Летопись про татаро-монгольское иго: исторический факт или вымысел. Окончание монголо-татарского ига на Руси: история, дата и интересные факты. Как жила Русь под монголо-татарским игом Татаро монгольское иго кто

Изучая труды летописцев, свидетельства европейских путешественников, посетивших Русь и Монгольскую империю, далеко не однозначное трактование событий X–XV веков академиком Н. В. Левашовым, Л. Н. Гумилевым, нельзя не задаться целым рядом вопросов : было татаро-монгольское иго или его придумали специально, с определенной целью, это исторический факт или преднамеренный вымысел.

Вконтакте

Русские и монголы

Умерший в 978 году киевский князь Ярослав Мудрый должен был поступить так, как делают англичане , у которых все наследство отдается старшему сыну, а остальные становятся либо священниками, либо морскими офицерами, тогда у нас не образовалось бы нескольких отдельных областей, отданных наследникам Ярослава.

Удельная разобщенность Руси

Каждый князь, получивший землю, делил ее между своими сыновьями, что способствовало еще большему , ослаблению Киевской Руси, хотя она расширила владения за счет переноса столицы в лесной Владимир.

Наше государство, не будь удельной разобщенности , не позволило бы поработить себя татаро-монголам.

Кочевники у стен русских городов

В конце IX века Киев окружали венгры, которые были вытеснены к западу печенегами. Вслед за ними к середине XI века последовали торки, за ними - половцы; затем началось нашествие монгольской империи.

Подступы к русским княжествам неоднократно осаждали мощные войска степняков, через некоторое время прежние кочевники сменялись другими, поработившими их большей удалью, лучшим оружием.

Как складывалась империя Чингисхана

Период конца XII - начала XIII века ознаменовался единением нескольких монгольских родов, направляемых неординарным Тэмуджином , взявшим в 1206 году звание Чингисхана.

Пресеклись нескончаемые распри воевод-нойонов, обычные кочевники были обложены непомерными оброками, обязательствами. Для упрочения положения простого населения и аристократии Чингисхан двинул свое огромное войско сперва в зажиточную Поднебесную империю, позже на исламские земли.

Государство Чингисхана носило организованное военное администрирование, правительственный персонал служащих, имело почтовую коммуникацию, постоянное обложение пошлинами. Кодекс канонов «Яса» уравновешивал полномочия приверженцев любых верований.

Фундаментом империи служило войско, основанное на принципах всеобщего армейского долга, военного уклада, суровой выдержанности. Квартирмейстеры-юртжи намечали маршруты, привалы, запасали продовольствие. Сведения о будущих пунктах нападения приносили торговцы , главы обозов, особые представительства.

Внимание! Следствием захватнических кампаний Чингисхана с его приверженцами стала исполинская сверхдержава, охватывавшая Поднебесную, Корею, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье, Сирию, степи Восточной Европы, Казахстана.

Успехи монголов

С юго-востока имперские войска выгружались на Японских островах, островах Малайского архипелага; дотянулись до Египта на Синайском полуострове, севернее подошли к Европейским рубежам Австрии. 1219 год - армия Чингисхана покорила величайшее среднеазиатское государство - Хорезм, который вошел затем в состав Золотой Орды. К 1220 году Чингисхан основал Каракорум - столицу Монгольской империи.

Обогнув с юга Каспийское море, конные войска вторглись в Закавказье, через Дербентское ущелье вышли к Северному Кавказу, где встретились с половцами и аланами, разгромив которых, овладели Крымским Судаком.

Гонимые монголами степные кочевники попросили защиты у русичей . Русские князья приняли предложение сразиться с неизвестным войском за границами своей земли. В 1223 году хитрой уловкой монголы завлекли русских и половцев к берегам . Дружины наших воевод сопротивлялись разрозненно и были совершенно опрокинуты.

1235 год - собрание монгольской аристократии утвердило решение о кампании по захвату Руси, отрядив большую часть имперских воинов, около 70 тысяч боевых единиц под управлением внука Чингисхана Бату.

Эта рать определялась символически как «татаро-монгольская». «Татарами» именовали персы, китайцы, арабы степняков, живущих по северной границе с ними .

К середине XIII века в могучем государстве Чингизидов монгольскими были начальники военных округов и отборные привилегированные бойцы, прочие войска оставались характерной имперской армией, представлявшей собой воинов поверженных территорий - китайцев, аланов, иранцев, бесчисленных тюркских племен. Захватив Серебряную Булгарию, мордвин и кипчаков, эта туча по холодам 1237 года придвинулась к рубежам Руси , накрыла Рязань, потом Владимир.

Важно! Исторический отсчет татаро-монгольское иго начинает с 1237 года, со взятия Рязани.

Русские защищаются

С этого времени Русь стала платить дань завоевателям, очень часто подвергаясь жесточайшим набегам татаро-монгольских войск. Русичи геройски отвечали захватчикам. В историю вошел маленький Козельск, который монголы назвали злым городом за то, что он дал отпор и сражался до последнего; бились защитники: женщины, старики, дети - все, кто мог держать оружие или лить расплавленную смолу со стен города. Ни единого человека в Козельске не осталось в живых, одни погибли в бою, остальных добили, когда вражеское войско прорвало оборону.

