Произведения благининой для детей список. Все стихотворения елены благининой. Биография, история жизни Благининой Елены Александровны

Великие о стихах:

Поэзия - как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное - если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах - то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов - это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение - это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Благининой Елены Александровны

Благинина Елена Александровна – известная русская поэтесса и переводчик, на добрых и душевных стихотворениях которой выросло не одно молодое поколение.

Ранние годы

Уроженка Орловской губернии (село Яковлево), Елена появилась на свет 14 мая 1903 года в семье железнодорожника. Образование начала получать в Мариинской гимназии (город Курск), при советской власти учебу уже заканчивала в средней школе.

С детских лет Елена мечтала работать учительницей. С этой целью поступила в педагогический институт. Несмотря на большое расстояние до учебного заведения (7 километров), девушка старалась не пропускать ни одного занятия и в любую погоду в самодельной обуви преодолевала неблизкий путь.

Будучи студенткой, Елена написала свои первые стихи, которые попадают в курский альманах поэзии. Понимая, что она не сможет оставить писательство, Елена поступила в высший Литературно-художественный институт в Москве, который дал ей мощный толчок для реализации себя на литературном поприще.

Путь в литературу

Произведения для детей Елены Благининой стали появляться в 1930-х годах в детском журнале «Мурзилка», и тогда она стала любимицей детей, потому что ее стихи были им наиболее близки.

В основе творчества Елены Благининой лежит русский фольклор. Ее стихи, песенки, сказки, прибаутки, дразнилки, считалки, скороговорки искрятся добрым юмором, а темы: окружающий мир, забота матери о ребенке, общение с ровесниками, деревенская природа – близки и детям, и взрослым. Любовь к рифмованным строкам проявилась в молодые годы и стала определяющим фактором в выборе жизненного призвания. Благинина Елена, фото которой можно увидеть во многих сборниках для детей дошкольного и школьного возраста, сначала писала стихотворения на лирическую тематику.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Ее первые пробы пера пронизаны настоящими глубокими чувствами и читаются на одном дыхании. Постепенно желание писать усилилось, ведь у Елены это стало хорошо получаться, к тому же в альманахе курских поэтов состоялись публикации ее произведений. В дальнейшем творчество талантливой поэтессы было обращено к детскому поколению - наивному и искреннему в своих попытках изучения окружающего мира.

1936 год стал для поэтессы удачным стартом: была написана поэма «Садко» и опубликована первая книга «Осень». Затем свет увидели сборники «Сорока-белобока», «Посидим в тишине», «Вот какая мама», «Огонек», «Радуга».

Елена Благинина занималась не только написанием поэтических строк. Автор была также талантливым переводчиком: у нее легко получалось знакомить отечественного читателя с творчеством, Льва Квитко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима. Не забывала Благинина Елена и о взрослой аудитории, для которой было выпущено два сборника стихотворений: в 1960 г. - «Окно в сад», в 1973 г. – «Складень».

Многие произведения Елены Благининой были переведены на другие языки, а лучшие вошли в отечественный фонд детской книги.

Личная жизнь

Елена Благинина была замужем за русским поэтом Георгием Оболдуевым, оригинальное творчество которого на долгие годы скрыла от читателя советская цензура. Супруг был репрессирован. После освобождения он не имел права жить в Москве и других крупных городах. О своем самобытном и ярком супруге поэтесса впоследствии написала книгу воспоминаний.

Которой тесно связана с миром детства, - известная русская поэтесса и переводчик. На добрых и душевных стихотворениях автора выросло не одно тематика ее произведений понятна взрослому человеку.

В основе творчества Елены Благининой лежит русский фольклор. Ее стихи, песенки, сказки, прибаутки, дразнилки, считалки, скороговорки искрятся добрым юмором, а темы: окружающий мир, забота матери о ребенке, общение с ровесниками, деревенская природа - близки и детям, и взрослым.

Благинина Елена: краткая биография

Не забывала Благинина Елена, биография которой являет яркий пример целеустремленности и любви к поэзии, и о взрослой аудитории, для которой было выпущено два сборника стихотворений: в 1960 г. - «Окно в сад», в 1973 г. - «Складень».

Творческий вклад в детскую литературу

В личной жизни Елена Благинина была замужем за русским поэтом Георгием Оболдуевым, оригинальное творчество которого на долгие годы скрыла от читателя советская цензура. О своем самобытном и ярком супруге поэтеса впоследствии написала книгу воспоминаний.

Многие произведения Елены Благининой были переведены на другие языки, а лучшие вошли в отечественный фонд детской книги, став в один ряд со стихотворениями Самуила Маршака и Корнея Чуковского.

Талантливая поэтесса, любимый автор многих детей прожила долгую жизнь, которая поставила точку 24 апреля 1989 года. Благинина Елена, биография которой вошла в историю русской литературы, похоронена в Москве на Кобяковском кладбище рядом с супругом.

