«Двенадцать» — поэма Блока о революции. Блок «Двенадцать» – анализ Блок 12 краткое содержание анализ

Цель урока : показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности.

Оборудование урока : иллюстрации к поэме, различные издания «Двенадцати».

Методические приемы : аналитическое чтение поэмы.

Ход урока.

I. Слово учителя

Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я - гений!» «Двенадцать» - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», - утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов.

- Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?

Во-первых, поэма содержит двенадцать глав . Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев . В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы, вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами .

Возникает следующий вопрос:
Почему Христос? Что этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.

Вообще «Двенадцать» - парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно - «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В.Маяковского , «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию другие - славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования - погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство?

II. Аналитическая беседа.

Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.

«Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

- Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

- Как Блок передает «музыку революции»?

(Прежде всего, «музыка» у Блока - метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни . Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.)

- Какие ритмы вы услышали?

(В поэме звучат интонации марша :

В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот - проснется
Лютый враг.
(гл.11)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше - пошел разгул:

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового -
Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,
Рабочий народ!)

- Что, кроме музыки, мы слышим?

(Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров :

И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...

- Каков лексический строй поэмы?

(Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов : «етажи», «елекстрический»; и сниженная ругательная лексика : «холера», «жрала», «подлец» и высокий слог :

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.)

- Как рисует Блок образы героев поэмы?

(Герои обрисованы лаконично и выразительно . Это образное сравнение : «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб»; речевая характеристика : «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель - / Вития…»; хлесткий эпитет и оксюморон : «А вон и долгополый -/ Сторонкой за сугроб... / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?»
Двенадцать героев составляют один отряд: В зубах - цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз! - коротко и ясно - тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них - Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!»

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча...»).

- В чем особенности сюжета поэмы?

(Сюжет можно определить как двухслойный - внешний, житейский : зарисовки с петроградских улиц и внутренний : побуждения, обоснование поступков двенадцати. Один из центров поэмы - конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!)

- Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?

(Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы . Ненависть проявляется и как святое чувство:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...

И как святотатство:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!)

- Какие еще мотивы вы увидели в поэме?

(Несколько раз встречается мотив бдительности : «Неугомонный не дремлет враг! Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом , подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы - вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни , свобода «без креста». Второй центр поэмы - в 11-й главе:

И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

- Какие образы-символы заметили в поэме?

(Ветер, вьюга, снег - постоянные блоковские мотивы; символика цвета : «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать» , «пес безродный», Христос.)

- Возвращаемся к первому вопросу - какое значение имеет образ Христа в поэме?

(Обсуждение.)

III. Заключительное слово учителя.

Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие - как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого».

«Христос в поэме - антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).

«Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.

IV. Задания по поэме А. А. Блока «Двенадцать».

1. Как вы считаете, почему А. А. Блок так высоко оценил собственное сочинение - поэму «Двенадцать» («Сегодня я - гений!»)?

2. В. В. Маяковский написал: «Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей». Что в поэме А. А. Блока «Двенадцать» прочитали современники? Найдите в тексте поэмы аргументы в пользу «сатиры» и в пользу «славы».

3. Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. Долгополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно новой поэтической системе, которая нашла выражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».

4. Выскажите свою точку зрения по поводу мнения исследователя творчества А. А. Блока Л. Горелова: «В разбеге поэмы, через сшибку двух миров, через порожденную исторической коллизией драму красногвардейца Петрухи, забубенные головушки, коим подошел бы на спину бубновый туз, превратились в «рабочий народ», в революционное звено народа».

5. О какой «спаянности» говорит исследователь творчества А. А. Блока Л. Горелов? («Поэма Блока состоит из массы мелких деталей-зарисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в «Двенадцати».)

6. Как вы интерпретировали бы образ Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?

Дополнительный материал к уроку.

Анализ поэмы «Двенадцать»

Смысл поэмы - метафизический. Незадолго до Октября поэт определил происходящее в России как «вихрь атомов космической революции». Но в «Двенадцати», уже после Октября, Блок, все еще оправдывавший революцию, написал и об угрожающей силе стихии. Еще летом веривший в мудрость и спокойствие революционного народа Блок в поэме рассказал и о стихиях, разыгравшихся «на всем Божьем свете», и о стихиях мятежных страстей, о людях, для которых абсолютом свободы являлась, как для пушкинского Алеко, воля для себя.