Хорошо известно имя рязанского боярина Евпатия Коловрата, который, возвратившись в родную Рязань и увидев, что натворили там захватчики, с маленьким войском кинулся вслед Батыевым отрядам, бился с ними смертно.

1242 год - хан Бату на приволжских равнинах основал новейшее селение империи Чингизидов - Золотую Орду . Русичи исподволь догадались, с кем предстоит вступить в конфликт. С 1252 по 1263 год высочайшим владыкой Владимира являлся Александр Невский, собственно тогда утвердилось татарское иго как концепция правовой подчиненности Орде.

Наконец-то, русичи вняли, что надо объединиться против страшного врага. 1378 год - русские дружины на реке Воже разгромили огромные татаро-монгольские полчища под руководством опытного мурзы Бегича. Оскорбленный этим поражением, темник Мамай сколотил несметную армию и двинулся к Московии . По призыву князя Дмитрия спасать родную землю поднялась вся Русь.

1380 год - на реке Дон темник Мамай был окончательно разгромлен. После той великой сечи Дмитрий стал называться Донским, саму битву по названию исторического местечка Куликово поле между реками Дон и Непрядва, где происходило побоище, нарекли .

Но Русь из кабалы не вышла. Сколько лет еще не могла она обрести окончательную независимость. Через два года Тохтамыш-хан сжег Москву, потому что князь Дмитрий Донской уехал собирать войско, не смог вовремя дать достойного отпора нападавшим . Еще сто лет русские князья продолжали подчиняться Орде, а та становилась все слабее из-за раздоров Чингизидов - кровников Чингиса.

1472 год - Иван III, Великий князь Московский, разгромил монголов, отказался уплачивать им дань. Через несколько лет Орда решила восстановить свои права и двинулась с очередным походом.

1480 год - русские войска расположились с одного берега реки Угры, монгольские - с другого. «Стояние» на Угре длилось 100 дней.

Наконец русичи отодвинулись от берегов, чтобы освободить место для будущей битвы, но у татар духу не хватило переправиться, ушли прочь. Русская рать вернулась в Москву, а противники - в Орду. Вопрос, кто победил — славяне или страх их врагов.

Внимание! В 1480 году наступил конец ига на Руси, ее севере и северо-востоке. Однако ряд исследователей полагает, что зависимость Москвы от Орды продолжалась вплоть до правления .

Итоги нашествия

Некоторые ученые полагают, что иго способствовало регрессу Руси , но это меньшее зло сравнительно с западными российскими недругами, отбиравшими наши наделы, требовавшими перехода православных в католичество. Позитивно мыслящие верят, что Монгольская империя помогла Московии возвыситься. Усобицы прекратились, разобщенные русские княжества объединились против совместного врага.

После установления стабильных связей с Русью богатые татарские мурзы с обозами дружно потянулись к Московии. Прибывшие принимали православие, женились на славянках, рожали детей с нерусскими фамилиями: Юсупов, Ханов, Мамаев, Мурзин.

Классическую историю России опровергают

Среди некоторых историков бытует другое мнение о татаро-монгольском иге и о тех, кто его придумал. Приведем интересные факты:

  1. Генофонд монголов отличается от генофонда татар, поэтому их нельзя объединять в общий этнос.
  2. Чингисхан имел европеоидную внешность.
  3. Отсутствие письменности у монголов и татар XII–XIII века , как следствие этого - недостаток увековеченных свидетельств их победоносных набегов.
  4. Наших летописей, подтверждающих кабалу русичей почти триста лет, не обнаружено. Появляются кое-какие псевдоисторические документы, описывающие монголо-татарское иго только со времен начала правления .
  5. Смущение вызывает отсутствие археологических артефактов с места знаменитых сражений, например, с Куликова поля,
  6. Вся территория, по которой кочевала Орда, не выдали археологам ни множества оружия того времени, ни захоронений убитых, ни курганов с телами умерших на становищах степных кочевников.
  7. У древних русских племен было язычество с ведическим мировоззрением. Их покровителями были Бог Тарх и его сестра - Богиня Тара. Отсюда пошло название народа «тархтары», позднее просто «тартары». Население Тартарии составляли русские, дальше к востоку Евразии разбавлялись разрозненными разноязыкими племенами, кочующими в поисках пропитания. Все они назывались тартарами, по-нынешнему - татарами .
  8. Поздние летописцы прикрыли нашествием Орды факт насильственного, кровавого навязывания греко-кафолической веры на Руси, выполняли заказ Византийской церкви и господствующей верхушки государства. Новое христианское учение, получившее после реформы патриарха Никона название православное христианство, привело народные массы к расколу: некоторые принимали православие, несогласных истребляли или высылали в северо-восточные провинции, в Тартарию.
  9. Тартары не простили уничтожения населения, разорения Киевского княжества, но армия ее не сумела молниеносно ответить, отвлеченная неурядицами на дальневосточных рубежах страны. Когда ведическая империя набрала силу, она дала отпор насаждавшим греческую религию, началась настоящая гражданская война: русичи с русскими, так называемые язычники (староверы) с православными. Длившуюся почти 300 лет конфронтацию своих против наших современные историки подали как «монголо-татарское нашествие».
  10. После насильственного крещения Владимиром Красное Солнышко Киевское княжество было разрушено, населенные пункты разорены, сожжены, большая часть жителей уничтожена. Не смогли объяснить происходящее, так что прикрыли татаро-монгольским игом, чтобы замаскировать жестокость перехода в новую веру (недаром Владимир после этого стал называться Кровавым) было призвано нашествие «диких кочевников».

