Незнакомка блок иллюстрации глазунова. Описание картины Ильи Глазунова «Незнакомка. Описание картины Ильи Глазунова «Незнакомка»

А. Блок. «Незнакомка»

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Иллюстрация И. Глазунова 1990 г

Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор описывает дачный поселок со всеми его навевающими тоску и безнадежность видами. Во второй - размышления лирического героя и образ Прекрасной Незнакомки.

Охарактеризовать атмосферу дачного поселка можно как бездуховную, обыденную, тоскливую. Несмотря на то что его жители вроде бы и развлекаются, но в то же время их развлечения не вызывают никаких положительных эмоций и интереса ни у автора, ни у лирического героя стихотворения. Автор подчеркивает:

А в небе, ко всему приученный

Бессмысленно кривится диск

что такое положение вещей наскучило даже вездесущему солнцу.

Лирический герой испытывает явное отвращение ко всему, что происходит вокруг. Он пытается залить свою тоску и одиночество. Он утратил веру в красоту, в духовность, в добро. Окружающий его пейзаж невыносимо давит на нежную натуру. Герой страдает от одиночества, но при этом не желает его скрашивать в толпе пьянчуг.

И вот находясь в таком упадочном состоянии духа, лирический герой видит её - Прекрасную Незнакомку, окутанную туманом таинственности, но он и не пытается развеять эту тайну. Во всей этой тоскливой повседневности она становится символом красоты, романтики, высоких чувств. Меняется душа героя, меняется стих. На смену резким рифмам приходит мелодичность. Невозможно сказать кем на самом деле является Незнакомка, возможно, это просто женщина, но из-за огромного контраста с общим пейзажем, она становится идеалом женственности и красоты, символом того чего так не хватает миру и герою - любви, духовности, красоты, романтики.

Испытывая все эти глубокие чувства, лирический герой понимает, что для него не все потеряно, что еще есть шанс вырваться из этой рутины, что только он может ее разрушить для себя. В этом его путь и его миссия.

И. Глазунов передал двойственность композиции стихотворения в своей иллюстрации тем, что выделил Незнакомку таинственным светом, более плавными линиями и противопоставлением её благородной внешности окружающему хаосу. На мой взгляд, подобный приём можно использовать и в ароматической иллюстрации: сыграть на контрасте запахов.

Хаотический фон, сам ресторан будет характеризовать:

  • 1. мускус. Мускус - это вещество животного происхождения, имеет оттенок запаха кожи. В данном аромате символизирует позабывших о возвышенных чувствах людей, концентрацию на «плотских» потребностях.
  • 2. коньяк. Коньячно- спиртовая нота выразит общий характер ресторана и его посетителей.
  • 3. ветивер. Ветивер - это древесина с сухим и горячим запахом, мне кажется, его аромат характеризует атмосферу томного вечера и конкретно фразу:

«По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух»

Саму незнакомку, её светящийся неуловимый образ я реализовала в аромате следующим образом:

  • 1. фиалка - лёгкий, прохладный аромат цветов фиалки всегда ассоциируется с загадочностью.
  • 2. ирис. Ирисовая пудровость и нежность и одновременно холодность - несомненно, отображают характер Незнакомки.
  • 3 Флердеорандж. Аромат цветов флер-де-орандж - скользящий и гладкий, прозрачный, как шёлк. Его я использую, чтобы передать атмосферу призрачных «древних поверий», богатые шёлковые одежды Незнакомки.
  • 4. ладан. Ладан воспринимается мною как запах иного мира - чистого, недосягаемого. В композиции он будет той неуловимой гранью между явью и сном.

«Стихотворения» - Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется… Долго петь и звенеть пурге… У меня Рязань… Найдите в стихотворении сравнения и метафоры. Дайте мне на родине любимой, Все любя спокойно умереть! Только я забыл, что я крестьянин… Словно яблонный цвет седина… Определите ключевые понятия, характеризующие родину поэта.

«Иллюстрации к книгам» - Иллюстрация на разворот. Сделать предварительные рисунки - наброски. Продолжение прзентации. Акварель. Выбрать технику. Иллюстрации на полях. Гравюра на дереве. Конечно, иллюстрация украшает страницы книги. Техник выполнения иллюстраций большое множество. В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

«Бородино стихотворение» - Сражён булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблей. Цели урока: 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: «Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки» вдруг превращаются в энергичную боевую картину: «Все побывали тут», «Гора кровавых тел», «Слились в протяжный вой».

