Моральные знания и практическое поведение. Что такое моральные знания и практическое поведение личности? Человек лишь то, что он сам из себя делает

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План урока: 1. Моральный выбор. 2. Свобода – это ответственность. 3. Моральные знания и практическое поведение личности. 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

3 слайд

Описание слайда:

Подумаем Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

4 слайд

Описание слайда:

Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о моральной ответственности Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но, как существо социальное (общественное) и разумное, своё индивидуальное поведение человек всё-таки выбирает сам.

5 слайд

Описание слайда:

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР? ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ИМЕННО ТАК..? ЧТО ПРОИСХОДИТ..КОГДА МЫ ДЕЛАЕМ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР…?

6 слайд

Описание слайда:

Однако нет оснований утверждать, что человек всегда ведёт себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д. Так почему же человек в одном случае поступает грешно, а в другом - морально, честно, по-доброму?

7 слайд

Описание слайда:

В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом - дьявол, и каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя. Но выбирает он сам. Однако это скорее образное объяснение. Есть и другое.

8 слайд

Описание слайда:

Свобода выбора между… Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора - между добром и злом, моральным и аморальным. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы. Злом Злом Злом Добром Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо

9 слайд

Описание слайда:

Вот простой пример. У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришёл друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль - и ты это знаешь - учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу. Ты задумался, как поступить? Вот это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор

10 слайд

Описание слайда:

Что такое моральный выбор? МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЭТО КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО ВЫБИРАЕТ НО И ДЕЙСТВУЕТ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ ВЫБОРОМ. Моральный выбор - это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людя

11 слайд

Описание слайда:

СИТУАЦИЯ В фильме выдающегося режиссёра Алексея Германа «Проверка на дорогах» есть такой эпизод времён Великой Отечественной войны. Партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, их охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут на смерть. И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, на него влетает немецкий состав с оружием... Взрывать или не взрывать? Если взорвать, всё это обрушится на несчастных людей и погубит их. А если не взрывать - оружие пойдёт на фронт, да и приказ командования будет нарушен. Командир отряда категорически против взрыва. Он ясно видит его ужасные последствия. А заместитель командира по политической части, у которого фашисты расстреляли всю семью, требует немедленно выполнить приказ. Возникает тяжёлый нравственный конфликт... Итак, ситуация очень сложного и ответственного морального выбора. Подумай о ней. Только не упускай из виду, во-первых, те цели, ради которых вёл наш народ освободительную борьбу, во-вторых, гуманистические принципы морали.

12 слайд

Описание слайда:

СВОБОДА - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Речь, очевидно, идёт о жизни человека вообще, о его деятельности и её общественных последствиях. Костёр как раз и символизирует возможные опасности, подстерегающие человека в результате бездумных решений. Главная мысль – ответственность каждого за результаты своей деятельности. Самостоятельная работа с учебником. «Притча» с.55 Вопросы классу по прочитанному: - Как вы поняли её образы: дровосек, хворост, костёр? - О чём действительно идёт речь в притче? - В чём главный смысл притчи?

13 слайд

Описание слайда:

Быть человеком ответственным - это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный -ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью. В жизни каждый из нас подобен сказочному богатырю, стоящему перед камнем с надписью: «Направо пойдёшь... Налево... Прямо...» Куда пойти? Думай, решай, выбирай. Ты свободен.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

СВОБОДА ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ..НО Свобода – право выбора, ограниченное ответственностью. Свобода и ответственность неразрывно должны быть связаны между собой. Например, семья - это свобода заключить брак и немалая ответственность. Или, например, договор. Мы его заключаем без принуждения с чьей-либо стороны, но мы ответственны за его выполнение.

16 слайд

Описание слайда:

Но если уже сделал выбор - отвечать за свои поступки будешь сам. Потому что свобода и ответственность - как две стороны одной медали: одна невозможна без другой. Свобода без ответственности - это безответственность, это произвол, это вседозволенность, распущенность. Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием, с пустой самоуверенностью. Это слепой, бездумный, случайный выбор, который нередко приводит к пагубным последствиям как для окружающих, так и для того, кто совершил безответственный поступок. Не зря в народе говорят: «Дай сердцу волю - заведёт в неволю».

17 слайд

Описание слайда:

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». Ф. Искандер (р. 1929), российский писатель

18 слайд

Описание слайда:

СВОБОДА -ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ – ЭТО ПРЕДВИДИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ НАШИХ ПОСТУПКОВ. СУЩЕСТВУЕТ - МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТЬЮ.

19 слайд

Описание слайда:

ФАКТЫ Случай под Рязанью. Легковой автомобиль врезался в пешую колонну курсантов Воздушно- десантного училища, несмотря на предупреждение дежурных с флажками. Убито шесть курсантов, двадцать ранено. Водитель был пьян. Как связан этот случай со свободой выбора и ответственностью человека? Скажем прямо: свободный человек всегда находится в сложном положении. Готовых ответов на все случаи жизни нет и не будет никогда. Приходится самим решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор.

20 слайд

Описание слайда:

МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАКОНОВ НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ НЕ НЕСЕТ НАКАЗАНИЯ МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ НОРМЫ МОРАЛИ В ЗАКОНЫ.? БОЛЬШИНСТВО ВСЕГДА ПРАВО. МОЖЕТ В ЭТОМ ВЫХОД? НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ СВЯЗАНО С ИМУЩЕСТВЕННЫМ НЕРАВЕНСТВОМ?

21 слайд

Целостность личности и ее поведение

Личность развивается и проявляется всегда целостно, а не по частям. В ее психике нет сфер и функций, которые бы существовали сами по себе, самостийно, независимо от других. Они всегда элементы сознательно действующей личности, включенные в общий поток ее поведения, регулируемого мотивацией и другими свойствами личности. Они всегда личностно окрашенные, личностно определяемые, личностно санкционированные проявления. Отношения, решения, выборы, поступки, действия - продукт не отдельных качеств, а целостной психологии личности, где проявления тех или иных качеств - фрагмент целого. Ответственность, добросовестность, внимательность, человечность, законопослушность и другие качества - не изолированные, расположенные рядышком, а личность - не простая сумма какого-то перечня их. Поэтому:

Нельзя понять психологию личности, лишь определив у нее некоторое количество особенностей, не проникнув в ее целостный внутренний мир;

Изучая и оценивая личность, следует обязательно изучать и оценивать все сферы личности и их взаимодействие. Недопустимо делать заключения и давать оценки (например, о профессиональной пригодности, уровне развития, причинах учебной успеваемости) на основе изучения только (или преимущественно) одной сферы или некоторого бессистемного количества качеств;

