Методические рекомендации по организации природоохранных. Методические указания по экологии Наименование внеаудиторной самостоятельной работы

Басалаева Елена Анатольевна
Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников

Я Елена Анатольевна Басалаева работаю в ЦРР детский сад № 18 «Теремок» представляю методические рекомендации «Формирование начал экологической культуры дошкольников .

ФГОС дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей . На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания , экологических чувств и экологической деятельности .

В статье 58 Конституции Российской Федерации определены экологические обязанности граждан - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Передовые педагоги XIX века В. Ф. Одоевский и К. Д. Ушинский считали, что знакомство с родной природой должно занять ведущее место в воспитании и обучении детей . В. Ф. Одоевский рекомендовал педагогам использовать рациональные методы воспитания , которые способствуют овладению знаниями о природе и применению их в практической деятельности детей.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный период детства . В этот период у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Цель : создание условий для формирования у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения детей дошкольного возраста к миру природы.

С задачами можно ознакомится на слайде.

Новизна методических рекомендаций заключается в том , что содержание направлено на достижение воспитательных эффектов через реализацию системы мероприятий и в возможности использования таких методов как игровое проблемное обучение, наглядное моделирование и проектная деятельность, позволит значительно повысить эффективность обучения детей в области экологического образования . Использование этих методов является для дошкольников инновационным , их использование актуально и очень эффективно.

Данный опыт будет полезен педагогам дошкольных организаций по формированию начал экологической культуры .

Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей.

Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной

деятельности детей и взрослых.

Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Для эффективной работы по данному направлению необходимо организовать «экологическое пространство » .

Развивающая экологическая среда представлена следующими центрами : (приложение 1)

«Маленький ученый» - (представлены различные приборы : весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; разнообразные сосуды, природные материалы, медицинские материалы,бросовый материал, и т.

«Уголок природы» - (календарь природы, модель календаря природы, уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);

«Огород на подоконнике» - (мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур) (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

«Умелые ручки» - (центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами) . Детям предлагаются различные материалы : для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти) ; для лепки (пластилин, глина, соленое тесто) ; для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты) . Здесь же организовать выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Экологическая тропа » - (центр организован на территории детского сада) .

Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь : (лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.)

Работая с детьми по формированию начал экологической культуры

целенаправленно проводимые наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, чтение художественной литературы, подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в неживой природе. Проводимая работа по формированию начал экологической культуры будет наиболее эффективна с использованием методов : проблемного обучения, моделирования, проектного метода .

Метод проблемного обучения (слайд с алгоритмом) помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод игрового проблемного обучения позволяет образовательную деятельность превратить в увлекательную игру, а в игре, как известно, ребёнок развивается. В использовании этого метода важна последовательность. Нужно соблюдать алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов :

Постановка проблемы;

Актуализация знаний;

Выдвижение гипотез, предположений;

Проверка решения;

Введение в систему знаний.

Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.

Проблемные ситуации, возникающие при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта.

Ситуация 2

Сравнение хвойных и лиственных деревьев : дети знают, что хвойные деревья всю зиму зеленые, а лиственные деревья на зиму сбрасывают листья.

При чтении рассказа о лиственнице дети выясняют, что лиственница сбрасывает хвою на зиму. Несоответствие достигнутого уровня знаний с научным фактом.

Возникает ПС : «Все ли хвойные вечнозеленые?» .

Предлагается сравнить два дерева из хвойных : ель и лиственница. Подводим к противоречию :

Почему ель зимой и летом зеленая, а лиственница на зиму сбрасывает хвою?

Ситуация 3

«Почему кактус без воды не вянет?»

Проблема вытекает в ходе опыта и наблюдения за комнатными растениями : если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус - нет и в частом поливе не нуждается.

Проблемные ситуации, возникающие при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами.

Ситуация 2

На прогулке лепка куличей из сухого песка, сухой глины «Как слепить куличики?» .

Ситуация 3

Уход за комнатными растениями : Детям предлагается протереть листья фикуса и влажной фиалки тряпочкой. Так как у фиалки на листьях ворсинки, тряпочкой протереть невозможно. «Как очистить листья фиалки от пыли?»

Проблемные ситуация можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых :

Фактов, явлений

Мнений ученых, писателей, сказочных героев

Мнений самих дошкольников

Различных вариантов текстов произведений, сказок, видов искусств

Ситуация 1

«Почему варежки мокрые?»

Какое время года на улице? (зима) ; - Мы видели на прогулке воду?;

Зимой мы можем увидеть на улице воду?;- Почему промокли наши варежки, и, откуда взялась вода, если на улице снег?

Проблемные ситуации можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям.

Ситуация 1

При ознакомлении с пустыней дети пришли к выводу «В пустыне жить нельзя, там нет воды» . Формулируем проблему : «Есть ли в пустыне вода? Можно ли жить в пустыне?» . Далее могут появиться вопросы «Кто живет в пустыне? Что растет в пустыне?»

Проблемные ситуации можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки :

Ситуация 1

«Что быстрее в тепле растает : снег или лед?» . Выводим гипотезы, проверяем опытническим путем. Может возникнуть вопрос «Почему лед тает быстрее, чем снег?»

Ситуация 4

Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям : высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные» .

Использование метода моделирования (слайд)

Пример : на слайде показана модель, которая намного облегчит задачу детей описать внешний вид птиц. Пользуясь этой схемой ребёнок легко расскажет что у птиц есть клюв, тело птицы покрыто перьями, у птицы 2 лапки, она умеет летать и выводит птенцов из яиц.

В работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи :

Развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

Учит вычленять главные признаки предметов , классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника , направленная на создание и использование моделей. (слайд с аквариумом)

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Следующий метод - Метод проектов (слайды с огорода) является для дошкольников инновационным , его использование актуально и очень эффективно. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения.

Сотрудничество с родителями

Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Дополняя друг друга, общими усилиями они имеют возможность создать максимально благоприятные условия для развития ребенка. Одной из задач эколого - педагогической деятельности воспитателя это просвещение родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста .

Работу в данном направлении можно осуществлять таким образом : создавать проблемные ситуации, чтобы ответ на них ребенок находил совместно с родителями путем проведения несложных элементарных опытов, (слайд) чтения природоведческой литературы, совместно (с детьми и их родителями) выходить на экскурсии в парк, (слайд) на водоёмы, выезжать в лес. После таких интересных встреч, родителям рекомендуется вместе со своими детьми оформлять мини-книжки, (слайд) слушать звуки природы, устроить выставку из созданных мини-книг, фото выставки в группе, составьте гербарии. (слайд) Предложите родителям вместе с детьми создать, «зеленую аптеку» . Для обогащения знаний родителей по данной теме организовывайте КВНы, консультации, совместные познавательные вечера, досуги, создайте в группе библиотеку для родителей, серию буклетов, информационных бюллетеней и справочный материал для того, чтобы родители могли самостоятельно воспитывать у детей положительное отношение к природе.

Хотелось отметить, чтобы выявить уровень сформированности экологической культуры у детей нужно проводить беседы с детьми, организовывать дидактические игры, создавать проблемные ситуации, обучать моделированию, что будет способствовать проявлению знаний и бережного отношения к природе. Постоянно расширяйте у дошкольников кругозор , познавательный интерес, сенсорику, наблюдательность; учите устанавливать взаимосвязи; обнаруживать причинно - следственные связи; самостоятельно использовать мерку, модели, схемы. И в результате вашей работы вы получите :

Сформированную познавательную активность детей, связанную с экологическим воспитанием ;

Повысится интерес детей к объектам живой и неживой природы; вопросы детей будут носить познавательный характер; -

Повысится уровень экологической воспитанности детей ; качественно изменится отношение детей к природе.

2017 год объявлен президентом РФ Годом экологии в России

«Заставить полюбить природу нельзя,

но помочь полюбить можно»

Н. И. Сладков.