«Анализ стихотворения Пушкина Памятник» - Нерукотворный. БРЮСОВ Валерий Яковлевич . - Седьмое чудо света – Александрийский маяк. Приведите примеры. Что означают термины ода, элегия? 5.Каков размер (метр) стихотворения? ВИНОГРАДОВ Виктор Владимирович . Помоги нам в непогоду, руку дай в немой борьбе“ . - памятник Александру I в Петербурге в виде огромной гранитной колонны.

«Стихотворения Гумилева» - Какой цвет преобладает и почему? Стихотворение «Мореплаватель Павзаний». Г) перечислите основные художественные образы стихотворения. Б) сколько раз повторяется в тексте слова «море» и «крокодил»? Прочитайте стихотворения Гумилева «Я конквистадор в панцире железном», «Сонет», «Старый конквистадор». КАРАКАЛЛА (Caracalla) (186-217) римский император с 211, из династии Северов.

«Стихотворение о природе» - «Посмотри, какая мгла…». Фосфорический блеск. Яков Петрович Полонский 1819- 1898. Чаще всего элегии пишутся от первого лица. Алексей Константинович Толстой 1817 - 1875. Эпитеты Олицетворения Главная мысль стихотворения. Евгений Абрамович Баратынский 1800- 1844. Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

В дни юности Глазунов восторженно называл в числе своих любимых поэтов, после Пушкина и Лермонтова, Александра Блока. Снова загадочный Петербург, но уже не Достоевского, Пушкина и Гоголя, а Петербург Блока. Иллюстрации к «Стихам о прекрасной Даме» многие критики считают лучшими иллюстрациями к произведениям великого и трагического певца «Серебряного века».

Александр Блок
Незнакомка
24 апреля 1906, Озерки
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Глазунов родился и вырос в кварталах Петроградской стороны, неразрывно связанной с творчеством поэта-символиста. «Насколько я люблю и понимаю творчество Блока до революции, настолько я не понимаю, как он мог прийти вместе с громилой Маяковским в Смольный, предлагая своим соотечественникам «слушать музыку революции». Да, теперь я,- говорит художник,- перечитывая Блока, нахожу в нем чуждые мне теософские влияния и уж никак не могу согласиться с тем, что мы - русские - скифы, азиаты с раскосыми и жадными очами». Тем не менее, иллюстрации Глазунова к Блоку так же сложны, загадочны и красивы, как и создавшие эпоху в русской литературе стихотворения Александра Александровича Блока.

Александр Блок
Скифы
30 января 1918
Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!

Для вас — века, для нас — единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!

Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома, лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!

Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!

Вот — срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет — не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!

О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!…

Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!

Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…

Мы помним всё — парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады…

Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах…
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?

Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых…

Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные обьятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем — братья!

А если нет — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века вас будет проклинать
Больное позднее потомство!

Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!

Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!

Но сами мы — отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.

Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!…

В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

И.Глазунов "Незнакомка"

Большие и печальные глаза –
Два синих озера тоски глубокой.
И, кажется – вот-вот сбежит слеза….
Ты видишься здесь очень одинокой –
Цветок весны – среди холодных зим ….
Всем необычным обликом своим
И тонкостью твоих лица, фигуры
Так разнишься от окружающих –
Они чрезмерно веселы иль хмуры,
А смотрят как-то… вопрошающе….

Губ ярких сочный розовый бутон,
Но грустно, не в улыбке сложен он.
Безвольна тонкая рука, на пальцах – кольца,
Прядь завиточков русых вдоль щеки,
И в пол-лица глаза – полны тоски.
Ты – словно грустная невольница.
Но…очень уж глубокий вырез платья….
Не вяжется с печальностью лица.
«Зачем ты...здесь?» - хочу сказать я.
И не понятен образ до конца.

Немало лиц, но одинока ты.
В глазах твоих прозрачных и глубоких
Далекий отблеск светится мечты
О чувствах беззаветных и высоких.

Свидетельство о публикации № 26022010220423-00153113

Читателей произведения за все время - 2629, полученных рецензий - 2.

Оценки

Отлично Хорошо Так себе Плохо Очень плохо

Рецензии

Да...уверен, что эту картину можно интерпретировать не по одному кругу. И отзвук Блока, и Гоголевские "свиные рыла" сзади ее... Обратите внимание на цвет левой кисти - она безжизненна. Предположу, что смысл "Незнакомки" - не только и не столько в том, что она "неизвестна и случайна" для автора, но - главное - незнакомка сама себе. А безжизненность левой кисти, возможно, - говорит об обреченности: незнакомкой так и останется.