Интегрально оценивая совокупность выявленных особенностей личности, следует отдавать предпочтение оценке сфер направленности и операциональной, особенно первой;

Занимаясь вопросами развития (саморазвития) личности, подготовки к жизни и профессиональной деятельности, преодоления отставания в развитии и имеющихся недостатков, необходимо совершенствовать все сферы личности, отдавая приоритет первой и второй. Стоит помнить, что с возрастом свойства и качества личности, уже как-то развитые предшествующими годами жизни, меняются медленнее, труднее. Наиболее податливы качества операциональной сферы, труднее - относящиеся к сфере направленности, очень трудно - относящиеся к психофизиологической;

Оценивая какую-то психологическую особенность личности или стремясь ее изменить (например, безволие, отсутствие интереса к овладению профессией, невыдержанность), следует обязательно понять, к какой из сфер она относится, что доминирует над ней, с чем она взаимодействует, и системно решать проблему. Невозможно развивать личность по частям, например, сначала сформировав дисциплинированность, потом память, потом человечность и т.п. Никакого успеха не достигнуть, если пытаться изолированно развивать какое-то качество, например, добросовестность. Сколько бы ни придумывать мер, прицельно рассчитанных на это, ничего не получится, если не затронуть и не изменить одновременно переплетенные с этим стремление к повышению своего профессионализма, понимание значимости глубокого и прочного усвоения содержания образования для будущих успехов в жизни, проявление самокритичности и требовательности к себе, упорства и трудолюбия и др. Личность поднимается на новый, более высокий уровень своего развития как бы «общим внутренним фронтом». Изучая и оценивая личность, важно определять динамику: что, в каком направлении и как в ней меняется, каковы перспективы и возможности дальнейших изменений.



Личность, поведение и внешние условия

Значение свойств и качеств личности в ее поведении огромно, однако нельзя понимать имеющиеся тут зависимости механистически, однозначно. Мнение, что поступки и действия всегда и однозначно определяются ими, такая же крайность, как и противоположное: «поведение целиком определяется обстоятельствами». В действительности, свойства и качества обусловливают определенный, типичный для данной личности характер поведения и действий в разных ситуациях, которые вместе с тем в большей или меньшей степени имеют и элемент ситуативности. Теория деятельности А.Н. Леонтьева* положила начало преодолению одностороннего представления о деятельности, как детерминированной только личностно, и о личности, как закрытой системе, психология которой детерминирована только изнутри. Б.Ф. Ломовым была справедливо отмечена недопустимость психологического понимания личности и ее деятельности вне движения в системе социально-психологических влияний**. А.В. Петровским была показана созерцательная односторонность рассмотрения окружения только как поля приложения ее сил, не оказывающего, якобы, на нее обратного влияния***.

* Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

** Ломов Б.Ф. О путях развития психологии// Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 31 - 43; Личность в системе общественных отношений// Психологический журнал. - 1981. - №1. - С. 3-17.

*** Петровский А.В. Деятельностный подход в социально-психологическом исследовании// Вестник Московского университета. (Психология. Серия XIV). - 1978. - №4. - С. 3-9; Личность в психологии с позиций системного похода// Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 57-66.

Фундаментальная психологическая закономерность такова: внутренние причины действуют через внешние условия (рис. 4.4).

Один и тот же человек в разных ситуациях может действовать не совсем так, как можно было бы ожидать, исходя из знания его свойств и качеств. В поступках и действиях человека интегрируются одновременно действующие силы: его свойств и качеств, активности, с которой он «вошел» в ситуацию (осуществляемой деятельности, психического состояния), и реакции на ее особенности (понимания, изменения психического состояния, сделанного ситуативного выбора: продолжать действия, скорректировать их, прекратить, действовать ситуативно). Такая сложная детерминация нередко объясняет неадекватные поступки и реакции, по содержанию и силе выглядящие не характерными для данной личности и неожиданными. Таким образом, верна не простая и, казалось бы, очевидная формула «личность - поведение», а более сложная«личность - деятельность - ситуация (условия) - поведение».

И об условиях. Нельзя психологически понимать их как независимые от активности личности, как некую ширму, которая окружает ее. Во-первых, человек сам выбирает условия. Он, например, может войти в компанию любителей выпивать спиртное, а может избрать иную, может расхаживать ночью один по улицам, а может сидеть дома. Во-вторых, своим поведением он сам создает себе условия. Скажем, два студента, обучающиеся в одной и той же учебной группе, вроде бы, находятся в одинаковых условиях, но это не так. Для добросовестного, хорошо успевающего студента эти условия психологически комфортны (он доволен, его хвалят, поощряют, ставят в пример, к нему обращаются товарищи за консультациями и помощью и т.п.), а для двоечника, нарушителя учебной и бытовой дисциплины они, напротив, дискомфортны (ему внушают, его критикуют, предупреждают, обсуждают, он не пользуется авторитетом и пр.). В-третьих, личность может не мириться с условиями, а создавать для себя более благоприятные.

Таким образом, актуальная психология личности в конкретных ситуациях, ее цели, мотивы, мысли, отношения, действия и прочее не абсолютно статичны. Она - продукт не только 1) прошлого, но и 2) актуального настоящего и даже 3) предвосхищаемого будущего (ожидаемые личностью изменения ее жизнедеятельности). Оставаясь в основном сама собой, психология человека вместе с тем и не совсем та в каждый данный отрезок времени. Это надо знать при анализе поступков человека, а также при выработке воздействий на него, используя влияние фактора условий.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

Что имеют в виду, когда говорят о конкретном человеке как о личности?

Назовите основные психологические сферы личности и дайте их системную характеристику.

Нарисуйте на листе бумаги схему основных (базовых) свойств личности, а также компонентов каждого их них.

В чем психологические различия индивидуальности личности и индивидуализма?

Каково соотношение врожденного и приобретенного в человеке? Какие доводы можно привести в обоснование решающей роли приобретенного, носящего социальный характер, и какие для обоснования противоположного?

Дайте психологическую характеристику влияния внешних условий и собственной активности человека в его психологическом становлении как личности.

Каковы возможности развития и саморазвития личности в любом возрасте?

Прокомментируйте формулу одной из важнейших психологических закономерностей: внутренние причины действуют через внешние условия.

Литература

Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

Бодалев А.А. Психология личности. - М., 1988.

Введение в психологию/ Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М., 1996.

Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. - М., 2000.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1987.

Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - М., 1964.