Стихия - символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; двенадцать апостолов революционной идеи обещают раздуть «мировой пожар», разыгрывается вьюга, «снег воронкой завился», в переулочках «пылит пурга». Разрастается и стихия страстей. Городское бытие также обретает характер стихийности: лихач «несется вскачь», он «летит, вопит, орет», на лихаче «Ванька с Катькою летит» и т. д.

Однако октябрьские события 1917 года уже не воспринимались только как воплощение вихрей, стихий. Параллельно с этим, анархическим по сути, мотивом в «Двенадцати развивается и мотив воплощенной в образе Христа вселенской целесообразности, разумности, высшего начала. В 1904-1905 гг. Блок, увлеченный борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть», уверял, что не пойдет «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. В поэме он обозначил для героев иную перспективу - грядущую веру в Христовы заповеди. 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все про исходящее - от падения религии...»

К Божьему началу обращаются и созерцатели революции, и ее апостолы - двенадцать бойцов. Так, старушка не понимает, в чем целесообразность плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не понимает и большевиков («Ох, большевики загонят в гроб!»), но она верит в Богородицу («Ох, Матушка-Заступница!»). Бойцы же проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом, и эта метаморфоза происходит помимо их воли, без их веры в Христа, как проявление высшего, метафизического порядка.

Свобода нарушать Христовы заповеди, а именно - убивать и блудить, трансформируется в стихию вседозволенности. В крови двенадцати дозорных - «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй.

Любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Дозорные воспринимают любовное вероломство Ваньки, его гулянье «с девочкой чужой» как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них: «Мою, попробуй, поцелуй!» Убийство Катьки рассматривается ими как революционное возмездие.

Эпизод с убийством «дуры» и «холеры» Катьки идейно и «композиционно напрямую связан с появлением в финале поэмы образа Христа как воплощения идеи прощения грешных то есть и убийц. Дозорные и Христос в поэме являются и антиподами, и теми, кому суждено обрести друг друга. Иисус, «от пули невредим», - не с двенадцатью бойцами. Он - впереди них. Он, с кровавым, красным флагом, олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, не только оправдание им «святой злобы» революционного народа, но и идею искупления Христом очередного кровавого греха людей, и идею прощения, и надежду на то, что переступившие через кровь все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви, наконец, к вечным ценностям, в которые поверили революционная Россия и сам поэт, - братства равенства и т. д. Дозорным словно предстоит пройти путь апостола Павла.

Христос и не со старым миром, который в поэме ассоциируется с безродным, голодным псом, что бредет позади двенадцати. Блок воспринимал старую власть как безнравственную, не несущую ответственности перед народом.

Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как попутчиков в гармонический мир не была случайной, она была Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы к этой же мысли.

И опять идут двенадцать...

А. Блок

Поэму «Двенадцать», написанную в начале 1918 года, А. Блок всегда считал одной из своих самых больших удач, хотя многие ее не приняли (даже некоторые друзья поэта).

Поэт, творящий в сложное время, «среди революций», сердцем сумел почувствовать «музыку революции» и пере-дать ее в стихах. В этой поэме Блок не стремился выра-зить свое отношение к перевороту, но хотел честно и прав-диво описать объективную реальность, выразить чувства людей, которым суждено было жить в эпоху разрушения старого, ненавистного поэту мира. Именно поэтому мы слы-шим и неодобрительные возгласы не принявших револю-цию барынь в каракуле («Уж мы плакали, плакали...»), грусть долгополых попов, возмущение писателей-витий:

— Предатели!

— Погибла Россия!

Старикам тоже непонятна такая революция, которая позволяет вывешивать плакаты и лозунги на улицах на «таких огромных лоскутах», в то время как

Сколько бы вышло портянок для ребят, А всякий — раздет, разут...

Поэма состоит из двенадцати частей, и это число неслучайно, оно повторяется и в количестве сурово на-строенных борцов за революцию — солдат, которые идут по улицам вечернего города с целью наведения порядка. А в конце произведения, когда появляется неожиданный здесь, но придающий всей поэме новый смысл образ Исуса Христа, возглавляющего это шествие, солдаты невольно превращаются (по их количеству — двенад-цать) в апостолов.

Необычна поэма и тем, что ей присуща особая музы-кальность, ведь у каждой главы — своя мелодия, свой ритм: здесь слышны и разбойная частушка, и аккорды высокого трагизма, и «жестокий романс», и противоречивый разго-вор — но в конце ритм приобретает строгий, маршеобразный характер.