Елена Александровна Благинина (1903-1989), уроженка орловской деревни, не сразу поняла, что родилась поэтом. Она была дочерью багажного кассира на станции Курск-I, внучкой священника. Девочка собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.
Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи - прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых: она умерла в 1989 г.

Елена Александровна Благинина - человек рожденный поэтом.

Елена Александровна Благинина появилась на свет 27 мая 1903 года, в орловской деревне, в семье багажного кассира. Она, будучи внучкой священника, мечтала стать учительницей, чтобы учить детей жизни. История помнит, как эта хрупкая девушка ежедневно перебарывала себя и отправлялась в своих тонких, на веревочной подошве башмаках за семь километров до педагогического института, чтобы обучиться любимому делу. И погода ей была не страшна. Она знала, что рано или поздно, станет тем, кем захочет, главное иметь силу воли и работать. Однако уже в это время её поэтичная душа выпускала страстные, обжигающие стихотворения, и вскоре она поняла, что её страсть к написанию намного сильнее, нежели к преподаванию. Тогда же, во время учебы, в постоянном альманахе студентов появились первые поэтические произведения поэтессы.

Дальше она свернула и пошла по пути своего любимого дела. Она поступила и успешно закончила Высший литературно-художественный институт в Москве, где руководителем был Валерий Брюсов. Страсть к преподаванию и к сочинительству привела её в детскую литературу. Она печаталась на страницах журнала «Мурзилка» и была коллегой Маршака, Барто, Михалкова. Её имя стало распространяться и вскоре обрело звучание. Она всегда писала о том, что любила сама, и что очень ценили дети. Она рисовала для них мечты, в которых теплый ветер разгуливал по степям, вызывая добрый дождик и разговаривая с радугой.

Она часто выступала перед юными читателями вживую. С помощью своих произведений она проникала в их душу и создавала поистине очаровательную сказку, куда мог уйти любой ребенок.

После печатания в журналах, в свет начали появляться отдельные ее книги. В 1936 году она выпустила сборник «Осень», в который поместила свои лирические красивые стихотворения о золотой поре года. Дальше она периодически выпускала множество других книг. Но все они были добрыми и красивыми. В них не было насилия и лжи. В них была природная красота и восхищение этой природой.

Елена Благинина работала всю свою жизнь, и потому успела выпустить очень много произведений и прожить долгую жизнь. Она писала и стихи, и всевозможные юморные дразнилки и считалки. Много сил также отдала на переводы известных народных писателей и деятелей. Так, она переводила работы Тараса Шевченко, Юлиана Тувима, Льва Квитко, Марии Конопницкой и других. Лучшие произведения поэтессы вошли в сборники «Улетают - улетели», «Журавушка» и «Гори-гори ясно!».

Последний сборник увидел свет тогда, когда писательницы уже не было в живых. Она покинула мир в 1989 году, оставив после себя огромное завещание из своих волшебных, очаровательных и сильных произведений.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Благининой Елены Александровны представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Говоря о развитии поэзии, нацеленной на самое молодое поколение, невозможно не отметить вклад, принесенный в данную область Еленой Благининой. На протяжении десятилетий поэтесса творила ради просвещения молодых умов, ежедневно стремящихся к познанию тонкостей мира. Ее многочисленные стихи помогли не одному детскому поколению сделать собственные выводы и насладиться поучительными историями с веселыми и милыми героями, способными разрешить все проблемы.

В стихотворениях Благининой особый контраст возлагается на борьбу положительных и отрицательных качеств личности. Стремясь как можно глубже раскрыть тему правых поступков, Елена Александровна избирает описание бытовых ситуаций, доступных для восприятия ребенка. Плавно и мягко преподнесены «азбучные истины», столь очевидные для взрослых. Данные моменты зачастую остаются непонятными для малышей, чей жизненный опыт недостаточен для построения логической цепочки между необычными происшествиями, с чем и помогает автор. Целью всей жизни Благининой становится написание стихов. Поэтесса творит, невзирая на удивление окружающих, считающих ее увлечение несерьезным, преодолевает усталость и из раза в раз берет с умелые пальцы ручку, осознавая, насколько краток человеческий миг, прокладывая свой собственный путь в литературное бессмертие.

Е.А.Благинина (1903-1989) пришла в детскую литературу в начале 30-х годов. Стихи ее печатались в журнале «Мурзилка». В 1936 году вышли ее первый сборник стихов «Осень» и поэма «Садко», а в 1939-м - сборник «Вот какая мама!». С тех пор фонд русской лирики для малышей постоянно пополнялся ее стихотво­рениями.