Татары на Руси

Прошлое Казани

Крепость Казань исхода XII века становится престольным градом государства волжско-камских булгар. Спустя некоторое время, страна покоряется монголам, три века подчиняется Золотой Орде, булгарские правители, сродни московским князьям, вносят оброк, исправляют подчиненные функции.

К пятидесятым годам XV века, следом за очевидным разделением Монгольской империи , прежний ее правитель Уду-Мухаммед, оказавшийся без собственности, вторгся в булгарскую столицу, казнил наместника Али-Бека, захватил его трон.

1552 год - в Казань прибыл царевич Едигер - наследник хана Астраханского. Едигер нагрянул c 10 тыс. чужеземцев, кочевников своевольных, шляющихся по степи.

Иван IV Васильевич, царь всея Руси, покоряет столицу Булгарии

Сражение за Казань разыгрывалось не с урожденными обитателями государства, а с ратными массами Едигера, нагнанными им из Астрахани. Многотысячной армии Ивана Грозного противоборствовала стая чингизида, состоявшая из народностей Среднего Поволжья, Тюркских племен, ногайцев, марийцев.

15 октября 1552 года, спустя 41 день отважной защиты, во время остервенелого штурма сдался славный благодатный город Казан. После обороны столицы полегли практически все ее защитники. Город подвергся тотальному расхищению. Уцелевших жителей ожидала беспощадная кара: раненых мужчин, стариков, детей - всех добили триумфаторы по велению московского царя; молодиц с крошечными младенцами услали в невольничество. Если бы царь всея Руси, разделавшийся с Казанью и Астраханью , замыслил совершить обряд крещения против воли всех татар, то, безусловно, учинил бы очередной беспредел.

Еще Петр I ратовал о создании моноконфессионального христианского государства, но при его правлении до всеобщего крещения народов Руси не дошло.

Крещение татар на Руси происходило с первой половины 18 века. 1740 год - императрица Анна Иоанновна издала указ, по которому все иноверческие народы России должны были принять православие. По предписаниям новообращенным не подобало жить вместе с иноверцами; нехристей надлежало переселять в отдельные местности. Среди признавших православие татар-мусульман была малая доля , гораздо меньше, в сравнении с язычниками. Положение порождало неудовольствие короны и администрации, принявших на вооружение практику последней четверти XVI в. Власть имущие инициировали кардинальные санкции.

Радикальные меры

Провести крещение татар на Руси не удалось несколько веков назад и остается проблематичным в наше время. Собственно уклонение татар принять православие, а также сопротивление курсу на христианизацию правоверного священства, привели к осуществлению намерения уничтожить мусульманские храмы.

Исламский народ не только устремлялся с прошениями к власти, но и крайне неодобрительно реагировал на широчайшее разорение мечетей. Это породило обеспокоенность господствующей державы .

Православные батюшки русской армии становились проповедниками посреди служивых-нехристей. Узнав об этом, некоторые из иноверных новобранцев отдавали предпочтение принять крещение еще до мобилизации. Для склонения к принятию христианства предприимчиво употреблялись налоговые скидки крещеным, дополнительные взносы должны были платить не православные.

Документальный фильм о монголо-татарском иге

Альтернативная история, татаро-монгольское иго

Выводы

Как вы поняли, сегодня предлагается множество мнений об особенностях монгольского нашествия. Может, в будущем, ученые смогут найти веские доказательства факта его существования или вымысла, что прикрыли татаро -монгольским игом политики и правители и с какой целью это делалось. Возможно, истинная правда о монголах («великих» — так называли чингизидов другие племена) раскроется. История — такая наука, где не может быть однозначного взгляда на то или иное событие, так как оно всегда рассматривается с разных точек зрения. Ученые собирают факты, а выводы будут делать потомки.

Монголо-татарское иго – период захвата Руси монголо-татарами в 13-15 веках. Монголо-татарское иго длилось в течение 243 лет.

Правда о монголо-татарском иге

Русские князья на тот момент находились в состоянии вражды, поэтому не смогли дать достойный отпор захватчикам. Несмотря на то, что на помощь пришли половцы, армия татаро-монгол быстро захватила преимущество.

Первое прямое столкновение между войсками состоялось на реке Калке , 31 мая 1223 года и было довольно быстро проиграно. Уже тогда стало ясно, что нашей армии не удастся победить татаро-монголов, однако натиск противника еще довольно долго сдерживался.