Современная обстановка в области экологии становится с каждым годом все более удручающей. Ухудшается состояние почв, загрязняются воды, опресняются моря, уменьшается количество зеленых насаждений, увеличивается уровень средней температуры, что приводит к таянию ледников. Красота родной природы, охрана и бережное использование ее богатств ‒ одна из острых проблем человечества в настоящее время.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации № 392 от 1 августа 2015 г. «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий» и № 7 от 5 января 2016 г. «О проведении в РоссийскойФедерации Года экологии» 2017 год объявлен Годом экологии и Годом особоохраняемых природных территорий в Российской Федерации.
Главные задачи, которые предстоит решить в 2017 году:
1. Совершенствование нормативно-правовых основ, регулирующих сферу экологии, и практическое применение тех поправок, которые уже были утверждены парламентским корпусом;
2. Улучшение экологических показателей;
3. Формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у граждан РФ;
4. Развитие системы заповедников России.
Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1082-р об утверждении Плана основных мероприятий по проведению в 2017 г. Года экологии.
В документе рекомендовано организовать цикл конференций, форумов и круглых столов. Будут проведены всероссийские конкурсы: среди школьников всей страны, на выявление лучшего сотрудника природоохранных зон и т.д. Планируется организовать ряд фестивалей
и слётов, будут организованы фотовыставки, проведены волонтерские акции, организована работа детских и подростковых лагерей.
Постановление правительства Челябинской области «О Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года» принято 20.02.2013 г. N23-П.
Из Плана реализации Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года:
— Организация в библиотеках постоянно действующих книжных выставок, обзоров литературы, читательских конференций, направленных на экологическое воспитание и популяризацию знаний об окружающей среде.
-Пополнение библиотечных фондов литературой по проблемам экологии, охраны окружающей среды, устойчивого развития, здоровья и культуры.
— Организация и проведение Дня экологических знаний (беседы, викторины, конкурсы на экологические темы) в рамках акции по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, проведение в период летней оздоровительной кампании Дня земли и Дня воды для детей.
— Организация экологических акций: «Чистый берег», «Сделаем», «Мусора. Больше. Нет», «Зеленый трамвай» и другие;
— Организация конкурса проектов по охране окружающей среды «Спасем планету!»
— Организация и проведение конкурсов для детей:
фотоконкурс «Моя забота – зеленая планета»,
конкурс поделок «Я познаю природу» и «Я – исследователь»,
конкурс рисунков, плакатов и сочинений, посвященных охране окружающей среды, «Человек и природа».
Библиотекам отводится ведущая роль в области экологического просвещения и экологического воспитания населения. Экологическое просвещение ‒ это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления интерьера. Можно оформить пространство библиотеки растениями, цветочными композициями. Цветы расположить на подставках, стенах и стеллажах. Организовать «зелёные уголки», где каждое растение имеет свою визитную карточку – название, условия содержания. Подобные мероприятия прививают читателям любовь к родной природе, к окружающему миру, чтобы в душу и сердце человека проникла красота природы.
Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».
Читателей следует информировать о наличии в фонде новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.
Формы библиотечной работы в рамках экологического просвещения могут быть самыми разнообразными, от традиционных до креативных. Они должны побуждать читателей внимательнее и бережнее относится к родной природе, к окружающему миру, изучать проблемы экологической безопасности.
В практику библиотек прочно вошли такие формы массовой работы, как недели и месячники экологии, дни и часы экологической информации, экологические праздники, турниры, конкурсы и викторины. Данные мероприятия способствуют развитию экологической культуры у различных категорий читателей. Проведение дискуссий, экоклубов, «круглых столов», «экологических трибун», социологических исследований, экологических марафонов формирует коммуникативные связи между читателями и библиотекарями, развивает способность мыслить и анализировать.
Рекомендуем использовать в работе следующие формы и названия мероприятий по экологическому просвещению:
 экологический поход «По тропинкам родного края»;
 эко-проект «Зелёная карта района»;
 эко-экскурсия «Эта удивительная природа»;
 конкурс экологической сказки «Сохраним планету Земля»;
 экологическая акция «Загадочный мир природы»;
 турнир знатоков природы «Эта земля ‒ твоя и моя»;
 экологический урок «Пусть всегда будет чистой земля»;
 эко-путешествие «Мы все в ответе за нашу планету»;
 экологический час «Узнавай свой родной край»;
 виртуальная экологическая экспедиция «Чистый родник в твоем доме», посвященная родникам;
 экологический марафон «Давайте с природой дружить»;
 Библиопикник «В зеленом царстве — Лесном государстве»;
 Экологический библиодартс «Богиня Биологиня и Рыцарь Зеленого леса»;
 Угадай — шоу «С кузовком и лукошком…» знакомство с Красной книгой
 эко-информация «Экологические катастрофы мира» и др.
Эффективность экологической работы в библиотеке во многом зависит не только от профессионализма библиотечного работника, но и его личной экологической культуры, его энергии, инициативы, творчества. Заниматься экологической работой невозможно без любви к природе, окружающему миру, человеку в этом мире, своим читателям и своей профессии.
В библиотеках России все большую популярность приобретает такая акция, как книжный фримаркет. Книжный фримаркет (от англ. freemarket) ‒ это бесплатная книжная ярмарка. Все желающие приносят в библиотеку книги, которые уже прочли и могут подарить другим читателям. Это возможность сделать доброе дело ‒ отдать, не ожидая ничего взамен, найти желаемое и, в конце концов, поднять настроение! Для проведения книжного фримаркета необходимо помещение библиотеки и несколько столов, на которых раскладываются книги. Книжный фримаркет ‒ это комплексное мероприятие, включающее в себя не только «обмен книгами», но и другие формы работы с читателями.
В Год экологии целесообразно провести экологический фримаркет (экофримаркет) под названием «Подари книге о природе вторую жизнь».
Читателям библиотеки предоставляется возможность обменяться книгами по экологии, принести из дома прочитанную книгу и взять с собой любую понравившуюся. Литературу по экологии можно распределить по темам:
«Экология: тревоги и надежды», «Мир природы в мире слов», «Охрана
природного наследия», «Экология города: реальность и перспективы»,
«Животные рядом с нами». В рамках экофримаркета проводятся мероприятия:
Мастер-класс «Посади цветок своими руками». Желающим предоставляется 2-3 стола, горшочки с землѐй, лопатки и ростки цветов. Такой мастер-класс способствует развитию у читателей любви к живым растениям, бережного отношения и чувства ответственности к окружающей природе.
Эковикторина с вопросами «Сохраним планету в чистоте». В целях формирования экологической культуры, расширения кругозора читателям предлагается перечень вопросов по экологии, на которые они должны дать развёрнутый ответ.
Перечень вопросов:
1.Кем был впервые воспроизведен в русской научной литературе термин «экология»? (И. Мечников)
2.Что такое загрязнение? (Загрязнение ‒ это поступление вредных веществ в среду обитания)
3.Как называется книга, в которой собран список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов? (Красная книга)
4.Почему меняется климат? (Причина ‒ парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, строительства городови дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши.)
5.Когда произошла Чернобыльская катастрофа? (26 апреля 1986 г.)
6.Какое вещество является самым важным на Земле? (Вода)
7.Загрязнение каким веществом опасно для морской и океанической воды? (Нефтью)
8.Что является причиной увеличения количества мусора? (Появление одноразовой посуды, увеличение количества упаковки)
9.Какое дерево называют символом России? (Береза)
10.Какая ягода созревает осенью и хорошо сохраняется зимой под снегом, являясь источником питания для многих лесных животных и птиц? (Брусника)
11.Назовите уникальное озеро нашей страны. (озеро Байкал)
12.Что надо делать после того, как вы отдохнули в лесу? (Затушить костер, убрать мусор)
13.Где находится самый большой заповедник? (В Антарктиде)
14.Какое море умирает? (Аральское)
15.Какое растение называют живым светофором? (Медуница. Регулирует передвижение насекомых как светофор, т. е. меняет свою окраску)
Фото-сушка «Экологические зарисовки «Еманжелинского района». Тематика ‒экологическое состояние родного края. Участвовать в фото-сушке могут как начинающие, так и профессиональные фотографы. Фотографии подвешиваются и закрепляются специальными прищепками на веревке. Авторы фотографий указывают на них свои координаты, что способствует налаживанию новых контактов. Посетители «сушки» могут забрать себе на память любое понравившееся фото.
Экологический скрапбукинг (от англ. scrap ‒ вырезка book ‒ книга, дословно переводится как «книга из вырезок»). Читателям предлагаются страницы из книг о природе и ее обитателях. Из этих страниц они могут сделать собственную книгу, забрать с собой или подарить библиотеке.
«Книжный вызов». Вызов ‒ это список книг, который составляется либо библиотекарем, либо самим читателем. Эти книги необходимо прочесть за определённое время, например, за два месяца. В список включаются: Красная книга России; Красная книга Челябинской области; книги о временах года; книги о лесе и его обитателях; книги о цветах; книги о домашних животных и уходе за ними; книги о природных катаклизмах; книги о природных катастрофах. Тем, кто быстрее всего справится с «книжным вызовом» выдаётся значок «Самый активный читатель».
Библиотека обладает многочисленными возможностями формирования экологической культуры подрастающего поколения, ряд которых возглавляет, конечно же, книга. Поэтому такая форма, как книжные выставки, привлекательно оформленные, раскрывающие не только фонды библиотек, но и красоту и богатство мира природы, призывающие любить и беречь ее, все также лидируют в экологической работе библиотеки:
Книжные выставки-просмотры, экспозиции, репродукции: «Чудеса природы!», «Видеть, слышать, чувствовать природу!», «Береги природу», «Через книгу- любовь к природе», «Красота родной природы»;
— Выставка – размышление «Экологическая мозаика»,
— Выставка здоровья «Природа — зелёная аптека тела и души человека»,
— Фотовыставка «Краски родной природы»,
— Выставка поделок «Осенние фантазии»,
— Выставка «Экологическое пресс-инфо»,
— Выставка – совет к Всемирному Дню охраны здоровья «Добрые советы для вашего здоровья».
— Выставка – презентация «У нас в гостях – четвероногие друзья» и др.
Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», — сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый человек, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.
Вечер-дискуссия по книге В. Астафьева «Царь-рыба»
При проведении мероприятия рекомендуем использовать документальные фильмы о жизни и творчестве В. П. Астафьева: «Писатели России. Виктор
Астафьев» (https://www.youtube.com/watch?v=UWi-a6hMlRY); «Всему свой час. С Виктором Астафьевым по Енисею» (https://www.youtube.com/watch?v=NEoCxz63D9E).
Библиотекарь 1: 1 мая 2017 года исполнилось бы 93 года со дня рождения одного из самых известных писателей России Виктора Петровича Астафьева.
Он родился в селе Овсянка под Красноярском, там же прожил и большую часть своей жизни, не променяв малую родину на столицу.
Детство его было сиротским: отец репрессирован, мать утонула. Мальчика воспитывала бабушка, потом он попал в детский дом. В школе проявился у будущего писателя дар Слова, любовь к Слову и к Книге. Вот как он сам об этом пишет в сборнике «Заветное», составленной из коротких новелл и отрывков из других произведений: «…Я любил читать; читал без разбора и передыха все, что попадало в руки, дрался из-за книг, даже воровал их, не считая это большим грехом. Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт преподавал в нашей школе русский язык и литературу, вел уроки с нарушением всех педагогических методик и инструкций. Очень полюбили мы самостоятельную работу ‒ не изложение писать, не зубрить наизусть стихи и прозу, а сочинять, творить самим».
Библиотекарь 2: Виктор Петрович Астафьев прошёл войну. Жена его‒тоже фронтовик. Поэтому жизнь без прикрас хорошо ему знакома. Наиболее известны его произведения, написанные в жанре «повести в рассказах» ‒ «Последний поклон», «Царь-рыба».
В повести «Царь-рыба» описаны жизнь и труд простых, бедных людей на северной реке, добывающих огромной ценности рыбные богатства. Иногда повествование писателя очень возвышенно и красиво, но соседствует со страницами шокирующими, на которых описывается грубая тяжёлая жизнь без прикрас.
Библиотекарь 1: В своей повести автор встаёт на защиту природы, осуждает хищничество и браконьерство. Иногда в прямых публицистических высказываниях. Иногда в символичных сценах. «Смертельное противоборство Игнатьича с угодившим в его изуверски налаженную сеть красавцем осетром ‒ это уже не просто очередной эпизод в печальной хронике местного браконьерства. Схватка, в которой едва не погибли и Царь-рыба, и сам ее жадный ловец, приобретает тревожный смысл. Тут нельзя не задуматься уже о судьбе всей природы и всего человечества».
Сочувствует Виктор Астафьев детям, часто вынужденным уже с десятилетнего возраста помогать взрослым, а то и работать вместо немощных или пьющих родителей. «Дети ‒ это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу ‒ все наголо видать».
Библиотекарь 2: Почти вся вторая часть книги ‒ история жизни простодушного молодого человека, вечного работяги ‒ Акима. Детство его ‒ без отца в многодетной семье ‒ было нелёгким, а дальше ‒ не только постоянный тяжёлый труд, но и страшные испытания, описанные реалистично, а неромантично, как в приключенческих книгах.
Аким ведь подлинный подвиг совершил, спасая от смерти, заботливо выхаживая во время болезни, выводя к людям из глухой тайги едва непогибшую в лесу девушку Элю. Аким во время отчаянных попыток добраться до ближайшего человеческого жилья со спасённой им девушкой не забыл стесать со стены приютившей их избушки, сделанную кем-то похабную надпись. Расставаясь с Элей, он просит извинить его за «нескромное поведение» («выражался когда…»). Да-да, и что-то вроде любви между Элей и Акимом тоже было. Но быстро угасает ‒ ведь Эля «неровня» необразованному Акиму, да ещё и опошлена душа ее городской жизнью, словно она рано состарилась.
Библиотекарь 1: Гога Герцев ‒ виновник того, что Эля оказалась в опасности, сатирически изображён писателем ещё и через его глупо-самодовольный дневник. Интересно, кто автор приведённых в дневнике «декадентских стихов»? Ужели сам Астафьев?
Вопросы для обсуждения:
1. Прочитайте предложенный текст из произведения Астафьева «Царь-
рыба», подумайте над его смыслом.
Писатель обращается к важным проблемам человеческого существования ‒ к взаимной связи человека и природы. В изображённой трагической ситуации Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, через отношение к природе осуществляется проверка духовной ценности и состоятельности этой личности.
2. Какими художественными средствами передаёт писатель своѐ отношение к миру природы?
Жанр «Царь-рыбы» ‒ «повествование в рассказах». Одним из ведущих
художественных средств передачи своего отношения к миру природы является использование ассоциаций между человеком и природой. Автор во всех рассказах цикла видит человека через природу, а природу через человека. Для этого используются самые разнообразные метафоры и сравнения. Вот одно из таких сравнений: «И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свёртывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная. Да и мало еѐ в рыбе. Зачем ей кровь? Она живёт в воде. Ей греться ни к чему. Это ему, человеку, в тепло надо, он на земле обитает.
Так зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь ‒ на одной ловушке, в холодной осенней воде».
Отношения человека и природы Астафьев рассматривает как родственные, отношения матери и дитя, и тем самым достигает идеи единства, понимания, что человек ‒ это часть, это дитя природы. Природа в критические моменты помогает человеку осознать его грехи, даже очень давние. Даже когда самый осторожный и порядочный из браконьеров ‒ Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой и превратился в пленника собственной добычи, он вспоминает свои былые преступления и воспринимает случившееся с ним как кару: «Пробил крестный час, пора отчитаться за грехи…».
3. Проанализируйте раздумья Игнатьича. О чем сожалеет он и почему?
В момент пребывания между жизнью и смертью Игнатьич думает о
прожитом, анализирует его, наиболее остро ощущает утраты духовного начала, которые произошли из-за постоянной погони за наживой. Из-за неё «забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». С горечью думает Игнатьич о детстве, которого и не было. На уроках думал о ловле рыбы. Всего лишь четыре зимы с мукой отсидел в школе, сожалеет Игнатьич, что после школы и в библиотеку не заглядывал, своими детьми не занимался. Хотели в депутаты выдвинуть ‒ и отвели, потому что тихомолком рыбу ловит, все время в погоне за прибылью. Не уберегли от бандитов прекрасную девушку, потому что сами на ловле были. Обострилась совесть в критический момент, когда оказался он на грани пропасти.
4. Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь‒рыба?
Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?
Легче потому, что отступила смерть. Телу стало легче, потому что уже не
тянуло вниз. «А душе ‒ от какого-то, ещѐ не постигнутого умом освобождения».
Быть может, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненая, но яростная и неукрощѐнная.
Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из
величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько можешь!»
5. Какие особенности авторского повествования вы заметили?
Авторское повествование в этом отрывке часто сливается с раздумьями
героя ‒ Игнатьича. Порой трудно отделить слова самого Астафьева от
размышлений прозревающего героя, осознающего смысл жизни,
ответственность за содеянное. Поражает умение уловить и передать тончайшие оттенки движений природы: «Тишина! Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно». Порой повествование приобретает сказовый характер. Следует также отметить в повествовании наличие элементов разговорной речи, диалогической структуры во внутренних монологах автора и его героя.
Библиотекарь 1: В. П. Астафьев ‒ дважды лауреат Государственной
премии СССР, независимой премии «Триумф», Государственной премии
России. Памятник писателю стоит в Красноярске, память о нѐм свято хранят в Овсянке, где дом его стал мемориальным музеем. На родине писателя открылась построенная по почину писателя и во многом на его средства библиотека. «Выглядит она куда скромнее высящейся неподалёку Красноярской ГЭС, но тоже способна незаметно, неслышно давать людям свою особую энергию, осветить жизнь новым светом, внести свою драгоценную долю в дело возрождения России… ».
Интернет-сайты по экологии

