"Прогулка по волшебному лесу" план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему. Конспект занятия ОД в подготовительной группе: Кладовая ветра Ветры империи Сергей Иванов

Мир приключений №7: Сборник фантастических и приключенческих повестей и рассказов / Москва: Детская литература, 1962. СОДЕРЖАНИЕ: А. Казанцев. Внуки Марса. Рисунки Г.Макарова……3. Г. Голубев. По следам ветра. Рисунки Е.Мешкова……81. Е. Рысс. Остров Колдун. Рисунки М.Хабленко……131. О. Бердник. Пути титанов. Рисунок О.Коровина……205. С. Гансовский. Хозяин бухты. Рисунок И.Прагера……253. А. Кулешов. Сплетенные кольца. Рисунок Л.Дурасова……264. Ю. Давыдов. Забытые путешественники. Рисунок Ю.Ракутина……285. Н. Коротеев. По ту сторону костра. Рисунок Л.Дурасова……301.…

Чукотская сага Юрий Рытхэу

Впервые этот сборник был выпущен в 1953 году и назывался «Люди нашего берега». В его состав вошли рассказы: «Окошко», «Люди с того берега», «Тэгрынэ летит в Хабаровск», «Анатолий и Инрын» (новое название «Товарищ»), «Трубка мира», «Старый Мэмыль смеётся последним», «На шхуне «Мэри Сайм»», «Новогодняя ночь» (новое название «Рождественская ночь»), «Судьба человека», «Соседи на десять суток». В этот сборник включены новые рассказы: «Двадцать банок сгущёнки», «Пять писем Вали Крамаренковой», «Последняя яранга», «Песня о двух ветрах». Рисунки Т. Толстой

Бегущий за ветром Халед Хоссейни

Ошеломляющий дебютный роман, который уже называют главным романом нового века, а его автора – живым классиком. «Бегущий за ветром» – проникновенная, пробирающая до самого нутра история о дружбе и верности, о предательстве и искуплении. Нежный, тонкий, ироничный и по-хорошему сентиментальный, роман Халеда Хоссейни напоминает живописное полотно, которое можно разглядывать бесконечно. Амира и Хасана разделяла пропасть. Один принадлежал к местной аристократии, другой – к презираемому меньшинству. У одного отец был красив и важен, у другого –…

Семя ветра Александр Зорич

После того, как в страшной междоусобной резне был полностью уничтожен Дом Конгетларов, виртуозных наемных убийц и непобедимых воинов, последний боец павшего Дома Герфегест укрылся в горном святилище, чтобы охранять родовой магический артефакт – Семя Ветра. Однако и здесь ему не удается найти покоя. Маги Круга Земель пытаются завладеть Семенем Ветра для великой войны, в которой может не оказаться победителей. Герфегест Конгетлар попадает в круговорот кровопролитных интриг, в которых один за другим рушатся гордые Дома Синего Алустрала...

Демон ветра Роман Глушков

Суровы и беспощадны законы Святой Европы, где уже несколько веков после глобального катаклизма, сокрушившего современную цивилизацию, властвуют всемогущие Пророки при поддержке Ордена Инквизиции. Для Божественных Судей – инквизиторов – не существует неприкасаемых. Однако им бросает вызов Демон ветра – неуловимый воин Сото Мара. Для него также не существует неприкасаемых, поскольку единственные законы, какие он соблюдает, – это законы воинской чести своих предков.

Ветры империи Сергей Иванов

Трилогия Сергея Иванова – это причудливый мир, где мотивы классической фэнтези и приключенческой фантастики переплелись настолько тесно, что разделить их практически невозможно. Огнем и мечом проходит война по землям Империи – но еще страшнее веют над Империей странные ветры. Ветры магии. Ветры опасности. Ветры Судьбы. Ибо древнее проклятие наложено. Прошлое начинает месть Будущему. Железный зверь вырывается на волю. Сквозь опасности и погибель бредут по землям Империи – воители Эрик и могучий Горн, женщина-богиня и император, утративший…

Говорящий с ветром Урсула Цейч

«Говорящий с ветром» - роман, который открывает трилогию о Шейканах книжной серии SpellForce, написанной по мотивам одной из самых популярных фэнтези-стратегий в истории компьютерных игр и впервые издающейся на русском языке. Главный герой Горен во что бы то ни стало должен противостоять злу! Поклявшийся отомстить собственному отцу за убийство матери, он уже ни за что не свернет с этого пути. Шейканы - необыкновенный народ воителей, их воинское мастерство непревзойденно, перед ними трепещут все остальные народы. Их происхождение связано с древним…

Воины ветра Дмитрий Янковский

Несправедливо осужденный трибуналом Воин Ветра, офицер воздушного флота Российской империи Егор Сморода поставлен перед выбором: сгнить на каторге или присоединиться к членам загадочного Института прикладной Экзофизики, которые при помощи невероятного оружия очищают город от вампиров, демонов, оборотней и другой агрессивной нежити. Однако после того как Сморода вступает в подпольную организацию «охотников за привидениями», выясняется, что ставки в этой игре гораздо более высокие, чем ему казалось вначале. Впрочем, беглому каторжнику уже…

Баллада о встречном ветре (сборник) Виталий Пищенко

Пищенко В. Баллада о встречном ветре: Фантастические повести и рассказы. / Худож. С. Астраханцев. М.: Молодая гвардия, 1989. - (Библиотека советской фантастики). - 270 стр., 1р. 30к., 100 000 экз. - подписано к печати 03.04.89 г. В книге сибирского прозаика Виталия Пищенко представлены разноплановые произведения: здесь и приключенческая фантастика, и попытка приоткрыть внутренний мир космолетчика будущего, и юморески. В книгу вошли рассказы «Миров двух между…», «Баллада о встречном ветре», «Колобок», «Взятка».

Дорога ветров Тэд Уильямс

Роман "Дорога ветров" продолжает культовую эпопею Тэда Уильямса "Орден Манускрипта", имевшую грандиозный успех и вызвавшую массу подражаний. Ее по праву ставят в один ряд с "Властелином колец" Дж.Р. Толкина и называют "Войной и миром" в жанре фэнтези. Новые испытания выпали на долю Саймона. Верный данному слову, он снова отправляется в путь, сопровождая принцессу в полном опасностей путешествии через разоренный войной Светлый Ард. Судьба не балует героев, но их спасает вера в то, что уже совсем скоро счастье переменится и совершится новый поворот…

Ниал из Земли Ветра Личия Троиси

Несчастье грозит всплывшему миру. Страна за страной попадают под иго Тирана и его армии монстров. Только одна девочка способна предотвратить гибель мира: Ниал, Всадница Драконов из Страны Ветра. Ниал - особенная. Наверное, нет никого более, кто мог бы уподобиться ей: большие фиолетовые глаза, острые уши и синие волосы. Ее воспитал воин, живущий в Стране Ветра в Городе Башен. Она играла со своими друзьями, те даже выбрали ее своей предводительницей за силу и ловкость. Детство Ниал прошло беззаботно, только ее странные мысли бросали тень на нее. Почему…

Уверена, что ты прочтёшь эту книгу с удовольствием, читатель. Почему? Потому что она полна уважения к тебе, оставляя за тобой право додумать, и досказать, и обобщить.