Трах-тах-тах! Трах тах тах!... ...Так идут державным шагом...

Перед Блоком стояла невыразимо трудная задача: найти такие отношения между ритмом и смыслом, чтобы то, что могло показаться нелогичным и неожиданным, на самом деле вытекало бы из общего замысла поэмы и из авторс-кого восприятия революции.

Поэма «Двенадцать» построена на контрасте, антитезе.

Черный вечер. Белый снег.

Обилие символов, аллегорий, метафор позволяет Блоку всеобъемлюще продемонстрировать конфликт, возникший между революцией, стремлением к новому и старым бур-жуазным миром, чей образ предстает перед нами в виде большого, безродного, голодного пса, не желающего ухо-дить:

Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу!

Материал с сайта

...Скалит зубы — волк голодный — Хвост поджал — не отстает — Пес голодный — пес безродный...

Особая композиция и художественные приемы, которые А. Блок использовал при написании поэмы «Двенадцать», помогли ему выразить мысль, что новый мир должны стро-ить новые люди. Все в поэме направлено на внутреннее изменение личности под воздействием как стихии, так и борьбы против всего отжившего. Солдаты, идущие по го-роду, — бывшие разбойники, каторжники, они умеют лишь разрушать. Переплавит ли их суровое, жестокое время в строителей будущего?


А. А. Блок написал поэму “Двенадцать” в январе 1918 года. Россия в то время была потрясена Октябрьской революцией. Октябрьская революция - неоднозначное событие, споры о котором ведутся по сей день. Одни считают, что ее победа стала следствием слабости Временного правительства, тогда как другие - что победа была закономерной.

О поэме Блока, написанной через два месяца после переворота в России, также до сих пор спорят. В центре произведения - послереволюционный город, власть в котором захвачена большевиками, а порядок охраняется двенадцатью патрульными, в чью честь и названа поэма.

Хотя Блок к 1918 году и отошел от такого литературного направления, как символизм, но в “Двенадцати” действительно много символов. И трактовки у них могут быть совершенно разные.

Блок поддерживал революцию (хотя и разочаровался в ней к концу 1918 года), но, читая поэму в первый раз, трудно понять отношение автора к описываемым событиям. Автор изображает как положительные, так и отрицательные стороны революции.

Первая особенность поэмы, которую я хочу отметить, - это цветопись. Блок описывает город, используя только белый и черный цвета: “Черный вечер. Белый снег“, “белый снежок”, “сугроб”. Эти цвета обычно ассоциируются у нас с добром и злом. Россия колеблется между ними. По мнению Блока, будущее России белое, а прошлое (“кондовая”, “избяная”, “толстозадая” Русь) - черное. С каким же цветом ассоциируется у Блока настоящее России, то есть революция? В 11 главе появляется “красный флаг”, в 12 - Иисус несет “кровавый флаг”. Красный цвет - символ крови и революции, которые, к сожалению, неразделимы.

В поэме революцию поддерживает даже стихия. Мы видим, как “ветер” и “мороз” мягки к “двенадцати”, но не держатся на ногах и мерзнут противники революции: “старушка”, “буржуй”, “Вития” (писатель), “поп”. Последние являются символами старого, уходящего мира. Все они понимают свою безнадежность, поэтому бездействуют.

Во второй главе поэмы появляются красногвардейцы. Уже с первых строк заметна неприязнь рассказчика к ним:

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину надо бубновый туз!

Блок сравнивает “двенадцать” с каторжниками, которые оказались на свободе. В какой-то степени это так и есть. Патрульные были в большинстве своем выходцами из крестьянства - самого бесправного и закрепощенного слоя общества. После революции границы сословий стерлись - крестьяне и бояре стали равны. Красногвардейцы почувствовали, что им все можно, думая, что они действуют на благо страны: “Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!” Они захвачены духом революции, ведь именно она позволила им почувствовать власть. Ими движет “черная злоба”, но большевики направили ее в “святое” русло.

Безграничная свобода действий патрульных привела к трагедии - смерти Катьки. Катька символизирует старую, грешную Русь с ее порядками (“С офицерами блудила”). Образ девушки кардинально отличается от образов женщин из произведений любовной лирики Блока. Говоря о Катьке, Блок использует грубые слова: “Шоколад Миньон жрала”, “Лежи ты, падаль, на снегу”. Ее смерть - это разрушение старых устоев и очищение мира от грехов. Можно ли сказать, что убийство Петькой Катьки оправдано Блоком? Нет; как уже сказано, он принимает революцию, но не отрицает ее ужасов. Убийство - это то, о чем нельзя умолчать и что нельзя оправдать. Петька, конечно, сожалел о содеянном (“Лишь у бедного убийцы / Не видать совсем лица...“), но как только остальные патрульные стали насмехаться над ним (“...Что ты, Петька, баба, что ль?”), Петька будто забыл о Катьке, которую, как признался сам, любил, и продолжил шествие по улицам города.