Стиль Благининой существенно отличается от стиля Чуков­ского, Маршака и даже Барто - особенным, женским звучани­ем. В стихах Благининой нет громкого, декларативного пафоса, интонация их - естественно-мягкая. Женственность сквозит в об­разах маленьких девочек и расцветает в образе матери. Делови­тость и сердечность, любовь ко всему красивому, нарядному объе­диняет маму и дочку - двух постоянных героинь Благининой. Ее маленькую поэму «Аленушка» можно назвать поэмой женственно­сти. Одно из лучших стихотворений поэтессы - «Вот какая мама!» (по ее собственной оценке, оно «если не совершенное, то все же подлинно детское»). Построено оно так, что в нем воедино слиты голоса матери, девочки (может быть, играющей «в дочки-мате­ри») и автора:

Мама песню напевала, Одевала дочку, Одевала - надевала Белую сорочку. Белая сорочка - Тоненькая строчка. Вот какая мама - Золотая прямо!

Чистым, звонким голосом говорит ее лирическая героиня о любви - к маме, к деревьям и цветам, к солнцу и ветру... Дево­чка умеет не только восхищаться, но во имя любви и работать, и даже поступаться собственными интересами. Ее любовь проявля­ется в деле, в хлопотах, которые и есть радость ее жизни («Не мешайте мне трудиться»). Дети, в особенности девочки, с малых лет знают стихотворение Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала... Ну, и я играть не стала! Я волчка не завожу, Я уселась и сижу.

Темы стихов Благининой определяются привычным кругом интересов малышей: родной дом, близкие люди, любимые игрушки, сад и лес. Природа в ее стихах - близкая, знакомая, тоже «домашняя». Можно прямо обратиться к черемухе, к «травушке-муравушке», к березам и услышать ответ:

Черёмуха, черёмуха, Ты что стоишь бела?

Для праздника весеннего, Для Мая расцвела.

Даже мотивы советской жизни поэтесса вплетала в жизнь се­мейную (стихотворения «Шинель», «Миру - мир» и др.). Вопре­ки духу идеологии и производственности Благинина возвращала читателей в мир личных, интимных ценностей. В подтверждение можно назвать многочисленные ее сборники: «Вот какая мама!» (1939), «Посидим в тишине» (1940), «Радуга» (1948), «Огонек» (1950), «Гори-гори ясно!» (1955), итоговый сборник «Аленушка» (1959), а также новые, более поздние - «Травушка-муравушка», «Улетают - улетели».

Елена Благинина опиралась в своем творчестве на традиции народных колыбельных детских песенок, на высокую простоту пушкинского «глагольного» стиха, на цветопись и звукопись Тют­чева и Фета, звонкость поэтов-песенников - Кольцова, Никити­на, Некрасова, Есенина. Богатое наследие народной поэзии и классической русской лирики и помогло ей создать свой мир чи­стых красок, ясных представлений, добрых чувств:


Я надела поясок, Подвязала туесок, Побежала по малину Через луг, через лесок. Я раздвинула кусты. Ну, тенисты, ну, густы! А малина-то, малина - Самой крупной крупноты! Самой крупной крупноты, Самой красной красноты!

Обходясь лишь точным словом да узорным ритмом, Благинина создавала образ родного языка - яркого, звонкого, гибкого. Сло­ва для нее были конкретны, физически ощутимы: «А я их - на ощупь! / А я их - на вкус! / Как дерева брус / И как варева кус...» Ее стихи можно нанизывать, как бусы; их можно петь и даже выплясывать. Ими можно передать и

Тяжеловесность пёстрых ванек-встанек, Высокомерье кукол завитых. И розовый обыкновенный пряник В разводах и узорах золотых. Стихи Благининой легко скандируются, их жанровые формы рассчитаны на устное бытование: это песенки, частушки, считал­ки, тараторки, скороговорки, загадки и т.п. Их «устность» спо­собствовала тому, что многие стихотворения широко известны без имени автора, подобно фольклорной поэзии.

Е. Благинина много занималась и переводами: переводила сти­хи Т.Шевченко, Л.Украинки, М.Конопницкой, Н.Забилы, Я. Коласа, Ю.Тувима, Л. Квитко, Э. Огнецвет. Ее собственные стихи и сейчас звучат на многих языках ближнего и дальнего зарубежья.

36. Мир животных глазами современных писателей России (Н. Сладков, И. Акимушкин, Г.Снегирев С. Сахарнова)

Проблема природы и нравственности в произведениях Н.Сладкова, С. Сахарнова, Г. Снегирева, и др.