Она правдива, потому что поэт искренен.

Она проста, но это кажущаяся простота - за ней большая работа.

Прочти эту книжку! Ты будешь рад...

/Елена Благинина/


Пролилась на перышки синице
Зябкая ночная синева...
Из лощины вытекла лисица,
Забрались в зарю тетерева.

Над гнездом приподняла сорока
Хвост, как ручку от сковороды.
В темноте, на дно травы глубокой,
Ухнули лосиные следы.

Задрожал осинник хлопотливый,
Вышли козы, ягель теребя...
И синица гордой и счастливой
На вершине Чувствует Себя.


Лето, лето, сказочное лето!
От чудес кружится голова...
Вот в кольчугах радужного цвета
Из реки выходят острова!

В чешуе, в мерцании ракушек,
С непокрытой гривой тальников,
Из дворов прибрежных деревушек
Молча в плен уводят рыбаков...

На пески, затянутые тиной,
К мелководьям, острым, как мечи,
То косяк опустится гусиный,
То, горланя, свалятся грачи.

Лето, лето...

С песней недопетой
Ждёт дождя горячая трава.
Вместе с солнцем, в мареве рассвета,
Из реки Выходят Острова!


Я утонул в душистых травах...
Раскинув руки, в тишине,
Среди жуков, среди козявок
Лежу на сумеречном дне.

Пыльцой медовой запорошен,
Сердито пчёлами отпет,
Сквозь отцветающий горошек
Лежу, гляжу на белый свет...

В моих ногах
Терновый кустик
Шуршит, отряхивая зной,
И облака недавней грусти
Плывут, играя, надо мной...

Потом я выйду на поляну,
Шмеля уснувшего стряхну,
И если снова грустным стану
Вернусь
И в травах
Утону...


Соскользнула с насыпи тропинка
И, у светофора за спиной,
По лесам, пригоркам и ложбинкам
Вьётся в травах порванной струной
У крыльца, у твоего порога,
За оградой в поле и в степи,
Ты услышишь, как поёт дорога,
Только на тропинку
Наступи.

На речке-невеличке
Мне весело всегда.
Течёт, течёт водичка,
Сверкает, как слюда.
Звенит струёй студёной.
В овражке под горой,
В густой траве зелёной
Укрылась с головой...
Пускай мала речонка,
Но у неё дела:
Она для пастушонка
Прохладу принесла,
Синицу искупала,
На влажном берегу
Немного поиграла
С ромашкой на бегу.
А в жарком поле дальнем,
Откинув ржавый лист,
Её воды хрустальной
Напился тракторист.
Речушка вьёт колечки,
На камушках дрожит...
Она в большую речку
За именем Бежит!

Ветры клонят медуницу
Спелой озимью горчат...
В поле выгнали волчицу
Вместе с выводком волчат.
По жаре трусит волчонок,
Неуклюжий, словно краб,
И кузнечики спросонок
Шумно брызжут из-под лап.
Впереди - овечьи тропы,
Солнце, травы да леса,
Позади - железный топот
И людские Голоса...

Я лежу на лужайке
И в небо гляжу,
В табуне облаков
Я коня нахожу.
В чёрном ворохе туч,
На сердитом ветру,
Вместе с буркой
Я молнию-шашку беру.
И уже страшновато
И радостно мне
Мчаться в красный закат
На лихом Скакуне!

На горе - берёзы да осины,
Дождиком расцвечена листва.
На припёке, в блёстках паутины,
Сушатся ядрёные дрова.
На горе стреноженная лошадь
Не спеша бредёт по облакам
И хвостом лишь чуть трава поплоше
Солнце бьёт по розовым щекам.

Синий лес во мраке тонет,
Засыпает до утра.
Дремлют спутанные кони
В дыме нашего костра,
В углях тлеют головешки,
Гаснут бабочки в огне.
Из золы бочок картошки
Прямо в руки
Метит мне.

Тишина в саду и в доме,
Спит телёнок у плетня.
Возле погреба в соломе
Воробьиная возня.
За оградой
Пыльной полог
Прогибают ветерки,
Воздух мягкий,
Словно щёлок,
Наплывает
От реки...

Вы таскали шишки из костра
Тёмные, взъерошенные, злые?
Вы видали речки золотые,
Полные живого серебра?
Вы слыхали пение песка,
Медное молчанье колоколен?
Тем, кто навсегда дорогой болен,
Вот мой хлеб, А вот моя рука.

Над жёлтой осыпью обрыва
Склонилась старая сосна,
Корнями голыми пугливо
Поводит по ветру она.
На них, едва заря проглянет
И лося выведет к воде,
Как на руках у старой няни,
Щебечет пеночка
В гнезде.

Домик в три окошка,
Прясло, огород.
Старицу дорожка
Переходит Вброд.
Там, Среди приволья
У реки Исеть,
Светится на кольях
Седенькая сеть.
Бакен полосатый
Сохнет на песке,
Босые ребята
Ластятся к реке.
В шубе длиннополой
Бакенщик Федот,
Слушая «Спидолу»,
Чинит Перемёт...

Если я
Писать стихи
Для тебя устану,
То подамся в пастухи
В Русскую Поляну.
Выйду поутру с рожком,
Заломлю папаху,
Опояшу ремешком
Белую рубаху.
Уроню на лебеду
Кнутика шелковье,
Заиграю на ходу
Что-нибудь Коровье.
И пробудится народ,
И начнёт зариться,
И телята у ворот
Навострят Копытца.

- До свиданья, листва, и покой, и уют,
И надёжная крыша от гроз!
По зелёной подвеске скользнув, парашют
Тополиное семя унёс. -
Пусть минует тебя неудача-напасть!
Зашумело в горячей листве: -
Поднимись в синеву, чтоб на землю упасть,
Чтоб годами шуметь
В синеве!

Я бежал вприпрыжку
Следом за волной
И на дне увидел
Камешек цветной.
В солнечных веснушках,
В красном пояске,
Он сиял, искрился
На речном песке.
От такой находки
Глаз не отвести!
Что же вдруг случилось
С камешком в пути?
На ветру горячем
Камешек потух
И, мелькнув на солнце,
С кручи в реку - плюх!..