Официальный сайт Министерства экологии Челябинской областиhttp://mineco174.ru
Biodat‒сохраним природу вместе (http://biodat.ru/)
На сайте размещены справочные данные, учебники, сведения о природоохранной деятельности.
Всемирный фонд охраны дикой природы в России (http://wwf.ru)
На сайте представлены материалы о чрезвычайных происшествиях в
области экологии, а также о критических новостях по поводу загрязнения окружающей среды. Присутствуют материалы о людях, внѐсших большой вклад в охрану дикой природы и экологии.
Всероссийский экологический портал (http://ecoportal.su/)
Сайт содержит экологические новости, каталог экологических организаций, правовую информацию, статьи.
Гильдия экологов (http://ecoguild.ru/)
Созданное в 2000 году некоммерческое партнѐрство «Гильдия экологов» объединяет ведущие экологические компании и организации и тесно сотрудничает с сотнями компаний и организаций в России и за рубежом. Гильдия экологов реализует экологические проекты и программы муниципального, федерального и международного уровня; координирует взаимодействие участников экологического рынка; осуществляет маркетинговую, информационную, техническую и рекламную поддержку и лоббирование интересов членских организаций.
Гринпис России (http://www.greenpeace.org)
Гринпис (Greenpeace) ‒ международная общественная экологическая организация, основная цель которой ‒ добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путѐм привлечения к ним внимания общественности и властей. Сегодня Гринпис работает в более чем в 40 странах, в том числе в России.
Окружающая среда ‒ Риск ‒ Здоровье (http://erh.ru/)
Сайт включает материалы об опасности аномальных климатических явлений для здоровья, информация по городам, публикации, словарь терминов, отчѐты о конференциях, контакты организации.
ОСЭКО (http://oseko.spb.ru/)
На сайте представлены направления деятельности общественной организации, описание семинаров-тренингов, сведения о реализованных и текущих проектах, методические пособия.
Сайт FOREST.ru (http://www.forest.ru/)
Сайт посвящѐн российским лесам, их охране и использованию. Здесь можно узнать точку зрения российских неправительственных природоохранных организаций (НПО) по наиболее важным проблемам лесов России и сопредельных государств, позицию официальных представителей государственных структур, комментарии и мнения учёных. Обсуждаются проблемы лесов, проводятся различные опросы и даётся довольно полный обзор экологических изданий, информация по периодическим изданиям и рассылкам и материалы из них.
Центр экологической политики России (http://www.ecopolicy.ru/)
На сайте размещена информация по экспертной поддержке природоохранного движения и помощи органам власти в решении экологических проблем, сведения об организации, информация о деятельности, публикации.
Экоинформ (http://ecoinform.ru/)
Сайт включает информацию обо всем, что касается экологии и окружающей среды: новости, факты, комментарии, статьи, краткие сведения об агентстве.
Экокультура (http://www.ecoculture.ru/)
Располагается на сайте Российской государственной юношеской библиотеки, проект Всероссийского библиотечного научно-методического центра экологической культуры. Представлены библиотечные программы, ресурсы, опыт работы библиотек, новости.
Экологический раздел сайта ГПНТБ (http://ecology.gpntb.ru/)
Включает в себя: базу данных «Экология: наука и технологии», электронную библиотеку по экологии, внешние ресурсы On-line, конференции, экология в библиотечном мире, экоуроки в библиотеке, новости экологии, полезные ссылки, народный экокалендарь.

