная потребность каждого в членстве в группе;

8) оптимальный размер группы (5-9 человек);

9) оптимальный размер рабочего пространства - рабочие места расположены близко, но люди не мешают друг другу;

10) наличие положительного опыта в совместном решении задач;

11) психологическая совместимость и взаимная симпатия членов группы.

13) наличие эффекта соревнования (неофициального) с другой группой

В группе с высокой групповой сплоченностью также могут возникнуть некоторые проблемы , из-за которых сплоченность, а в последствии и эффективность групповой работы и результат в целом начнет снижаться. Поэтому следует обратить внимание на возможные причины снижения уровня сплоченности коллектива:

* распад группы на мелкие подгруппы, часто с эффектом негласного соревнования между собой;

* близкие отношения между членами группы (дружба, любовь) или наоборот внезапно возникшая неприязнь между отдельными членами;

* ошибки в неправильном стиле управления руководителя группы

* отсутствие единой цели, объединяющей всех сотрудников, слабая динамика развития совместной деятельности.

Существуют некоторые способы для улучшения сплоченности группы :

1) Испытание общего успеха

2) Доверие членов группы друг другу и прежде всего - к лидеру группы

3) Развитое чувство принадлежности к группе, ощущение некой особенности, избранности. Это чувство можно укреплять, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя больший потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающиеся в совместной работе.

4) Следует позаботиться о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, реализовала стремление к уважению, самоуважению, к престижу.

5) Вера группы в реальность решения поставленных перед нею задач.

6) Внешнее стимулирование включает особое поощрение развития групповой сплоченности и оказания взаимной поддержки. Внешнее стимулирование (поощрение или наказание) обладает особой ценностью для членов группы.

2. Э ффективность групповой деятельности

Эффективность групповой деятельности - производительность труда в группе и удовлетворенность её членов совместной деятельностью.

На эффективность групповой деятельности оказывают влияние как содержательные (межличностные отношения, нормы, роли, статусы, внутренние установки, лидерство), так и формальные характеристики группы (число членов в группе, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы). Первые описывают психологические состояния людей и непосредственно влияют на работу группы, однако они плохо поддаются изменению и зависят от формальных характеристик группы, например от ее состава. Формальные характеристики групповой работы оказывают лишь косвенное влияние на групповую деятельность - через психологию составляющих ее людей, однако управлять ими легче.

Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности:

1. Величина группы. Оказывает как положительное влияние (увеличивается количество людей, имеющих знания в разных областях, облегчается распределение обязанностей, увеличивается объем обработки информации за единицу времени), так и отрицательное (возможно уменьшение сплоченности, увеличение дистанции и расхождение во мнениях между членами группы, что ведет к обострению взаимоотношений в группе, осложняет управление и снижает результат, вклад каждого участника группы значительно снижается).

2. Характер и сложность задачи, стоящей перед группой.

3. Индивидуальный состав группы. Неоднородные группы лучше справляются со сложными проблемами и задачами, чем однородные.

4. Развитие группы. Слаборазвитые группы способны решать только легкие задачи, тогда как высокоразвитая группа может справиться с решением наиболее сложных задач и проблем.

5. Стиль лидерства.

6. Микроклимат в группе, совместимость её членов и их работоспособность.

7. Форма организации деятельности.

Групповая деятельность имеет как преимущества, так и недостатки .

Плюсы работы в группе:

1. Групповые формы работы позволяют объединить членов группы, обладающих знаниями в различных областях науки, техники, что положительно сказывается на результате.

2. Каждый человек может высказать свое мнение о проблеме и предложить свое решение, в соответствии со своим видением этой проблемы. Это позволяет учесть разные аспекты решаемой проблемы.

3. В процессе группового обсуждения возникают новые предложения, идеи (метод мозгового штурма).

4. Работа в группе стимулирует взаимное доверие и уверенность в коллегах, особенно если при совместном решении проблемы приходилось преодолевать определенные трудности.

5. Групповые формы работы способствуют индивидуальному развитию членов группы (посредством обучения в процессе совместного решения проблем, анализа, конструктивного обсуждения).

Минусы работы в группе:

1. Потери времени. Работа в группе предполагает обсуждение проблем всеми членами группы, рассмотрение различных точек зрения, поэтому на принятие решения в группе тратится больше времени.

2. Доминирование одного из членов в группе. Речь идет не о лидерстве, а об усилении влияния некоторых членов группы на других, что не способствует эффективности работы, а лишь заставляет людей принять навязанную точку зрения и в дальнейшем может возникнуть боязнь высказать собственное мнение.

3. Упорное отстаивание определенного предложения, что может привести к принятию его всей группой, а также потребовать определенного вложения ресурсов, хотя предложенное решение может оказаться неверным.

4. Разделение ответственности. С одной стороны, осознание общей ответственности за выполнение какого-либо задание - положительный момент. Но в то же время это может способствовать уходу от индивидуальной ответственности. Тогда у некоторых членов группы может появиться соблазн переложить ответственность на других членов группы, тем самым выполнять свою работу менее эффективно. Тогда общая ответственность переходит в безответственность.

