Как немцы относятся к 9 мая. Как в германии отмечают день победы над нацизмом. "Вероломный изверг" по фамилии Гитлер

8 мая в Европе отмечается день окончания Второй мировой войны. В Германии этот день называется Днем освобождения от национал-социализма и окончания Второй мировой войны в Европе. Это не праздник, а день памяти.

В этом году – 73-я годовщину окончания Второй мировой. Правительство ФРГ ее не отмечает, пишет DW. В последнее время официальные мероприятия, приуроченные к этому дню, проходят, как правило, только в круглые даты. Однако это вовсе не означает, что о развязанной гитлеровцами войне и об их преступлениях немцам напоминают только раз в пять лет. Проработка собственной истории идет в Германии повседневно – в школах и при содействии бесчисленных общественных и частных инициатив.

В расписании Ангелы Меркель на текущую неделю, по данным DW, не запланировано ничего, что бы имело отношение к событиям 73-летней давности. Не исключено, что канцлер поздравит с победой президентов Франции и Украины – Эмманюэля Макрона и Петра Порошенко, с которыми у нее намечена встреча 10 мая в Аахене.

Каждый год 8 мая большой праздник проводит Германо-российский музей Берлин-Карлсхорст. В этом году в программе праздника – детский хор музыкальной школы имени Шостаковича в берлинском районе Лихтенберг, каждый час экскурсии на немецком, русском и английском языках, а также презентация доклада «Конец войны в СМИ», публичная дискуссия историков на тему «Рейхстаг – лучший советский трофей», показ советских, французских и гэдээровских художественных фильмов о войне и многое другое.

Директор музея рассказал корреспонденту DW, что на праздник приходят в основном жители из соседних домов, многие с детьми, пенсионеры, но немало и русскоговорящих жителей Берлина, в том числе ветераны Великой Отечественной войны. Приехали на праздник также делегации ветеранов из Беларуси, России, бывшие военнослужащие Западной группы войск СССР, которая была расквартирована в ГДР.

Музей в Карлсхорсте – далеко не единственный в немецкой столице, рассказывающий о Второй мировой войне и преступлениях нацистов. Кроме государственных и общественных музеев, получающих дотации из казны, есть и частные, существующие исключительно за счет состоятельных людей.

35-летний Энно Ленце – один из таких энтузиастов. Пару лет назад он за собственные полтора миллиона евро выкупил у города один из берлинских бункеров времен войны. Подобных сооружений в Берлине несколько десятков. Из тех, что приватизированы или арендованы, большинство используется либо в коммерческих целях – например, для игры в пейнтбол, – либо как фундамент под жилье.

Энно Ленце открыл в своем бункере документальную экспозицию под названием «Гитлер – как такое могло произойти». Значительное место на выставке посвящено теме холокоста. Фотографии в одном из залов – не для слабонервных. Энно Ленце рассказал корреспонденту DW, что именно эти фотографии производят особенно сильное впечатление на посетителей музея, из которых примерно треть – школьники.

День Победы – один из самых главных праздников нашей страны, его отмечают с грандиозными салютами и парадами, воздух наполнен атмосферой торжества и героизма. Праздник, посвященный , проходит и в Германии. Но торжества в этот день сильно отличаются от привычных для нас.

Проведение праздника 9 мая в Германии

В Европе День Победы называют Днем освобождения от нацизма и отмечают его 8 мая. Существует несколько вариантов объяснения такой разницы в датах:

  1. Акт о полной капитуляции Третьего Рейха был подписан поздно вечером, когда в России уже наступило 9 мая.
  2. Акт был подписан дважды, так как при первой церемонии не присутствовал маршал Жуков.

Но 9 мая осталось для многих немцев праздником, который они привыкли отмечать именно как День Победы. Причина тому – годы жизни в социалистической ГДР. Официальная часть торжества проходит 8-го мая, в центе , в районе Тиргартен, первые лица страны возлагают цветы к мемориальному памятнику.