Список литературы:

1. Об охране окружающей среды [Текст] : федер. закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. ‒ 2002. ‒ № 2. ‒ Ст. 133.
2. О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2015 года № 392 // Президент России: офиц. сайт Президента Российской Федерации. ‒ Москва, 2014-2016. ‒ (Документы). ‒ Электрон. дан. ‒Режим доступа: http://kremlin.ru., свободный. ‒ Загл. с экрана, яз. рус. ‒ Дата обращения 10. 01. 2017.
3. О проведении в Российской Федерации Года экологии [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 5 января 2016 № 7 // ПрезидентРоссии: офиц. сайт Президента Российской Федерации. ‒ Москва, 2014-2016. ‒(Документы). ‒ Электрон. дан. ‒ Режим доступа: http://kremlin.ru., свободный. ‒ Загл. с экрана, яз. рус. ‒ Дата обращения 10. 01. 2017.
4. Год под знаком Экологии: библиотеки и экологическое просвещение населения Тамбовской области [Текст] : метод.рек. / Упр. культуры и арх. Дела Тамб. обл., Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, науч.-метод. отд. ;сост. И. С. Тявкина. ‒ Тамбов, 2016. ‒ 24 с.
5. Официальный сайт Министерства экологии Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://mineco174.ru. — Загл. с экрана. — Проверено 10.01.2017

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра химии и инженерной экологии в строительстве

Методические указания по экологии

для студентов заочного отделения для всех специальностей

Казань 2007

С 42 Методические указания по экологии для студентов заочного отделения для всех специальностей / Сост. А.А. Скибинская, А.В. Шарафутдинова. Казань: КГАСУ. 2007. – 18 с.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Методические указания включают программу курса «Экология», составленную в соответствии с программой дисциплины «Экология», задания к выполнению контрольных работ, а также контрольные вопросы для аттестации студентов заочного отделения и список основной литературы для самоподготовки.

Рецензент

Кандидат технических наук, доцент КГЭУ

О. Р. Каратаев

1. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(Согласно стандарту с учетом особенностей дисциплины)

В систему знаний общей экологии входят более 40 естественных, технических и социальных наук. Дисциплина «Экология» относится к блоку естественнонаучных дисциплин. Для ее понимания необходимы знания, полученные, прежде всего, в области биологии, физики, химии, а также из области истории, культурологи, философии.

Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов на базе усвоенной системы опорных знаний по экологии, способностей по оценке последствий их профессиональной деятельности и принятия оптимальных решений, исключающих ухудшение экологической обстановки.

Задачи изучения дисциплины:

Ознакомление с терминологией и понятиями экологии;

Усвоение основных экологических законов;

Понимание роли антропогенного воздействия в конкретном регионе и на биосферу в целом;

Понимание перспектив использования новых достижений науки при организации современных технологий и направлений бизнеса в контексте существующих экологических проблем.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ

Экологические проблемы в современном мире, возникшие в результате деятельности человека. Предмет и задачи курса «Экология». Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Введение термина «экология» Э.Геккелем для обозначения науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Основные структурные разделы современной экологии. Экологические глобальные и региональные проблемы человечества и окружающей среды и путь их решения. Проблемы охраны окружающей среды, Роль и задачи дисциплины «Экология» в профессиональной подготовке инженера-строителя.