Дождь идёт по городу вразвалку

Стихи о ветре, а также загадки, пальчиковая гимнастика, веселая зарядка и развивающие задания для детей. Учимся, играя!

Сегодня мы заканчиваем наши игры-беседы о ветре с малышами. Наши дети уже много знают о воздухе и ветре — были и опыты, и сказки, и игры, и и логические задачки. А сегодня – стихи и загадки, и тоже о нем – осеннем ветре.

И только сегодня я вдруг задумалась – а почему именно о ветре мы говорили в последнее время! И поняла, что это очень просто объясняется! Золотая осень прошла, зима еще не наступила, за окном – серость, ветер и дождь. Неуютно и нерадостно. А ведь, оказывается, ветер тоже может быть интересным! Давайте вместе с детьми вспомним детство и поиграем с ветром! И может быть, улыбнемся миру, и поймем, что ветер, даже холодный – это тоже замечательно!

Кладовая ветра. Тимофей Белозеров

Спросите у малыша, что хранится в кладовой (на даче, в деревне, в квартире). Зачем люди делают кладовые? Интересно, а что же хранится в кладовой у ветра? Что он может туда положить, и зачем ему это нужно? И где может быть кладовая ветра? Пусть малыш порассуждает и пофантазирует вместе с Вами.

Поэт Тимофей Белозеров заглянул в одну такую кладовую ветра и нашел там… догадайтесь что? Вот что!

Чего ни натаскано в старый овраг!

Хранится в овраге ночной полумрак,

Тугие серёжки — подарок берёзы,

Цветы иван-чая, кукушкины слезы,

Зелёные, жёлтые бусы дождя,

Перо куропатки на шляпе груздя.

Сюда, как на дно сундука, спозаранок

Накиданы ветром холстины тумана,

В ручье, на голубеньком ситце волны,

Мерцает старинная Брошка Луны…

Что же увидел поэт в кладовой у ветра? А что бы Ваш малыш хотел ветру подарить и положить в его кладовую? И зачем это нужно ветру? Эти вопросы побуждают малыша высказывать свое мнение, а не чужое (ведь здесь нет однозначного ответа!) Односложно «да» или «нет» на вопросы тоже не ответишь, необходимо говорить развернутыми красивыми фразами, а это очень полезно и для развития творческого воображения, и для развития речи детей!

Предложите малышу нарисовать сказочную кладовую ветра, придумать, где она находится, как ее можно изобразить и что в ней будет храниться.

Веселая гимнастика «Непоседа – ветер»

А теперь давайте отдохнем! И сделаем веселую зарядку! Эту гимнастику можно проводить даже с самыми маленькими детишками, побуждая их повторять простейшие слова: «ква-ква-ква», «муууу».

Непоседа-ветер

Знает всё на свете (машем руками над головой).

Знает, как поёт лягушка: «Ква-ква-ква» (предложите малышу сесть на корточки и изобразить лягушку, попрыгать как она)
Знает, как шумит ракушка: «Шу-шу-шу (ладони складываем «лодочкой» и прикладываем то к левому уху, то к правому)
Знает,как кричит ворона: «Кар-кар-кар». (ребенок поднимает руки вверх и машет ими как крыльями)
Знает, как мычит корова: «Му-му-му» (ребенок показывает рога коровы и мычит муууу)

Как ветер помогает мельнице работать

Спросите ребенка,а есть ли «работа» у ветра? Как он людям, зверям, птицам помогает? (об этом мы уже говорили с малышом – см. статью ) Да, оказывается, у ветра есть очень важная работа – помогать крутиться мельницам, разносить семена растений, мести улицы, доносить запахи и звуки, помогать летать парашюту и воздушному змею и много других важных работ.

Ветер, ветер, ветрище…
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути! Я. Аким

Покажите на картинке ребенку мельницу. Мельницы встречаются во многих сказках и мультфильмах («Круть и Верть», «Разные колеса», «Кот в сапогах» и др.), но не всегда дети знают, зачем они нужны. Объясните, что на мельницах мелют зерно. И из зерна получается мука. Из муки пекут хлеб, пирожки, булочки.

Погляди — в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.


Пальчиковая гимнастика «Ветер и мельница»

Сделайте с малышом пальчиковую гимнастику «Ветер и мельница»

Начинаем произносить слова четко, в ритме, и постепенно ускорять ритм. Делаем вращающие движения руками перед грудью: «Мельница, мельница мелет муку, мелет, мелет, мелет, мелет (ускоряем темп). Ветра нет, остановилась мельница. Снова ветер подул, закрутилась мельцица, заработала (делаем движения руками в ритм слов: » мелет, мелет, мелет, мелет»). Ветер сильнее подул. Очень быстро крутим руками под быстрое произнесение слов.

Намололи мы муки (пальчики сжать в кулачки, стучим кулачком одной руки о кулачок другой руки)
Вот — огромные мешки! (руки в стороны – вот какие мешки огромные!)

Из муки, из муки

Напекли мы пирожки! (ладошки раскрыты, хлопаем одной ладошкой о другую – «печем пирожки»)

От колоска до хлеба

Если ребенок отказывается от хлеба или недолюбливает его, прочитайте ему за обедом эти строчки:

Вырос в поле колосок,
Из земли вбирая сок.

Сжатый бережно рукой,

Стал на мельнице мукой.

Из муки той хлебопек

Хлеба мягкого испек.

Столько вложено в нем сил,

А ты разок лишь откусил.

Мельник

Спросите малыша, кто работает на мельнице? Мельник! Что он делает? Мелет зерно. Спойте старинную русскую колыбельную про мельника.

Баю-баюшки-баю,
Живет мельник на краю.
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
Каша масленая,
Ложка крашеная.
Ложка гнется,
Рот смеется,
Душа радуется.

Красивая колыбельная, правда? И в пении колыбельных незаметно воспитание ребенка шло — вот дружная семья, много детей, и потому и рот смеется, и душа радуется!

Что делает ветер? Где спит ветер?

Мы уже знаем, что у ветра как и у людей есть очень важная работа. А что же он делает, когда отдыхает от своей работы? Где спит? Что любит? Вот одно детское стихотворение о ветре и его любимых занятиях.