Николай Иванович Сладков (1920-1996), живя в Ленинграде, еще в юном возрасте встретился с Виталием Бианки. которого счи­тал своим учителем. Сладков стремится воспитывать в читателях чувство «доброго старшего брата всего живого». Он предлагает при­стально вглядываться в жизнь животных и птиц. Необычайно ши­рок диапазон познавательного материала в его книге коротких рас­сказов «С севера на юг» (1987): от полярных жителей - белых пес­цов и медведей, моржей и северных птиц - к горным орлам, бар­сам, дикобразам. Человек в книге присутствует опосредованно - он не действует в рассказах, но он добрый и заинтересованный повествователь. И лишь в заключение автор выходит «напрямую» к своему читателю, чтобы сказать ему: «Книжке конец, но не конец происшествиям и событиям во льдах и песках, лесах и горах. Там и сейчас играют, охотятся, прячутся, бегают и летают наши герои. Кто хоть раз видел их на разноцветной земле - тот снова захочет с ними встретиться, чтобы все о них разузнать».

Писатель был уверен, что природа способна сделать человека счастливым, и ему было непонятно, как может человек сам раз­рушать источник своего счастья, непонятна «такая любовь к при­роде, когда объясняются в своей любви к ней с ружьем в руках». «Еще косматы наши сердца, - с болью говорил Сладков, - мы еще не убили зверя в себе, потому так легко убиваем зверя в лесу». И писатель стал «смелым фотоохотником», как назвал он одну из своих книг (1963): рассказы его сопровождались им же сделанны­ми фотографиями. Фоторужье Н.Сладков использовал и при со­здании книг «Под шапкой-невидимкой» (1968), «Земля солнеч­ного огня» (1971). «Силуэты на облаках» (1972), «Земля над обла­ками» (1972), «Дети радуги» (1981).

В книгах Сладкова нет громких деклараций о любви ко всему живому, но авторская позиция настолько ясна, что читатель невольно поддается ее благородному воздействию. Писатель был убежден, что «природоведческая литература, познавательная и художественная, должна выработать новую, экологическую нрав­ственность», и подчинял этой главной задаче все свои книги, от ранней - «Серебряный хвост» (1953) - до более поздних «Свист диких крыльев» (1977) или «Азбука леса» (1985). Для вы­ражения неповторимой красоты природы он использовал са­мые разные художественные формы. Сказка и притча, лаконич­ный рассказ, иногда похожий на зарисовку с натуры, воспоми­нания, публицистика - все это окрашено неповторимой писа­тельской манерой, где метафоричность слита со строго реали­стическим письмом.

«Вслушивайтесь в голоса живого», - неустанно повторял Слад­ков, - вслушивайтесь в «общее сердце жизни - в каждой живой груди. Нас всех объединяет главное чудо Земли - жизнь. Мы мо­жем понять друг друга» (рассказ «Охота за голосами»).Святослав Владимирович Сахарнов (род. 1923) учителем своим, как и Сладков, считает Виталия Бианки. Писателя огорчает нео­сведомленность нынешних городских детей в экологических проблемах, скудость их представлений о родной земле: «Приро­да, которая окружает их, - телевизионного происхождения; про Амазонку они знают больше, чем про Волгу».

В литературу Сахарнов вступил уже сложившимся человеком - с опытом штурмана дальнего плавания и природоведа. Морские путешествия, погружения в водолазном скафандре, прекрасное знание мореходного дела - все это дало ему огромный материал для повестей и рассказов. Капитальный труд писателя - «По мо­рям вокруг земли. Детская морская энциклопедия» (1972) - по­лучил четыре международные премии и был переведен на не­сколько языков (как и некоторые другие книги писателя).

Сказки, созданные Сахарновым, можно разделить по темам на познавательно-биологические («Морские сказки»), воспитатель­ные («Гак и Буртик в стране бездельников», «Леопард в сквореч­нике») и обработки сказок народов мира («Сказки из дорожного чемодана», индийское «Сказание о Раме, Сите и летающей обе­зьяне Ханумане»).

Одну из ранних книг Сахарнова - индийское «Путешествие на "Триале"» (1955) - составили рассказы-миниатюры со сквоз­ным действием и постоянными героями: это художник, от лица которого ведется повествование, и ученый и водолаз Марлен. Ге­рои выражают мысли и чувства, владевшие самим автором в увле­кательной морской экспедиции по следам «доисторических зве­рей».

Изящные миниатюры составили и книгу для малышей «Вмире дельфина и осьминога» (1987). Вот одна из них - «Актиния»:

Стоит на морском дне живой столбик. Ниточки-щупальца распустил, шевелит ими, добычу приманивает. Вот рачишка плывет... - Ага, попался!