ТЕМА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМА СО СРЕДОЙ

Фундаментальные свойства живых систем. Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, уровень экосистем, биосферный. организм, как дискретна самовоспроизводящаяся открытая система, связанная со средой обменом веществ, энергии, информации.

Иерархия экологических уровней: особь, вид, популяция, сообщество, экосистема, биосфера.

Популяция, характеристики популяции.

Биоразнообразие организмов. Источники энергии для организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и дыхание: кислород атмосферы, как продукт фотосинтеза. Основные группы фотосинтезирующих организмов (планктонные цианобактерии и водоросли в морях и высшие растения на суше). Хемосинтез, жизнь в анаэробных условиях. Трофические отношения между организмами: продуценты, консументы и редуценты.

Гомеостаз – механизм саморегуляции. Возможности адаптации организмов к изменению условий среды. Генетические пределы адаптации.

Понятие и определение экологического фактора. Классификация экологических факторов. Абиотические и биотические факторы. Экологическая ниша организма. Лимитирующие факторы. Закон минимума Ю. Либиха. Закон толерантности (закон В. Шелфорда) как основа экологического нормирования. Влияние абиотических факторов на распространение биологических видов и видовое разнообразие. Антропогенные факторы. Генетическая эволюция популяций под действием естественных и антропогенных факторов.

ТЕМА 3. ЭКОСИСТЕМА

Понятие экологической системы. Структура биогеоценоза по В.Н. Сукачеву. Основные характеристики экологических систем: биомасса, продуктивность, биоразнообразие, энергетика и энтропия экосистемы. Поток вещества и энергии в экологической системе. Типы питания: автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы, фототрофы, детритофаги. Трофические цепи, сети, уровни. Передача биомассы и энергии по трофическим цепям. Экологические пирамиды: численности, биомассы, энергии. Динамические процессы в экологических системах.

Биологический круговорот в природе. Биогеохимические круговороты основных биогенных веществ: воды, углерода, кислорода, азота, фосфора, серы.

ТЕМА 4. СТРУКТУРА БИОСФЕРЫ

Феномен идей В.И. Вернадского и биогеохимии и биосфере. Принципы биосферы и категории вещества согласно учению В.И. Вернадского. Структура биосферы и ее пределы.

Распределение живых организмов в биосфере.

Атмосфера, ее состав и структура. Тропосфера, стратосфера, мезосфера, ионосфера, экзосфера. Стратосферный озон и его роль в защите живых организмов от жесткого ультрафиолетового излучения.

Гидросфера, ее состав и структура. Функции гидросферы по отношению к живой природе.

Литосфера, ее состав и структура.

Эволюция биосферы. Техносфера – часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты. Неосфера – высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда разумна человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле.

ТЕМА 5. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Виды загрязнений, возникающих в результате антропогенной деятельности.

Устойчивость атмосферного воздуха к загрязнениям: естественным (космическим, вулканическим извержениям, песчаным и пыльным бурям и т.п.); антропогенным (от промышленных предприятий, теплоэнергетических производств, сельского хозяйства, транспортных средств, строительной индустрии), военно-космических программ и др.

Влияние атмосферных загрязнений на растительный и животный мир, человека, здания и сооружения, предметы быта и т.п.

Значение воды для жизни на Земле. Виды запасов водных ресурсов. Примеры использования воды.

Устойчивость вод к воздействию на них. Загрязнение вод промышленными, коммунально-бытовыми и сельскохозяйственными стоками, нефтепродуктами, ядохимикатами, биологическими, термальными и радиоактивными выбросами и др. Примеры загрязнения водного бассейна. Самоочищение вод.

Роль почвы в жизнедеятельности живых организмов. Устойчивость почв к разным видам вредным воздействий. Самоочищение почв. Влияние человека на плодородие почв. Ветровая и водная эрозия почв и методы борьбы с ней. Борьба с опустыниванием. Осушение заболоченных почв.

ТЕМА 6. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Экологическое нормирование качества окружающей среды. Виды показателей качества окружающей среды. Предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ в водный бассейн. Система Российских стандартов по охране природы под общим номером 17, ее составные части; международные стандарты по управлению окружающей средой; ГОСТ Р ИСО 14000. Комплексный анализ состояния окружающей среды. Процедура ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду).

Экология как научная основа рационального природопользования. Необходимость сохранения естественных экологических систем и их биоразнообразия. Методы защиты окружающей среды от вредного воздействия. Малоотходные производства с замкнутыми материальными и энергетическими потоками.

Охрана атмосферного воздуха. Пути снижения загрязнения атмосферного воздуха. Инженерные, проектно-конструкторские и технологические методы снижении вредных выбросов (ВВ) в атмосферу. Очистка газообразных промышленных выбросов: механические методы очистки (гравитационное, инерционное и центробежное осаждение пыли, мокрые методы очистки воздуха от частиц пыли, дыма и тумана), физические методы очистки (метод абсорбции жидкостью, адсорбция вредных компонентов твердыми поглотителями; хемосорбции; каталитические методы, основанные на реакциях в присутствии твердых катализаторов; термические методы очистки газов).

Охрана и рационально использование водных ресурсов. Инженерные, проектно-конструкторские и технологические решения снижения степени загрязнения сточных вод. Разработка экологически чистых технологических процессов. Оборотное водоснабжение. Организация работ по контролю за эффективностью очистки, по обезвреживанию и обеззараживанию сточных вод. Очистка сточных вод: механические методы (отстаивание, осветление и фильтрование), физико-химические методы (флотация, дистилляция, ректификация, адсорбция, коагуляция, ионный обмен, обратный осмос и др.), биохимические методы в аэробных и анаэробных условиях.

Охрана земель и рациональное использование недр. Контроль за охраной земель и рациональным использованием недр. Пути снижения загрязнения земель и рационального использования полезных ископаемых.

Рекультивация земель и сохранение плодородного слоя почв при добыче полезных ископаемых, строительных, геологоразведочных и других работах. Показатели качества рекультивации.

Классификация твердых отходов. Утилизация твердых отходов: непосредственное сжигание, компостирование, захоронение, полигоны. радиоактивные отходы. Переработка радиоактивных отходов с применением экстрагирования и кристаллизации.

ТЕМА 7. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

Основы экологии человека. Человек как составная часть природы. Роль человека в природе, его взаимодействие с природой. Воздействие человека на природу и биосферу. Человек как биологический и социальный организм природы. Антропогенный фактор. Урбанизация населения. Экология и здоровье человека. Проблемы демографии и пути их решения. Город и человек.

ТЕМА 8. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА, ЭКОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Экологический мониторинг окружающей среды, его цели и задачи, уровни мониторинга. Экологическая экспертиза проектов.

Экологический паспорт промпредприятия.

Роль заповедников и заповедных территорий в общей системе экологических вопросов. Классификация заповедных территорий. Научное и культурно-воспитательное значение заповедных территорий.

Необходимость формирования экологической культуры. Экология и качество жизни, профессиональная ответственность. Экологические компоненты в оценке качества жизни.

Основы экономики природопользования. Масштабы экономических затрат на охрану окружающей среды. Экологический бизнес и рынок. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды, экономическая эффективность природоохранных мероприятий.

Законодательное обеспечение экологических принципов рационального природопользования и охраны природы. Основные российские национальные акты (закон РФ об охране окружающей природной среды, закон об экологической экспертизе и другие). Правовые акты по упорядочению и усилению охраны и рациональному использованию природных ресурсов.

Гражданский уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за нарушение правил охраны окружающей среды: глава 26 УК РФ «Экологические преступления».

Международное сотрудничество и международные договоры в области экологии и охраны окружающей среды: международные конференции, совещания, протоколы, в том числе ООН, об экологических проблемах.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Экология как наука. Направление экологии

2. Задачи экологии.

3. Экологические факторы.

4. Законы воздействия экологических факторов.