5. Одним из важнейших недостатков является «групповое единомыслие» - шаблонное мышление.

3. Показатели эффек

1. Достижение целей, стоящих перед группой.

2. Удовлетворенность членов группы своим трудом, работники чувствуют себя комфортно на работе.

3. Индивидуальное развитие членов группы. Работая в группе, в коллективе, сотрудники удовлетворяют свои потребности, повышают свой творческий потенциал, приобретают опыт, повышают свою активность, развивают свои способности и т. д. А это в свою очередь ведет к повышению производительности их труда, а следовательно, к повышению эффективности работы и группы в целом.

4. Члены группы уверены в её успехе.

5. Все ее члены осознают свою ответственность за соблюдение качества и сроков выполнения заданий или решения задач.

6. Оптимально выстроено взаимодействие между лидером и членами команды.

4. Условия, необходимые для достижения эффек тивности групповой деятельности

1. Как у формальной, так и у неформальной группы должен быть сильный лидер, заинтересованный в ее успехах.

2. Нормальный психологический климат в коллективе. Взаимная поддержка членов группы, доверие.

3. Неоднородность группы. Обеспечивает большую эффективность в решении более сложных задач и проблем.

4. Сплоченность коллектива и его работоспособность.

5. Оптимальные размеры группы.

6. Четкость целей и разделение их всеми членами группы.

7. Постоянное пребывание в поиске новых идей, знаний, перспективных методов работы.

8. Мотивация членов группы.

Заключение

Эффективность групповой деятельности зависит от множества факторов. На нее влияют: величина группы и ее индивидуальный состав, характер поставленной задачи или проблемы, развитость группы, климат внутри группы и взаимоотношения между ее членами, сплоченность коллектива.

Сплоченность группы играет немаловажную роль в эффективности групповой деятельности. В сплоченном коллективе царит атмосфера доброжелательности, доверия.

Групповая деятельность несомненно приносит определенные плюсы. Такие как: индивидуальное развитие членов группы, возникновение доверия между сотрудниками, уверенность в коллегах, что способствует сплочению коллектива. Также, по моему мнению, один из самых важных плюсов групповой деятельности - возможность высказывания своего мнения для каждого члена группы. Как известно, в мире все достаточно субъективно, и каждый человек имеет свои взгляды, мысли. Каждый член группы может видеть проблему по-своему, со своей точки зрения (неоднородность группы здесь является большим плюсом), отсюда видение решения у каждого сотрудника может быть своим. Появляется множество вариантов решений проблемы или задачи, стоящих перед группой. А это возможность выбрать наиболее верное и подходящее решение этой группе.

Конечно, есть и обратная сторона медали.

Работа в группе зачастую предполагает обсуждение проблем или задач всеми членами группы, как правило это занимает гораздо больше времени, нежели решение принималось бы индивидуально. Также, на мой взгляд, у работы в группе есть значительный недостаток - общая ответственность. Чем больше в группе человек, тем больше опасность возникновения безответственности и конфликтов. Некоторые члены группы могут выполнить свои задания недобросовестно, надеясь, что это исправят другие члены группы. А кто должен отвечать за некачественно выполненное задание? Все и никто одновременно. Индивидуальная ответственность отходит в сторону, и в какой-то степени стимул качественно выполнять свою работу пропадает (при отсутствии харизматичного лидера), просто потому что конкретно он за это ответственность не понесет. Но это конечно грозит снижением уровня сплоченности коллектива (т.к. доверие ослабляется), снижением продуктивности и качественности результата.

Добиться эффективности групповой деятельности не так просто, но следуя определенным методам (в зависимости от конкретной ситуации), конечно, этого можно добиться.

Список используемой литературы

1. И.А. Скопылатов, О.Ю. Ефремов«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

2. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. - М., 1983

3. Клаус Фопель Групповая сплоченность

4. http://userdocs.ru/psihologiya/7917/index.html?page=6

5. http://www.psiola-center.ru/company8.htm

6. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.

7. http://website-seo.ru/067803021133.html

8. http://vocabulary.ru/dictionary/894/word/yefektivnost-grupovoi-dejatelnosti

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие сплоченности групп. Факторы сплоченности группы. Сила сплоченности и последствия сплоченности. Методы изучения и техника измерения групповой сплоченности. Определение взаимосвязи сплоченности группы с таким понятием, как эффективность работы.

    реферат , добавлен 17.10.2010

    Понятие групповой сплоченности как показателя прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий. Модель групповой сплоченности по Картрайту. Подходы и факторы к рассмотрению понятия групповой сплоченности. Теория групповой динамики Левина.

    реферат , добавлен 07.03.2012

    Понятие групповой сплоченности коллектива организации. Особенности межличностных отношений в коллективе организации. Роль психолога в формировании сплоченности сотрудников организации. Определение уровня психологической комфортности в коллективе.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2015

    Проблема групповой сплоченности в трудах исследователей. Студенческая группа как социальная общность. Основные методы, способы определения влияние характера деятельности и межличностные отношения на групповую сплоченность студентов. Тренинговая программа.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Социально-психологические феномены в малых группах и коллективах различных уровней. Групповая сплоченность как процесс групповой динамики. Основные свойства сплоченной группы, психологические и практические основы обеспечения групповой сплоченности.