Мерлин B.C. Психология индивидуальности - М., Воронеж, 1996.

Мухина B.C. Детская психология. 2-е изд. - М., 1999.

Организация и эффективность правового воспитания. - М., 1983.

Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2000.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. - М., 1995.

Собчик Л.Н. Характер и судьба. - М., 1997.

Столяренко Л Д. Основы психологии. Изд. 3-е. - Ростов н/Д., 1999.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982.

Хрестоматия по психологии личности. В 2 т. /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 1999.

Шадриков В.Д. Способности человека. - Воронеж, 1997.

Шадриков В.Д. Духовные способности. - СПб., 1997.

Глава 5. Проблема личности в педагогике

Моральный выбор. С моральными нормами вы уже знакомы. Они дают образец правильного поведения. Однако не станете же вы всерьез утверждать, что человек всегда ведет себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д. У люден верующих на этот случай есть замечательное слово - грех. Все, что человек сделал против морали, любое зло - это грех, говорят они. Справедливо.

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

...Это любой виз безвозмездной деятельности, в которой люди сами решают сколько времени могут посвятит общественной деятельности. Эта работа направлена на

пользу людей, как отдельных личностей, так и социальных групп, не являющимися близкими родственниками, а также деятельности, на, направленной на защиту окр.среды. Желательно составить чёткий договор между человеком, желающим выполнять работу и организацией, основанный на обоюдном согласии и чётком понимании обязанностей гражданина и потребностей.Часто целые семьи участвуют, например, в оказании помощи семьям детей-нинвалидов
Как называется безвозмездная работа, о которой идет речь?

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА((политическая организация данной страны,включающая определенный тип режима власти а)государство б)страна в)сообщесетво

г)общество ______________________________ ____________________________ Что из перечисленного относится к духовной сфере общества а)метро б) музей в)городская дума г)фабрика___________________________________ __________ общественная сфера,охватывающая производство всего необходимого для жизни людей а)экономическая б) политическая в)социальная г)духовная _________ природная ресурсы,используемые в современном хозяйстве а) органичны б)неисчерпаемы в)постоянно возрастают ________________________________к малым социальным группам относятся а)горожане б)нищие в)семья г)молодежь _________________________________государство,власть в котором находятся у царя и передается по наследству,называется а)монархия б)республика в)демократия г)тирания

Читайте также





1.Что такое дyxoвнo-нpaвcтвeнныe ориентиры человека, кaкова их роль в деятельности?

2. В чем состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?
3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития?
4. Почему становление нравственных качеств человека нeвозможно без самовоспитания?
5. В чем состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем Ayxoвнoгo мира личности?
6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
7. Что общего в понятиях «мораль» И «мировоззрение»? В чем их различие?
8. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Введение

Глава 1. Формирование и развитие личности

1.1. Теории поведения личности

1.2. Процесс формирования и развития личности

1.3.Ценности

1.4. Установки

Глава 2. Типологии личности

2.1. Типологии личности по темпераменту

2.2. Типологии личности по акцентуациям характера

Заключение

Список литературы

Введение .

Актуальность исследования состоит в том, что эффективность работы организации и конкретных организационных процессов зависит от поведения людей на всех уровнях организации. Поведение человека в организации - основной фактор, влияющий на поведение других в совместной деятельности. А поскольку динамика взаимоотношений достаточно сложна, то для понимания и управления этими процессами необходимо учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус и выполняющей определенную роль в группе, содержание деятельности и уровня организации группы, так и специфику других, более широких социальных объединений.

Специалисты в области менеджмента и психологии говорят о личности по-разному. Менеджеры, как правило, стремятся обозначить те характеристики, которые определяют личность преуспевающего руководителя.

Психологи стремятся видеть основные составляющие личности и понять механизмы, обеспечивающие организацию этих составляющих и, как следствие, поведение человека.

В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д.

Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики, коммуникативные особенности, свои собственные идеи, мысли, взгляды.

Исходя из этого, объектом исследования является поведение личности, его характеристики и особенности, а предметом – взаимосвязь темперамента, характера, ценностей в поведении человека.

Цель исследования: выявить влияние темперамента и характера на поведение человека. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать литературные источники;

2) ознакомить с основными теориями и подходами к исследованию, формированию и развитию личности;

3) выявить типы темперамента и характера;

4) выяснить сущность установок и ценностей;

Проблема: так как темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека, которое формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, такие, например, индивидуальность и коммуникативный контроль, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стратегии поведения. То есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения.

Практическая значимость: результаты данной работы могут быть применены в повседневном общении, так как каждый человек сталкивается с различными ситуациями. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести и выбирать подходящие стратегии поведения. Также это актуально в организациях, в социально-педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.

Методы исследования: для написания работы были использованы учебники и учебные пособия российских и зарубежных авторов, а также исследовательские работы.


ГЛАВА 1. Формирование и развитие личности.

1.1. Теории поведения личности.

Личность - понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставлении, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуацией. Тем не менее, среди ученых нет единства в понимании и описании этого понятия. Многозначность понятия «личность» полнее характеризуют не определения этого понятия, а то многообразие ролей, которое соответствует этим понятиям во множестве различных теорий личности. По мнению Артура Ребера, такой подход кажется лучшим, так как значение этого термина для каждого автора имеет тенденцию быть окрашенным его теоретической предрасположенностью и эмпирическими инструментами, используемыми для оценки и проверки теории . Самой простой процедурой будет представление нескольких из наиболее влиятельных теорий и описание того, как каждая из них характеризует этот термин.

1.Теории типов. Самая старая из них - теория Гиппократа, который выдвинул гипотезу о четырех основных темпераментах: холерическом, сангвиническом, меланхолическом и флегматическом. Здесь использовалось положение, как и во всех последующих теориях типов, что каждый индивид представляет собой определенный баланс этих основных элементов.

2. Теории черт. Все теории этого вида исходят из предположения, что личность человека представляет собой компендиум черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования. Ранние теории черт представляли собой немногим более чем списки прилагательных, и личность определялась через перечисление. Более современные подходы использовали метод факторного анализа в попытке выделить основные измерения личности. Возможно, наиболее влиятельной теорией здесь является теория Р.Б. Кэттелла, основывающаяся на наборе глубинных черт, которых, как считалось, у каждого индивида имеется довольно много и которые оказывают «реальные структурные влияния, определяющие личность». Согласно Кэттеллу, цель теории личности состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения.