Ветер с юга дул на север,
Подметал с дороги пыль,
Колыхал на поле клевер
И расчёсывал ковыль.
Перелистывал травинки,
Всё отметил, всё учёл,
Всех козявок на тропинке,
Всех кузнечиков и пчёл.
Растрепал кусты и сходу
За жужжание и гул
Взял и овода на воду
С камыша сердито сдул.
По реке прошёл волнами,
Поплавком, шутя, качнул,
Влез на лодку между нами
Повозился и уснул. (М. Придворов)

Второе стихотворение о ветре расскажет нам, как увидеть ветер и услышать его (Ветер скрипит оконной рамой, толкает форточку, шелестит бумажками, играет с вертушкой) :

Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Спал он тихо,
Спал спокойно,
Не вертелся, не мешал,
Сел потом на подоконник,
Чуть бумагой пошуршал,
Покрутил в углу вертушкой
И улегся за подушкой.
Всё я видел. Только ветер
Меня, видно, не приметил (Г. Лагздынь).

Предложите малышу посмотреть в окно, прислушаться и попробовать угадать, есть ли сегодня на улице ветер.

Как нарисовать ветер? Речевое упражнение

Можно ли нарисовать ветер? Мы уже пробовали передать линией разного настроение ветра в детской сказке – см. А какого же цвета ветер? Предложите малышу спросить у ветра, какого он цвета.

Повторяем вместе с малышом первые две строчки:

Скажи-ка нам, ветер,

Какого ты цвета?

Удивитесь, что ветер не отвечает. Почему? Попробуйте спросить потише – шепотом – еле слышно. Потом громче – еще громче – еще громче — очень громко. Если ребенок сразу же после тихого звука закричит очень громко, то остановите его так: «Ой, испугался ветерок! «Кто это там так страшно кричит?!» — и спрятался». Давай его тихонько позовем – пусть он привыкнет к твоему голосу. А теперь чуть громче и т.д. с увеличением громкости. Такое упражнение учит ребенка регулировать силу голоса от тихой к громкой и наоборот. В конце упражнения скажите: «Вот и услышал ветер наш вопрос и ответил нам» и прочитайте стихотворение голосом ветра.

Скажи-ка нам, ветер,
Какого ты цвета?
— Я цвета заката,
Я – цвета рассвета,
Я – снежного цвета,
Я – цвета огня…
Такой я, каким
Ты увидишь меня. (В. Лунин)

Почему ветер может быть разного цвета? (вспомните, что ветер – это перемещение воздуха, а воздух прозрачный и цвета не имеет). Когда ветер снежного цвета? (Зимой, во время вьюги и метели). Когда ветер цвета рассвета? (Утром). А цвета заката? (Вечером). Когда ветер цвета огня? (Например, когда ветерок играет с пламенем костра или с пламенем свечи). Расскажите ребенку, что ветер может быть очень опасным во время пожара, потому что он быстро разносит огонь по лесу. Поэтому во время пожара стараются засыпать огонь, чтобы ветер его не разносил дальше.

Какой бывает ветер? Ветры, бури, ураганы

Спросите ребенка, какое время года наступит после осени? Какой праздник нас ждет зимой? Знает ли он, с кем дружат зимние ветры? Нет? Зимние ветры – это главные помощники нашего любимого … Деда Мороза! Не верите? Тогда послушайте стихотворение!

Белый дед проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
-Где вы, вьюги и метели?
Что ж не будите меня?
Непорядок на дворе:
Грязь и лужи в декабре!

И от дедушки в испуге
На поля умчались вьюги,
И метели улетели —
Застонали, засвистели,

Хлопотали до утра —
Всё убрали со двора,
Все царапины земли
Белым снегом замели!

Рано утром вышел дед,
В шубу новую одет.
Захотел проверить сам
По лугам и по лесам:
Все ли ждут в наряде новом
И его встречать готовы?

— Да,- ответили метели,
Даже зайцы побелели!
Ни былинки на полях
Ни листочка на ветвях.

Только ёлочка одна
Да пушистая сосна
Подчиняться не хотят
И зелёные стоят! (Нина Артюхова)

Кто же помощники Деда Мороза? Как называют зимние ветры? (Вьюги, метели) Что они делают, как помогают зиме? Можно инсценировать это стихотворение с ребенком или группой детей, дав в руки малышам свой прозрачный шарф или платок, которым они будут кружить и закрывать землю снегом. Можно дать каждому в руки серебристый новогодний дождик. Вы читаете стихотворение, а дети изображают вьюги и метели. У них это замечательно получается! Они и завывают, и кружатся, и танцуют, и мурлыкают, и получают огромнейшее удовольствие от такой роли Помощника Самого Деда Мороза!!!

Ну а если захочется призвать настоящих помощников Деда Мороза – ветры, бури и ураганы, то тогда нам помогут слова С. Маршака

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!

Очень полезно выучить это стихотворение с ребенком и читать его наизусть во время прогулки, помогая зиме поскорее к нам прийти и призывая зимние ветры! Текст стихотворения замечателен тем, что в нем встречаются практически все названия ветра – буря, ветер, ураган, вихрь, вьюга, буран.

Игра «Ветер бывает разный»

В эту игру лучше всего играть с группой детей. Мы будем все вместе изображать ветер. При игре в группе детей даже застенчивые дети забывают про свою застенчивость и раскрепощаются. Но можно играть и взрослому и с одним малышом вместе.

Сначала ветерок чуть-чуть дует (трем одной ладошкой о другую и слушаем этот звук), но вот он усилился (трем сильнее), затрещали деревья (хлопаем по коленям), началась буря (изображаем звуком, вытягивая губы вперед трубочкой, задача – тянуть звук как можно дольше, можно менять высоту звука, громкость по сигналу), поднялся ураган!!! (присоединяем к звуку движения рук – как будто качаются деревья). Ветер стал стихать (снова «шуршим» — трем ладошки друг о друга). Ветер стих (сидим, не шелохнувшись и слушаем ТИШИНУ).

Стихотворение – логическая загадка для детей о ветре.

Предложите ребенку послушать стихотворение о ветре и догадаться, сильный ветер был ночью или слабый.

Ветер дул всю ночь,
Шумели
Ели,
Морщилась вода.
Сосны
Старые
Скрипели,
Ивы
Гнулись
У пруда.
Выло.
Дуло,
Завывало,
А когда пришел
Рассвет,
Ветра
Будто не бывало,
Будто не было<
И нет (С. Козлов)

В ветреную погоду напомните ребенку это стихотворение, послушайте, как завывает ветер, посмотрите как гнутся деревья. Спросите малыша, как называется такая погода (ветреная). А как называется погода, когда идет дождь (дождливая). А когда светит солнце? (солнечная).