Сахарнов старается в каждую свою книжку вместить как мож­но больше знаний, наблюдений и навыков. Где только ни побыва­ет читатель его книг, чего только ни узнает! В подводном мире, где рыбы похожи на причудливые цветы, а цветы оказываются хищниками; в мангровых зарослях и в холодных краях; на «одино­ких островах в океане», где сохранился «удивительный, ни на что не похожий мир. Здесь животные годами не видят людей, птицы собираются огромными колониями, а морские звери тысячами выходят на каменистые или песчаные пляжи». Точность описаний сочетается с эмоциональностью. Восхищение увиденным и жажда новых впечатлений пронизывают каждую строчку произведений Сахарнова, определяя своеобразие его писательского почерка. Леопард и черепаха рассуждают в сказке Сахарнова о смысле жизни. Это не кажется странным: животные - герои книги «Лео­пард в скворечнике» (1991) многоопытны и умны. Черепаха, ока­зывается, сто пять лет преподавала в школе, а леопард был раньше моряком. В сочиненную историю о них вливаются тра­диционные сказочные сюжеты, например появляется запеча­танная бутылка, в которую заключен джинн, «тощий человечек со смуглым лицом, с козлиной бородкой, в халате и в чалме». Степень очеловечивания черепахи и леопарда максимальна - примерно та же, что в образах Винни-Пуха или Чебурашки. Дети дошкольного возраста, читая сказку, получают уроки уваже­ния друг к другу, готовности помочь в трудную минуту и про­сто вежливости.

Книги Геннадия Яковлевича Снегирева (1933 - 2004) исполне­ны удивления и восхищения увиденным в многочисленных путе­шествиях: «Когда я путешествую по нашей стране, я всегда удив­ляюсь кедрам в Саянских горах и китам в дальневосточных мо­рях... Когда удивляешься, хочется рассказать, какая у нас огром­ная страна, и всюду столько интересного!» Так начинает писатель книгу «В разных краях» (1981) и выражает надежду, что его чита­телю, когда он вырастет, захочется всюду побывать и все увидеть своими глазами.

Как итоги путешествий автора появились его книги «Обитае­мый остров» (1955), «Бобровая хатка» (1958), «Пинагор», «Качур­ка», «Лампадидус» (все три - 1960 год). К.Паустовский отозвался о писателе так: «Совершенно реальные и точные вещи в рассказах Снегирева порой воспринимаются как сказка, а сам Снегирев - как проводник по чудесной стране, имя которой - Россия».

Герой произведений Снегирева - защитник природы от нера­зумных действий людей, не ощущающих тесной взаимосвязи все­го живого на Земле. Отношения с природой должны строиться на знании ее законов - тогда возможна и взаимная польза. Так про­исходит в рассказе «Верблюжья варежка», из которого маленький читатель может извлечь урок добра и ответственности перед дру­гим живым существом: мальчик отрезал кусок хлеба, посолил и отнес верблюду - «это за то, что он дал мне шерсти»; при этом шерсти он настриг «с каждого горба понемножку, чтоб верблюд не замерз».

Многие рассказы Снегирева звучат как поэтические сказки, образность которых построена на философских размышлениях о жизни. «Ворон возвращается ни с чем: он очень стар. Он сидит на скале и греет больное крыло. Ворон отморозил его лет сто, а мо­жет, и двести назад. Кругом весна, и он совсем один» («Ворон»). Порою в рассказах возникают романтические картины: «ветерки летают над степью и видят, как распускаются по ночам маки»; верблюды танцуют «танец весны», радуясь, «что прошла зима, греет солнце и они живы».

Верность изображения людей и зверей, как, например, в книж­ке «Медвежата с Камчатки», подкрепляется у Снегирева емким, точным слогом, энергичным и чистым языком, понятным детям. Все, кто писал о творчестве Снегирева, неизменно отмечали бли­зость его стиля к стилю детских рассказов Л .Толстого: те же не­спешное течение повествования, сдержанность и лаконизм, бла­городство и человечность.

Разработка урока внеклассного чтения "В гостях у Е.Благининой" разработан учителями начальных классов коррекционной школы 8 вида СтупкинойТ.В. и Каревой О.П.

Разработка содержит сценарий, презентацию и раскраски. Данный материал в доступной, интересной и занимательной форме знакомит детей с биографией и творчеством Е.Благининой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карева Ольга Петровна, учитель начальных классов ГБСКОУ (VIIIвида) №613 Московского района Санкт-Петербурга

Тема: урок внеклассного чтения по творчеству Е.А.Благининой для учащихся начальной школы.

План урока внеклассного чтения «В гостях у Е.А.Благининой»

  1. Учитель.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране, в которой живут стихи, сказки, считалки, загадки и песни. Кто же нас будет сопровождать в этом путешествии? Давайте узнаем, отгадав загадку. (Приложение 1, слайд 2)

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)

Книги – это маяки в океане времени. Маяки указывают кораблям путь к родному берегу. А что дают человеку книги? Они вводят нас в мир литературы, в мир поэзии, сказок, приключений. Кому мы обязаны сказать слова благодарности? Конечно, авторам этих книг.

  1. Учитель.

Сегодня мы говорим «спасибо» замечательному писателю, поэтессе Елене Александровне Благининой. (Приложение 1, слайд 3).