Символично то, что Петька целился не в Катьку, а в Ваньку - предателя революции. Ванька же выжил, потому что предателей слишком много, чтобы ото всех избавиться. Но есть ли у них будущее? Я считаю, что нет, потому что революция сильнее их всех.

“Вьюга”, которая упоминается впервые в десятой главе, - символ революции, непредсказуемой, разрушительной и в то же время очищающей. Вьюга уносит с собой старые порядки и приносит новый мир. Стоит отметить, что она “пылит … в очи” не только противникам революции, но и “двенадцати”: они не видят друг друга “за четыре за шага”. Таким образом она, я считаю, пытается остановить их от беспорядков.

Главный (и самый спорный) символ поэмы - это, конечно же, “Исус” Христос. Появляется он лишь в последней строфе поэмы, но имеет огромное значение в ней. Во-первых, становится ясно, что патрульных неспроста двенадцать. Двенадцать апостолов было в Библии, причем среди них был и предатель - Иуда (в поэме его роль играет Ванька). Иисус идет впереди патрульных, символизируя новый мир, позади же “не отстает” “голодный пёс” - символ старых порядков, которые многие не могут отпустить.

Много споров ведется о том, почему Иисус появился в поэме. Блок говорил:: “Когда я кончил [писать поэму], я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. Теорий действительно много. Одни считают, что Иисус ведет красногвардейцев и поддерживает революцию. Другие - что “кровавый флаг” в его руках испачкан его же собственной кровью; я с этой теорией не согласна, ведь Блок сам пишет, что Христос “от пули невредим”. Мне кажется, что Иисус уходит из России и оставляет ее большевикам. И даже не потому, что те борются с религией, а потому, что общество достигло своей вершины - равенства и справедливости. Двенадцать красногвардейцев пришли на смену двенадцати апостолам в России. Нельзя сказать, что Христос прощает красногвардейцам убийства. Ни в коем случае, ведь они сами раньше верили в Бога (а может быть, и до сих пор верят)! Сейчас же они “без креста” охраняют революцию, отрицая десять заповедей. Я думаю, что Блок считает такое положение дел временным. В итоге эти “двенадцать” очистят Россию от грехов и создадут опору новому - коммунистическому - обществу, где все равны и где нет причин идти на преступления.

Революция в поэме Блока - это “мировой пожар”, это всепоглощающая сила, сопротивляться которой бесполезно. Красногвардейцы - те, кто этот пожар будет распространять. Мне кажется, Блок не оправдывает их плохие поступки и даже не хочет отвести от них наше внимание. Но он призывает нас попытаться понять “двенадцать”. Они - бывшие бедняки, не имевшие никакой силы, - стали буквально опорой нового мира. Ими движут “черная злоба” и в то же время жажда справедливости. В этом, мне кажется, и заключается идея произведения Блока: нужно дать революции шанс, перетерпеть ее ужасы, чтобы насладиться результатами.

Но здесь уже политический мыслитель (или не-мыслитель) Блок помешал лирическому поэту Блоку, и его поэма «Двенадцать» (см. её полный текст) глубоко не удовлетворяет.

Поэма А. Блока «Двенадцать»: «Без имени святого»

Хорошо воспроизводя стиль и ритм «товарищей » и их действа, вообще не чуждая, конечно, художественных достоинств, она все же не блещет ими сплошь, отталкивает местами своей, правда, намеренной грубостью, не бедна словесными шероховатостями, а главное, безо всякой внутренней связи, без органичности и необходимости, только внешне связывает свою фактическую фабулу с нашей революцией. Эта последняя к сюжету привлечена искусственно. В самом деле, разве то, что Петька, ревнуя к Ваньке, убил Катьку, – разве это не стоит совершенно особняком от социальной или хотя бы только политической революции? И разве революция – рама, в которую можно механически вставлять любую картину, не говоря уже о том, что и вообще рама с картиной не есть еще организм? Изображенное Блоком событие могло бы произойти во всякую другую эпоху, и столкновение Петьки с Ванькой из-за Катьки по своей психологической сути ни революционно, ни контрреволюционно и в ткань новейшей истории своей кровавой нити не вплетает. Правда, Петька, как и остальные его одиннадцать товарищей, – красногвардеец: вот эта дань недавней моде, этот, в эпоху создания поэмы, последний крик современности и позволил автору написать свое разбойное происшествие на фоне именно революции; так получилась политика.