Зимой 1237 года началось целенаправленное вторжение основных войск татаро-монголов на территорию Руси. На этот раз армией противника командовал внук Чингисхана – Батый. Армии кочевников удалось достаточно быстро подвигаться вглубь страны, разграбляя княжества по очереди и убивая на своем ходу всех, кто пытался сопротивляться.

Основные даты захвата Руси татаро-монголами

  • 1223 год. Татаро-монголы подошли к границе Руси;
  • 31 мая 1223 года. Первое сражение;
  • Зима 1237 год. Начало целенаправленного вторжения на Русь;
  • 1237 год. Захвачены Рязань и Коломна. Пало Рязанское княжество;
  • 4 марта 1238 года. Убит великий князь Юрий Всеволодович. Захвачен город Владимир;
  • Осень 1239 года. Захвачен Чернигов. Пало Черниговское княжество;
  • 1240 год. Захвачен Киев. Пало Киевское княжество;
  • 1241 год. Пало Галицко-Волынское княжество;
  • 1480 год. Свержение монголо-татарского ига.

Причины падения Руси под натиском монголо-татар

  • отсутствие единой организации в строю русских воинов;
  • численный перевес противника;
  • слабость командования русской армии;
  • плохо организованная взаимопомощь со стороны разрозненных князей;
  • недооценка сил и численности противника.

Особенности монголо-татарского иго на Руси

На Руси началось установление монголо-татарское ига с новыми законами и порядками.

Фактическим центром политической жизни стал Владимир, именно оттуда татаро-монгольский хан осуществлял своё управление.

Сущность управления татаро-монгольского ига заключалась в том, что Хан вручал ярлык на княжение по своему собственному усмотрению и полностью контролировал все территории страны. Это усиливало вражду между князьями.

Феодальная раздробленность территорий всячески поощрялась, так как это снижало вероятность централизованного бунта.

С населения регулярно взималась дань, «ордынский выход». Сбором денег занимались специальные чиновники – баскаки, которые проявляли чрезвычайную жестокость и не чурались похищениями и убийствами.

Последствия монголо-татарского завоевания

Последствия монголо-татарского ига на Руси были ужасными.

  • Многие города и села были разрушены, люди убиты;
  • Сельское хозяйство, ремесленничество и искусство пришли в упадок;
  • Значительно усилилась феодальная раздробленность;
  • Значительно сократилась численность населения;
  • Русь стала заметно отставать в развитии от Европы.

Конец монголо-татарского иго

Полное освобождение от монголо-татарского ига произошло лишь в 1480 году, когда великий князь Иван III отказался выплачивать орде деньги и заявил о независимости Руси.

Когда историки анализируют причины успехов татаро-монгольского ига, в числе самых важных и существенных причин они называют присутствие у власти могущественного хана. Зачастую хан становился олицетворением силы и военной мощи, и поэтому его боялись, как русские князья, так и представители самого ига. Какие же ханы оставили свой след в истории и считались самыми могущественными правителями своего народа.

Самые могущественные ханы монгольского ига

За все время существования Монгольской империи и Золотой Орды, на престоле сменилось немало ханов. Особенно часто правители менялись в период великой замятне, когда кризис вынудил брата идти против брата. Разнообразные междоусобные войны и регулярные военные походы немало запутали семейное древо монгольских ханов, однако имена самых могущественных правителей известны до сих пор. Итак, какие же ханы Монгольской империи считались самыми могущественными?

  • Чингисхан из-за массы удачных походов и объединения земель в одно государство.
  • Батый, которому удалось полностью подчинить Древнюю Русь и образовать Золотую Орду.
  • Хан Узбек, при котором Золотая Орда достигла наибольшего могущества.
  • Мамай, который сумел объединить войска в период великой замятни.
  • Хан Тохтамыш, совершивший удачные походы против Москвы, и вернувший Древнюю Русь в состав подневольных территорий.

Каждый правитель заслуживает отдельного внимания, ведь его вклад в историю развития татаро-монгольского ига огромен. Однако гораздо интереснее рассказать обо всех правителях ига, постаравшись восстановить семейное древо ханов.

Татаро-монгольские ханы и их роль в истории ига

Имя и годы правления хана

Его роль в истории

Чингисхан (1206-1227)

И до Чингисхана у монгольского ига были свои правители, но именно этому хану удалось объединить все земли и совершить удивительно успешные походы на Китай, Северную Азию и против татар.

Угэдэй (1229-1241)

Чингисхан постарался дать возможность правления всем своим сыновьям, поэтому разделил между ними империю, но именно Угэдэй был его главным наследником. Правитель продолжил экспансию на Среднюю Азию и Северный Китай, упрочив положение и в Европе.

Батый (1227-1255)

Батый был лишь правителем улуса Джучи, получившего в последствии название Золотая Орда. Однако успешный Западный поход, экспансия Древней Руси и Польши, сделали из Батыя национального героя. Вскоре он начал распространять свою сферу влияния на всю территорию монгольского государства, становясь все более авторитетным правителем.

Берке (1257-1266)

Именно в период правления Берке, Золотая Орда практически полностью обособилась от Монгольской империи. Правитель делал акцент на градостроительство, улучшение социального положения граждан.