    реферат , добавлен 29.09.2008

    Направления исследования групповой эффективности. Параметры и способы оценки групповой эффективности, направления ее исследования. Влияние разных видов сплоченности на отдельные параметры эффективности группы. Понятие доверия в психологии и его виды.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2016

    Групповая сплоченность как один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Знакомство с психолого-педагогической основой становления групповой сплочённости в коллективе учащихся младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2014

    Групповая динамика и межгрупповое взаимодействие. Позитивные и негативные аспекты проявления групповой сплоченности учебного коллектива. Сущность влияния педагога на динамические процессы в группе: сплоченность, поляризацию, конформность, лидерство.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2014

    Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте. Факторы, влияющие на социально-психологический климат класса учащихся. Изучение социометрических статусов учеников седьмого класса, коэффициента взаимности, уровней групповой сплоченности.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью ею. Копмлекс упражнений.

Сплоченность группы формирует множество факторов. Рассмотрим основные из них.

Факторы формирования группы. Условия, которые ведут к образованию группы, способствуют сплочению. Когда люди в процессе общения находят общие цели и интересы, можно с уверенностью говорить, что основа для сплочения заложена. Наличие общих интересов у людей является основой для взаимной привлекательности, которая представляет собой ядро сплоченности. Чем более важной для каждого члена группы является поставленная цель, тем выше осознанная потребность во взаимодействии при достижении поставленной цели и тем выше сплоченность.

Сложность вступления в группу. В некоторые группы не так просто вступить. Система тщательного отбора и специальные требования для вступления создают высокие входные барьеры. Чем сложнее вступить в группу, тем желанней становится цель проникновения в нее. Поэтому сам факт вступления в группу будет означать для человека определенное достижение. Чувство принадлежности к элитарной группе и участие в ней пробуждают чувство духовной сплоченности в группе.

Соответствие статуса участников и положения в служебной иерархии. Если существуют определенные требования для вступления в группу, ее члены начинают работать с одинаковой стартовой позиции и их мнения, служебное и финансовое положение обычно схожи. По мере того как члены группы начинают взаимодействовать, их положение в служебной иерархии может меняться. Соответствие статуса участников группы приносит плоды, если все члены группы согласны со служебной иерархией внутри группы и если каждый участник осуществляет свою деятельность в соответствии со своим положением в компании. Несоответствие статусов может привести к возмущению всех ее членов и к разрушению группы.

Справедливое распределение вознаграждении. Сплоченность достигается тогда, когда вознаграждения распределяются справедливо или поровну. Для того чтобы вознаграждение было распределено справедливо, следует ориентироваться либо на вклад участника, либо на его служебное положение. При этом равномерное распределение вознаграждений должно вытекать из группового решения. Сплоченность утрачивается, когда кто-то из членов группы чувствует несправедливость в отношении своего денежного вознаграждения.

Успех группы. Когда группа достигает желаемого результата, сплоченность обычно усиливается. Члены группы ощущают чувство исполненного долга и гордость за проделанную работу. К примеру, чувство сплоченности присуще войсковым соединениям, спортивным командам, участникам конкурсов.

Постоянство участия. Стабильность участия помогает поддерживать сплоченность на одном уровне. Новые участники несколько подрывают это чувство, так как они могут не быть восприняты группой должным образом и возникнет борьба за служебные места.

Замечено, что чем больше времени люди проводят вместе, тем более сплоченными они становятся: расширяются возможности для установления дружеских контактов, растет взаимопонимание, выявляются общие интересы и потребности. Возможность для членов группы вместе проводить время зависит от целого ряда обстоятельств, и в первую очередь от характера выполняемой работы, взаимосвязи решаемых ими задач и даже от расположения их рабочего места (в одной комнате или разных).

Внешняя угроза. Если на пути реализации групповых интересов встает внешняя угроза, сплоченность внутри группы резко возрастает. Различия во мнениях и подходах к решению проблем не являются уже определяющим фактором, так как члены группы объединяются для решения самой главной проблемы -- противостояния внешней угрозе. Сторона, от которой исходит угроза, чувствует сильное сопротивление, столкнувшись с объединенной группой.

Размеры группы. Малые группы характеризуются большей степенью сплоченности, нежели большие. У больших групп зачастую возникают проблемы организационного характера, а также проблемы, связанные с взаимодействием внутри группы. Малые группы, наоборот, отличаются высокой степенью взаимодействия -- в таких группах увеличивается возможность для каждого из членов активно участвовать в деятельности группы. По мере того как количество членов в группе увеличивается, возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются. К тому же появление подгрупп внутри больших групп может негативно сказываться на сплоченности больших коллективов.

Состав группы. Недавние исследования показали, что сплоченность женщин в группах, как правило, выше, чем сплоченность мужчин. Предполагаемое объяснение этого явления состоит в том, что женщины обычно меньше склонны конкурировать друг с другом, у них более развита потребность в групповом принятии решений и сотрудничестве друг с другом.