3. Психодинамические и психоаналитические теории. Здесь собрано множество подходов, включая классические теории Фрейда и Юнга, социальные психологические теории Адлера, Фромма, Салливана и Хорни, более современные подходы Лэинга и Перлза. Между ними имеется множество различий, но все они содержат важную общую основную идею: личность в них характеризуется через понятие интеграции. Сильный акцент обычно делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов. Кроме того, большое значение уделяется понятиям мотивации, и потому ни одно рассмотрение проблем личности не считается теоретически полезным без оценки основных мотивационных синдромов.

4. Бихевиоризм. Основой этого направления было распространение исследования личности на основе теории научения. Хотя нет какой-либо влиятельной чисто бихевиористской теории личности, это направление стимулировало других теоретиков к внимательному рассмотрению интегральной проблемы: что из устойчивого поведения, демонстрируемого большинством людей, является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений.

5. Гуманизм - это направление возникло как реакция на то, что было воспринято как доминирование психоанализа и бихевиоризмав психологии. Основные проблемы гуманизма касаются трудности научной проверки многих из его теоретических понятий. Тем не менее, он остается важным подходом к изучению личности и дал начало движению человеческого потенциала.

6.Теории социального научения.Понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социуме, Ведущий теоретик Альберт Бандура основывает свою позицию на положении, что, хотя научение и оказывает решающее влияние, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких, как роли), по существу составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции - стимула и случайных подкреплений. В частности, важны такие когнитивные, познавательные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции, и многие исследования сосредоточивались на моделировании и наблюдении научения как механизма, который может дать теоретически удовлетворительное описание поведения человека в обществе.

7. Ситуационизм. Это направление, основоположником которого был Вальтер Мишель, является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Понятие черт личности, с этой точки зрения, является ничем иным, как психологической конструкцией наблюдателя, пытающегося придать некоторый смысл поведению других, что существует только в сознании наблюдателя. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чем внутреннему постоянству.

8.Интеракционизм. В этой теории утверждается, что личность возникает из взаимодействия определенных качеств и предрасположенностей и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются. Вовсе не очевидно, что согласно этой точке зрения, личность существует как отдельная «вещь». Скорее это становится своего рода общим термином для обозначения сложных элементов взаимодействия.

1.2. Процесс формирования и развития личности.

Процесс формирования и развития личности наиболее понятен при рассмотрении трех его компонентов: детерминант, стадий и черт личности. Детерминанты личности - это группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболее исследованные детерминанты - это биологические, социальные и культурные.

Биологические (наследственные, генетические, физиологические) факторы влияют как прямым, так и косвенным образом (например, теория существования прямой зависимости между типом личности и формами человеческого тела). Социальные факторы (родители, семья, сверстники, соседи, друзья, Я-концепция, архетипы) также определяют личность человека. Влияние социальных факторов не прекращается и тогда, когда человек достигает взрослого возраста, а процессы социализации на рабочем месте и социальные роли воздействуют па человеческую личность, ее восприятие и поведение. Культурные факторы представляют собой характеристики обширной социокультурной среды, существенно влияющей на личность и формирующей ее иерархию ценностей, социальную динамику. Приоритеты ценностей, мотивы, формы приемлемого поведения (например, сотрудничество, соперничество), отношение к власти, полоролевые стереотипы меняются и отличаются в разных странах. На личность также воздействуют ситуационные факторы, причем часто непредсказуемо. Они могут решающим образом повлиять на формирование личности или выявить какие-либо скрытые ее черты, которые проявляются только в особых ситуациях (например, спонтанные героические поступки, преступления).

Подход «Стадии развития личности» рассматривает каждую человеческую личность как развивающуюся по определенным стадиям во взаимодействии со средой. Основные сторонники концепции развития личности по этапам (стадиям) - 3. Фрейд, Э. Эриксон - определяют ее как смену кризисов психосоциальной идентичности; А. Маслоу и К. Роджерс - как реализацию потребности в самоактуализации; Ж.Пиаже - как периодизацию умственного развития; Ш. Бюлер - как развитие интенций (намерений, целей) и способности самостоятельно делать осознанный выбор; А.В. Петровский - как процесс вхождения человеческой субъективности через рефлексию .

Социализация - это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность. Диалектическое единство адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации в процессе социализации обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Как сознательные, так и бессознательные стадии развития личности отмечены разнообразными кризисами переходных периодов («культурный и организационный шок» при вхождении в организацию и др.)

Подход к формированию личности, основанный на выделении ее черт, определяет такое их сочетание, которое лучше всего отражает личность. Принято считать, что черты личности организованы в иерархию, начиная с конкретных реакций и кончая общими стилями психологического функционирования. Наиболее известны из теоретиков в этой области Г. Оллпорт, Г. Ю. Айзенк, Р. Кэттелл, М. Голдберг и П. Коста с Р. МакКрэем.

Черта личности является базовой единицей личности и представляет широкую обобщенную диспозицию (склонность) вести себя определенным образом, которая проявляется в поведении человека в широком спектре ситуаций в разное время. Черты можно охарактеризовать тремя свойствами - частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций.

1.3. Ценности.

Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека. И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними. Личностные ценности - это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни. Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни. Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей. Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей.

Родители, друзья, учителя, социальные группы могут влиять на формирование индивидуальных ценностей человека. Иерархическая система ценностей личности формируется в процессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихся культурных условий. Так как процесс обучения и накопления опыта у каждого свой, то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны.

Психолог М. Рокич определил ценности как глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях. Им же разработана наиболее распространенная сейчас методика изучения ценностных ориентации, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Он разделяет ценности на две большие группы: терминальные ценности (ценности-цели) - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К базовым ценностям относят те, которые значимы для человека сами по себе. В качестве примера можно назвать успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души. К инструментальным ценностям относят все то, что имеет значение как средство или способ достижения целей, например, смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость .

Другая классификация ценностей разработана в 1930-х гг. психологом Гордоном Оллпортом и его коллегами. Они разделили ценности на шесть типов:

♦теоретический интерес в обнаружении правды путем аргументирования и систематических размышлений;

♦экономический интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства;

♦эстетический интерес в красоте, форме и гармонии;

♦социальный интерес к людям и любви в качестве отношений между людьми;

♦политический интерес в обладании властью и влиянии на людей;

♦религиозный интерес в единении и понимании космоса.

Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.

Критериями ясности личностных ценностей являются:

♦ регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо;

♦ понимание смысла жизни;

♦ способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности;

♦ открытость сознания для нового опыта;

♦ стремление понять взгляды и позиции других людей;

♦ открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии;

♦ последовательность поведения, соответствие слов и дела;

♦ серьезное отношение к вопросам ценностей;

♦ проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам;

♦ ответственность и активность.