Менгу-Тимур (1266-1282), Туда-Менгу (1282-1287), Тула-Буги (1287-1291)

Эти правители не оставили большого следа в истории, зато смогли еще больше обособить Золотую Орду и отстоять ее права на свободу от Монгольской империи. Основой экономики Золотой Орды оставалась дань от князей Древней Руси.

Хан Узбек (1312-1341) и хан Джанибек (1342-1357)

При хане Узбеке и его сыне Джанибеке произошел расцвет Золотой Орды. Подношения русских князей регулярно увеличивались, продолжалось градостроительство, а жители Сарай-Бату обожали своего хана и буквально поклонялись ему.

Мамай (1359-1381)

Мамай никак не относился к законным правителям Золотой Орды и не имел с ними связи. Он силой захватил власть в стране, добиваясь новых экономических реформ и военных побед. Несмотря на то, что власть Мамая крепла с каждым днем, проблемы в государстве нарастали из-за конфликтов на престоле. В результате, в 1380 году Мамай потерпел сокрушительное поражение от русских войск на Куликовом поле, а в 1381 году был свергнут законным правителем Тохтамышем.

Тохтамыш (1380-1395)

Пожалуй, последний великий хан Золотой Орды. Ему удалось после сокрушительного поражения Мамая, вернуть себе статус в Древней Руси. После похода на Москву в 1382 году, выплаты дани возобновились, а Тохтамыш доказал свое силовое превосходство.

Кадыр Берди (1419), Хаджи-Мухаммед (1420-1427), Улу-Мухаммед (1428-1432), Кичи-Мухаммед (1432-1459)

Все эти правители пытались установить свою власть в период государственного распада Золотой Орды. После начала внутриполитического кризиса сменилось множество правителей, а это повлияло и на ухудшение положения страны. В результате, в 1480 году Ивану III удалось добиться независимости Древней Руси, скинув оковы многовековой дани.

Как это часто бывает, великое государство распадается из-за династического кризиса. Спустя несколько десятилетий после освобождения Древней Руси от гегемонии монгольского ига, русским правителям также предстояло пережить свой династический кризис, но это уже совсем другая история.

История России всегда была немного грустной и бурной из-за войн, борьбы за власть и резких реформ. Эти реформы часто сваливали на Россию разом, насильственно, вместо того, чтобы вводить их постепенно, размеренно, как чаще всего это бывало в истории. Со времен первых упоминаний князья разных городов - Владимира, Пскова, Суздаля и Киева - постоянно сражались и спорили за власть и контроль над небольшим полуобъединенным государством. Под властью святого Владимира (980-1015) и Ярослава Мудрого (1015-1054 гг.)

Киевское государство было на вершине процветания и добилось относительного мира в отличие от прошлых лет. Однако, время шло, мудрые правители умерли, и снова началась борьба за власть и вспыхнули войны.

Перед смертью, в 1054 году, решил разделить княжества между сыновьями, и это решение определило будущее Киевской Руси на ближайшие двести лет. Гражданские войны между братьями разорили большую часть Киевского содружества городов, лишив ее необходимых ресурсов, которые ей в дальнейшем очень бы пригодились. Когда князья непрерывно сражались друг с другом, бывшее Киевское государство медленно разлагалось, уменьшалось и теряло прежнюю славу. Одновременно его ослабляли вторжения степных племен - половцев (они же куманы или кипчаки), а до этого печенегов, и в конце концов Киевское государство стало легкой добычей для более могущественных захватчиков из далеких земель.

Был у Руси шанс изменить свою судьбу. Около 1219 года монголы впервые вошли в районы близ Киевской Руси, направляясь на , и те попросили помощи русских князей. В Киеве собрался совет князей, чтобы рассмотреть просьбу, что очень обеспокоило монголов. Согласно историческим источникам, монголы заявили, что не собираются нападать на русские города и земли. Монгольские посланники требовали мира с русскими князьями. Однако князья не доверяли монголам, подозревая, те не остановятся и пойдут на Русь. Монгольские послы были убиты, и таким образом шанс на мир был уничтожен руками князей разобщенного Киевского государства.

В течение двадцати лет Батый-хан с армией в 200 тысяч человек совершал набеги. Один за другим русские княжества - Рязань, Москва, Владимир, Суздаль и Ростов - попадали в кабалу к Батыю и его армии. Монголы разграбили и уничтожили города, жителей убили или увели в плен. В конце концов монголы захватили, разграбили и сравняли с землей Киев, центр и символ Киевской Руси. Только отдаленные северо-западные княжества, такие как Новгород, Псков и Смоленск, пережили натиск, хотя эти города будут терпеть непрямое подчинение и станут придатками Золотой Орды. Возможно, заключением мира русские князья могли бы предотвратить это. Однако, нельзя назвать это просчетом, ведь тогда Руси навсегда пришлось бы изменить религию, искусство, язык, систему правления и геополитику.