Загадки поэмы Александра Блока «Двенадцать»

Сама по себе она у нашего поэта двойственна. С одной стороны, он как будто сокрушается, что у нас «свобода без креста»; он находит к лицу, или, лучше сказать, к спине своим двенадцати «бубновый туз»; он слышит на улице города, среди снежной вьюги, не покидающей Блока и здесь, слова женщин: «и у нас было собрание... вот в этом здании... обсудили... постановили... на время десять, на ночь – двадцать пять»; и много других штрихов заставляют думать, что писатель дал не столько поэму, сколько сатиру, – едкую сатиру на русскую революцию, на ее опошленные лозунги, на ее отношение к «буржуям», «попам», к «сознательным» и «бессознательным». С другой стороны, Блок серьезно, кажется, поступаясь художественностью, олицетворяет «старый мир» и говорит про него, будто он «стоит» позади «буржуя» «безмолвно как вопрос» (кстати: вопрос вовсе не безмолвен, – он, скорее, настойчив, шумлив, криклив, пока его не удовлетворят, пока на него не ответят), – да, так «старый мир» стоит, «как пес безродный, поджавши хвост» (кстати: «старый мир» меньше всего можно сравнить с «безродным» существом; он именно родовит, он стар, и как раз в том его сила, что за ним – длинный ряд поколений, внушительная галерея предков).

И самое название «Двенадцать», а не хотя бы «Тринадцать» (эта дюжина была бы здесь уместнее, чем обыкновенная) и не какое-нибудь другое число символически намекает, что поэт имеет в виду некий священный прецедент: хотя все двенадцать идут вдаль «без имени святого», у нас невольно, вернее – по воле автора, возникает воспоминание о двенадцати апостолах. И что такое сближение не является произвольной выходкой со стороны кощунствующего читателя, а предположено самим писателем, – это видно из неожиданного финала поэмы:

Так идут державным шагом –
Позади голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.

Этого уже за иронию никак нельзя принять. Помимо тона, заключительный аккорд поэмы, Христос с красным флагом, с кровавым флагом, должен еще и потому приниматься нами не как насмешка, а всерьез, что здесь слышатся давно знакомые и заветные лирические ноты Александра Блока – нежный жемчуг снега, снежная белая вьюга, дыхание небесной божественности среди земной метели. Двенадцать героев поэмы, собранные в одну грабительскую шайку, нарисованы, как темные и пьяные дикари, – что же общего между ними и двенадцатью из Евангелия? И пристало ли им быть крестоносцами (впрочем, они – без креста...) в борьбе за новый мир? Так не сумел Блок убедить своих читателей, что во главе двенадцати, предводителем красногвардейцев, оказывается Христос с красным флагом. Имя Христа произнесено всуе.

В поэме «Двенадцать» Блок хотел добиться правдивого изображения послереволюционного времени со всеми его контрастами, сумятицей, неразберихой. В 12-й главе смешение интонаций достигает своего апогея: здесь присутствуют отголоски всех звучавших в поэме ритмов, обобщенных литературным, книжным по стилю финалом. Дыхание «Двенадцати» как бы вбирает в себя весь мир, и из кажущейся хаотичности складывается живая картина эпохи.

Первая строка главы настораживает: «. .Вдаль идут державным шагом...» По поэме нам известно, из кого состоит отряд двенадцати красногвардейцев Им «на спину б надо бубновый туз!», то есть это бандиты. Однако они «идут державным шагом». Фраза сближает державу, государство с преступниками. Но возможно, автор хотел выразить ту мысль, что для создания нового мирового государства необходима власть, сила, державность, способные защитить и укрепить уже завоеванное.