Несовпадение систем ценностей иногда вызвано тем, что люди растут и формируются как личности в разные периоды времени и в разных социально-экономических условиях. Культурные корни также могут быть источником несовпадения систем ценностей. Приоритеты ценностей - это то, что отличает одну национальную культуру от другой. При существовании культурных различий можно ожидать возникновения проблем, если люди с различными этническими корнями работают вместе. К способам, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнести следующие:морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в прояснении конкретных ценностей, например, при необходимости соответствующего изменения. Итак, система ценностей - это индивидуальное свойство личности, зависящее от культурных корней.

1.4. Установки.

Для описания и объяснения поведения личности часто используют термин «установки», совокупность которых рассматривают как неотъемлемую составляющую внутренней сути личности. Установки диктуют человеку ориентиры в окружающем его мире, способствуют направленности процесса познания мира для улучшения адаптации к его условиям, оптимальной организации поведения и действий в нем. Они обеспечивают связь между познанием и эмоциями, между познанием и поведением, «объясняют» человеку, чего «ожидать», а ожидания - важный ориентир в получении информации. Установки помогают предсказать поведение человека на рабочем месте, а работнику помогают адаптироваться к производственному окружению. Таким образом, они играют важную роль при создании организационной модели поведения.

Большинство современных исследователей выделяют следующие компоненты установки:

♦ аффективный компонент (чувства, эмоции: любовь и ненависть, симпатия и антипатия) формирует отношение к объекту, предубеждение (отрицательные чувства), привлекательность (положительные чувства) и нейтральные эмоции. Это стержневой компонент установки. Эмоциональное состояние предшествует организации когнитивного компонента;

♦ когнитивный (информационный, стереотипный) компонент (восприятие, знание, убеждение, мнение об объекте) формирует определенный стереотип, модель. Его могут отразить, например, факторы силы, активности;

♦ конативный компонент (действенный, поведенческий, требующий приложения волевых усилий) определяет способ включения поведения в процесс деятельности. К этому компоненту относят мотивы и цели поведения, склонность к определенным поступкам.

Можно выделить следующие свойства установок.

♦ Приобретенности. Подавляющая часть установок личности не является врожденной. Они формируются (семьей, сверстниками, обществом, работой, культурой, языком, нравами, СМИ) и приобретаются личностью на основе собственного опыта (семейного, служебного и т. д.).

♦ Относительной устойчивости. Установки существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для их изменения.

♦ Вариативности. Установки могут варьироваться от очень благоприятных до неблагоприятных.

♦ Направленности. Установки направлены на конкретный объект, к которому человек может испытывать некоторые чувства, эмоции или иметь определенные убеждения.

Поведенческий компонент - это намерение вести себя определенным образом в ответ на чувство, результат установки, склонность к характерным действиям.

Установка является переменной, которая находится между предшествующими ожиданиями, ценностями и намерением вести себя определенным образом. Важно понимать, что последовательной связи между установками и поведением может не быть. Установка приводит к намерению повести себя каким-либо образом. Это намерение может быть исполнено или не исполнено при данных обстоятельствах .

Установки оказывают индивиду большую услугу в целесообразном выполнении намеченного поведения, в удовлетворении его потребностей. Установка создает психологическую основу приспособления человека к окружающей среде и преобразования ее в зависимости от конкретных нужд.

Вывод: Люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. Знания о возможностях и типах адаптаций людей к организационной среде позволяют разумно строить с ними деловые отношения. В процессе приобщения к культуре у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевым усилием регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов и т.п. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Он подавляет неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни общества. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии.

Все это означает, что присущее человеку многообразие желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентаций и потребностей, реализуемых в ходе социального взаимодействия с другими людьми, имеет по сути один источник – общественную жизнь.


ГЛАВА 2. Типологии личности.

Типология уходит корнями в историю шестидесятилетней давности, когда К. Юнг высказал мысль о том, что поведение человека носит неслучайный характер. По его мнению, разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано и формируют основу индивидуальности . Именно эти предпочтения определяют симпатии и антипатии к людям, задачам и событиям на протяжении всей жизни человека.

В современной психологии уже создано достаточное количество типологий личности, однако в рамках организационного поведения наиболее значимыми являются:

1.Типология Э. Кречмера, основанная на связи конституциональных признаков строения тела с особенностями поведения.

2.Психофизиологические типологии, определяющие тип личности, в зависимости от врожденных свойств нервной системы (И.П. Павлов).

3.Психоаналитические типологии выявляют глубинные структуры психики в зависимости от конкретного вида информационного обмена личности со средой (К. Юнг).

Кроме того, для организационного поведения существенна диагностика таких устойчивых характеристик личности, которые являются результатом социализации. Это, прежде всего: уровень самооценки, склонность к риску, локус контроля, ориентация на достижение и пр.

Самооценка - это способность определенным образом (положительно или отрицательно) относится к самому себе, своим возможностям и поведению.Самооценка непосредственно связана с уровнем притязаний и атрибуцией. Люди с завышенной самооценкой, как правило, претендуют на задачи повышенной сложности, не всегда имея возможности их решения; в ситуации выбора работы они более свободны от условностей и склонны к риску. Люди с заниженной самооценкой больше нуждаются во внимании и поддержке окружающих, склонны к конформизму, обычно менее удовлетворены работой.

Склонность к риску. Ряд исследований показывает, что менеджеры, как правило, испытывают страх перед риском. Выявлена корреляция между склонностью риску и количеством информации, скоростью ее обработки и принятием решения. Так, рискующие менеджеры запрашивают меньше информации и быстрее принимают решения.

Локус контроля - его диагностика позволяет определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Повышенный локус контроля свойствен интерналам, которые предпочитают использовать личностную атрибуцию и потому более активны, независимы и самостоятельны в работе, чаще имеют положительную самооценку, терпимы к окружающим, в поведении ориентируются на задачи, а не на эмоции, результативны в их решении, хорошо противостоят стрессам и требованиям изменения своих аттитюдов (аттитюд - установка, выражающая предрасположенность и готовность личности к тому, чтобы действовать в окружающей ситуации и вносить в нее изменения). Низкий локус контроля свойствен экстерналам, предпочитающим ситуативную атрибуцию и потому склонным работать в группе, более пассивным, зависимым и неуверенным в себе. Они чаще проявляют конформное поведение. Локус контроля конкретной личности достаточно универсален по отношению к разным событиям.