Германия празднует 9 мая довольно тихо, сотни немцев приходят почтить память павших героев и положить цветы на мемориал советским солдатам в Трептов-парк. В этих торжествах также участвуют представители российского посольства. Когда-то этот мемориал находился за Берлинской стеной, поэтому в городе существует два места, куда несут цветы на День Победы, по одному в каждой части города.

Приезжим бывает сложно понять, как Германия отмечает 9 мая. Ведь улицы не увешаны флажками, нет многотысячных митингов и парадов. В основном все праздничные мероприятия проходят в Берлине, но все же этот праздник существует, о нем не забывают уже несколько поколений немцев.

Что означает 9 мая для немцев?

В Германии не звучат салюты и не проводятся военные парады, но люди помнят этот день и чтят память погибших героев. Для многих это может показаться странным, так как мы привыкли воспринимать 9 мая как день победы над Германией. Но для немцев есть свой повод для праздника. Они отмечают победу над преступным режимом, причинившим невыносимую боль миллионам семей по всей Европе. Немцы гордятся историей своего антифашистского подполья.

Кроме того, в Германии проживает много выходцев из бывшего СССР, для которых День Победы – один из самых важных дней в году. Они не забывают свою историю и ежегодно приходят почтить память павших героев.

Для немцев 8 и 9 мая – это переломные дни в истории. Победа над нацизмом не менее важна для Германии, чем для остальных европейских стран.

В Германии 9 Мая не отмечается и праздника "День Победы" нет. Отмечается День освобождения от национал-социализма (так он называется официально) - 8 мая. Но бывшие советские ветераны, живущие сегодня здесь, собираются на "свой" праздник. Никто этому, конечно, не препятствует и косо на них не смотрит.

Вечный одессит - о Второй мировой

"Первое время мне было не по себе отмечать День Победы в Германии, - рассказывает 87-летняя Мария Хомская. - А затем я подумала: ведь это уже другое государство, тут больше нет фашизма". На праздник, устроенный для участников Второй мировой войны в кельнской синагоге, из дома престарелых, где она теперь живет, женщина приехала в длинном платье изумрудного цвета и ажурной черной накидке с медалями. В ушах - крупные серьги с бирюзой.

Контекст

Про войну, которую она привыкла называть Великой Отечественной, а в Германии, как и в остальном мире, называют , мы говорим недолго. После первых же слов о том, что ей, тогда 14-летней девочке, пришлось пережить в блокадном Ленинграде, Мария начинает плакать. Переехав в Германию 22 года назад, она по-прежнему, по ее словам, остается патриоткой России: "Мне было там так хорошо, как я могу это забыть?"

Выходец из Одессы Марлен Фридман, иначе, как одесситом, себя и не называет. Чуть ли не каждый день он созванивается с родными, оставшимися там, и переживает за родной город. Тем не менее, о принятом в конце 1990-х решении уехать в Германию он ничуть не жалеет. После проведенной в немецкой клинике операции прошло уже 17 лет, хотя до операции врачи давали ему максимум три года. 87-летний Марлен (названный так, кстати, в честь Маркса и Ленина своей тетей - "ярой комсомолкой", о чем он с юмором рассказывает) выглядит гораздо моложе своего возраста. Но наша беседа заканчивается: начинается концерт, посвященный разгрому "третьего рейха".

Красные гвоздики и краткий перевод русских песен

140 гостей, среди которых 45 участников войны, узников лагерей и блокадников, рассаживаются по своим местам за столиками в большом светлом зале. На сцене - рояль и красные гвоздики в больших вазах, гвоздики стоят и на каждом столе. Несмотря на то, что праздник проходит в Кельне, ничего специфически "немецкого" здесь нет: со сцены звучат "Песня 10-го батальона", "Если б не было войны", "День победы"... Публика с удовольствием подпевает, одна пара даже начинает кружиться в вальсе.

На сцену выходит 94-летний Григорий Крупник. Бывший москвич рассказывает о том, как буквально в первые дни войны попал на Западный фронт в составе 108-й стрелковой дивизии. Историю о том, как его ранило осколками снаряда, как он очнулся среди мертвых товарищей, как полз вдоль горящего леса, переводят на немецкий. Переводят на всякий случай: лишь несколько человек из присутствующих не понимают русского языка.