Следующая строка одна из самых спорных в произведении: «Кто еще там? Выходи!» Кого же боятся «двенадцать», кто тот безымянный, который машет красным флагом, кто «ходит беглым шагом, хоронясь за все дома»? Можно ли согласиться с мыслью, что это присутствие Исуса Христа интуитивно чувствуют красногвардейцы, с тревогой бросая в черноту ночи безответные вопросы: «Эй, откликнись, кто идет?..» В ответ им «только выога долгим смехом заливается в снегах». Наверное, если и воспринимать образ Христа как враждебный, то в этическом смысле. Да, он, действительно, представляет угрозу воскресения таких свергнутых новой моралью понятий, как грех, совесть, раскаяние. И в этом отношении звучащее постоянным рефреном «Революцьонный держите шаг!» выглядит как заклинание. Эпитетом «незримый» по отношению к образу врага подчеркивается, что он не принадлежит к миру материальному. В поэме не показано, с кем надо воевать красногвардейцам, не с буржуем же, что «в воротник укутал нос», и не с паршивым псом:

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались-поколочу!

Явно, что перечисленные образы не рождают у героев страха. А опасностью в этом контексте становится Тот, Кто тревожит души героев Своими заповедями. Сорвавшееся с губ одного из «двенадцати» «Спасе» заставляет «товарищей» буквально вздрогнуть: «Петька! Эй, не завирайся!» И опять как заградительный заговор звучит: «Шаг держи революцьонный!» Герои испытывают страх перед Тем, Чей пристальный взгляд они на себе постоянно ощущают, Кого боятся увидеть за каждым сугробом: «Кто в сугробе - выходи!..» Исус сошел на землю, чтобы спасти ее от «двенадцати», попытаться разбудить тех, кто пребывает в духовной спячке, предупредить от растоптания Святую Веру и Святую Русь. Он враг красногвардейцев, и это его они так боятся на протяжении всего действия поэмы, выкрикивая для поддержания собственного духа:

-Кто там ходит беглым шагом?..

-Кто там машет красным флагом?..

-Кто еще там?

Выходи?..

Именно от страха палят герои из своих винтовок в Святую Русь, а финале поэмы - и в самого Господа:

Трах-тах-тах!

Трах-тах-тах...

Но тогда возникает вопрос, почему Исус идет «впереди - с кровавым флагом», символом революции? Правда, об этом хорошо сказал М. Волошин: «Красный флаг в руках у Христа? В этом нет никакой кощунственной двусмыслицы. Кровавый флаг-это новый крест Христа, символ его теперешних распятий».

Фигуру Христа трактовали как символ революционера, символ будущего, языческого Христа, старообрядческого «сжигающего» (имя «Исус», а не «Иисус» было именно у раскольников), как сверхчеловека, как воплощение Вечной Женственности, как Христоса-художника... И до сих пор, как и в начале века, одни желают видеть во главе не Христа, а Ленина, а чувства верующих оскорбляет явление Христа «под кровавым флагом» впереди всех тех, кто олицетворяет безбожную революцию. Поэт и сам точно не может объяснить роль Исуса: «Что Христос идет перед ними - несомненно... страшно то, что опять Он с ними... а надо Другого...». Возникает ощущение, что Блок действительно вслушивался в «музыку революции», пытаясь в этом гуле услышать откровение, записать голос, а осознание смысла услышанного должно было прийти позже. В его дневниках нет записей, предваряющих создание поэмы, а есть только сделанные уже после ее написания попытки осмыслить, объяснить возникновение образа Христа.

Что значит слово «впереди» - во главе отряда или вдали от него, на расстоянии? Может быть, такая неоднозначность толкования возникла, так как Блок сам не знал ответа? Он слепо отдался стихии вдохновения, стихии времени и спрашивал себя: «Почему - Он? Не знаю... Пригляжусь - и вижу, что Он...». Это «пригляжусь» соответствует тому, что вьюга, что «Не видать совсем друг друга / За четыре за шага!». Поэтому Он кажется автору то «маленьким, согнувшимся», а то вдруг- через несколько слов в дневнике- уже «огромным.,.».»Трагедия художника» состояла в невозможности найти адекватный образ для выражения обуревавших его мыслей и чувств. Знаменательна и антитеза: «Позади- голодный пес <...> Впереди - Исус Христос». Рифма подчеркнута синтаксическим параллелизмом, который выделяет извечное противопоставление Сатаны и Бога.

Как всякое истинно великое произведение искусства, поэма «Двенадцать» всегда будет интерпретироваться по-разному, открывать нам все новые и новые свои грани. Это обусловлено и тем, что через конкретные образы и приметы времени автор коснулся широчайших философско-исторических и морально-этических проблем, освещенных заревом революции. И финал поэмы с венчающим ее образом Исуса Христа оставляет у нас надежду на спасение, на присутствие того чуда, которое позволяет жить дальше, несмотря на все трагедии времени.