Ориентация на достижение. Д. Макклеланд считает, что данное свойство формируется с детства и становится одной из ведущих потребностей, проявляясь в различных видах поведения. Это свойство определяет стремление добиваться определенного улучшения в конкретной деятельности . Экспериментально установлено, что высокая ориентация на достижения получает наибольшее подкрепление у работников в случае выполнения заданий средней сложности, в частности, когда часть заданий разрешено контролировать самостоятельно. Итак, поведение человека слишком сложно, зависит от огромного числа переменных и не поддается однозначному объяснению, однако многочисленные исследования позволяют Дж. Гибсону сформулировать следующие положения:

1. Поведение личности всегда имеет причины.

2. Поведение - целенаправленно.

3. Поведение - мотивированно.

4.Любая характеристика поведения значима для достижения цели.

2.1. Типологии личности по темпераменту.

Наиболее известная и популярная концепция четырех типов темперамента сформулирована Гиппократом, Галеном и И.П. Павловым. В последние десятилетия исследования темперамента осуществлялись и как изолированного психического фактора поведения (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицина, Н.И. Красногорский), так и в непосредственной связи с тревожностью, экстраверсией - интроверсией, ригидностью и т.п. (Р. Кэттел, Г. Айзенк, Я. Стреляу). Темперамент обусловлен врожденными динамическими свойствами нервной системы, которые определяют скорость реагирования, адаптации и степень эмоциональной возбудимости. Основные типы темперамента следующие.

Холерики - активные, целеустремленные, эмоциональные, смелые личности. Нервная система характеризуется большой силой с преобладанием возбуждения над торможением. Как правило, холерики склонны к командованию и лидерству, бывают неоправданно поспешны в обвинениях и действиях, вспыльчивы и конфликтны, с перепадами настроений и работоспособности. Они быстро схватывают все новое, сразу настраиваются на высокий ритм деятельности, но не способны долго заниматься однообразной работой. Сангвиники быстры, легко переключаются с одной работы на другую, общительны, оптимистичны, прагматичны и гибки. Так же, как холерики, они ориентированы на риск, быстрый результат, свободу действий. Предпочитают карьеру в сфере бизнеса, политики, управления. Сангвиники обладают сильной уравновешенной подвижной нервной системой, которая обеспечивает быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям. Условные тормозные реакции, в отличие от холериков, образуются быстро, они сильны и устойчивы.

Флегматики медлительны, замкнуты, терпеливы, миролюбивы, спокойны, консервативны. Они обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой, обеспечивающей стабильное настроение, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе. Флегматик легко, хотя и несколько дольше, чем холерик и сангвиник, приспосабливается к социальной среде, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

Меланхолики характеризуются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, склонны к обостренным переживаниям, размышлениям, повышенной чувствительности и утомляемости, погружены в свой мир переживаний, мыслей. Нередко обладают творческими способностями. Меланхолики - люди со сложной чувствительной натурой, слабой нервной системой, которая в напряженных ситуациях (конфликты, опасности) часто приходит в состояние фрустрации, стопора. В результате падает мотивация, ухудшаются результаты деятельности. Неуравновешенный тип и с общей пониженной возбудимостью коры. Медленно приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам.

В зависимости от темперамента человек предрасположен к доминированию определенных эмоций: одни изначально склонны к интересу, радости, удивлению (сангвинический темперамент), другие - к гневу, отвращению, враждебности (холерический темперамент), третьи - к грусти и мечтам (меланхолики), четвертые - к стабильной позитивной самооценке и интенсивной работе (флегматики). Отсюда и особенности организационного поведения. Холерики хороши для работы в нестандартной ситуации, где нужна мгновенная реакция; сангвиники реализуют себя в предпринимательстве, отлично справляются с функциями управления и разрешения конфликтов; флегматики - лучшие снайперы, полярники, фермеры; меланхолик подходит для работы швеей-мотористкой, на конвейерной сборке и т.п.

2.2.Типологии личности по акцентуациям характера.

Характер - это результат взаимодействия человека с миром, совокупность приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых привычных формах поведения. У большинства людей некоторые черты характера акцентуированы. Выраженность акцентуаций может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних форм - психопатии. Со временем акцентуации могут сглаживаться или усиливаться.

Как известно, наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Любое даже самое замечательное качество, будучи гипертрофировано, усложняет жизнь хозяину и окружающим. Постоянно веселые, беспечные, жизнерадостные люди свою повышенную активность нередко направляют на гедонистические цели (поиск удовольствий и развлечений, алкоголизм, наркотики, сексуальные связи). Чрезмерно развитое чувство ответственности и долга обычно ведет к неврозам .

К. Леонгард выделяет следующие основные типы акцентуации характера:

1.Демонстративный тип. Личность демонстративного типа стремится постоянно быть в центре внимания. Демонстраторы умеют нравиться, покоряют жертву своей обходительностью и актерским дарованием, способны увлечь доверчивых людей в различные авантюры. Нередко являются талантливыми актерами и добиваются своих целей любыми средствами: ложью, слезами, скандалами, даже болезнью. Демонстратор легко забывает о своей лжи, предательстве и подлости, вытесняя все, что мешает высокой самооценке. Великолепно приспосабливается к коллегам и партнерам по работе.

2.Гипертимический (гиперактивный) тип. Человек этого типа имеет приподнятое настроение, которое сочетается с жаждой деятельности, повышенной болтливостью, что иногда приводит к скачке мыслей. Он стремится к лидерству, риску и авантюрам.

Гипертимические натуры всегда смотрят на жизнь оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им нетрудно живется на свете. Благодаря усиленной жажде деятельности, они достигают производственных и творческих успехов. Жажда деятельности стимулирует у них инициативу, постоянно толкает их на поиск нового. Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что также благоприятствует активному творческому мышлению. В компании сотрудников гипертимические личности - блестящие собеседники, способны говорить и рассказывать без конца, только бы их слушали. По темпераменту гипертимы - сангвиники или холерики.

3. Дистимичный тип. У этого типа людей наблюдается постоянно пониженное настроение, пессимизм, они замкнуты и немногословны, тяготятся шумной кампанией; с сослуживцами близко не сходятся. Дистимы серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. Это очень тонкие, чувствительные люди, с возвышенными чувствами, всегда соблюдающие этические нормы. Альтруизм, нравственность, верность - позитивные черты дистимического характера. Дистимические типы консервативны, не любят перемен в содержании и ритме деятельности. Эти люди хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. По темпераменту – это меланхолики.