Е.А.Благинина родилась в Орловской губернии в 1903 году. Выросла среди просторных лугов, лесов. И, когда в детстве слушала сказки, то верила, что сказочное случилось рядом. Первое стихотворение написала в восьмилетнем возрасте и продолжала писать, учась в гимназии в Курске, и в институте в Москве.

  1. Учитель.

Первую книжку для детей Благинина выпустила в 1936 году. Она называлась «Осень». (Приложение 1, слайд 4).

В неё вошли стихи про все времена года. Какие вы знаете времена года? Какое сейчас время года? Давайте послушаем стихотворение Е.Благининой «Весна». (Приложение 1, слайд 5)

(Подготовленное чтение детьми 4 класса в музыкальном сопровождении – П.И.Чайковский «Времена года»).

Ещё в домах пылают печки
И поздно солнышко встаёт,
Ещё у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лёд;

Ещё к сараю за дровами
Не проберёшься напрямик
И в садике под деревами
С метлою дремлёт снеговик;

Ещё мы все тепло одеты -
В фуфайки, в ватные штаны...
А всё-таки весны приметы
Во всём, во всём уже видны

И в том, как крыши потеплели
И как у солнца на виду
Капели, падая, запели,
Залопотали, как в бреду.

И вдруг дорога стала влажной,
А валенки водой полны...
И ветер нежный и протяжный
Повеял с южной стороны.

А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу.
И все весёлые веснушки
Уселись на одном носу.

  1. Учитель.

Перед вами обложка сборника «Посидим в тишине». (Приложение 1, слайд 6).

Так называется одно из стихотворений в этом сборнике. У Елены Александровны написано много стихов о маме, бабушке. Каждому читателю эти стихи становятся близкими, потому что они написаны о самых родных и дорогих нам людях. Давайте вместе прочитаем это стихотворение.

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..

  1. Учитель.

Елена Благинина писала стихи для детей и о детях. Дети, игры, игрушки занимают центральное место в её творчестве. (Приложение 1, слайд 7).

Давайте и мы почитаем эти добрые стихи. (Чтение стихотворения детьми).

Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько да гладко.

На пуховые подушки
Я накину кисею.
Полюбуйтесь-ка, игрушки,
На работу на мою!

  1. Учитель.

В творчестве Благининой нашлось место и азбуке. (Приложение 1, слайд 8).

На каждую букву алфавита она сочинила весёлое стихотворение. Давайте вспомним буквы русского алфавита, прочитав стихи Е.Благининой. («Научусь-ка я читать»).

  1. Учитель.

Елена Благинина являлась не только автором стихов, но и переводчиком. Благодаря Елене Александровне дети познакомились с поэзией Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. (Приложение 1 , слайд 9).

  1. Учитель.

Благинина выросла в рабочей семье, где детей с раннего возраста приучали к труду, самообслуживанию. Эта тема тоже отражена в поэзии Елены Александровны. (Приложение 1, слайд 10).

Как у нашей Ирки

На чулках по дырке!

Почему,

Почему

На чулках по дырке?

Потому что неохота

Штопать нашей Ирке.

Как у нашей Натки

Штопка на пятке!

Почему,

Почему

Штопка на пятке?

Потому что неохота

Быть неряхой Натке.

Учитель.

Давайте прочитаем стихотворения: «Не мешайте мне трудиться», «Новая одёжка», «Приходите, поглядите».

  1. Учитель.

Елена Благинина сочиняла не только стихи. Из-под её пера вышло большое количество загадок, считалок, песен. (Приложение 1, слайд 11).

На пригорке, на горе,

У сороки на дворе

Собралися гости:

Пташки-канарейки.

Кто лежал на травке,

Кто сидел на лавке,

А лягушка-попрыгушка

Грелась у канавки!

Учащиеся читают песенку «Сорока-белобока»

  1. Учитель.

Давайте прочитаем и отгадаем загадки, которые загадала нам Елена Благинина. (Приложение 1, слайд 12).

  1. Учитель.

Предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Шифровка». Вам нужно прочитать и отгадать названия произведений Елены Благининой. (Приложение 1, слайд 13)

«Весна», «Кукушка», «Тюлюлюй».

  1. Учитель.

Для чего нужны считалки? Вот и мы с вами сейчас посчитаемся. (Выходят несколько учащихся и учитель показывает, как нужно считаться. После этого предлагается посчитаться самим детям). (Приложение 1, слайд 14).

Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
- Я привёз цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши,
Пусть рисуют малыши!

  1. Учитель.

Последнее задание – оформление собственной книжки-малышки. Сейчас вы почувствуете себя художниками-оформителями детских книг. Ваша задача: при помощи карандашей, фломастеров или красок оформить иллюстрацию к прочитанным вами стихотворениям. (Детям выдаются раскраски в соответствии с прочитанными стихотворениями). (Приложение 2).

  1. Учитель.