Ветрено,
Ветрено,
Вся земля
Проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый,
Берёзовый,
Жёлтый лист и розовый,
Красный
Разноцветный,
Старый лист газетный…
Солнечно,
Ведренно…
<Ветрено,
<Ветрено! (И. Токмакова)

Загадки о ветре для детей

Загадайте малышу одну из загадок о ветре. Не подсказывайте ответ. Лучше помогать наводящими вопросами (Кто и что умеет летать? О чем еще говорится в загадке?)

Для малышей 3-4 лет подходят загадки с однозначным ответом в стихах. Для детей 5-6 лет – загадки-метафоры, в которых ветер сравнивается с человеком («рукавами махнул – деревья нагнул»)

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать?

Без рук, без ног,
По свету рыщет,
Поет да свищет.
Неизвестно где живет.
Налетит — деревья гнет,
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.

Летает часто он кругом,
Деревьев много поломал,
Но никто, нигде и никогда
Его не видел, не держал.

Не зверь, а воет.

Крыльев нет, везде летает

Рукавами махнул - деревья нагнул.

А в конце наших игр с ветром я хочу подарить всем читателям «Родной тропинки» колыбельную. Не простую – а… ветровую! Почему «ветровую»? Потому что автор этой колыбельной – Ветер!

Колыбельная ветровая. С.М. Городецкий

Баю-баю, вею-вею
Над головкою твоею.
Баю-баю, налетаю,
Колыбель твою качаю,
Баю-баю, баю-бай.
Поскорее
Засыпай.<
У меня на чистом поле
Алы цветики не спят.
У меня на синем небе
Звёзды ясные блестят.
Ждут, когда к ним прилечу я,
«Спите тихо» им скажу.
Улетать-то не хочу я,
В эти оченьки гляжу
Баю-баю, вею-вею
Над головкою твоею.
Баю-баю, налетаю,
Колыбель твою качаю.
Баю-баю, баю-бай.
Поскорее
Засыпай!

Надеюсь, Вам понравилось наше знакомство с ветром – и игры, и логические задачки, и сказки, и опыты, и стихи! Пишите, о чем бы Вы еще хотели узнать на «Родной тропинке»! Всегда рада Вашим комментариям, вопросам и пожеланиям!

Тимофей Максимович Белозёров родился 23 декабря 1929 года в селе Камыши Куртамышского района Курганской области в многодетной крестьянской семье. Детство прошло в предгорьях Алтая, куда судьба занесла семью в голодные тридцатые годы. Он рано лишился матери, и во время войны оказался сначала в Омске, потом в Большереченском селе Старо-Карасук на воспитании у доброй женщины Марии Никитичны Терентьевой. Здесь он окончил семилетку и продолжил учебу в селе Черново.
Далее судьба забросила Тимофея Белозёрова в г. Калачинск, где и началась его трудовая биография. Работал простым рабочим по очистке железнодорожных путей, столяром, лесозаготовителем по найму. Здесь его постоянно сопровождала неустроенная голодная жизнь. Какой-то добрый человек посоветовал ему поступить в Омское речное училище. Там, объяснил он, курсанты находятся на полном государственном обеспечении.
Омское речное училище в те годы было полувоенное. В нем готовили не только специалистов-речников, но и офицеров для Военно-Морского флота. Выдержав конкурс (12 человек на место), стал Тимофей Белозёров курсантом технологического отделения. Училище окончил в 1952 году и уехал на военно-морскую стажировку в г. Владивосток. Потом вернулся в Омск и получил направление в г. Барнаул на Бобровский судоремонтный завод с дипломом техника-технолога по обработке металла резанием. Как вспоминал он сам, работал с охотой, нравились напористые и шумные механики, капитаны, нравилась цеховая напряженная работа.
В эти годы начинается и творческая биография поэта. Как волшебное чудо явилась большая любовь к поэзии, зародившаяся еще в благодатную училищную пору, а с ней и дальнейшее пристрастие к собственному сочинительству. Появилась первая публикация стихов в журнале «Алтай». Его заметили и пригласили в Новосибирск на краевое совещание молодых литераторов. Руководители семинара известные в то время поэты Александр Смердов и Казимир Лисовский одобрили стихотворные опыты молодого поэта и посоветовали написать книжку для детей. Несколько позже, когда Белозёров жил уже в Омске, такая книжка появилась на свет с красочными рисунками известного омского художника К.П. Белова. Называлась она «На нашей реке» (1957).
В 1954 году Тимофей Белозёров был переведен в Омск в Управление Нижне-Иртышского речного пароходства. Его приняли на должность литсотрудника бассейновой газеты «Советский Иртыш», Здесь пришлось по-настоящему окунуться в трудовую жизнь речников не только на берегу реки, но и на палубе судна. Однако, как сам поэт позже признавался, все же труд в литейном цехе Омского радиозавода им. А.С. Попова более подходил по приобретенной профессии и больше нравился. Здесь Т. Белозёров проработал несколько лет, до выхода в 1969 году на постоянную творческую работу - она уже достаточно давала денежных средств на содержание семьи. За эти творческие годы у него одна за другой выходят книжки для детей: «Весна» (1858), «Лесной скрипач» (1960), «Гудки над рекой» (1962), «Огородный Подрастай» (1962), «Лесные качели» (1963) и так далее.
Накопленный творческий опыт способствовал поступлению в Литературный институт им. A.M. Горького (заочно), который он окончил в 1963 году. О периоде учебы в единственном на всю страну учебном заведении сам Тимофей Максимович вспоминал: «Учеба в институте, в этом неугомонном «маравейнике», где сам воздух, казалось, был насыщен литературой, бесконечными спорами, чтением, разбором стихов, дала и открыла многое. Я стал смотреть на детскую литературу, как на дело серьезное». Годом раньше он был принят в члены Союза писателей СССР.
В последующие годы книжки для детей у Тимофея Белозёрова стали выходить ежегодно, причем в издательствах разных городов: в Москве, Новосибирске, Свердловске, Кемерово, Барнауле, Алма-Ате, Киеве и даже в Болгарии и ГДР. Завязалась дружба с большими корифеями детской литературы. Положительную оценку его творчеству высказывали в письменной и устной форме: Агния Барто, Сергей Баруздин, Яков Аким, Игорь Мотяшов, Юрий Коринец, Валентин Берестов, Владислав Бахревский... Особенно восхищалась белозёровскими стихами классик детской литературы Елена Благинина, с которой у поэта была настоящая дружба и активная переписка. С ее предисловием изданы книги Т. Белозёрова «Кладовая ветра» (1970), «Зимушка-зима» (1974) в издательстве «Детская литература».
В этом же издательстве выходят несколько разных по объему книг массовым тиражом и даже миллионным - «Лесной Плакунчик» с рисунками художника-сказочника В. Сутеева. (Эта сказка потом переиздавалась несколько раз). Книга стихов «Карасик» с предисловием Ирины Токмаковой была издана двухмиллионным тиражом. В предисловии она написала: «Стихи Тимофея Максимовича Белозёрова - глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем, пахнущего цветущим ромашковым лугом»... Только настоящий поэт с истинным чувством природы может увидеть зайчишку в первой снежинке, упавшей поздней осенью на луг, расслышать цокот оленьих копыт в шуме летнего легкого дождичка, назвать голубые подснежники Снегурочкиными слезами».
Самой дорогой и любимой книгой для поэта стала «Журавкин праздник» (1980 г.) с гравюрами известного в стране и за ее пределами графика Николая Калиты. Эта книга на Международной книжной ярмарке в Москве получила диплом 2-й степени за полиграфию.
Множество рисунков к разным книгам Т. Белозёрова, изданным в издательстве «Детская литература» и в Омском книжном издательстве выполнил московский график Николай Короткин. В Омском музее им. Ф.М. Достоевского была устроена выставка работ этого художника к произведениям нашего земляка.
Детские журналы - «Мурзилка», «Колобок», «Пионер», «Веселые картинки», «Миша», «Сибирячок», «Костер» - охотно и регулярно печатали произведения Т. Белозёрова, и даже взрослые журналы «Сибирские огни», «Урал», «Нева», «Земля сибирская-дальневосточная». Его стихи можно найти во многих коллективных сборниках, альманахах, хрестоматиях, антологиях. Пожалуй, на каждую книгу писались разными авторами рецензии, статьи, заметки в областных газетах, особенно в «Омской правде», где поэт около двадцати лет проработал литературным консультантом. К нему за советом, за поддержкой шли многие начинающие сочинители. Некоторые в будущем стали профессиональными писателями.
С открытием в 1981 году Омского книжного издательства у поэта выходят значительные по объему книги стихов: «Подснежники» (1982), «Лебедушка» (1986), книга сказок «Дворовичок» (1989). А всего за всю творческую жизнь у Тимофея Белозёрова вышло 53 книги, половина из них - в московских издательствах. И посмертно вышло уже два десятка. Общий тираж творческого наследия поэта более 17 миллионов экземпляров.
За заслуги перед отечественной литературой он был награжден правительственными наградами «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». За книгу стихов «Цветные голоса», изданную в 1972 году подарочным изданием, он получает премию Омского комсомола. А несколько позже ему присваивается звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Умер Т.М. Белозёров 15 февраля 1986 года и похоронен на Старо-Восточном кладбище.