4. Циклотимический тип (циклотимность). Акцентуация характера проявляется в циклически сменяющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения циклотимы проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада - с дистимической. Эти частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение мало предсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов. Этот тип характера встречается у лиц холерического темперамента.

5. Эмотивный тип. Этот человек чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Он излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение. Предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. Обычно людей этого темперамента называют мягкосердечными. Они жалостливы, испытывают растроганность от внимания к себе, от благородных поступков коллег. Задушевность эмотивных личностей обусловлена проявлением их внешних реакций. Они легко поддаются и радости, причем радость также захватывает их глубже, чем других людей.

На эмотивную личность воздействие оказывает только само внутреннее состояние (переживание). Человек эмотивного склада не может «заразиться» весельем в веселом обществе, не может беспричинно сделаться ни смешливым, ни счастливым.

6. Возбудимый тип. У этих людей повышенная раздражительность, несдержанность, склонность к хамству, угрюмость, занудливость, но возможны и льстивость, услужливость, молчаливость.

Они активно и часто конфликтуют, неуживчивы в коллективе. Главным в организационном поведении возбудимого типа часто является не логическое взвешивание своих поступков, а неконтролируемые побуждения. Если что-либо ему не нравится, он не ищет возможности примириться. По мере нарастания гнева они обычно переходят к рукоприкладству, которое опережает их мысли и осознание последствий. Интеллект, как правило, невысок. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют заботу о коллегах и подчиненных. Эта акцентуация чаще проявляется у лиц с сангвиническим или холерическим темпераментом.

7. Застревающий тип. Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть поражений, критики и упорно «сводят счеты» со своими обидчиками. Склонны к несговорчивости и затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют для себя круг врагов и друзей.

Застревающие типы хорошо себя проявляют в сложной творческой работе, дающей им ощущение независимости и возможность проявить себя.

8. Педантичный тип. Эти люди на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, «крючкотворством», своей чрезмерной аккуратностью. Предпочитают профессии, связанные со стабильной, привычной «бумажной работой». Лица педантического типа «тянут» с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена.

В профессиональной деятельности педантическая личность проявляет себя положительно, так как выполняет работу очень добросовестно. На такого работника всегда можно положиться: ему всегда доверяют работу, при выполнении которой необходимы большая точность, тщательность.

9. Тревожно-боязливый тип. Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты они вступают редко и играют пассивную роль. Достаточно противнику выступить поэнергичнее, как люди с тревожно-боязливым темпераментом стушевываются. Поэтому тревожные типы отличаются робостью, склонностью к меланхолии. Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственны бесконечное переживание и взвешивание своих слов и поступков.

10. Экзальтированный тип. Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Конфликты экзальтированных артистических натур с жизнью часто происходят из-за слишком большой чувствительности, «проза» жизни, ее подчас грубые требования им не по плечу. Их среда существования - это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе. Этот тип характера встречается у лиц меланхолического темперамента.

В рассмотренной типологии акцентуации связаны, как правило, с пограничными формами дизадаптации личности. Как любая типология она не может охватить все многообразие поведенческих реакций людей. Даже сам К. Леонгард отмечает: «Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. Колебания здесь наблюдаются в двух направлениях. Прежде всего, особенности застревающей или педантической, или гипоманиакальной личности могут быть выражены в человеке столь незначительно, что акцентуация как таковая не имеет места, можно лишь констатировать отклонение от некоего «трафаретного» образца. Особенно ярко это выражено при определении тех или иных свойств темперамента, представляющих все промежуточные ступени его видов вплоть до почти нейтральной. Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной» .

Вывод: характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.


Заключение.

Личность - это сознательный индивид (Б.Г. Ананьев) в единстве его индивидуальных особенностей и выполняемых им социальных ролей.

С позиций системного подхода деятельность и поведение личности рассматривается как динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью, в которой выделяют три основные подсистемы, включающие:

Когнитивную, воплощающую в себя такие познавательные процессы, как восприятие, внимание, память, мышление и пр.;

Регулятивную, состоящую из эмоционально-волевых процессов и обеспечивающую способность к саморегуляции поведения и управлению деятельностью других людей;

Коммуникативную, которая регулируется в общении и взаимодействии с другими.

Наряду с общепсихологическими проявлениями личность обладает индивидуально-психологическими свойствами: темпераментом, характером, способностями, которые, формируя ее индивидуальность, образуют уникальность и неповторимость каждого человека. Причем, индивидуальность вносит свои коррективы в каждую из обозначенных выше подсистем.

Психологическая структура личности формируется в онтогенезе, начиная от природных задатков и заканчивая внешними уровнями социально опосредованных форм поведения. Таким образом, личность - это многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический, психологический и социально-психологический уровни.

Развитие и формирование личности детерминировано биологическими, социальными и культурными факторами. Биологические факторы влияют на формирование личности как прямым, так и косвенным образом.

Социальные и культурные факторы обеспечивают в первую очередь социализацию личности, т.е. усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого и формируется конкретная личность. Причем, влияние этих факторов не прекращается и при достижении человеком зрелого возраста. Социализация, включающая в себя адаптацию, интеграцию, саморазвитие и самореализацию обеспечивает развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Кроме того, поведение человека также зависит от ситуационных факторов, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние, в частности, они могут выявить какие-либо скрытые ее черты, которые проявляются только в крайних ситуациях.

Исследованиями установлено, что возраст имеет отрицательную корреляцию с текучестью и положительную корреляцию с удовлетворенностью трудом. Семейное положение оказалось связано положительной корреляцией с удовлетворенностью и отрицательной - с текучестью. А значимой корреляции между полом и эффективностью деятельности не обнаружено.

Поведенческие черты личности - это особенности поведения, отличающиеся относительной устойчивостью и постоянством проявления. Специалисты (Т. Олпорт, Т. Айзенк, Р. Кэттел) в этой области считают, что поведенческие черты организованы в иерархию, начиная с конкретных реакций и заканчивая общими стилями психологического функционирования.

Анализируя поведенческие черты личности нельзя не коснуться теории атрибуции (атрибуция - процесс восприятия человеком причин своего поведения и его результатов, позволяющий придавать смысл окружающему), которая позволяет определить процесс восприятия причин и результатов поведения.

Причины поведения, как правило, объясняются индивидуальными и личностными особенностями, либо ситуацией, в которой проявилось поведение. Диспозиционная атрибуция (личностная) подчеркивает некоторые особенности индивида (наличие или отсутствие способностей, навыков). Ситуационная атрибуция (внешняя) делает упор на влияние внешней среды на поведение.