Подведем итоги нашего путешествия по творчеству Е.А.Благининой. Давайте соберем все странички нашей книжки-малышки. (Дети один за другим приносят свои готовые раскраски, ведущий вкладывает каждую раскраску-страничку в общий альбом.)

Посмотрите, какая замечательная книжка у нас получилась! (Приложение 3)

  1. Учитель.

Пришла весна. Наступают весенние каникулы. Я желаю вам хорошего отдыха и приятного времяпрепровождения. (Приложение 1, слайд 15).

С крыши – кап,

С крыши – кап…

Стал морозец

Очень слаб,

А снега осели.

Солнце

В горенке живёт,

Солнце

Горенкой плывёт,

Как на карусели.

Список литературы.

  1. Благинина Е.А.:

«Травушка-муравушка», «Если встанешь на заре», «Тюлюлюй», «Огонёк», «Вот какая мама», «Чудесные часы», «Не мешайте мне трудиться», «Научусь-ка я читать», «Почему ты шинель бережёшь».

  1. Интернет-ресурсы:

«Осень» Если встанешь на заре - Крыши в сером серебре... Длинно тень ложится, Долго лист кружится.

Весна Ещё в домах пылают печки И поздно солнышко встаёт, Ещё у нас по нашей речке Спокойно ходят через лёд; Ещё к сараю за дровами Не проберёшься напрямик И в садике под деревами С метлою дремлёт снеговик; Ещё мы все тепло одеты - В фуфайки, в ватные штаны... А всё-таки весны приметы Во всём, во всём уже видны И в том, как крыши потеплели И как у солнца на виду Капели, падая, запели, Залопотали, как в бреду. И вдруг дорога стала влажной, А валенки водой полны... И ветер нежный и протяжный Повеял с южной стороны. А воробьи кричат друг дружке Про солнце, про его красу. И все весёлые веснушки Уселись на одном носу...

«Посидим в тишине» Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу: – Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу. Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. – Ничего, – шепнул он будто, – Посидим и в тишине!..

Дети, игры, игрушки… Я, как мама, не люблю В доме беспорядка. Одеяло расстелю Ровненько да гладко. На пуховые подушки Я накину кисею. Полюбуйтесь-ка, игрушки, На работу на мою!

Переводы

Стихи о труде Как у нашей Ирки На чулках по дырке! Почему, Почему На чулках по дырке? Потому что неохота Штопать нашей Ирке. Как у нашей Натки Штопка на пятке! Почему, Почему Штопка на пятке? Потому что неохота Быть неряхой Натке.

Песенки На пригорке, на горе, У сороки на дворе Собралися гости: Пташки-канарейки. Кто лежал на травке, Кто сидел на лавке, А лягушка-попрыгушка Грелась у канавки!

Загадки Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает, И бормочет, и поёт, Убаюкивает? Дождь За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, На вкус – как сахар сладкая! Морковка Как на стёжке на дорожке Вижу алые серёжки. За одною наклонилась, А на десять набрела! Я клонилась – не ленилась, Кружку с верхом набрала. Земляника

Шифровка С Н А В Е У К У К К А Ш Й Ю Л Ю Л Ю Т ВЕСНА КУКУШКА ТЮЛЮЛЮЙ

Считалки - Паровоз, Паровоз, Что в подарок нам привёз? - Я привёз цветные книжки. Пусть читают ребятишки! Я привёз карандаши, Пусть рисуют малыши!

С крыши – кап, С крыши – кап … Стал морозец Очень слаб, А снега осели. Солнце В горенке живёт, Солнце Горенкой плывёт, Как на карусели.


Благинина Елена Александровна, родилась 14(27).5.1903, в селе Яковлево (ныне Свердловский район Орловской области). Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1, зимовали в Ямской слободе под Курском, на лето приезжали к деду, в Яковлево. Здесь Елена получила первые уроки словесности от деда - сельского дьякона и учителя церковно-приходской школы, а также от матери - «великой книгочейки с феноменальной памятью». Отец тоже любил читать, он выписывал журналы «Светлячок», «Путеводный огонёк», «Нива» со всеми приложениями.

Детство

Жили Благинины не богато. Колбаса и конфеты бывали только на Пасху и на Рождество. Ели щи да кашу, по воскресениям - пироги с ливером. И вдоволь овощей и фруктов. Тем не менее отец, человек редкой доброты, регулярно устраивал «леденцовые праздники» для всей окрестной детворы, на гроши выписывал детские журналы, и где сама Благинина с 8 лет начала писать стихи.

Вскоре семья насовсем переехала в Ямскую слободу под Курском. В 1913 году Елена Благинина окончила железнодорожную школу и поступила в Мариинскую гимназию, где училась с большой охотой и продолжала писать стихи. Окончить гимназию Благининой ее не удалось: гром войны вскоре слился с громами революции, гимназию сперва слили с реальным училищем, а после, не сумев наладить занятия в новой школе, вручили всему выпуску справки и отпустили без экзаменов.
С детства Елена мечтала стать учителем и в 1921 году поступила в Курский педагогический институт. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в институт.