5. Основные глобальные экологические проблемы.

6. Объект изучения экологии – экосистема.

7. Законы функционирования экосистемы.

8. Что такое биосфера, границы биосферы.

9. Популяция. Основные функции и параметры популяции.

11. Два основных круговорота: большой (геологический) и малый (биотический).

12. Правила пирамиды: продукции или энергии.

13. Антропогенное воздействие на биосферу. Виды загрязнений.

14. Экологическое нормирование качества окружающей среды.

15. Контроль качества атмосферного воздуха в населенных пунктах.

16. Экологизация технологических процессов (создание безотходных технологий)

17. рассеивание газовых выбросов в атмосфере.

18. Устройство санитарно-защитных зон, архитектурно-планировочные решения.

19. Очистка газовых выбросов от вредных примесей. Эффективность улавливания.

20. Очистка газов в сухих механических пылеуловителях.

21. Механическая очистка газов «мокрыми методами».

22. Физико-химические методы очистки выбросов промышленных предприятий.

23. Классификация сточных вод.

24. Основные показатели оценки состава сточных вод.

25. Источники загрязнения водных объектов.

26. Механические способы очистки сточных вод.

27. Физико-химические способы очистки сточных вод.

28. Биохимические методы очистки сточных вод. Очистка в природных условиях.

29. Биохимические методы очистки сточных вод. Очистка в искусственных сооружениях.

30. Оборотное водоснабжение.

31. Твердые отходы. Классификация твердых отходов.

32. Способы утилизации ТБО.

33. Способы утилизации промышленных твердых отходов.

34. Рекультивация.

35. Основные показатели качества рекультивации.

36. Основные мероприятия по охране литосферы.

37. Токсичность строительных материалов.

38. Экологическая экспертиза.

39. Экологический паспорт.

40. Экологический мониторинг.

41. Органы управления охраной природы РФ.

42. Задачи и полномочия органов управления РФ в области охраны природы.

43. Экологическое правонарушение.

44. Основные принципы международного экологического сотрудничества.

4. УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна быть выполнена в виде реферата в рукописном или машинописном варианте. Содержание должно быть изложено четким языком и полностью раскрывать суть вопроса, полученного по заданию. При изложении текста необходимо делать ссылки на используемые первоисточники, нормативную и специальную литературу, список которой приводится в конце реферата.

Варианты каждого задания сведены в нижеприведенную таблицу. Цифры вариантов по шифру (номеру) зачетной книжки выбираются в таблице по колонке, соответствующей порядковой цифре текущего года. Порядок выбора вариантов следующий:

1. Первый вопрос выбирается из первой группы вопросов по последней цифре зачетной книжки.

2. Второй вопрос выбирается из второй группы вопросов по сумме двух последних цифр номера зачетной книжки.

3. Третий вопрос – задача, выбирается из третьей группы вариантов контрольных задач по предпоследней цифре номера зачетной книжки.

Таблица вариантов задания

Шифры номера зачетной книжки

Последняя цифра текущего года

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра химии и инженерной экологии в строительстве

Методические указания по экологии

Казань 2007

С 42 Методические указания по экологии для студентов заочного отделения для всех специальностей / Сост. , . Казань: КГАСУ. 2007. – 18 с.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Методические указания включают программу курса «Экология», составленную в соответствии с программой дисциплины «Экология», задания к выполнению контрольных работ , а также контрольные вопросы для аттестации студентов заочного отделения и список основной литературы для самоподготовки.

Рецензент

Кандидат технических наук, доцент КГЭУ

© Казанский государственный

архитектурно-строительный

университет, 2007

1. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(Согласно стандарту с учетом особенностей дисциплины)

В систему знаний общей экологии входят более 40 естественных, технических и социальных наук. Дисциплина «Экология» относится к блоку естественнонаучных дисциплин. Для ее понимания необходимы знания, полученные, прежде всего, в области биологии, физики, химии, а также из области истории, культурологи, философии.

Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов на базе усвоенной системы опорных знаний по экологии, способностей по оценке последствий их профессиональной деятельности и принятия оптимальных решений, исключающих ухудшение экологической обстановки.


Задачи изучения дисциплины:

Ознакомление с терминологией и понятиями экологии;

Усвоение основных экологических законов;

Понимание роли антропогенного воздействия в конкретном регионе и на биосферу в целом;

Понимание перспектив использования новых достижений науки при организации современных технологий и направлений бизнеса в контексте существующих экологических проблем.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ

Экологические проблемы в современном мире, возникшие в результате деятельности человека. Предмет и задачи курса «Экология». Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Введение термина «экология» Э. Геккелем для обозначения науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Основные структурные разделы современной экологии. Экологические глобальные и региональные проблемы человечества и окружающей среды и путь их решения. Проблемы охраны окружающей среды , Роль и задачи дисциплины «Экология» в профессиональной подготовке инженера-строителя.

ТЕМА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМА СО СРЕДОЙ

Фундаментальные свойства живых систем. Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, уровень экосистем, биосферный. организм, как дискретна самовоспроизводящаяся открытая система, связанная со средой обменом веществ, энергии, информации.

Иерархия экологических уровней: особь, вид, популяция, сообщество, экосистема, биосфера.

Популяция, характеристики популяции.


Биоразнообразие организмов. Источники энергии для организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и дыхание: кислород атмосферы, как продукт фотосинтеза. Основные группы фотосинтезирующих организмов (планктонные цианобактерии и водоросли в морях и высшие растения на суше). Хемосинтез, жизнь в анаэробных условиях. Трофические отношения между организмами: продуценты, консументы и редуценты.

Гомеостаз – механизм саморегуляции. Возможности адаптации организмов к изменению условий среды. Генетические пределы адаптации.

Понятие и определение экологического фактора. Классификация экологических факторов. Абиотические и биотические факторы. Экологическая ниша организма. Лимитирующие факторы. Закон минимума Ю. Либиха. Закон толерантности (закон В. Шелфорда) как основа экологического нормирования. Влияние абиотических факторов на распространение биологических видов и видовое разнообразие. Антропогенные факторы. Генетическая эволюция популяций под действием естественных и антропогенных факторов.

ТЕМА 3. ЭКОСИСТЕМА

Понятие экологической системы. Структура биогеоценоза по. Основные характеристики экологических систем: биомасса , продуктивность, биоразнообразие, энергетика и энтропия экосистемы. Поток вещества и энергии в экологической системе. Типы питания: автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы, фототрофы, детритофаги. Трофические цепи, сети, уровни. Передача биомассы и энергии по трофическим цепям. Экологические пирамиды: численности, биомассы, энергии. Динамические процессы в экологических системах.

Биологический круговорот в природе. Биогеохимические круговороты основных биогенных веществ: воды, углерода, кислорода, азота , фосфора, серы.

ТЕМА 4. СТРУКТУРА БИОСФЕРЫ

Феномен идей и биогеохимии и биосфере. Принципы биосферы и категории вещества согласно учению. Структура биосферы и ее пределы.

Распределение живых организмов в биосфере.

Атмосфера, ее состав и структура. Тропосфера, стратосфера, мезосфера, ионосфера, экзосфера. Стратосферный озон и его роль в защите живых организмов от жесткого ультрафиолетового излучения.

Гидросфера, ее состав и структура. Функции гидросферы по отношению к живой природе.

Литосфера, ее состав и структура.

Эволюция биосферы. Техносфера – часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты. Неосфера – высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда разумна человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле.

ТЕМА 5. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Виды загрязнений, возникающих в результате антропогенной деятельности.

Устойчивость атмосферного воздуха к загрязнениям: естественным (космическим, вулканическим извержениям, песчаным и пыльным бурям и т. п.); антропогенным (от промышленных предприятий, теплоэнергетических производств, сельского хозяйства , транспортных средств, строительной индустрии), военно-космических программ и др.

Влияние атмосферных загрязнений на растительный и животный мир, человека, здания и сооружения, предметы быта и т. п.


Значение воды для жизни на Земле. Виды запасов водных ресурсов. Примеры использования воды.