Г. Келли предлагает следующие критерии для анализа причин поведения:

1. Согласованность.

2. Необычность.

3.Последовательность.

Существуют типичные ошибки атрибуции:

1. Большинство людей склонны игнорировать ситуационные причины поведения в пользу диспозиционных.

2. «Ложное согласие» - это переоценка типичности своего поведения, выражающаяся в том, что человек считает свою точку зрения единственно верной.

3 «Неравные возможности» - эта ошибка происходит, когда не принимаются в расчет ролевые позиции действующего лица.


Список литературы

1. В.И. Золотов. Организационное поведение: Учебн. пособие/ Алт. Экономко- юридич. Институт. Алт. гос. техн. Университет – Барнаул: ГИПП « Алтай», 2004 – 370 с.

2. В.И. Алешникова, Е.Р. Беляева, О.А. Зайцева. Организационное поведение: Инструментарий, упражнения, тесты: Учебн. пособие/ – Воронеж: ОАНО «ИММиФ», 2004 – 208 с.

3.Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Доннелли Д. Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. 8-е изд. - М., 2000 – 700 с.

4.Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. Социальная психология: ключевые идеи/, 4-е изд. – СПб, 2003. – 250 с.

5.Организационное поведение: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.

6.Джордж Дж. М., Джоунс Г. Р. Организационное поведение. Основы управления: Учебное пособие для вузов /Пер. с англ. Под ред. проф. Е. А. Климова - М., 2003. – 463 с.

7.Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». - М., 2002.- 180 с.

8.Митин А.Н., Федорова А.Э. Антикризисное управление персоналом организации. Учебное пособие – СПб.:Питер, 2005. – 271 с.

10.Нъюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. - СПб., 2002.- 120 с.

11.Зайцева И.А. Антикризисное управление предприятием: теория и практика. Учебное пособие – М.: Международная академия оценки и консантинга. 2004. – 177 с.

10.Первин Л., Джон О, Психология личности: Теория и исследования. - М., 1999. – 200 с.

11.Щульц Д., Щульц С. Психология и работа. 8-е изд. -СПб., 2003. – 310 с.

12.МаренковН.Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление. Учебн.- 2-е изд. Ростов н-Д.: Феникс, 2005. – 508 с.

13.Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 1, 2 / Пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева. - М., 2001.

14.Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: Гросс Медиа, 2005. – 223 с.

15.Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. Социальная психология в современном мире. Учебное пособие для вузов / Под ред.. - М., 2002. – с. 120

16.Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебн. пособие – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 511 с.

17.Арсеньев Ю.Н. Организационное поведение. Учебн. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 399 с.

18.Карташова Л.В. Организационное поведение. Учебник ВУЗов. – М.: Инфра – М, 2004. – 219 с.

19.Шермерорн Дж., Хант Дж. Организационное поведение.: Пер. с англ. Учебное пособие – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 636 с.

20.Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебн. пособ. – М.; « финансы и статистика», 2004. – 224 с.

21.Ширшков А.И. Менеджмент охраны труда: Учебник./ Ростов-н-Д.: «Феникс», 2000ю – 384 с.

22.Персональный менеджмент: Учебник, 2-е изд.; перераб. и дополн. – М.; Инфра – М, 2004. – 622 с.

23.Косаткин С.Ф. Проницательность и личная сила. Тренинг жизненного успеха. – СПб; ИК, С – Петербург «Невский проспект», 2004. – 160 с.

24.Егоров Я. Методологические аспекты организации научно-технич. деят-ти в сис-ме формирующихся рыночных отношений –Краснодар. 2004. – 216 с.

25.Маслов Е.В. Управл. Персоналом предприятия: Учебн. пособ./ Под ред. П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА – М.; Новосибирь: НГАЭ и У, 2003. -312 с.

26.Вершигова Е.Е. Менеджмент: Учебн. пособ. – 2-е изд. Перераб и дополн. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 283 с.

27.Ферару Г.С. Экологический менеджмент: Учебн. пособ. М.;- Архангельск: Издат. дом «Юпитер», 2004. – 184 с.

28.Лавров А.Ю., Рыбакова О.Н. Основы менеджмента. Учебн. пособие. – Чита; Чит. ГУ, 2003. – 368 с.

29.Столяренко Л.Д. Основы психологии 5-е изд. Перераб и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия») – Ростов-н-Д.:Феникс, 2002. – 672 с.

30.Росс Л., Ниссбет Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. – М., 1999. – 156 с.

>>Моральный выбор - это ответственность

§ 7. Моральный выбор - это ответственность

Вспомни: Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?

Подумай: Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

Вы уже не раз слышали, что человек, в отличие от животных, - существо свободное. Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. Животные действуют по программе, которая заложена природой. И глупо было бы называть аморальными, скажем, кошку за то, что она ведет себя непочтительно по отношению к мышке, а парнокопытных за то, что вытаптывают траву или обрывают плоды с деревьев. У них нет иного выбора: такая у них жизненная программа. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о морально и ответственности.

С человеком все обстоит намного сложнее. Его деятельность вряд ли можно считать запрограммированной. Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но как существо социальное (общественной) и разумное, свое индивидуальное поведение человек все-таки выбирает сам.

Вторая проблема: быть или казаться.

Хотите вы действительно чем-то быть в этом мире иди только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, вы рискуете попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство вами будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни. Кроме того, и это самое главное; для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несем в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причиненное им, к нам же и вернется. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».

Проверь себя

1. В чем выражается свобода выбора?

2. Что такое моральный выбор?

3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

4. Что значит быть человеком ответственным?

5. В чем опасность безответственного поведения .

6. Что может гарантировать выполнение моральных норм.

7. Почему легче казаться, чем быть? Почему легче быть, чем казаться?

В классе и дома

1. Французский писатель и философ А. Камю утверждал: «Свобода - это в первую очередь не привилегии, обязанность». Как ты понимаешь эти слова? Почему - обязанность? Объясни, опираясь на текст учебника.

2. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря - постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется – пусть другие решают.

Оцени ситуацию уклонения от выбора, ее последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка что же оценивать? В чем тут мораль? Объясни.

«Мораль начинается там, где кончаются разговоры» А. (Шнейцер). Объясни, как ты понимаешь это утверждение.

4. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет? Приведи аргументы.

5. Раскрой смысл слов французского философа Ж. П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».

Говорят мудрые

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один».

Ф. Искандер (р. 192В), российский писатель

Обществознание . 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, нзд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2010.- 223 с.- (Академический школьный учебник)

Обществознание для 8 класса, учебники и книги по обществознанию