Однако желание писать оказалось сильнее, и вскоре Елена поняла, что её страсть к поэзии намного сильнее, нежели к преподаванию. Она была увлечена Блоком, Ахматовой, Гумилевым, Мандельштамом. В 1921 году в сборнике «Начало» было опубликовано первое стихотворение Благининой «Девочка с картинкой». Вскоре молодая Благинина уже была членом Курского союза поэтов. Стихи, с которыми она выступала на вечерах, публиковались в сборнике «Золотое зерно» (1921) и в «Альманахе первом» курского Союза поэтов (1922).

Узнав, что в Москве существует Литературно- художественный институт им. Валерия Брюсова (его называли просто - «Брюсовский институт»), Благинина решила в него поступить, и в 1922 году уезжает в Москву. Она поступила в институт и одновременно работала в багажном отделении газеты «Известия». Училась у Г. Шенгели, поэта и стиховеда.

Творчество

После окончания института по творческому и редакционно-издательскому циклу в 1925 году, Елена трудится в «Известиях», в университете радиовещания, Всесоюзном радиокомитете. Печатать свои творения у Елены Благининой не было возможности по идеологическим соображениям, потому как что они были достаточно серьезными и основывались на христианской вере и категорически не вписывалась в концепцию пролетарского искусства. С этим и был связан ее приход в детскую литературу.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов, заявив о себе как даровитый литератор. Именно тогда на страницах, где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Е. Благинина. С 1933 года Благинина становится постоянным автором, а затем и редактором журнала «Мурзилка», затем - журнала «Затейник».

Благинина часто выступала перед юными читателями вживую. С помощью своих произведений она проникала в их душу и создавала поистине очаровательную сказку, куда мог уйти любой ребенок. «Ребята любили и её, и её прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.

За журнальными публикациями пошли и книги. Практически одновременно в 1936 году вышли поэма «Садко» и сборник «Осень», в который Благинина поместила свои лирические красивые стихотворения о золотой поре года.
Потом было много других книг. Появляется ряд сборников «Вот какая мама!» (1939), «Радуга» (1948), «Сорока-белобока», «Стихи», «Посидим в тишине», «Огонек», «Гори-гори ясно!», «Башмачки», «Осень спросим», «Трудные стихи», «Не мешайте мне трудиться», «Аленушка», «Травушка-муравушка», «Журавушка», «Улетают-улетели» и другие. С 1938 года Е. А. Благинина – член Союза писателей СССР.

Тема труда как радости с большей психологической глубиной и тактом утверждается Благининой в целом ряде ее стихотворений - «Научу одеваться я братца!», «Будут на зиму дрова», «Уморилась» и др.

В 1943 году Благинина побывала в Орле, освобождённом от немецко-фашистских захватчиков, помогала возрождать литературную жизнь старинного русского города. Именно в этот период ею написаны стихи «Орёл 43-го», «Окно», «Была и буду», маленькая поэма «Гармошка», посвящённая воспитаннику орловского Некрасовского детского дома партизану Мише Курбатову.

Книги Благининой, вышедшие в 50-60-е годы («Гори-гори ясно!», «Огонёк», «Осень – спросим», «Алёнушка», «Не мешайте мне трудиться» и другие), – книги уже зрелого мастера.

Уже во второй половине 1960-х Благинина издала два сборника «взрослых» стихов – «Окна в сад» (1966), и «Складень» (1973), ряд публикаций в периодической печати, в частности, в журнале «Новый мир» и «Знамя». Все это свидетельствует о растущей философской насыщенности и нравственной остроте творчества писательницы.

Именно с этого времени внимание издателей и критиков к Благининой все больше и больше уменьшается. Ей пришлось столкнуться с арестом отца и мужа. Она была подругой и женой талантливого поэта Георгия Николаевича Оболдуева (1898- 1954), представителя древнего дворянского рода, в годы сталинских репрессий пережившего тюрьму и ссылку, а затем тяжело контуженного на фронте. При жизни Г. Оболдуева было опубликовано только одно его стихотворение в 1929 году. Единственная книга стихов - «Устойчивое неравновесье» - вышла в 1979 году в Мюнхене, подготовленная усилиями западногерманского слависта Вольфганга Казака. Роман «Люблю мучителя своего все неистовее» опубликованный в 1997, посвящен горькой литературной судьбе ее мужа, поэта Георгия Оболдуева (1898-1954).

Благинина поддерживала гонимых Б.Пастернака и Л.Чуковскую. В ее доме собирались люди, способные к «самостоянию», объединенные честностью и преданностью искусству, умением достойно встречать горести и беды.