Владимир Новиков

СПИСОК ИЗДАННОГО


На нашей реке.
Омское книжное изд-во,
1957, 100 000 тыс. экз.

Весна.
Омское книжное изд-во, 1958, 200 000 тыс. экз.

Лесной скрипач.
Омское книжное изд-во,
1960, 100 000 тыс. экз.

Гудки над рекой.
Новосибирское книжное
изд-во, 1961, 100 000 экз.

Гудки над рекой.
Москва, Детгиз,
1962, 110 000 экз.

Выбирай на вкус!
Свердловское книжное
изд-во, 1962, 50 000 экз.

Огородный Подрастай.
Омское книжное изд-во,
1962, 110 000 экз.

Лесные качели.
Свердловское книжное
изд-во, 1963, 100 000 экз.

Моим друзьям.
Омское книжное изд-во,
1963, 110 000 экз.

Огородный Подрастай.
Западно-Сибирское
книжное изд-во,
1964, 110 000 экз.

Топтыжка.
Свердловское книжное
изд-во, 1964, 100 000 экз.

Распахнулись ворота!
Свердловское книжное
изд-во, 1965, 100 000 экз.

Веселки, считалки, загадки,
скороговорки, небылицы.
Западно-Сибирское
книжное изд-во,
1965, 50 000 экз.

Веселый арбуз.
Западно-Сибирское
книжное изд-во,1966,
100 000 экз.

Таежный светофор.
Москва,
Детская литература,
1968, 300 000 экз.

Гудки над рекой.
Алма-Ата, «Жазусы»,
1968, 10 000 экз.

Орешки.
Алтайское книжное изд-во,
1968, 150 000 экз.

Синий час.
Москва,
изд. «Советская Россия»,
1969, 150 000 экз.

Синий час.
Кемерово, книжное изд-во,
1969, 100 000 экз.

Гуленьки.
Народные колыбельные
песенки.
Средне-Уральское книжное
изд-во, 1969, 150 000 экз.

Пляска на реке.
Новосибирск,
Западно-Сибирское
книжное изд-во,
1969, 100 000 экз.

Пляска на реке.
Москва, «Малыш»,
1969, 100 000 тыс. экз.

Безымянная речка.
Западно-Сибирское
книжное изд-во,
1970, 200 000 экз.

Лесной Плакунчик.
Москва,
Детская литература,
1970, 300 000 экз.

Среди зеленого и синего.
Пермь, книжное изд-во,
1970, 200 000 экз.

Кладовая ветра.
Москва,
Детская литература,
1970, 100 000 экз.

Лесной скрипач.
Москва,
Детская литература,
1971, 100 000 экз.

Чудеса (загадки, считалки,
скороговорки).
Москва, «Малыш»,
1971, 150 000 экз.

Волшебный посошок.
Москва, «Малыш»,
1972, 150 000 экз.

Комариный колобок.
Новосибирск, Западно-Си
бирское книжное изд-во,
1973, 150 000 экз.

Лесной Плакунчик.
Москва,
Детская литература,
1974, 300 000 экз.

Зимушка-зима.
Москва,
Детская литература,
1974, 100 000 экз.

Огородный Подрастай.
Москва,
Детская литература,
1976, 300 000 экз.

Волшебным посошок.
Москва,
Детская литература,
1976, 150 000 экз.

Лесные стихи.
Москва, изд-во «Малыш»,
1976, 1 500 000 экз.

Смородиновый куст.
Москва,
Детская литература,
1977, 100 000 экз.

Жаворонок.
Новосибирск,
Западно-Сибирское
книжное изд-во,
1978, 150 000 экз.

Лесной Плакунчик.
Москва,
Детская литература,
1979, 2 100 000 экз.

Скачут кони
(стихи, загадки).
Москва, «Малыш»,
1979, 200 000 экз.

Журавкин праздник.
Москва,
Детская литература,
1980, 50 000 экз.

Карасик.
Москва,
Детская литература,
1981, 2 000 000 экз.

Сказки.
Новосибирск,
Западно-Сибирское
книжное изд-во,
1981, 200 000 экз.