Православная церковь во времена татаро-монгольского ига

Первыми монгольскими набегами были разграблены и уничтожены многие церкви и монастыри, и бесчисленное количество священников и монахов было убито. Те, кто выжил, часто попадали в плен и отправлялись в рабство. Размеры и мощь монгольской армии были шокирующими. Пострадали не только экономика и политическое устройство страны, но и социальные и духовные институты. Монголы утверждали, что они - кара Божья, и русские верили, что все это послано им Богом как наказание за их грехи.

Православная церковь станет мощным маяком в «темные годы» монгольского засилья. Русский народ, в конце концов, обратился к православной церкви, ища утешения в своей вере и руководство и поддержку в священнослужителях. Набеги степного народа вызвали потрясение, бросив семена на благодатную почву для развития русского монашества, что в свою очередь сыграло важную роль в становлении мировоззрения соседних племен финно-угров и зырян, а также привело к колонизации северных регионов России.

Унижение, которому подверглись князья и городские власти, подорвало их политический авторитет. Это позволило церкви выступить воплощением религиозной и национальной идентичности, заполнив собой утраченную идентичность политическую. Также способствовала укреплению церкви уникальная юридическая концепция ярлыка, или хартия иммунитета. В царствование Менгу-Тимура в 1267 году ярлык был выдан митрополиту Киевскому Кириллу для православной церкви.

Хотя церковь де-факто перешла под защиту монголов десятью годами ранее (из переписи 1257 года, проведенной ханом Берке), это ярлык официально зафиксировал неприкосновенность православной церкви. Что еще более важно, он официально освобождал церковь от любых форм налогообложения монголами или русскими. Священники имели право не регистрироваться во время переписей и освобождались от принудительного труда и военной службы.

Как и ожидалось, ярлык, выданный православной церкви, возымел большое значение. Впервые церковь становится менее зависимой от княжеской воли, чем в любой другой период российской истории. Православная церковь смогла приобрести и закрепить за собой значительные участки земли, что дало ей чрезвычайно сильное положение, продолжавшееся в течение столетий после монгольского захвата. Устав строго запрещал как монгольским, так и российским налоговым агентам захватывать церковные земли или требовать чего-либо от православной церкви. Это гарантировалось простым наказанием - смертью.

Другая важная причина возвышения церкви лежала в ее миссии - распространять христианство и обращать в свою веру деревенских язычников. Митрополиты много путешествовали по всей стране, чтобы укрепить внутреннюю структуру церкви и чтобы решать административные проблемы и контролировать деятельность епископов и священников. Более того, относительная безопасность скитов (экономическая, военная и духовная) притягивала крестьян. Поскольку быстро растущие города мешали атмосфере благости, которую давала церковь, монахи стали уходить в пустынь и там заново строить монастыри и скиты. Религиозные поселения продолжали строиться и тем самым укрепляли авторитет православной церкви.

Последним значительным изменением стал переезд центра православной церкви. До того, как монголы вторглись в русские земли, церковным центром был Киев. После разрушения Киева в 1299 году Святейший Престол переехал во Владимир, а потом, в 1322 году в Москву, чем значительно повысил значимость Москвы.

Изобразительное искусство во времена татаро-монгольского ига

В то время как на Руси начались массовые депортации художников, монашеское возрождение и внимание к православной церкви привело к художественному возрождению. То, что сплотило русских в то тяжелое время, когда они оказались без государства, - это их вера и способность выражать свои религиозные убеждения. В это тяжелое время творили великие художники Феофан Грек и Андрей Рублев.

Именно во второй половине монгольского правления в середине четырнадцатого века русская иконография и фресковая живопись снова начали процветать. Феофан Грек прибыл на Русь в конце 1300-х годов. Он расписывал церкви во многих городах, особенно в Новгороде и Нижнем Новгороде. В Москве он написал иконостас для Благовещенской церкви, а также работал над церковью Архангела Михаила. Спустя несколько десятилетий после прибытия Феофана одним из его самых лучших учеников стал начинающий Андрей Рублев. Иконопись пришла на Русь из Византии в X веке, но монгольское нашествие в XIII веке отрезало Русь от Византии.

Как изменился язык после ига

Нам может показаться несущественным такой аспект как влияние одного языка на другой, но эти сведения помогают нам понять, в какой степени одна народность влияла на другую или на группы народностей - на государственное управление, на военное дело, на торговлю, а также как географически распространялось это влияние. Действительно, языковые и даже социолингвистические воздействия были велики, поскольку русские заимствовали тысячи слов, фраз, другие значимые лингвистические конструкции от монгольского и тюркского языков, объединенных в Монгольскую империю. Ниже перечислены несколько примеров слов, которые используются и поныне. Все заимствования пришли из разных частей Орды:

  • амбар
  • базар
  • деньги
  • лошадь
  • сундук
  • таможня

Одной из очень важных разговорных черт русского языка тюркского происхождения является использование слова «давай». Ниже перечислены несколько распространенных примеров, которые все еще встречаются на русском языке.

  • Давай чай попьем.
  • Давай выпьем!
  • Давай пойдём!