Устойчивость вод к воздействию на них. Загрязнение вод промышленными, коммунально-бытовыми и сельскохозяйственными стоками, нефтепродуктами, ядохимикатами, биологическими, термальными и радиоактивными выбросами и др. Примеры загрязнения водного бассейна. Самоочищение вод.

Роль почвы в жизнедеятельности живых организмов. Устойчивость почв к разным видам вредным воздействий. Самоочищение почв. Влияние человека на плодородие почв. Ветровая и водная эрозия почв и методы борьбы с ней. Борьба с опустыниванием. Осушение заболоченных почв.

ТЕМА 6. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Экологическое нормирование качества окружающей среды. Виды показателей качества окружающей среды. Предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ в водный бассейн. Система Российских стандартов по охране природы под общим номером 17, ее составные части; международные стандарты по управлению окружающей средой; ГОСТ Р ИСО 14000. Комплексный анализ состояния окружающей среды. Процедура ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду).

Экология как научная основа рационального природопользования . Необходимость сохранения естественных экологических систем и их биоразнообразия. Методы защиты окружающей среды от вредного воздействия. Малоотходные производства с замкнутыми материальными и энергетическими потоками.

Охрана атмосферного воздуха. Пути снижения загрязнения атмосферного воздуха. Инженерные, проектно-конструкторские и технологические методы снижении вредных выбросов (ВВ) в атмосферу. Очистка газообразных промышленных выбросов: механические методы очистки (гравитационное, инерционное и центробежное осаждение пыли, мокрые методы очистки воздуха от частиц пыли, дыма и тумана), физические методы очистки (метод абсорбции жидкостью, адсорбция вредных компонентов твердыми поглотителями; хемосорбции; каталитические методы, основанные на реакциях в присутствии твердых катализаторов; термические методы очистки газов).

Охрана и рационально использование водных ресурсов. Инженерные, проектно-конструкторские и технологические решения снижения степени загрязнения сточных вод. Разработка экологически чистых технологических процессов. Оборотное водоснабжение . Организация работ по контролю за эффективностью очистки, по обезвреживанию и обеззараживанию сточных вод. Очистка сточных вод: механические методы (отстаивание, осветление и фильтрование), физико-химические методы (флотация, дистилляция, ректификация, адсорбция, коагуляция, ионный обмен, обратный осмос и др.), биохимические методы в аэробных и анаэробных условиях.

Охрана земель и рациональное использование недр. Контроль за охраной земель и рациональным использованием недр. Пути снижения загрязнения земель и рационального использования полезных ископаемых .

Рекультивация земель и сохранение плодородного слоя почв при добыче полезных ископаемых, строительных, геологоразведочных и других работах. Показатели качества рекультивации.


Классификация твердых отходов. Утилизация твердых отходов: непосредственное сжигание, компостирование, захоронение, полигоны. радиоактивные отходы. Переработка радиоактивных отходов с применением экстрагирования и кристаллизации.

ТЕМА 7. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

Основы экологии человека. Человек как составная часть природы. Роль человека в природе, его взаимодействие с природой. Воздействие человека на природу и биосферу. Человек как биологический и социальный организм природы. Антропогенный фактор. Урбанизация населения. Экология и здоровье человека. Проблемы демографии и пути их решения. Город и человек.

ТЕМА 8. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА, ЭКОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Экологический мониторинг окружающей среды, его цели и задачи, уровни мониторинга. Экологическая экспертиза проектов .

Экологический паспорт промпредприятия.

Роль заповедников и заповедных территорий в общей системе экологических вопросов. Классификация заповедных территорий. Научное и культурно-воспитательное значение заповедных территорий.

Необходимость формирования экологической культуры. Экология и качество жизни, профессиональная ответственность. Экологические компоненты в оценке качества жизни.

Основы экономики природопользования. Масштабы экономических затрат на охрану окружающей среды. Экологический бизнес и рынок. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды , экономическая эффективность природоохранных мероприятий.

Законодательное обеспечение экологических принципов рационального природопользования и охраны природы. Основные российские национальные акты (закон РФ об охране окружающей природной среды, закон об экологической экспертизе и другие). Правовые акты по упорядочению и усилению охраны и рациональному использованию природных ресурсов.

27. Физико-химические способы очистки сточных вод.

28. Биохимические методы очистки сточных вод. Очистка в природных условиях.

29. Биохимические методы очистки сточных вод. Очистка в искусственных сооружениях.

30. Оборотное водоснабжение.

31. Твердые отходы. Классификация твердых отходов.

32. Способы утилизации ТБО.

33. Способы утилизации промышленных твердых отходов.

34. Рекультивация.

35. Основные показатели качества рекультивации.

36. Основные мероприятия по охране литосферы.

38. Экологическая экспертиза.

39. Экологический паспорт.

40. Экологический мониторинг.

41. Органы управления охраной природы РФ.

Европейская часть России, Дальний Восток

Европейская часть, Урал,

2. Определение F:

1) для газообразных вредных веществ, пылей – 1

Необходимо определить:

1. Концентрацию токсичных компонентов отработавших газов в атмосфере в зоне действия автомобильной дороги.

2. Сравнить с предельно-допустимой концентрацией (ПДК) этих веществ и сделать вывод об уровне загазованности в зоне влияния автомобильной дороги.

Таблица 3

Исходные данные по вариантам

Место отбора проб

ул. Тульская

ул. Дубравная

ул. Таганская

ул. Красная

ул. Южная

ул. Победы

ул. Светлая

ул. Орнаутская

ул. Спартаковская

Порядок расчета

Определение концентрации токсичных компонентов

отработавших газов в атмосфере

Механизм рассеивания в атмосфере отработавших газов и аэрозолей довольно сложен. Для практических целей обычно используют эмпирические зависимости, построенные по данным натурных измерений. Данный расчет основан на широко применяемой модели Гауссу диффузии газов в воздухе. Концентрация токсичных компонентов Ci (CCO, CNO, CCH) определяется по формуле:

где Qi – мощность эмиссии данного газа, мг/м·с, определяется по графику 1;

А0 – коэффициент стратификации атмосферы, принимаемый для конкретного региона по климатическим справочникам (А0 = 1);

КН – коэффициент, учитывающий возвышение проезжей части над окружающей местностью, принимается по таблице 4;

КМ – коэффициент, учитывающий наличие защитных насаждений, (принимается для Казани КМ = 0,85).

σ – коэффициент вертикального рассеивания Гаусса – по таблице 5;

VТ – показатель, характеризующий турбулентность перемещения воздушных потоков в зависимости от скорости движения. При расчетной скорости ветра до 5 м/с и скорости движения от 40 до 80 км/час VТ = 0,25 м/с.

Таблица 4

Величина коэффициента, учитывающего возвышение

проезжей части, КН

Вид сооружения

Расстояние эффективного действия от края проезжей части, м

Величина КН в зоне эффективности

Выемки глубиной

Насыпь, эстакада высотой

Таблица 5

Величина коэффициента вертикального рассеивания

Скорость ветра, м/с

Величина коэффициента σ на расстоянии L

от оси проезжей части, м

Рис. 1 Изменение выброса токсичных газов в зависимости

От скорости движения автотранспорта

Таблица 6

Предельно допустимые значения концентрации компонентов

Компоненты

Предельно допустимая концентрация мг/м3

В рабочей зоне

Максимально разовые

Среднесуточные

Азотистые соединения: NO

Оксид углерода СО

Углеводороды CnHm

Для оценки степени загрязнения определяют суммарную относительную концентрацию вредных веществ в атмосфере в зоне влияния дороги, которая не должна превышать 1,0.


ССО, СNO, ССН – фактическая концентрация соответственно оксида углерода, оксидов азота и углеводородов, мг/м3;

ПДКСО, ПДКNO, ПДКСН – предельно-допустимые концентрации указанных веществ, мг/м3;

На основе данного неравенства определяют степень загазованности в зоне влияния автомобильной дороги.

1. , . Строительная экология: Учеб. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.

2. , . Курс инженерной экологии. М.: Высшая школа, 1999. – 447 с.

3. Экология. М.: Высшая школа, 2000. – 446 с.

