Поет зима – аукает. Сергей Есенин — Поёт зима, аукает: Стих По двору метелица ковром шелковым стелется

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Анализ стихотворения «Поет зима, аукает» Есенина

В раннем периоде творчества Есенина в наибольшей степени проявилась его чистая и светлая душа. Уже с самых первых произведений его интересовал удивительный и волшебный мир природы. Народные сказания и легенды, которые поэт слышал в детстве, одушевляли этот мир, придавали ему человеческие черты и качества. Стихотворение «Поет зима – аукает…» было написано Есениным в 1910 г. Он считал его детским и незрелым литературным опытом. Впервые оно было опубликовано только в 1914 г. под названием «Воробышки».

Стихотворение напоминает прекрасную детскую сказку. С первых же строк в нем появляются волшебные персонажи. Зима предстает в образе любящей матери, поющей колыбельную песню «мохнатому лесу». Завораживающая картина сна дополняется «тоской глубокою» облаков. Появляется традиционный сказочный образ «страны далекой», олицетворяющей волшебные надежды и мечты.

Метелицу можно сравнить со снежной королевой, которая невыносимо прекрасна, но «больно холодна». Любовь к ней может свести человека с ума и навсегда оставить в ледяном плену. Поэт вводит центральный образ стихотворения – «воробышков», которые напоминают «деток сиротливых». Все живые существа стремятся задолго до наступления зимы запастись припасами и обустроить жилище. Лишь для беззаботных воробьев каждый раз приход зимы – внезапная неожиданность. Им остается надеяться на милость и доброту человека. Очень трогательно выглядит картина прижавшихся у окна «пташек малых». Разошедшаяся вьюга, олицетворяющая злую волшебницу, стремится сорвать свою злость на беззащитных птичках. Спасение «воробышек» заключается в их взаимной поддержке. Сбившись в тесную кучку, они покорно переносят холод, голод и усталость. Во сне к ним приходит счастье в образе долгожданной «красавицы весны».

В целом в стихотворении явно прослеживаются черты народного творчества. Есенин употребляет традиционные эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака». Главные образы-персонажи четко поделены на добрых и злых. В отношении самых слабых автор использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «детки», «пташки». Они пользуются искренним расположением и участием автора. «Сказка», как и положено, имеет счастливый конец, но только во сне.

Стихотворение относится к лучшим произведениям литературы для детей. Оно способно научить ребенка понимать и ценить красоту родной природы, а также воспитать чувства добра и сострадания.

Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.


А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.


Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.


И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
(Сергей Есенин)

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.12.2014. Поет зима аукает,
  • 07.12.2014. С днем святой Екатерины!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Стихотворение Сергея Есенина «Поет зима, аукает» было написано поэтом в возрасте пятнадцати лет. Тогда он еще не задумывался о серьезном литературном творчестве и долго не решался публиковать стихи, считая их незрелыми. Но читателям понравился поэтичная образность стихотворения, его простота.

Зима как суровое, но прекрасное время года, всегда оставалась одной из излюбленных тем русской поэзии. В стихах Есенина зима предстает изменчивой и непредсказуемой. В начале стихотворения зима сродни ласковой матери, баюкающей дитя у колыбели. Но тихую ласковую метелицу, стелющуюся шелковым ковром, сменяет злая вьюга, ударяющая по ставням, а воробышки игривые нахохлились от холода и прижались у окна, как сиротливые детки. На подобных антитезах строится все стихотворение.

В стихе «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает» много звуковых метафор: «стозвон сосняка» в сосновом бору в крепкий мороз, стук деревенских ставен от «бешеного рева» вьюги. Автор использует олицетворения: зима аукает, метелица стелется, вьюга злится; выразительные эпитеты: окно мерзлое, облака седые, весна ясная, пташки малые. Стихотворение Есенина – яркая зарисовка могущественной и суровой природы, устрашающей все живое. В концовке стихотворения – оптимистичная нота: “пташки нежные” видят во сне улыбку солнца и красавицу весну. На сайте вы можете читать текст стихотворения полностью. Его можно скачать бесплатно.

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает», об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.


Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется», но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней», своей суровостью противостоит «ясной красавице весне», снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» - безусловно, чисто есенинская метафора. Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты, в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер - шелковый, облака - седые, рев - бешеный, а весна - ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает», «метелица ковром шелковым стелется», а «вьюга злится все сильней». Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

«Поет зима – аукает» Сергей Есенин

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.


Поделиться в социальных сетях!

Галина Голикова
Конспект занятия «Поет зима аукает, мохнатый лес баюкает…»

«Поет зима аукает , мохнатый лес баюкает… »

Цель : Познакомить с зимними явлениями в жизни природы : закреплять с детьми знания о деревьях : развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи : воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Задачи :

Образовательные :

Закрепить знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе;

Активизировать словарный запас детей;

Учить вести диалог со сверстниками, слушать друг-друга и высказывать свое мнение по теме.

Развивающие :

Развивать навыки общения;

Способствовать развитию чувства прекрасного.

Воспитательные :

Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово

Формировать у детей чувство прекрасного, сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

Ход занятия:

(Экскурсия в зимний сад)

(По дороге в парк обращаем внимание на работу снегоочистительных машин, одежду людей, работу дворника. Пришли в парк.)

Слушаем тишину. Тишина, тишина, тишина…. Лес спит. Иногда слышно как охапками падает снег с веток.

Вопрос чем пахнет зима ? «Морозной свежестью, снегом, елкой» .

Как изменился лес?

Деревья голые все в снегу.

Давайте отыщем знакомые деревья. (Легче всего узнать березу)

У нее белый ствол и свисающие с тонких веток сережки.

А какие деревья украшают лес зимой?

Стоят дома высотные

Этажи несченые

Шпили колючие

Под тучами могучими

Это ель ее знают и любят все.

А это ее сестра

А на верху над мглою этой

Перерастая лес одна,

В лучах заката

В бликах света

Горела яркая сосна.

Ребята, в чем сходства ели и сосны?

Они покрыты иголками-хвоей.

Это те же листья, но покрыты они плотной корой, корочкой. Поэтому они не боятся мороза.

Давайте сравним иголки ели и сосны.

У елки они жесткие, короткие, а у сосны более мягкие и длинные.

Отгадайте еще одну загадку.

Дрозд, снегирь, другая птица,

Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос.

(Рябина)

Правильно рябина. Давайте найдем рябину.

По каким признакам вы ее узнаете? (По гроздьям красных ягод)

Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он похож на сказочный лес – чем покрыты ветви деревьев?

Подумайте, скажите, как можно назвать зиму, какая она?

Зимушка, чародейка, царица снегов, волшебница, снежная королева

Молодцы, много назвали, красивых слов о зиме вспомните, и скажите, какая зимой бывает погода?

Зимой погода бывает снежная, вьюжная, морозная, солнечная, холодная, теплая и т. д.

Давайте вспомним, какие пословицы о зиме вы знаете?

Зимой солнце светит, да не греет.

Береги нос в большой мороз.

Деревья в инее - небо будет синее.

Заковал мороз реки, но не навеки.

Как зима не злится , а весне покорится.

Мороз не велик, да стоять невелит.

Если мороз сильный, то снег пушистый, рассыпчатый.

Дидактическая игра «Где лежит снег?» Цель : отработать употребление предлога на в предложениях.

Можно ли лепить из рассыпчатого снега? Если не очень холодно, из снега можно лепить, и он падает хлопьями.

А какая погода сегодня и какой снег?

Рассмотрите снежинку на вашей варежке. Какая она красивая и маленькая!

Сравните снежинки. Одинаковые ли они?

Представьте сколько должно упасть с неба снежинок, чтоб образовались такие сугробы!

Какого цвета снег? Но он только кажется чистым и белым.

Наберите снег в ведерко. Мы возьмем его с собой в группу и понаблюдаем там за ним. (Обращаю внимание детей на то, что снег в группе растаял и вода нечистая, подвожу к тому, что снег в рот брать нельзя).

Снег бывает разный :

Чистый, невесомый,

Снег бывает грязный –

Липкий и тяжёлый.

Снег летит пушистый,

Мягкий и приятный,

Снег бывает рыхлый,

Снег бывает ватный.

Для чего нужен снег деревьям?

В морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

Молодцы, много знаете примет о зиме и различных пословиц. Послушайте такую пословицу «В зимний холод всякий молод» Как вы это понимаете.

Зимой надо тепло одеваться, больше двигаться, если будешь стоять – озябнешь.

- Зима – время зимних забав игр для детей. Назовите, какие зимние забавы вы знаете?

Катание на санках, ледянках, катание на коньках и лыжах. Строят снежные постройки, лепят снеговиков, играют в снежки, хоккей.

Послушайте стихотворение о снеге.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал…

Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

Для озимых стал ты теплою периною,

Для осинок – кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкою пуховою,

Для детишек – их любимою игрой.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по сказке: «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе Разработала: Воспитатель.

Конспект занятия «Зима в лесу» Цель: Расширять представление детей о характерных особенностях зимней природы. Задачи: Формирующие: Закреплять знания детей о характерных.

Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…» Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе. Тема: «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…». Интеграция.

Конспект занятия по логоритмике «Лес осенний, лес грибной» Конспект занятия по логоритмике «Лес осенний, лес грибной» в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Составитель: учитель-логопед.

Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…» Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…» Закурдаева Валентина Васильевна Конспект Программное.