Кроме того, на юге России имеются десятки местных названий татарского/тюркского происхождения земель вдоль Волги, которые выделяются на картах этих районов. Примеры таких названий: Пенза, Алатырь, Казань, названия регионов: Чувашия и Башкортостан.

Киевская Русь была демократическим государство. Основным управляющим органом было вече - собрание всех свободных граждан мужского пола, собиравшихся для обсуждения таких вопросов, как война и мир, закон, приглашение или изгнание князей в соответствующий город; все города в Киевской Руси имели вече. Это был, по сути, форум для гражданских дел, для обсуждения и решения проблем. Однако этот демократический институт подвергся серьезному сокращению под властью монголов.

Безусловно, самые влиятельные собрания были в Новгороде и Киеве. В Новгороде особый вечевый колокол (в других городах для этого обычно использовали церковные колокола) служил для того, чтобы созывать горожан, и, теоретически, любой мог позвонить в него. Когда монголы завоевали большую часть Киевской Руси, вече перестало существовать во всех городах, кроме Новгорода, Пскова и нескольких других городов на северо-западе. Вече в этих городах продолжало работать и развиваться, пока Москва не подчинила их в конце XV века. Однако сегодня дух вече как общественного форума возрожден в нескольких городах России, в том числе в Новгороде.

Большое значение для монгольских властителей имели переписи населения, которые позволяли собирать дань. Для поддержки переписей монголы ввели специальную двойную систему региональной администрации, возглавляемую военными губернаторами, баскаками и/или гражданскими губернаторами, даругачами. По сути, баскаки были ответственны за руководство деятельностью правителей в районах, которые сопротивлялись или не принимали монгольскую власть. Даругачи были гражданскими губернаторами, которые контролировали те районы империи, которые сдались без боя или которые считались уже подчинившимися монгольским войскам и спокойными. Тем не менее, баскаки и даругачи иногда исполняли обязанности властей, но не дублировали ее.

Как известно из истории, правящие князья Киевской Руси не доверяли монгольским послам, которые пришли заключить мир с ними в начале 1200-х годов; князья, как ни прискорбно, предали послов Чингисхана мечу и вскоре дорого заплатили. Таким образом, в XIII веке на завоеванных землях были поставлены баскаки, чтобы подчинять народ и контролировать даже повседневную деятельность князей. Кроме того, помимо проведения переписи, баскаки обеспечивали рекрутские наборы местного населения.

Существующие источники и исследования показывают, что баскаки в значительной степени исчезли с русских земель к середине XIV века, поскольку Русь более или менее признала власть монгольских ханов. Когда баскаки ушли, власть перешла к даругачам. Однако, в отличие от баскаков, ​​даругачи не жили на территории Руси. Фактически онинаходились в Сарае, старой столице Золотой Орды, расположенной недалеко от современного Волгограда. Даругачи служили на землях Руси в основном как советники и консультировали хана. Хотя ответственность за сбор и доставку дани и призывников принадлежала баскакам, ​​с переходом от баскаков к даругачам эти обязанности фактически были переданы самим князьям, когда хан увидел, что князья вполне с этим справляются.

Первая перепись, проведенная монголами, произошла в 1257 году, всего через 17 лет после завоевания русских земель. Население было разделено на десятки - такая система была у китайцев, ее переняли монголы, использовав ее во всей своей империи. Основной целью переписи был призыв, а также налогообложение. Москва сохранила эту практику и после того, как она прекратила признавать Орду в 1480 году. Практика заинтересовала иностранных гостей в России, для которых широкомасштабные переписи все еще были неизвестны. Один из таких посетителей, Сигизмунд фон Герберштейн из Габсбурга, отметил, что каждые два или три года князь проводил перепись по всей земле. Перепись населения не получала широкого распространения в Европе вплоть до начала 19 века. Одно существенное замечание, которое мы должны сделать: той тщательности, с которой русские проводили перепись, еще около 120 лет не могли достичь в других частях Европы в эпоху абсолютизма. Влияние Монгольской империи, по крайней мере, в этой области, очевидно, было глубоким и эффективным и помогло создать сильное централизованное правительство для Руси.

Одним из важных нововведений, которое баскаки курировали и поддерживали, были ямы (система постов), которые были построены для обеспечения путников едой, ночлегом, лошадьми, а также повозками или санями, в зависимости от времени года. Изначально построенный монголами ям обеспечивал относительно быстрое движение важных депеш между ханами и их наместниками, а также быструю отправку посланников, местных или иностранных, между различными княжествами по всей обширной империи. На каждом посту были лошади, чтобы везти уполномоченных лиц, а также для замены уставших лошадей в особо длительных поездках. Каждый пост, как правило, находился примерно в дне езды от ближайшего поста. Местные жители были обязаны поддерживать смотрителей, кормить лошадей и удовлетворять потребности чиновников, путешествующих по служебным делам.

Система была достаточно эффективной. В другом докладе Сигизмунда фон Герберштейна из Габсбурга говорилось, что система ямов позволила ему проехать 500 километров (от Новгорода до Москвы) в течение 72 часов - намного быстрее, чем где бы то ни было в Европе. Система ямов помогала монголам поддерживать жесткий контроль над своей империей. В течение мрачных лет пребывания монголов на Руси в конце XV века князь Иван III решил продолжить использование идеи системы ямов, чтобы сохранить сложившуюся систему связи и разведки. Однако идея почтовой системы, как мы ее знаем сегодня, не возникнет до самой смерти Петра Великого в начале 1700-х годов.