Где трава растет густая.
Москва,
Детская литература,
1981, 150 000 экз.

Бука.
Свердловск,
Средне-Уральское
книжное изд-во,
1981, 350 000 экз.

Подснежники.
Омское книжное изд-во,
1982, 100 000 экз.

Сладкая клюква.
Омское книжное изд-во,
1983, 100 000 экз.

Апрель.
Москва,
Детская литература,
1983, 100 000 экз.

Песенка-чудесенка.
Москва, изд-во «Малыш»,
1984, 100 000 экз.

Каравай.
Омское книжное изд-во,
1984, 250 000 экз.

Вечный огонь.
Москва, изд-во «Малыш»,
1985, 300 000 экз.

Лесной Плакунчик.
Москва,
изд. «Детская литература»,
1986, 2 000 000 экз.

Лебедушка.
Омское книжное изд-во,
1986, 50 000 экз.

Заколдованная роща.
Москва, изд-во «Малыш»,
1986, 150 000 экз.

Загадки.
Москва, изд-во «Малыш»,
1987, 500 000 экз.

Свисток с горошиной.
Омское книжное изд-во,
1987, 40 000 экз.

Лесной Плакунчик.
Москва,
Детская литература,
1988, 2 000 000 экз.

Вот моя деревня.
Омское книжное изд-во,
1988, 50 000 экз.

Дворовичок.
Омское книжное изд-во,
1989, 50 000 экз.

Зимушка-зима.
Москва,
Детская литература,
1989, 450 000 экз.

Баюшки (народные колы
бельные песенки и потеш-
ки). Омское книжное изд-во,
1990, 200 000 экз.

Летняя песенка.
Москва,
Детская литература,
1990, 100 000 экз.

Журавкин праздник.
Москва, изд-во «Малыш»,
1990, 500 000 экз.

Песенка над заводью.
Омское книжное изд-во,
1991, 100 000 экз.

Живой подарок.
Омское книжное изд-во,
1992, 100 000 экз.

Речная сказка.
Омское книжное изд-во,
1992, 100 000 экз.

Лесной скрипач
(на украинском языке),
1992, 87 000 экз.

Звездный свет (составитель
В.И. Белозёрова).
Омск, 1997, 999 экз.

Времена года
(сост. В.И. Белозёрова).
Омск, изд-ва
«Диалог-Сибирь»,
«Наследие». 1999, 999 экз.

Лесной Плакунчик.
Очередное переиздание
в Москве, 2001

Карасик.
Омск,
издательский дом
«Наука», 3000 экз.

ТАНКЕР ИМЕНИ ПОЭТА

В Омске есть и улица, и библиотека имени большого русского поэта Тимофея Максимовича Белозерова (1929-1986). А теперь по инициативе омских писателей, прежде всего Александра Токарева и Владимира и Владимира Новикова, появился и теплоход «Тимофей Белозеров». Событие более чем справедливое, ведь по первой профессии Тимофей Максимович был речником.
- С Тимофеем Белозеровым мы поступили в Омское речное училище в 1948 году, - рассказывает член Союза писателей России А.П. Токарев. - Я учился на судоводительном отделении, а он на технологическом. После окончания я работал штурманом на пароходе «Азербайджан», а он на судоремонтном заводе в Барнауле. Вернувшись по семейным обстоятельствам в Омск, Тимофей поступил на работу в редакцию газеты «Советский Иртыш». В ней публиковались его ранние стихи, которые он начинал писать еще в училище. Когда мы учились на втором курсе, у нас образовался литературный кружок. Белозеров был среди нас самый старший, и его стихи были самые зрелые. Потом он работал мастером литейного цеха на радиозаводе. В то время Тимофей Белозеров был уже широко известным поэтом, издавал свои замечательные книги.
После его смерти, когда на стене дома, где он жил, устанавливали горельеф в память о нем, я говорил: хорошо было бы его именем назвать хотя бы маленький теплоходик. Но получилось так, что не маленький, а громадный танкер, нефтеналивное судно грузоподъемностью 2100 тонн, длиной 108 и шириной 15 метров…»
Митинг по случаю присвоения кораблю имени поэта прошел на самом танкере, и символично, что было это 24 мая - в День славянской письменности и культуры, а также в день 100-летия со дня рождения Михаила Шолохова. На палубе танкера собрались речники, писатели, работники учреждений культуры. Речи были краткими, но емкими, и все сходились в одном: имя Тимофея Белозерова должно быть увековечено!
В тот же день танкер «Тимофей Белозеров» отплыл по направлению к Крайнему Северу, где всю навигацию будет работать на перевозке нефтепродуктов. И многие-многие люди будут видеть на его борту имя поэта-классика.

Ю. Виськин



На бульваре Мартынова установлен памятный камень замечательному русскому поэту Тимофею Максимовичу Белозерову. Событие это очень и очень значимо для культурной жизни не только нашего города, но и культурной жизни страны. Ведь Тимофей Белозеров - давно признанный классик русской литературы, без имени которого уже немыслимо само понятие «культурное пространство».
Замечательно, что именно на этой улице установлен памятный камень: здесь Белозеров жил, здесь выразил себя целым калейдоскопом книг! При жизни он издал более 50 сборников, которые с любовью читали и читают целые поколения.
Ныне число его книг перевалило за цифру семьдесят. И оно будет расти, процесс этот неостановим, поскольку наследие Белозерова уже принадлежит вечности.
Проходя по аллее и остановившись у камня памяти Тимофея Белозерова, вы непременно ощутите душой прикосновение к возвышенному и прекрасному, носящему имя - Поэзия.

В Куртамышском краеведческом музее создан личный фонд
писателя Белозерова Тимофея Максимовича,
где хранятся рукописи, переписка, фотографии, документы, издания и личные вещи.
В детской библиотеке им. Г.Н.Зубова есть книги автора.

Без мамы


Памяти моей матери
Арины Трифоновны

Стала уже солнечная рама
Лавки выше, а углы острей.
Без тебя, заботливая мама,
Сразу стало близко до дверей...

Самолёт сверкал под облаками,
Жаворонок падал с высоты,
И твоими смуглыми руками
Пахли придорожные цветы.

Шёл к реке я в тёмную низину
На чужие, дымные костры.
Ветер дул мне то в лицо, то в спину
Гнал меня из детства до поры.

Загонял в незапертые сени,
В погреба за кринкой молока,
В пароходных трюмах на колени
Становил под тяжестью мешка.

Ветер, ветер!..
Выбитые рамы,
Потолки в махорочном дыму...
Оказаться на земле без мамы
Я не пожелаю Никому.