На встрече ветеранов в Германии - не только о войне

Впрочем, на этой встрече выходцы из бывшего СССР говорили, конечно, не только о прошедшей войне. Разговор многие из них начинали не с воспоминаний о прошлом, а с размышлений о нынешнем .

"Я не знал, что такое украинец, русский, еврей, - у нас такого не было. А сейчас все разделились, и уже вообще нельзя понять, что происходит", - говорит Борис Дененбург, почетный председатель Совета ветеранов еврейской общины Кельна. Он попал на фронт в 1941 году, был дважды ранен, один раз контужен. Рожденный в Полтаве и получивший образование в Ленинграде, бывший хирург-стоматолог надеется на то, что все утрясется. "Да не может такого быть, чтобы украинцы воевали с русскими! Все станет на свои места!" - убежден он. Хочется верить, что он окажется прав.

Смотрите также:

  • Подписание

    Иоахим фон Риббентроп (слева), Иосиф Сталин (второй слева) и Вячеслав Молотов (ставит подпись, сидит справа). Со стороны СССР договор был подписан наркомом по иностранным делам Молотовым, со стороны Германии - ее министром иностранных дел Риббентропом. Договор часто называют "пактом Молотова-Риббентропа".

  • Сталин и Гитлер: как началась и чем кончилась дружба

    Молотов и Гитлер

    Стороны соглашения обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. С ответным визитом в Берлине был Молотов. На снимке он слева с Гитлером и переводчиком.

    Сталин и Гитлер: как началась и чем кончилась дружба

    Гитлер о пакте и позиции Сталина

    "Наши враги рассчитывали на то, что Россия станет нашим противником после завоевания Польши... Я был убежден, что Сталин никогда не примет предложения англичан. Только безоглядные оптимисты могли думать, что Сталин настолько глуп, что не распознает их истинной цели. Россия не заинтересована в сохранении Польши… Теперь... путь солдатам открыт", - Адольф Гитлер (1939 год).

    Сталин и Гитлер: как началась и чем кончилась дружба

    "Вероломный изверг" по фамилии Гитлер

    "...как могло случиться, что советское правительство пошло на заключение пакта о ненападении с такими вероломными людьми и извергами, как Гитлер и Риббентроп? Не была ли здесь допущена со стороны советского правительства ошибка? Конечно, нет! Пакт о ненападении есть пакт о мире между двумя государствами", - из выступления Сталина (1941 год, после нападения Гитлера на СССР).

    Сталин и Гитлер: как началась и чем кончилась дружба

    Предыстория

    Договор был подписан после периода очень серьезного охлаждения советско-германских отношений, вызванного приходом Гитлера к власти, и вооруженных конфликтов, в которых СССР противостоял гитлеровской коалиции: Германии и Италии в Испании, Японии на Дальнем Востоке. Договор стал неожиданностью не только для третьих стран, но и для населения СССР и Германии.

    Сталин и Гитлер: как началась и чем кончилась дружба

    Результаты

    1 сентября 1939 года Германия начала вторжение в Польшу, а 17 сентября 1939 года на территорию Польши вошли советские войска. Территориальный раздел страны был завершен 28 сентября 1939 года подписанием договора о дружбе и границе между Советским Союзом и Германией. Позже к СССР были присоединены страны Прибалтики, Бессарабия и Северная Буковина, а также часть Финляндии.

    Сталин и Гитлер: как началась и чем кончилась дружба

    Начало Второй мировой

    Польская кампания вермахта - военная операция, в результате которой территория Польши была полностью оккупирована, а ее части аннексированы "третьим рейхом" и СССР. В ответ на агрессию Гитлера Великобритания и Франция объявили войну Германии, что ознаменовало начало Второй мировой войны. Датой ее начала ринято считать 1 сентября 1939 года - день вторжения в Польшу.

    Сталин и Гитлер: как началась и чем кончилась дружба

    Раздел Польши

    Германские войска нанесли поражение вооруженным силам Польши. 17 сентября на территорию Польши вошли советские войска - как сообщалось официально, с целью присоединения к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Территория Польши была поделена между Германией и Советским Союзом в соответствии с секретными протоколами к договорам о ненападении и о дружбе и границе, а также Литвой и Словакией.

Сегодняшний рассказ о жизни в Германии приурочен ко Дню Победы. Нашей Победы. А как к этому празднику относятся в современной Германии, как его отмечают и отмечают ли вообще? Знают ли современные немцы правду о Второй мировой?

День 9 мая у них, разумеется, никак не отмечается. В Германии, как и в других странах Европы, о Второй мировой вспоминают 8 мая, в День освобождения от фашизма, и посвящается этот день памяти узников концлагерей. К этой дате оставшиеся в живых пожилые люди с выколотыми на руках цифрами порядковых лагерных номеров съезжаются в Германию из США, Франции, Чехии, Польши, чтобы еще раз вспомнить о миллионах жертв Бухенвальда, Дахау, Заксенхаузена. Можно предположить, что и в этом году, по традиции, по немецкому телевидению выступит президент, покажут документальный фильм, новостные каналы дадут сюжеты о возложении цветов на могилы бывших узников концлагерей. Вряд ли будет что-то еще. И во всей стране не найдется ни одного политика, который в открытую стал бы обсуждать эту тему.

В отличие от России и других постсоветских республик, где в майские дни громко и торжественно чествуют ветеранов вой­ны, в Германии – тишина. Ветераны вермахта, в отличие от бывших воинов Советской Армии, не имеют своих структур (советов, комитетов, клубов). Они, конечно, могут собраться вместе, но что им сказать друг другу на закате жизни? Ведь большинство из них были обычными людьми, которые подверглись мощной пропагандистской обработке, а затем были брошены на мировую бойню.

И хотя о событиях 1941-1945 годов стараются вслух не упоминать, трагедия той войны воспринимается немцами на семейном уровне – они помнят своих погибших предков, зажигают свечи в день их смерти. Друзья родственников нашей Светланы, со слов которой записан этот и наши предыдущие повествования о Германии, рассказывают об одном из них – 27-летнем унтер-офицере Андреасе АМАННЕ, погибшем 8 апреля 1944 года в Восточном Крыму. Ежегодно в этот день собирается вся семья: родные братья и сестра Андреаса – 84-летний Рихард, 82-летний Ханс и 89-летняя Гезильде. Они открывают семейный архив, рассматривают похоронку брата в виде маленькой книжечки с фотографией. А еще в архиве хранится реликвия – фото крымской могилы, в которой захоронен их Андреас. Оно было сделано еще в 70-е годы, когда семья специально совершила теплоходный круиз по Дунаю с заходом в Одессу и Крым, чтобы попасть на его могилу.

День 8 мая в Германии воспринимается как поражение, вызывающее чувство стыда. Похоже, что сегодняшние немцы испытывают неловкость за своих предков – участников тех событий (трудно представить что-то подобное у нас). Победу русских они воспринимают как боль, разруху, унижение, насилие. Кстати, у них вполне официально озвучивается цифра о двух миллионах немецких женщин, будто бы изнасилованных русскими солдатами на территории Германии, хотя существуют документы той поры, в том числе и приказ Верховного главнокомандующего, о расстрельных статьях за подобные акты.

А как в Германии с памятью о национал-социализме и фюрере? Сегодня ни в школьных, ни в вузовских программах не акцентируется внимание на нацизме и злодеяниях фашистов. Историю третьего рейха «проходят» на уроках истории в обычной хронологии, как, скажем, историю Египта. А фашизм – это предмет изучения для специалистов узкого профиля. В стране практически не существует музейных экспозиций, раскрывающих сущность фашизма, а на имя Гитлер существует некое табу – оно нигде не упоминается, его стараются не произносить вслух. Немцы болезненно относятся к его деяниям. Разумеется, ни о каких памятниках Гитлеру на территории Германии и речи быть не может.

Однако было бы ошибкой утверждать, что немецким ветеранам их потомки сегодня плюют вслед. Нет, киноиндустрия создает новые документальные фильмы, обычно посвященные различным эпизодам войны (Сталинград, Курская битва). При этом используются кадры военной кинохроники, у ветеранов и бывших военнопленных берутся пространные интервью. А молодые немцы имеют возможность прикоснуться к леденящей правде о фашизме, посетив, например, польский Освенцим. Его гробовая тишина, от которой мороз идет по коже, никого не оставляет равнодушным.

А еще на первом этаже в здании Мюнхенского университета существует музей, который называется «Белая роза в коричневом городе». Его экспозиция рассказывает об активистах Сопротивления нацистскому режиму в Германии, в частности, о брате и сестре Гансе и Софи ШОЛЛЬ, которые создали группу «Белая роза». И хотя их деятельность ограничивалась проведением мирных антинацистских акций (таких, как разбрасывание листовок), 18 февраля 1943 года Софи и Ганс были арестованы по обвинению в государственной измене и подвержены страшным пыткам. В приговоре отмечалось: «Обвиняемые призывали к саботажу военной промышленности, осуждали национал-социали­стический образ жизни нашего народа, пропагандировали пораженческие настроения и наихудшим образом отзывались о фюрере. Тем самым они играли на руку врагам Рейха и подрывали обороноспособность нашей страны. За это им придется заплатить собственной жизнью». За четыре дня брат и сестра были изуродованы до неузнаваемости, а затем казнены на гильотине. В 70-х годах в Германии возник интерес к судьбе Софи и Ганса Шолль, и сейчас они считаются символами ненасильственного сопротивления нацизму. Их имена носят улицы и площади Мюнхена.

Нет ли сегодня в Германии опасности возрождения фашизма? Похоже, что нет. И здесь свою силу демонстрирует государственный аппарат. Если неофашистские организации иногда и заявляют о своем существовании, то чаще всего в Берлине, на уровне неформальных молодежных организаций типа московских скинхедов (аналитики отмечают, что московские – более радикальны и жестоки). Например, одним из главных событий нынешнего мая стала разрешенная властями демонстрация правых. Неонацисты собирались пройти маршем по одному из районов Берлина. Но чтобы помешать этому, тысячи берлинцев с утра блокировали все подступы к району, пытаясь прорваться сквозь выставленные кордоны (порядок в столице обеспечивали 7 тысяч полицейских из разных регионов страны). В итоге на митинг сторонников национальной идеи собралось всего около шестисот человек, и начался он с более чем часовым опозданием. Все дома, расположенные поблизости, были украшены антифашистскими транспарантами, а их обитатели пытались заглушить выступающих музыкой и шумовыми эффектами. Марш правых проходил под улюлюканье и свист берлинцев. Когда он начался, сразу же был заблокирован сидячей забастовкой немецких политиков во главе с председателем Бундестага Вольфгангом ТИРЗЕ и присоединившихся к ним людей. В итоге марш практически был сорван, поскольку, пройдя совсем небольшой участок пути, неонацисты были вынуждены повернуть назад. К слову, все участники таких группировок состоят на поименном учете в полиции, и, что самое важное, ни одна из мелких партий, поддерживающих эти структуры, никогда не была и, по мнению аналитиков, не будет представлена в немецком парламенте. Поэтому юным неофашистам позволено разве что кулуарно «поумничать» на тему чистоты арийской расы, но они должны знать о том, что с 1947 года в Германии существует конституционный запрет на фашистскую идеологию, а стало быть, графическое изображение свастики или выброс руки в нацистском приветствии автоматически подпадает под статью закона.

Все послевоенные поколения немцев испытывают на себе последствия фашизма и слышат его отголоски. До сегодняшнего дня немецкие туристы, посещая, например, Бельгию или Данию, сталкиваются с проявлениями злобы и ненависти со стороны местного населения. Европа очень медленно залечивает раны Второй мировой. А сами немцы до недавнего времени подсознательно стеснялись своей национальности. И только четыре года назад, во время Чемпионата мира по футболу, проходившего в Германии, немецкая молодежь впервые отважилась взять в руки национальные флажки. Многие пожилые немцы склонны считать это знаковым явлением, символизирующим начало новой эпохи в истории Германии.

Перегляди 1 302