Некоторые из нововведений, привезенных на Русь монголами, долгое время удовлетворяли потребности государства и продолжались много веков после Золотой Орды. Это значительно расширило развитие и расширение сложной бюрократии более поздней, имперской России.

Основанная в 1147 году, Москва оставалась незначимым городом более ста лет. В то время это место лежало на перекрестке трех основных дорог, одна из которых соединяла Москву с Киевом. Географическое расположение Москвы заслуживает внимания, поскольку оно находится на изгибе реки Москвы, которая сливается с Окой и Волгой. Через Волгу, которая позволяет добраться до Днепра и Донских рек, а также Черного и Каспийского морей, всегда существовали огромные возможности для торговли с ближними с отдаленными землями. С наступлением монголов из опустошенной южной части Руси начали прибывать толпы беженцев, в основном из Киева. Более того, действия московских князей в пользу монголов способствовали подъему Москвы как центра власти.

Еще до того, как монголы предоставили Москве ярлык, Тверь и Москва постоянно боролись за власть. Главный поворотный момент произошел в 1327 году, когда население Твери начало бунтовать. Увидев в этом возможность угодить хану своих монгольских повелителей, князь Московский Иван I с огромным татарским войском подавил восстание в Твери, восстановив порядок в этом городе и завоевав благосклонность хана. Чтобы продемонстрировать лояльность, Ивану I также был предоставлен ярлык, и таким образом Москва еще на шаг приблизилась к известности и власти. Вскоре князья Москвы взяли на себя обязанности по сбору налогов по всей земле (в том числе и с себя самих), и в конечном итоге монголы возложили эту задачу исключительно на Москву и прекратили практику отправки своих сборщиков налогов. Тем не менее, Иван I был более чем проницательным политиком и образцом здравомыслия: он, возможно, был первым князем, заменившим традиционную горизонтальную схему преемственности на вертикаль (хотя полностью она была достигнута только ко второму царствованию князя Василия в середине 1400-го года). Это изменение привело к большей стабильности в Москве и, таким образом, укрепило ее положение. По мере того, как Москва росла благодаря тому, что собирала дань, ее власть над другими княжествами все более и более утверждалась. Москва получала земли, а значит, она собирала больше дани и получала больший доступ к ресурсам, а следовательно, к большей власти.

В то время, когда Москва становилась все более и более могущественной, Золотая Орда находилась в состоянии общего распада, вызванного бунтами и переворотами. Князь Дмитрий решил напасть на в 1376 году и преуспел. Вскоре после этого один из монгольских генералов Мамай попытался создать свою собственную орду в степях к западу от Волги, и он решил бросить вызов власти князя Дмитрия на берегах реки Вожи. Дмитрий победил Мамая, чем восхитил москвичей и конечно разозлил монголов. Однако и собрал войско в 150 тысяч человек. Дмитрий собрал войско, сопоставимое по размеру, и две этих армии встретились у реки Дон на Куликовом поле в начале сентября 1380 года. Русичи Дмитрия, хотя и потеряли около 100 000 человек, победили. Тохтамыш, один из генералов Тамерлана, вскоре захватил и казнил генерала Мамая. Князь Дмитрий стал известен как Дмитрий Донской. Однако Москва вскоре была разграблена Тохтамышем и снова должна была платить дань монголам.

Но великая битва на Куликовом поле в 1380 году стала символическим поворотным моментом. Несмотря на то, что монголы жестоко отомстили Москве за непокорность, мощь, которую Москва показала, росла, и ее влияние на другие российские княжества расширялось. В 1478 году Новгород, наконец, подчинился будущей столице, и Москва вскоре сбросила покорность монгольским и татарским ханам, таким образом покончив с более чем 250-летним монгольским владычеством.

Итоги периода татаро-монгольского ига

Доказательства свидетельствуют, что многочисленные последствия монгольского нашествия распространялись на политические, социальные и религиозные аспекты Руси. Некоторые из них, например, рост православной церкви, оказали относительно положительное влияние на русские земли, другие же, например, потеря вече и централизация власти, способствовали прекращению распространения традиционной демократии и самоуправления для различных княжеств. Из-за влияния на язык и форму правления воздействие монгольского нашествия проявляется и сегодня. Возможно, благодаря шансу испытать Возрождение, как и в других западноевропейских культурах, политическая, религиозная и социальная мысль России будет сильно отличаться от политической реальности сегодняшнего дня. Под контролем монголов, которые приняли многие идеи правительства и экономики у китайцев, русские стали, пожалуй, более азиатской страной с точки зрения административного устройства, а глубокие христианские корни россиян установили и помогли поддерживать связь с Европой. Монгольское вторжение, возможно, больше, чем любое другое историческое событие, определило ход развития русского государства - его культуры, политической географии, истории и национальной идентичности.