Собаки

Ко мне ласкаются собаки.
Завидев школу впереди,
Мне подают хвостами знаки:
«Контрольной пахнет!
Не ходи!
Вот то ли дело - за рекой!..»
И я на всё махнул рукой.
Я разделил горбушку хлеба,
Раздал остатки колбасы...
Ещё в лугах я нынче не был, -
За мною, преданные псы!
Но каждый пёс,
Вильнув хвостом,
Исчез
за первым же кустом.

Над палубой вьётся дымок теплохода,
Проносятся чайки, плывут берега.
Чем дальше на север, тем строже природа -
Безмолвнее небо, темнее тайга.
Дымятся сыпучим песком крутояры,
Протоки полны луговой тишины.
И вот уж старинного города Тары
Дома-терема над причалом видны.
И снова кустарники, полосы хлеба,
Заливы в зелёной прохладе ветвей...
И вдруг, словно в сказке, заполнилось небо
Всея куполами Тобольских церквей.
С проёмами звонниц,
широких и узких,
Со стрелами башен, зубцами кремля, -
Извечно для нас -
для татар и для русских -
Святые места и родная земля.
Усталое за море солнце садится,
Лениво и сонно вздыхает река,
И в небе зарницы -
как перья Жар-птицы,
И тучка - как грива
Конька-Горбунка!
Список книги

Сейчас мы с вами познакомимся со стихотворением, известного поэта Тимофея Максимовича Белозёрова.

Но для начала давайте вспомним его биографию.

Тимофей Максимович Белозеров родился в 1929 году в Сибири в большой крестьянской семье.

Тимофей рано лишился матери, в Великую Отечественную войну не стало отца. Он был усыновлен Марией Терентьевой. В возрасте 12-ти лет переехал в Омск, где устроился на работу. Сапожничал, был учеником столяр á и художника, расчищал от снега железнодорожные пути. После войны, в 23 года окончил омское речное училище.

Именно в эти годы, тоскуя по рекам, сибирской тайге, он начал писать стихи, которые вначале печатались в местных газетах и журналах, затем стали издаваться отдельными книгами. К тому времени, когда Белозеров окончил Литературный институт, он был уже автором нескольких стихотворных сборников. Все свое творчество поэт посвятил в основном детям.

Стихи Т. Белозёрова печатались в детских журналах “Мурзилка”, “Колобок”, “Пионер”, “Костер”.

Книги эти, такие разные, едины в одном, самом главном – любви и преданности земле, где поэт родился и вырос. Это такие книги как: «На нашей реке», «Живой подарок», «Жаворонок», «Песенка-чудесенка», «Зимушка-зима» и другие.

А сейчас мы проверим, как внимательно вы слушали.

Скажите, с какого возраста Тимофей начал работать?

По какой причине мальчик в свои 12 лет, был вынужден начать работать?

Где печатались стихи Белозёрова?

Назовите примеры книг, написанные Тимофеем Белозёровым.

- Откройте учебник на шестнадцатой странице, найдите стихотворение Тимофея Белозёрова «Кладовая ветра». Сначала его прочту я, а потом кто-нибудь из вас. Закройте глаза, слушайте внимательно стихотворение, вам нужно представить картину, которую описывает автор.

Чего ни натаскано в старый овраг!

Хранится в овраге ночной полумрак,

Тугие серёжки - подарок берёзы,

Цветы иван-чая, кукушкины слезы,

Зелёные, жёлтые бусы дождя,

Перо куропатки на шляпе груздя.

Сюда, как на дно сундука, спозаранок

Накиданы ветром холсти́ны тумана,

В ручье, на голубеньком ситце волны,

Мерцает старинная

Брошка

Луны...

Итак, какую картину вы представили, прослушав стихотворение?

Ребята, посмотрите на название стихотворения – «Кладовая ветра». Как вы это понимаете?

Куда же ветер относит свои сокровища?

- С чем поэт сравнивает старый овраг?

Словарная работа.

Ребята, в стихотворении нам встретились такие слова как «полумрак», «Иван-чай», «кукушкины слезы», «бусы дождя», «спозаранок», «холсти́ны», «ситец». Давайте выясним, что же они означают.

Полумрак - Слабое освещение, почти полное отсутствие света.

Иван - чай - Крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветками. Название растения связано с древней легендой. В деревне под Петербургом жил молодой парень по имени Иван, который любил прогуливаться по полям. И любил он носить красные рубахи. И жители деревни сравнивали цвет его рубахи с цветами растения. А однажды попали цветы в котелок с кипятком, и оказался отвар приятным и освежающим. Так и начали в той деревне, делать из листьев и цветов иван-чая целебный напиток.

Кукушкины слезы - это травянистое лекарственное многолетнее растение. Название «Кукушкины слезы» - связано с легендой о кукушке, которая плакала над растением и оставила свои слезы на цветах в виде пятнышек.

Как вы думаете, «бусы дождя», что это?

А почему они зеленые и желтые?

Спозаранок - рано утром.

Холстины – толстые полотна. Значит, в стихотворении «холстины тумана» – это густой утренний туман.

Ситец – это легкая ткань из хлопка.

- А сейчас стихотворение «Кладовая ветра» выразительно прочтет…

Ребята, давайте пройдем на лесную поляну и познакомимся со сказкой Валентина Дмитриевича Бе́рестова.

Давайте познакомимся с биографией поэта.

Валентин Дмитриевич Бе́рестов

Родился в 1928 году под Калугой в семье учителя истории.

«Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кстати. Ведь именно тогда создавалась наша детская литература... Помню, как я стоял у ворот и ждал, не идет ли почтальон со свежим номером детских журналов... С тех самых пор я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей», вспоминал Берестов.

Литературная деятельность писателя началась так. «В 14 лет я набрался смелости и показал свои стихи Корнею Чуковскому. Эта встреча и стала определяющей в моей дальнейшей жизни». Дружба с Самуилом Маршаком и Алексеем Толстым сыграла важную роль в становлении Берестова как писателя.

Помимо литературы поэт увлекался историей, много путешествовал.

Среди произведений для детей наиболее известны сборники стихов и сказок: «Про машину», «Весёлое лето», «Как найти дорожку», «Картинки в лужах», «Что всего милее» и так далее, в творчестве писателя есть повести «Меня приглашают на Марс», «Приключений не будет», «Меч в золотых ножнах», «Каменные зёрна», а также рассказы, очерки и переводы.

Какие поэты помогли Берестову в его литературной деятельности?

Назовите, стихотворения и повести Валентина Берестова.

Прочитайте загадку на экране и попробуйте отгадать её.

Расту червячком, питаюсь листком.

Себя обмотаю, потом засыпаю.

Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.

Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.