4. , . Техника защиты окружающей среды. М.: Химия, 19с.

5. , . Экология. Учеб. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 410 с.

6. . Экология. М.: Высшая школа, 1998. – 335 с.

8. , . Охрана атмосферного воздуха. М.: Юридическая литература. 1984. – 231 с.

9. Б. Бретшнайдер, И. Курфюст. Охрана воздушного бассейна от загрязнений. Л.: Химия Ленинградское отделение, 1989. – 345 с.

10. , . Охрана и контроль загрязнения природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. – 213 с.

11. Охрана окружающей среды./ Под редакцией М.: Высшая школа, 1983. – 345 с.

12. , . Утилизация промышленных отходов. М.: Стройиздат, 1990. – 185 с.

13. Экономический ущерб и платежи за загрязнение окружающей природной среды. Учебное пособие. Казань, КФЭИ. 1998.

Методические указания

по экологии

для студентов заочного отделения для всех специальностей

Составители: ШАРАФУТДИНОВА Анастасия Валерьевна

СКИБИНСКАЯ Альфинур Адгамовна

Редактор

Редакционно-издательский отдел Казанского государст-

венного архитектурно-строительного университета

Подписано в печать

Бумага тип.№1

Тираж 200 экз.

Печать ризографическая

Формат 60х84/16

Усл. печ. л. 1,0

Уч.-изд. л. 1,25

Печатно-множительный отдел Казанского государствен-

ного архитектурно-строительного университета

Казань, ул. Зеленая, 1

помощи студентам для самостоятельной подготовки по экологическим основам природопользования.

Пособие включает в себя краткий курс лекций, вопросы для самоконтроля, методические указания по выполнению контрольной работы и реферата, варианты, краткое пояснение к вопросам, а также перечень вопросов к зачету и список литературы.

Контрольные вопросы охватывают три раздела курса

природопользования:

1. Виды антропогенного воздействия на окружающую среду;

2. Экологическое право;

3. Экономический механизм управления природопользованием.

Введение …………………………………………………………………….. 5

1. Особенности взаимодействия общества и природы ……………………6

3. Методические указания к выполнению контрольной работы………….12

Введение

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования . В результате освоения программы дисциплины студент заочной формы обучения должен:

Иметь представление :

О современном состоянии окружающей среды в России;

О глобальных проблемах экологии;


О принципах рационального природопользования;

Об источниках загрязнения природы;

О государственных и общественных мероприятиях по экологии и

природопользованию;

Знать: - правовые вопросы экологической безопасности.

Приступая к выполнению контрольных заданий, следует изучить теоретический материал. Для улучшения его усвоения необходимо ответить на вопросы самоконтроля.

В соответствии с примерной программой при изучении дисциплины необходимо выполнить одну домашнюю контрольную работу.

Домашние контрольные работы могут быть представлены на проверку в

электронном виде на адрес электронной почты образовательного учреждения.

В процессе изучения дисциплины необходимо использовать не только рекомендованную литературу, но и появляющиеся новые важнейшие нормативные документы, постановления, касающиеся экологической безопасности.

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы.

Тема 1. 1. Природоохранный потенциал

Студент должен:

Иметь представление:

О современном состоянии окружающей среды России и планеты;

О воздействии экологических ситуаций на человека, их прогнозировании и

предотвращении;

О планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф.

Природа и общество.

Общие и специфические черты.

Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.


Научно - технический прогресс и природа.

Утилизация бытовых и промышленных отходов.

Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Признаки экологического кризиса

Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др. Пути их решения.

Методические указания

При изучении данной темы у студента должен быть выработан личностно - деятельный подход к содержанию, т. к. ответственность за существование будущих поколений лежит на каждом из нас и особенно на тех, кто располагает информацией о рациональном и нерациональном природопользовании. Чтобы легче усваивать учебный материал, необходимо знать смысл русских слов и терминов иностранного происхождения, которых очень много в литературе по экологии. Например: экология, демография, биосфера, литосфера, гидросфера, атмосфера т. д. Эти понятия встречались при изучении естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе.

Развитие производительных сил общества наложило негативный отпечаток на природу, естественную среду обитания всего живого, т. е. оказывало антропогенное воздействие. Утилизация мусора и отходов производства – основная задача человечества в области спасения всего живого на планете важный вклад в дело сохранения природы России сделали ученые 19 и начала 20 веков. Об этом говорят географические открытия и успехи в области биологии, почвоведения и органической химии , сделанные Н. Пржевальским, Н. Дюжевым, В. Докучаевым, Н. Бутлеровым и многими другими учеными. В 1991 г. В России насчитывалось 75 заповедников, из них 16 биосферных, а

акже российско – финский заповедник «Дружба – 2», но этого крайне недостаточно .

Вопросы для самоконтроля

1.Какие последствия вызвала хозяйственная деятельность в ….? :

Литосфере;

Атмосфере;

Гидросфере;

Биосфере.

2. Какую опасность представляют загрязнения?

Химическое;

Физическое;

Механическое.

3. Какое значение имеет природа в Вашей жизни?

4. В чем особенности ресурсного, биологического, эстетического значения

природы для человека?

5. Какова роль природы в формировании эстетической и нравственной

культуры человека?

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Студент должен:

Иметь представление:

О взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды. Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Методические указания

Ресурсы – любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально – экономических отношениях. Ресурсы принято делить на три основные группы: материальные, трудовые, в т. ч. интеллектуальные, и природные. Природные ресурсы (ПР) являются ключевым понятием природопользования.

ПР – природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, для повышения качества жизни человека.


Существует следующая классификация ПР:

Средства труда: земля, каналы, реки, морские пути, вода для орошения;

Источники энергии;

Сырье и исходные материалы;

Предметы потребления;

Банк генофонда;- источники информации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «природные ресурсы»?

2. Приведите примеры природных ресурсов – источники энергии, сырье, предметы потребления, банк генофонда или источников информации об окружающем мире.

3. Как и почему изменилось потребление ПР во второй половине текущего столетия?

4. Назовите экологические последствия интенсивного использования природных ресурсов.

5. Какие меры предпринимаются для решения экологических проблем в этой сфере?

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными

веществами.

Студент должен:

Иметь представление:

О классификации загрязнителей и путях их воздействия на человека;

Об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

Основные загрязнители, их классификация.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. «Зеленая революция» и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

Методические указания

Биосфера – нижняя часть атмосфера, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенные живыми организмами, «область существования живого вещества» (), другими словами – «живая оболочка Земли».

Биосфера – самая крупная (глобальная) экосистема Земли, область системного взаимодействия живого и костного вещества на планете. На живое в биосфере действуют следующие факторы:

Абиотические – (неживой природы) свет, температура, влажность , физические

поля, воздух, почва;

Биотические – со стороны других организмов;

Антропогенные воздействия на природу. Антропогенные воздействия вызваны несовершенными, грязными производственными технологиями в промышленности, в сельском хозяйстве , в транспорте и в быту. Особенно следует отметить загрязнения военно – промышленного комплекса и энергетики. Сжигание ископаемого топлива сопровождается выбросами углекислого газа (СО2), избыток которого провоцирует парниковый эффект, кислотные дожди, и диоксид серы (SO2). Атомные электростанции, самые экологически чистые, после Чернобыля выявили острую озабоченность всего человечества. Возник вопрос, что делать с радиоактивным загрязнением? В аграрном секторе минеральные удобрения и пестициды гарантируют высокую продуктивность, но нарушение технологии их применения наносит непоправимый урон биосфере.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие электростанции и почему оказывают влияние на глобальное

изменение климата планеты?

2. Расшифруйте и дайте определения: ПДК, ПДВ, ПДС, ПДН, ПДУ?

3. Дайте определение следующим понятиям: мониторинг, прогнозирование,

моделирование, экспертиза.

4. Оцените санитарное состояние воздуха, учитывая эффект суммации: - в воздухе одновременно присутствуют пары фенола и ацетона в концентрациях: сфен = 0,008 мг/м3, Сацет = 0,334 мг/м3, соответствующие ПДК = 0,01мг/м3, ПДК = 0,35 мг/м3. Выбери правильный ответ: