Создание комфортного и безопасного здоровьесберегающего образовательного пространства. Конструирование здоровьесберегающего образовательного пространства в начальной школе. как условие формирования здоровой личности

1.Здоровьесберегающее образовательное пространство школы

как условие формирования здоровой личности

Основное направление деятельности образовательного учреждения - формирование психологически, социально и физически здоровых граждан, имеющих потребность в хорошем здоровье, ответственно относящихся к собственному здоровью и к здоровью окружающих, к сохранению среды обитания.

В течение ряда лет в школе ведется работа по формированию здоровьесберегающего пространства. Разработаны документы:

    Программа оздоровления младших школьников;

    Рабочая программа секции по баскетболу;

    Комплекс оздоровительной гимнастики для школьников с нарушением осанки;

Медико-психолого-оздоровительное направление работы создано в целях сохра­нения, восстановления, коррекции здоровья учащихся, развития системы валеологического образования на новом качественном уровне.

Работа осуществляется по направлениям:

Цель: Создание Школы Здоровья (формирование здоровьесберегающей среды, формирование у школьников ценности здоровья, здорового образа).

Задачи:

    Осуществить эксперимент по теме «Здоровьесберегающее пространство школы как условие формирования здоровой личности»;

    создать банк данных исходного уровня физического, психического, соматического, социального здоровья школьников;

    информировать школьников, с учетом возрастных особенностей, о факторах, влияющих на репродуктивное здоровье человека и о последствиях безответственного по отношению к здоровью поведения;

    формировать здоровьесберегающее пространство школы;

    формировать у школьников ценность здоровья, здорового образа жизни;

    вести оздоровительную, спортивно-оздоровительную работу;

    вести методическую работу по изучению здорьесберегающих технологий и их внедрению в учебный процесс;

    обобщить систему работы по формированию здоровьесберегающей среды, формированию у школьников ценности здоровья, здорового образа жизни для самореализации, самоактуализации личности.

Научно - экспериментальная работа

Цель:

Разработка и апробирование здоровьесберегающих образовательных программ на основе мониторинга здоровья учащихся.

Задачи:

    организация мониторинга здоровья учащихся;

    Разработка системы управления здорьесберегающим учебно- воспитательным процессом;

    Исследование санитарно - гигиенических условий в школе;

    Исследование состояния здоровья обучающихся;

    Разработка коррекционных мероприятий по сохранению здоровья учащихся в школе и в семье;

    Разработка и апробирование здоровьесберегающих образовательных программ;

    Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

    Обобщение результатов научно-экспериментальной работы.

Работа с педагогическими кадрами

Задачи :

1. Формирование мышления педагогов, направленного на обучение и воспита­ние у обучающихся здорового образа жизни;

2.Организация обучения педагогических работников по вопросам валеологических и здоровьесберегающих технологий;

3. Накопление мультимедийных источников по данной проблеме.

Работа с учащимися

    Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся.

    Поддержка дополнительных образовательных и досуговых программ, способствующих здоровому образу жизни.

    Совершенствование школьной системы питания учащихся;

    Формирование стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Пути реализации:

Укрепление физического здоровья:

Формы работы

Кто ведет

Клас-сы

Продолжи-тельность

1.Учебная деятельность

У роки физической культуры

Учителя физической культуры

3 часа в неделю

Спортивные секции:

баскетбол,

легкая атлетика,

волейбол,

Учителя физической культуры

2 часа 2 раза в неделю

Занятия в спортивном зале поселка, в секциях спортивной школы

Тренеры спортивной школы

3 раза в неделю

Классные часы на темы здоровья и здорового образа жизни

Классные руководители

1 раз в месяц

Военно-полевые сборы

Классные руководители

2. Внеурочная деятельность

Внеклассные спортивные мероприятия в классах и параллелях

Учителя физкультуры

1 раз в месяц

Месячник спортивной оборонно-массовой работы

Зам. директора по БЖ

Дни здоровья

Учителя физкультуры

1 раз в четверть

Веселые старты

Учителя физкультуры

1 раз в четверть

Военно-спортивная

игра «Зарница» (школьный тур, муниципальный тур)

Зам. директора по БЖ

Поселковая эстафета в честь Дня победы

Учителя физкультуры

Осенний кросс

Учителя физкультуры

Сентябрь

Туристическая работа

Специалист дополнит. образования

В теч. уч. года

Школьная, мунициальная спартакиада

Учителя физкультуры. Руководители секций

В теч. уч. года

Физкультурная минутка

Учитель- предметник

Динамическая пауза

Учитель физкультуры

Подвижные перемены (игры)

Учитель физкультуры

Гимнастика для глаз

Учитель -предметник

Гимнастика для формирования осанки

Учитель предметник

Корригирующая гимнастика при нарушении опорно-двигательного аппарата

Учитель физкультуры

Пальчиковая гимнастика

Учитель- предметник

Дыхательная гимнастика

учитель предметник

Родительские собрания на темы здоровья и здорового образа жизни

Классный руководитель

Педагог-психолог

1 раз в четверть

Лекции для родителей

Замдиректора по БЖ

1 раз в четверть

Индивидуальные консультации для учащихся, родителей

Педагог-психолог, классн. руководители, учителя физкультуры

По запросу

Проблема обучения и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья всегда занимала особое место в работе школы. Накоплен опыт работы с данной категорией школьников: индивидуальное обучение, компенсирующее обучение. Задача администрации, педагогического коллектива в данном направлении – развитие образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности в учении.

Цель:

обеспечение для данной категории воспитанников высокого уровня самостоятельности при решении жизненно важных проблем и формирование способности, позволяющей ориентироваться в сложных явлениях современности.
Задачи:

    раннее выявление учащихся с ограниченными возможностями к учению;

    перевод на индивидуальное обучение, в классы компенсирующего обучения;

    обеспечение психолого-педагогического и социального сопровождения;

    подготовка педагогических, социальных и других работников, ориентированных на работу с данной категорией обучающихся;

    организация отдыха в летних оздоровительных лагерях.

Пути реализации:

      Работа психолого-медико-педагогического консилиума;

      Организация медицинского обследования учащихся;

      Определение формы обучения: индивидуальное обучение, класс компенсирующего обучения;

      Проведение психологической диагностики.

Работа с медицинскими работниками

Цель:

Обеспечение ранней диагностики и профилактики заболеваний для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Задачи:

    Определить уровень физического развития обучающихся;

    Осуществлять санитарно - гигиеническое просвещение школьников, учителей, родителей.

    Выявить и актуализировать медицинские проблемы образовательного учреждения.

Пути реализации:

    Проведение планового медицинского обследования обучающихся и учителей;

    Ведение санитарно - просветительной работы совместно с учителями и родителями (родительские собрания, классные часы, индивидуальные и групповые консультации, беседы с узкими специалистами);

    Своевременная вакцинация и пропаганда необходимости вакцинации среди населения;

    Проведение сравнительной оценки интегрированных показателей здоровья обучающихся, общей заболеваемости и хронической патологии (по классам, возрасту, полу);

    Проведение консультаций для родителей.

Работа с родителями

Цель:

Формирование потребности сохранять, укреплять здоровье своей семьи.

Задачи:

    Организовать просветительскую работу среди родителей;

    Привлечь родителей к организации лечебно – профилактической, физкультурно - оздоровительной работы в классе и в школе.

Пути реализации:

    Организация консультаций для родителей с привлечением специалистов-медиков;

    Привлечение родителей к организации и проведению спортивно-оздо­ровительных мероприятий.

Внешние связи школы

Цель: Привлечение дополнительных ресурсов в организацию работы.

Задачи:

    Поиск новых форм работы;

    Привлечение большего числа учащихся к занятиям во внешкольных учреждениях;

Внешние связи школы:

Направления и формы совместной деятельности

Организации

Направления деятельности

Формы совместной деятельности

1. Отдел по делам молодежи при Администрации поселка

Пропаганда здорового образа жизни,

укрепление здоровья

Муниципальные просветительские программы, акции,
муниципальные спорт. соревнования

2.Детская спортивная школа

Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья

Спортивные секции,

спортивные соревнования

3.Муниципальная библиотека

Пропаганда здорового образа жизни

Книжные выставки,чит. конференции,конкурсы

4.Детская поликлиника

Диагностическая деятельность,

профилакт. работа

Медицинские осмотры,

5. Дом культуры «Россия»

Пропаганда здорового образа жизни

Просмотр кинофильмов, акции

6. Центр внешкольной работы

Укрепление здоровья,

пропаганда здорового образа жизни

Участие в работе туристического кружка

Этапы формирования здоровьесберегающего пространства школы (создание Школы Здоровья)

Теоретическая подготовка педагогических кадров через систему повышения квалификации, серию семинаров, круглых столов, систему самообразования.

Теоретическая подготовка к проведению экспериментальной работы.

    Сентябрь 2006 - декабрь 2007г.: Практическая подготовка к проведению экспериментальной работы : мониторинг состояния здоровья учащихся школы, экологического пространства школы (Паспорт здоровья класса, Паспорт экологического пространства школы).

    Январь 2007 – май 2009г.: Проведение экспериментальной работы по теме «Разработка и апробирование здоровьесберегающих образовательных программ, организация мониторинга и создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся»

    Июнь 2008 – август 2009г.: Разработка здоровьесберегающей образовательной п программы «Школа Здоровья». Апробация программы. Коррекция программы.

Реализация программы «Школа Здоровья»

2. Предпрофильная подготовка и профильное обучение

Цель и задачи

Цель:

Создание психолого-педагогических условий для построения школьниками индивидуальной образовательной траектории.

Задачи:

    Дифференциация и индивидуализация процесса обучения;

    Составление и реализация программ курсов по выбору и элективных курсов;

    Повышение квалификации педагогических кадров по вопросам ведения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    Повышение уровня научно-методической работы в школе;

    Организация профориентационной и консультационной работы;

    Формирование воспитательной и здоровьесберегающей среды;

    Создание и реализация психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    Связь со средними и высшими учебными заведениями.

    Городском...

  • Комплексная программа социально-экономического развития краснобродского городского округа

    Программа

    Геннадьевна и Глава поселка Краснобродского – Заречнев Владимир Викторович. Роль поселка Краснобродского значительно усилилась в... целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Краснобродского городского...

  • Аминистрация города белово комплексная программа социально-экономического

    Программа

    Федеральным и областным программам . Федеральное финансирование: 1. Программа «Местного развития шахтерских городов и поселков» . Она связана... разрезы УК «Кузбассразрезуголь»: Бачатский, Краснобродский , Сартакинский, Моховский, Караканский, Кедровский...

  • Правительство Российской Федерации - Правительство отнимет у муниципалитетов право устанавливать тарифы на ЖКХ и вернет эти полномочия субъектам РФ - Власти выделят 20 млрд на развитие моногородов Информатизация муниципалитетов - В Хабаровске

    Информационный бюллетень

    Под малоэтажное строительство, развитие коммунальной инфраструктуры в поселках и другие вопросы... с программой ввода жилья за квартал, - Калтан, Краснобродский городской... реализованы 124 инновационные программы развития . Объем государственной поддержки...

Выборнова Анна Михайловна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
государственного казенного общеобразовательного оздоровительного учреждения для детей,
нуждающихся в длительном лечении,
«Санаторная школа-интернат №21» ,
преподаватель высшей квалификационной категории
с.Подлужное,
Изобильненский район, Ставропольский край

С самого рождения дети XXI века окружены всевозможной электроникой и компьютерной техникой: компьютеры, смартфоны, планшеты, электронные книги и другие гаджеты. Гаджеты - слово-то какое неприятное! И они-таки привлекают внимание детей больше, чем игрушки и книги, лишают подрастающее поколение радости живого общения. Не так часто, а порой и вовсе не встретишь на улице детвору, гоняющую мяч, играющую в «жмурки» или «салки». Наши дети практически «обездвижены». Сидя у монитора компьютера, дети погружаются в виртуальное пространство. В результате им трудно отличить реальный мир от виртуального. Электроника активно используется в школах. И, казалось бы, здесь, в школе, должны быть созданы благоприятные условия для формирования современной, здоровой личности как физически, так и психологически.

Информатизация российского образования, расширение инновационной деятельности, создание технологичной среды в школе приводят к необходимости решения проблемы здоровьесбережения и здоровьесозидания школьников, их психологической адаптации. Помочь решить эту проблему в условиях образовательного учреждения, коим является ГКООУ «Санаторная школа-интернат №21», может формирование здоровьесберегающего пространства в школе-интернате. Для детей школы-интерната образовательная среда является некоторым домом, заменяющим семью, и успехи в учебной деятельности влияют на их эмоциональные переживания, некоторым образом «сглаживая» и повышая уровень психологической адаптации.

Организационная культура школы-интерната является одним из ведущих факторов, который может, как способствовать, так и препятствовать укреплению здоровья детей и взрослых. Ее основными компонентами являются: особенности устава школы-интерната и норм школьной жизни; стиль управления администрации, характер отношений по вертикали; психологический климат в педагогическом коллективе, характер отношений по горизонтали; организационно-педагогические условия учебно -воспитательного процесса; внешняя коммуникационная среда и место школы-интерната в ней; наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.

Проблемы здоровья традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. При этом на практике медицинские работники давно занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. А как же профилактика? Но именно в образовательном учреждении использование профилактических программ является обязательным. В учебно-воспитательном процессе ГКООУ «Санаторная школа-интернат №21» действует профилактическая система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, уменьшения их неблагоприятных последствий.

Все обучающиеся ГКООУ «Санаторная школа-интернат №21» осваивают общеобразовательные программы Министерства образования и науки РФ. В школе-интернате созданы условия для обеспечения базового образования, соответствующего государственным образовательным стандартам, позволяющие продолжать работу по совершенствованию воспитания, оздоровления, адаптации воспитанников в современном социуме. Важным фактором в сохранении здоровья ребенка является профессиональный подход к организации учебно-воспитательного процесса. Неотъемлемой частью учебного процесса является использование здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, - реализация приоритета заботы о здоровье учащихся и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении. Педагогический коллектив школы-интерната активно использует время уроков различные приемы и методы, способствующие сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с утвержденной основной образовательной программой начального общего образования и основного общего образования. Функционируют кружки и секции:

  1. «Юный художник».
  2. «Техническое творчество».
  3. «Умелые ручки».
  4. «Хореографический».
  5. «Юный лингвист».
  6. «Я и мой мир» (психология)
  7. «Сенсорная комната».
  8. «Болтунишки» (коррекция речи у младших школьников).
  9. «Тренажерный».
  10. Секции «Баскетбол», «Волейбол»
  11. «Мир музыкальных образов» (вокальный)

Вся работа учителей и воспитателей школы направлена на повышение качества учебно-воспитательного процесса, внедрение активных форм, методов и приемов обучения, творческую реализацию программ обучения и воспитания, оптимизацию учебной, психической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья школьника. В школе-интернате трудятся 39 педагогов: 22 учителя и 15 воспитателей. (высшей категории - 12, первой - 10, соответствие занимаемой должности - 17) Моложе 25 лет - 5 человек, 25-35 лет - 8 человек, 35 и старше - 26 человек (из них пенсионеров - 10 человек.)

Наряду с решением учебно-воспитательных задач санаторная школа-интернат выполняет функции оздоровительного учреждения. На базе школы-интерната функционирует «Центр профилактики социально-значимых заболеваний». В зависимости от диагноза дети получают профилактическое оздоровительное или медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры. Усиленное шестиразовое питание, щадящий оздоровительный режим, чистый лесной воздух в климатически оздоровительной зоне, расположенной на территории природного государственного Заказника «Подлужный» - основные оздоровительные факторы.

Главной целью пребывания детей является физическая и социальная реабилитация, которая включает следующие разделы:

  • организация и контроль санитарно-гигиенического режима (это правильное чередование учебного труда с отдыхом и пребыванием на воздухе, щадящий режим);
  • полноценное, калорийное, витаминизированное, рациональное шестиразовое питание;
  • психологическое сопровождение (сенсорная комната, индивидуальные и групповые тренингы, беседы и консультации с педагогом-психологом);
  • индивидуальный подход к физическим нагрузкам (группы здоровья, ЛФК);
  • физиотерапевтическое лечение (ингаляции, УВЧ, УФО, электрофорез, постдуральный дренаж, массажные процедуры);
  • галотерапевтический оздоровительный комплекс (лечение светом, запахом, парами NaCl, релаксационными упражнениями и музыкой);
  • два раза в год проводятся углубленные врачебные осмотры (диспансеризация) узкими специалистами ЦРБ, выявляется патология;
  • лечение соматических заболеваний, выявленных врачами;
  • химиопрофилактическое лечение: ежегодно после оценки реакции Манту - осенью и весной;
  • использование природно-климатических факторов;
  • своевременное оказание медицинской помощи при обращении, включая необходимые консультации в районных и краевых больницах, тубдиспансере.

Медицинская служба значительно шире по объёму и содержанию по сравнению с другими школами-интернатами, так как включает в себя все основные разделы лечебно-профилактической и оздоровительной работы общеобразовательных учреждений.

Администрация и медико-педагогический коллектив санаторной школы-интерната постоянно уделяют особое внимание заботе о здоровье воспитанников. Ежегодно на заседаниях медико-педагогического совета рассматриваются вопросы анализа результатов лечебно-оздоровительной работы в течение учебного года. Так как более 70 % детей из малообеспеченных, асоциальных семей, то первоочередной задачей медико-педагогического коллектива является задача научить ребенка бережному отношению к своему здоровью, понимать, что здоровье - это дар, который надо бережно хранить как любое творение природы.

Наряду с учебной деятельностью воспитанники активно отдыхают, участвуют в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различных направлений и уровней. Ежегодно участвуют в краевой Спартакиаде.

Важную роль играет инфраструктура образовательного учреждения. Несколько слов о школе-интернате…

ГКООУ «Санаторная школа-интернат №21» представляет собой трехэтажное здание с учебным корпусом и спальным корпусом. В учебном корпусе расположены соответственно учебные кабинеты. В спальных корпусах имеются гигиенические комнаты (душевые кабины, биде). Также функционирует банно-прачечная, где дети купаются, сдают одежду для стирки и т.д. Там же работает швейная мастерская по ремонту одежды.

В школе-интернате есть актовый зал, спортивный зал, два оборудованных тренажерных зала (один в помещении, второй на специальной площадке, расположенной на улице), велопарк, сенсорная комната, летний парковый класс, в котором дети имеют возможность заниматься на открытом воздухе в соответствии с сезоном и погодными условиями (в саду оборудованы из природного материала посадочные места и зона для педагога, где дети рисуют, читают, пишут, наблюдают за природой)

В школе-интернате круглосуточная охрана (ЧОП «Кавказ»). Ведется внешнее видеонаблюдение и внутреннее видеонаблюдение по периметру территории школы-интерната. Вся информация поступает на пульт охраны. Въезд и выезд на территорию учреждения осуществляется по приказу директора согласно заявке сотрудников (служебный транспорт, службы доставки продукции и т.д.) Все визиты посетителей фиксируются в Журнале посещений (предъявляется паспорт посетителя и озвучивается цель визита).

Родители могут беспрепятственно навещать своих детей, забирать на выходные дни (если есть возможность). Однако в каникулярный период школа-интернат не работает. В связи с этим родители заблаговременно информируются воспитателями и классными руководителями о сроках окончания четверти и необходимости забрать ребенка на сезонные каникулы (осенние, зимние, весенние, летние). Дополнительные каникулы для первоклассников в феврале предусмотрены, как в других школах, но если у родителей нет возможности забрать ребенка на неделю домой в связи с территориальной отдаленностью, финансовыми трудностями или по другим причинам, то дети остаются в школе-интернате под присмотром учителя и воспитателя. С ними проводятся спортивно-оздоровительные, интеллектуально-развивающие и другие мероприятия. Могут быть организованы экскурсии (по погодным условиям).

На мой взгляд, идеальная школа - школа, целенаправленно создающая здоровьесберегающее пространство, процесс, кстати, бесконечный.

Литература:

  1. Петрова Н.Ф., Четникова А.Н. Роль психологической адаптации в жизни школьников, воспитывающихся в школе-интернате / Материалы III-й ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых СКФУ «Университетская наука - региону». - 14 апреля 2015. - С.205-209
  2. Петрова Н.Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». - №6 (43). - 2013. - С. 139-140

В статье описаны пути развития здоровьесберегающей среды школы, обеспечивающей физическое здоровье, психоэмоциональное здоровье, социально-нравственное здоровье школьников.

Зарипова Марина Сергеевна

директор

Барон Светлана Александровна

замдиректора МОУ СОШ № 45 г. Нижний Тагил

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

(в условиях МОУ СОШ № 45 г. Нижний Тагил)

Как создать здоровьесберегающее пространство школы?

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающее пространство школы

онцепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» предусматривала создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагала проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Проблема здоровья учащихся сегодня вышла из ряда педагогических и обрела социальное значение. Модернизация российского образования требует поиска дополнительных собственных возможностей адаптации системы образования к современным требованиям жизни. Во многом потенциал такой деятельности заключается во взаимодействии всех участников образовательной деятельности, что ведет к формированию сетевой организации научно-методического и практического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений .

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;

2) психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием.

3) социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных цен-

ностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позиции.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека внедряются в деятельность школы здоровьесберегающие технологии, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся.

Создание здоровьесберегающей среды в МОУ СОШ № 45 идет по следующим направлениям:

Методическая работа с педагогическим коллективом школы

Рациональная организация учебного процесса

Медико-профилактическая работа

Физкультурно-оздоровительная работа

Организация воспитательной работы с учащимися по формированию ценности здоровья и навыков здорового образа жизни

Организация социального партнерства между педагогами и родителями в здоровьесберегающей среде

Материально-техническое обеспечение внедрения здоровьесберегающих технологий:

Здоровьеразвивающая мебель;

Здоровьеразвивающее оборудование и наглядные средства

Интерактивные системы для активизации учебного процесса;

Создание оздоровительной инфраструктуры

Важное значение в оздоровительной работе играет

личность педагога. Помимо предметной и дидактической подготовки, он должен иметь психолого-педагоги-ческие знания, должен быть интересен для учащихся как личность, нацелен на постоянное саморазвитие, личным примером показывать образцы здорового образа жизни . Поэтому важным направлением оздоровительной работы в школе является работа с пе-

дагогическим коллективом. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов проведено корпоративное обучение педагогов по темам: «Теоретические аспекты осуществления здоровьесебере-гающего процесса в образовательном учреждении», «Педагогические условия укрепления и сохранения здоровья школьников», «Технические средства обучения и оборудования, обеспечивающие здоровьеразвивающую технологию в учебном процессе». Педагоги начальной школы изучили и реализуют на своих уроках технологию, разработанную доктором медицинских наук, профессором и врачом В. Базарным, в основе которой лежит принцип организации учебного процесса согласно подвижной природе ребенка. Внесены изменения в план работы школьных методических объединений с целью актуализации проблемы здоровьесбережения учащихся. Систематически проводится методическая учеба «Организация образовательного процесса с использованием современных интерактивных систем, программ». Разработан план повышения квалификации педагогов с учетом возможностей города, области по данной проблеме до 2012 года, который успешно реализуется.

Традиционно при организации учебного процесса особое внимание уделяется следующим вопросам:

Организация учебных занятий с приближенными к минимуму погрешностями в расписании, рациональное распределение недельной нагрузки;

В процессе обучения особое внимание уделяется активным формам работы учащихся на уроке;

Применение на уроках в начальной школе технологии обучения на основе двигательной активности. Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз - часть урока ученик сидит за партой, другую - стоит за конторкой;

Организация режима питания с учетом возрастных особенностей и расписания занятий;

Организация динамических пауз на уроках и подвижных игр на переменах (в классах I ступени обучения и 5 классах);

Организация аудиторных занятий в соответствии с требованиями к воздушно-тепловому, гигиеническому режиму и освещенности;

Проведение практических работ и экскурсий на открытом воздухе (1 и 4 четверти учебного года);

Дифференциация учебных заданий и упражнений по степени сложности и объему, тщательное нормирование домашних заданий;

Развитие альтернативных форм получения образования;

Осуществление профильного обучения на III ступени обучения и предпрофильной подготовки на II ступени;

Разработан индивидуальный учебный маршрут обучающихся, имеющих трудности в обучении и для обучающихся с ослабленным здоровьем;

В учебный план школы внесены спецкурсы по сохранению и укреплению здоровья, развития культуры учения школьников, такие как «Валеология», «Учись учиться» и др.

При изучении таких предметов как биология, основы безопасности жизнедеятельности, география, фи-

зическая культура, обществознание делается акцент на воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью, формирование навыков здорового образа жизни .

В школе работает программа преемственности обучения, основная цель которой - организация более щадящего перехода учащихся с одной ступени на другую. В течение учебного года проводятся диагностические, информационные, тренинговые, контрольные мероприятия, позволяющие добиться максимально щадящего перехода учащихся из детского сада в школу и из I ступени обучения во вторую. Традиционно в школе проходят «Неделя пятиклассника», круглые столы с педагогами дошкольных образовательных учреждений, психолого-педагогические консилиумы по вопросу адаптации детей на разных ступенях обучения.

В школе функционирует научное общество учащихся «Исследователь», в 8-11 классах организована исследовательская работа учащихся, в том числе и валеологической направленности (с последующей защитой рефератов и исследовательских проектов на уроках, факультативных занятиях, НПК и в ходе итоговой аттестации). Так, в 2009-2010 учебном году ученица 8 класса Бушина Ю. заняла первое место на городской Защите исследовательских проектов со своей работой «Физкультминутки на уроках как условие сохранения здоровья школьников», которая будет представлена на областную НПК.

В ходе осуществления образовательного процесса ведется медицинский контроль за физическим развитием детей, разработан комплекс медико-профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, организуются консультации профессиональных врачей на базе городских детских поликлиник и городского физкультурно-оздоровительного диспансера. Для профилактической работы используются немедикаментозные методы коррекции здоровья школьников (зарядка для глаз, коррекция опорно-двигательной системы, фитотерапия с использованием травяных чаев, витаминопрофилактика в ноябре и марте аскорбиновой кислотой, профилактика гриппа). Для отслеживания уровня физического и психоэмоционального здоровья в 2007 году был заключен договор с городским физдиспансером и введена информационная технология САМПО - система автоматизированного медицинского профилактического обследования. Технология включает несколько этапов: анкетирование родителей, тестирование детей специалистом физдиспансера, компьютерную обработку результатов. САМПО позволяет оформить индивидуальный «паспорт здоровья» ученика с ближайшим и отдаленным прогнозом состояния здоровья, сформулировать рекомендации по обращению к врачам-специалистам. С результатами диагностики знакомятся родители учащихся.

В осенние, зимние, весенние и летние каникулы согласно оздоровительной программе, включающей фитотерапию, витаминизацию, посещение бассейна и экологически чистых зон, организацию спортивных мероприятий, работает школьный лагерь.

Главная задача направления физкультурно-оздоровительной работы- включить каждого ребенка в си-

стематические занятия физической культурой. В этом направлении сделано уже многое:

Сдан в эксплуатацию второй спортивный зал;

Учебный процесс по предмету «Физическая культура» ведется с использованием современных спортивных технологий;

В учебный план школы введен третий час физкультуры в каждом классе;

Учителя физической культуры активно внедряют на своих уроках здоровьесберегающие технологии, используя личностно-ориентированный подход, учитывая группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка;

Педагоги создают условия для активного отдыха и эмоциональной разрядки на переменах, проводя для этого подвижные игры (в начальной школе);

Педагоги школы стараются привлечь школьников к занятиям физической культурой. В районе школы расположены спортивный комплекс «Юность», бассейн «Дельфин», специализированные детско-юношеские спортивные школы № 1, №3, «Уралец», «Старый соболь». Работают школьные секции волейбола и легкой атлетики. На базе школы проходят занятия секции художественной гимнастики и греко-римской борьбы. В результате в классах в различных спортивных секциях занято от 43 до 65 процентов учащихся.

Ежегодно в школе проводятся товарищеские встречи по футболу, баскетболу и волейболу, военно-спортивные «Зарнички», Малые олимпийские игры, организуются турпоходы в сотрудничестве с городской станцией юных туристов.

Регулярным стало в школе проведение Дней Здоровья, программа которых включает не просто выезд на территорию загородного оздоровительного лагеря, но, прежде всего - активные формы работы с учащимися и родителями: веселые старты, эстафеты, походы, конкурсы и т.д. Дни Здоровья организуются и проводятся каждую учебную четверть.

Школа - призер многих районных и городских соревнований. В прошлом году сборная школы завоевала 1 место в городских соревнованиях по волейболу (юноши). С 2007 по 2009 год - 1 место в районной легкоатлетической эстафете памяти главы района Г.Н. Зайцева; и, наконец, четыре года подряд - с 2006 по 2009 - наши ученики становились победителями самой престижной городской легкоатлетической эстафеты на приз газеты «Тагильский рабочий».

Целью направления организации воспитательной работы с учащимися по формированию ценности здоровья и навыков здорового образа жизни является воспитание у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни. В школе разрабатывается и внедряется система занятий и тренингов в поддержку курса ОБЖ. Занятия направлены на овладение прикладными знаниями и навыками в области охраны и укрепления физического здоровья, на профилактику заболеваний органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др., на выработку навыков и привычек безопасной жизнедеятельности. Одна из составляющих здоровья - психоэмоциональная. Уровень душевного комфорта закладывается в детстве. Поэтому в школе разработана и реализуется программа

классных часов по привитию здорового образа жизни, направленная на овладение детьми необходимыми прикладными знаниями и навыками для управления своим внутренним психологическим состоянием. Эти занятия проводятся классными руководителями, школьным психологом и при поддержке социальных партнеров - Центра социально-психологической помощи подросткам и молодежи «Грань» и амбулаторной психотерапевтической службы. Не меньшее внимание в школе уделяется и социально-нравственному здоровью детей. На наш взгляд, нельзя назвать здоровым человека, не способного сопереживать своим близким, не испытывающего потребности помочь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, не обладающего четкой гражданской позицией. Поэтому многие ключевые дела школы являются социально значимыми. Традицией стало оказание благотворительной помощи Дому ребенка №4, сотрудничество с районным центром социального обслуживания населения, концерты и адресное поздравление ветеранов войны и тружеников тыла, участие в городских экологических акциях. Успешно ведется поисково-краеведческая работа. 10 лет учащиеся школы - лидеры и победители городского проекта для младших школьников «Я

Тагильчанин», учащиеся среднего звена - лидеры игры-путешествия «Мы живем на Урале. Исследовательские и творческие работы учащихся, школьные и семейные реликвии, ценные документы и материалы легли в основу создания школьного музея. С 2008 г. школа является участником Международного детского движения «Добрые Дети Мира», реализуя проекты движения «Фестиваль Добрых Дел». Важным направлением оздоровительной работы в современных условиях является решение такой актуальной задачи, как оздоровление семьи. Именно поэтому в работе по оздоровлению детей и подростков реализуется сотрудничество педагогов с родителями, которое призвано создавать в семье благоприятную для воспитания среду, улучшать межличностные отношения. Только совместными усилиями можно сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения: реализуются программа «Папа, мама, я - здоровая семья», программа родительского лектория по проблеме сохранения и развития здоровья детей; работает школьный Совет отцов; совместно с городским Центром семейной терапии организованы тренинги для родителей и учащихся «Как противостоять насилию, проведена родительская конференция с презентацией специализированного учебного оборудования; активно привлекаются родители, желающих принять участие в работе с детьми во внеурочное время. Результатом подобного сотрудничества родителей и педагогов является повышение ответственности семьи за здоровье и физическое развитие школьников.

Реализация всех вышеперечисленных направлений невозможна без создания соответствующей материально-технической базы, которая позволит не на словах, а на деле создать здоровьесохранное пространство и благоприятные условия для работы учащихся и учителей в образовательном учреждении. С этой целью школа включилась в проект социально-экономического партнерства «Материаль-

но-техническое обеспечение здоровьесберегающих технологий», который реализуется в рамках движения «Российского Союза за здоровое развитие детей». В 2008 году школа стала победителем конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Благодаря представленному бизнес-плану приобретено специализированное учебное оборудование, технические средства, дидактические материалы, мебель, современные интерактивные системы и программы, что позволяет реализовывать технологию обучения на основе двигательной активности, разработанную доктором медицинских наук, профессорам и врачом В.Ф. Базарным: здоровьеразвивающая мебель , здоровьеразвивающее обору-дование и наглядные средства: зрительно - вестибулярный тренажер «Офтольмотренажер», биомеханический тренажер Агашина.

Одной из важных задач по реализации здоровьесберегающих технологий является максимально возможное использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у школьников переутомления, способствует более гармоничному развитию личности. «Активный экран» - это уникальная интерактивная система представления информации, предназначенная для применения в процессе обучения и управляемая компьютером. Каждому предоставляется возможность не только смотреть, но и работать. Система делает из учащихся не зрителей, а участников обучающего процесса, что в свою очередь повышает качество усвоения информации. Технология основана на использование мультимедийных средств: электронный карандаш, тест - пульт, электронные планшеты. Кроме того, интерактивная доска, являющаяся основной составляющей системы, позволяет работать без меловой доски, что снижает запыленность воздуха. Программное обеспечение комплекса «активный экран» заменяет использование географических и исторических карт, плакатов и других широкоформатных наглядных пособий. Модуль программного обеспечения позволяет проводить во время урока тестирование и быстрый опрос всех учащихся. Результат сразу же подсчитывается и наглядно отображается на интерактивной доске в виде диаграммы или таблицы. Это дает учителю возможность проанализировать, как усвоен материал урока.

Контрольно-аналитические и мониторинговые мероприятия, осуществляемые в течение учебного года, направлены на отслеживание динамики заболеваемости учащихся, определение успехов и проблемных зон в функционировании школы, поиск возможных путей их решения. Психологическая диагностика, проводящаяся в рамках мониторинга, включает изучение особенностей психолого-педа-гогического статуса учащихся 1 классов; уровня эмоциональной комфортности учащихся 5 классов на уроках в адаптивный период; изучение особен-

ностей собственной ответственности учащихся выпускных классов основной школы; обследование учащихся начальных классов на психологическую готовность к переходу в основную школу . Ежегодно проводится отслеживание работоспособности (утомляемости), тревожности и других психических показателей. Результаты данной диагностики обсуждаются с учителями на индивидуальных консультациях, общие вопросы выносятся на совещания учителей, педсоветы. Психологическая диагностика учащихся 1 и 5 классов подтверждает результативность школьной программы преемственности. Мониторинг занятости учащихся школы показал, что общая занятость учащихся школы внеурочной деятельностью составила 81%. Среди них 41,5 %

Заняты в спортивных секциях и клубах. Таким образом, следует отметить, что здоровьесберегающее пространство школы - это не механическая совокупность элементов ее инфраструктуры, пусть даже специально ориентированных - таких, как солярий, фитобар или тренажерный зал. Здоровьесберегающее пространство школы - это особым образом организованная полноценная среда, включающая наряду с материальными компонентами здоровьесберегающую деятельность, которая осуществляется квалифицированным и заинтересованным педагогическим коллективом. В рамках проекта обеспечено создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию, саморазвитию и самореализации обучающихся, снижение уровня заболеваемости детей, создание системы комплексного мониторинга здоровья учащихся, достаточная сформированность у учащихся устойчивых навыков здорового образа жизни, повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников и как результат - повышение уровня образованности всех учащихся и их успешная социализация в обществе.

Литература

1. Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбереже-ния // Педагогика и психология здоровья. - М., 2003.

2. Базарный В.Ф. Как работать с конторкой. - М., 2001.

3. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений / Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12.

4. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений / Муниципальное образование: инновации и эксперимент», № 1, 2010.

5. Давыдова Н.Н. Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учреждении /Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 6. т. 2.

технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/под ред. М.М.Безруких, В.Д. Сонькина.-М.,2002.

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М., 2003.

« Формирование здоровьесберегающего пространства в школе ». Зам. директора по УВР МАОУ « СОШ 22» Каппарова В. А. семинар




В соответствии с Законом " Об образовании " здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.


Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества.


« Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью... Итак, тест « Моё здоровье ». 1. У меня часто плохой аппетит. 2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова. 3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым. 4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели. 5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями. 6. Последнее время несколько прибавил в весе. 7. У меня часто кружится голова. 8. В настоящее время я курю. 9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний. 10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения. Тест « Мое здоровье »


Определение результата и его интерпретация 1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья. 3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе...




Здоровьесберегающее пространство школы Здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ) это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников, создания оптимальных условий работы педагогов. Здоровьесберегающее пространство – позитивные ресурсы, организационные возможности педагогической системы, которые способствуют сохранению и повышению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии – приёмы, методы и формы работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья.


«Здоровая школа» призвана формировать в школе здоровьесберегающее пространство - такое, при котором исключаются или минимизируются вредные для здоровья учащихся воздействия школы и всего образовательного процесса. В дальнейшем предполагается развитие здоровьесберегающего пространства в здоровьеукрепляющее, а затем – в здоровьеформирующее. «Здоровая школа» формирует и развивает здоровьесберегающее образовательное пространство, в котором все педагоги, специалисты, обучающиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.


Принципы « Здоровой школы » 1. Принцип не нанесения вреда. 2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся. 3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом. 4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания (сам ученик активно действует в здоровьесберегающей среде). 5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся. 6. Принцип отсроченного результата. 7. Принцип активной обратной связи (ответственность обучающихся за своё здоровье при наличии контроля со стороны родителей).


Главные особенности здоровье - сберегающего пространства школы представлены тремя положениями: направленность на процессы и ресурсы педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся (позитивная основа); формирование и реализация всех усилий по здоровьесбережению с использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся (инновационно - творческая основа); направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства.




Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов. Номинально некоторые из них совпадают с гигиеническими факторами, характеристики и степени воздействия которых регламентированы в СанПиНах.(Воздушная среда, профилактика табакокурения, следует уделить внимание спортзалам и рекреациям, где дыхание у учащихся активизируется, а также туалетам в связи со спецификой помещения.) Экологическое


Эмоционально - поведенческое пространство как часть здоровьесберегающего пространства школы представлено совокупностью действий, поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить: уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов; характеристики эмоционально - психологического климата в школе в целом, и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы; стиль поведения учащихся и учителя на уроке; формы и характер поведения учащихся на переменах; забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.


Эмоционально - поведенческие проявления школьников на переменах – также важный элемент оценки здоровьесберегающего пространства школы. Возможность переключения, деятельности физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах – условие восстановления к следующему уроку. (« хороший смех дарит здоровье »)


Вербальное пространство характеризуется феноменами речевого поведения всех субъектов образовательного процесса. Речь учителя оценивается по таким критериям, как культура речи, чёткость формулировок, последовательность и ясность изложения мысли. Это речевая культура школьников, формирование которой всегда считалось одной из важнейших задач школы, и которая также должна быть распространена в аспекте здоровьесбережения.




ФГОС. Основная школа Основы здорового образа жизни Выпускник научится: анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;


Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений: создание здоровьесберегающей инфраструктуры, здоровьесберегающей рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, внеучебной эффективная организация физкультурно - оздоровительной работы, физкультурно - оздоровительной реализация модульных образовательных программ, образовательных просветительская просветительская работа с родителями


Создание здоровьесберегающей инфраструктуры, соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников образования; наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; организация качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков; оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём; наличие помещений для медицинского персонала; наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники); наличие пришкольной площадки, кабинета или лаборатории для экологического образования.


Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха обучающихся и включает: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда; введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работу по индивидуальным программам основного общего образования; рациональную и соответствующую требованиям организацию уроков физической культуры и занятий активно - двигательного характера в основной школе. Эффективность реализации этого блока зависит от администрации школы и деятельности каждого педагога.


Эффективная организация физкультурно - оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает: полноценную и эффективную работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, а также с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организацию уроков физической культуры и занятий активно - двигательного характера; организацию занятий по лечебной физкультуре; организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3- м и 4- м уроками в основной школе; организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; организацию работы спортивных секций, туристических, экологических кружков, слётов, лагерей и создание условий для их эффективного функционирования; регулярное проведение спортивно - оздоровительных, туристических мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).


Реализация модульных образовательных программ, внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование экологической грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс; проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.; создание общественного совета по экологической культуре и здоровью, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу « Формирование экологической грамотности, экологической культуры, здорового образа жизни обучающихся ». Программа предусматривают разные формы организации занятий: интеграцию в базовые образовательные дисциплины; проведение часов здоровья и экологической безопасности; факультативные занятия; проведение классных часов; занятия в кружках; проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.; организацию дней экологической культуры и здоровья.


Просветительская работа с родителями лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, и т. п., экологическое просвещение родителей; содействие в приобретении для родителей (законных представителей) необходимой научно - методической литературы; организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней экологической культуры и здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.




Определяет цели, политику и стратегию, ценности и приоритеты. Определяющим при этом становится понимание руководством сохранности здоровья как одного из ключевых звеньев развития школы, осуществление системно - аналитического подхода к управлению образовательным процессом в целом и реализации данного направления в частности. Решающую роль в осуществлении политики здоровьесбережения играют позиции и уровень компетентности руководящего аппарата по вопросам сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. Участвуя в определении цели, политики и стратегии, ценностей и приоритетов заместитель директора школы по безопасности сосредотачивает внимание на решении жизненно важных задач, таких как состояние охраны и осуществление контрольно - пропускного режим в школе, обеспечение пожарной безопасности, электробезопасности и взрывобезопасности, безопасности, связанной с техническим состоянием среды обитания. Важно принять исчерпывающие меры по исключению угроз безопасности в основе своей имеющих человеческий фактор (русское « авось », да « и так сойдет », самоуверенность, что все плохое происходит где - то и с кем - то, но не у нас и не с нами).


Организационная культура школы является одним из ведущих факторов, который может, как способствовать, так и препятствовать укреплению здоровья детей и взрослых. Её основными компонентами являются: особенности устава школы и норм школьной жизни; стиль управления администрации, характер отношений по вертикали; психологический климат в педагогическом коллективе, характер отношений по горизонтали; организационно - педагогические условия учебно - воспитательного процесса; внешняя коммуникационная среда и место школы в ней; наличие / отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.


Являются одним из главных компонентов образовательной среды и условий формирования здоровьесберегающей среды. От учителя в большей степени зависят психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения, характер и процедура оценивания, особенности работы с детьми группы риска, соответствие используемых методик обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, степень ограничения в свободе учащихся. Немалую важность имеют личностные особенности учителя, его способность к психоэмоциональному переключению, состояние его здоровья и отношение к своему здоровью, готовность учителя к внедрению здоровьесберегающих технологий.


Возможно считать здоровьесберегающими при условии, что: они предполагают достижение целей и решение образовательных задач в сфере здоровьесбережения в той же мере, что и в познавательной, социальной, эмоциональной; они в равной степени направлены на физическое, социальное, эмоциональное развитие ребенка; они предполагают постоянство (на протяжении всего периода обучения ребенка в школе), отсутствие фрагментарности и динамичность в аспекте здоровьесбережения; обязательным компонентом является постоянное развитие компетентности учителей в сфере здоровьесбережения, методических и материально - технических ресурсов.


Как « система поэтапной организации учебного процесса, которая обеспечивает достижение результата, соответствующего цели, с помощью совокупности операций, средств и способов их применения, реализующих определенную модель обучения и воспитания ». Моделирование результата целостного развития школьника по ступеням зрелости среди основных его компонентов выделяет сохранность физического здоровья и готовность к сохранению собственного здоровья. Отсюда вытекает необходимость использования тех форм, методов и средств обучения и воспитания, которые способствуют сохранности психического и физического здоровья школьников, а также формируют представление о ее необходимости. Позитивный настрой, обучение согласно типам модальности и другим психолого - физиологическим особенностям, использование инновационных технологий при оптимальном отборе из их многообразия создают базу для достижения указанной цели.




Где духовность рассматривается как « высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности ». Неотъемлемым при этом становится создание в школе акмеологической среды как энергетического пространства школы с установкой в деятельности педагогов и учащихся на успех, высокие результаты, творческий поиск (« акме » - ориентация на успех и развитие творческого потенциала, достижение вершины в развитии каждого ученика и учителя)


– система условий для обеспечения широкой информированности школьников и педагогов, родителей о здоровье как жизненном приоритете. Очень важным при этом выступает информирование о формах и последствиях рискованного поведения и формирование навыков здоровьесберегающего поведения. В триаде образовательного процесса (родитель, ученик, учитель) средовое воздействие играет главенствующую роль.


– обеспечение необходимых материально - технических условий, которые могли бы способствовать не только сохранению здоровья, но и, возможно, его некоторому улучшению. Сюда же относятся и гигиенические факторы, которые могут представлять собой неблагоприятные условия для здоровья (шум, освещённость, воздушная среда, размер помещений, дизайн и цвет, состояние сантехнического оборудования, условия и качество питания, экологическое состояние прилегающей территории и т. д.)


Таким образом, указанные структурные компоненты модели здоровьесберегающей среды могут рассматриваться как блок подцелей ее формирования. Первоочередными задачами при этом становятся следующие: Создание политики школы с ориентацией на здоровьесбережение. Анализ положения, определение потенциальных возможностей школы и перспективы ее развития, принятие решения о разработке программы по здоровьесбережению. Разработка программы, конкретного плана действий и их реализация. При успешном решении этих задач результатом создания средней общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды станет:


Повышение авторитета, престижности и популярности школы. Активная жизненная позиция всех участников образовательного процесса. Положительная динамика показателей здоровья и психологического статуса участников образовательного процесса. Более высокие показатели успеваемости школьников и высокие результаты образовательной деятельности. Снижение поведенческих рисков, опасных для здоровья.


Мы поставили следующие задачи: - обеспечить выполнение законодательства по охране здоровья детей в образовательном учреждении; - обеспечить безопасные условия жизнедеятельности детей и других участников образовательного процесса; - создать условия для комплексного решения медико - социальных и психолого - педагогических проблем детей; - организовать работу, направленную на повышение двигательной активности детей; - формировать потребность в здоровом образе жизни; - проводить мероприятия по профилактике вредных привычек; - внедрять в учебный процесс технологии здоровьесберегающей направленности; - проводить работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


Наша Школа со смешанным контингентом обучающихся, где учатся дети одаренные, обычные и дети с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в педагогической поддержке, потому целью своей работы мы считаем создание среды, способствующей тому, что бы каждый ученик вне зависимости от своих возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.


Идеальная школа Школа, целенаправленно создающая здоровьесберегающее пространство (процесс бесконечный). Все радует глаз: лица школьников и учителей, охранников и работников столовой; внутреннее убранство школы и внешний вид учеников. В школе настроение сотворчества и взаимоуважения. Пришкольный участок – чистый, много цветов, хорошо оборудованные спортивные площадки. О курящих на ступеньках школы здесь не может быть и речи. Утром вас встречает улыбкой администрация школы, но не для того, чтобы отследить опоздавших, а чтобы поприветствовать каждого входящего. Чистота в коридорах и классах. Удивляет чистота и опрятность туалетов: зеркала, сушилки, туалетная бумага. Цветы создают экологический комфорт. Заметна грамотная работа дизайнера (правильный подбор цвета стен, минимум прямых углов и прямоугольных фигур, утомляющих зрение). На стенах стенды, которые постоянно обновляются, а значит, читаются. В одном классе занимается не более 25 школьников.


Помещения регулярно проветриваются, по графику. В классах кондиционеры, очищающие и увлажняющие воздух. Стекла чистые, почти не заметные. Когда включены светильники (все работают) нет никакого жужжания. Мебели много, но она складная, поэтому свободного пространства достаточно. Интерьер каждого класса индивидуален, но в каждом есть шведская стенка, широкая доска, рейки с крючками для развешивания схем, плакатов, таблиц. На потолке и в передних углах класса размещены рисунки - траектории для гимнастики глаз. Телевизор и видеоплеер находятся в рабочем состоянии (экран не запылился). В одном из углов – музыкальный центр. Во всех кабинетах – компьютер у учителя и у учащихся. Во время урока проводятся физкультминутки. Если дети перевозбуждены, то учитель профессионально проводит короткий сеанс успокоения и отдыха.


Улыбки в этой школе приветствуются и на уроках и во взаимоотношениях между всеми, находящимися под ее крышей. Столовая напоминает ресторан: чисто, уютно, красиво, оригинальный интерьер, тихая музыка, на столах – салфетки, йодированная соль. Но главное – ассортимент блюд соответствует принципам рационального питания. В школе используется питьевая вода. В спортзале на скамейке нет « освобожденных », они занимаются по отдельной программе. Зал оборудован всем необходимым для интересных уроков (занимается только один класс). В современно оборудованный медицинский кабинет дети почти не обращаются. Школа продолжает жить активно и творчески и после уроков. Проводятся факультативные занятия, работают кружки и секции. Идет подготовка нового стенда, снимается видеофильм, репетируется новая программа эстрадного ансамбля, идут занятия ритмикой. Не пустует психологический блок, в котором идут занятия самодиагностики и психологического тренинга, эмоциональной разгрузки. Эпицентр оживления активности – спортзал. Работает тренажерный зал и зал лечебной физкультуры.


« Самая длинная дорога начинается с первого шага » (Китайская мудрость) Наши первые шаги Разработана программа здоровьесбережения в школе. План - программа по здоровьесбережению в каждом классе. Конкурс « Самый здоровый класс ». класс Классными руководителями (при помощи медика школы) ведутся карты динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся. У каждого классного руководителя ведутся папки « Здоровье класса ». Проведены анкеты среди учащихся основного звена « Моё здоровье ».« Моё здоровье ». Проведены анкеты по питанию среди учащихся и педагогов школы. анкеты Общешкольные волонтёрские акции « За здоровый образ жизни »: « Внешний вид », (газета,)« Питание », « Зарядка », « Чистые руки », « Внешний вид », газета « Вредные привычки ».


Общешкольные мероприятия: « Весёлая зарядка », фестиваль « Если хочешь быть здоров!».« Весёлая зарядка », Если хочешь быть здоров!». Стенд по здоровью (правила здорового образа жизни, про витамины, профилактика гриппа, подведение итогов « Самый здоровый класс ». здоровью класс Перед уроками физоргами классов проводится физзарядка. физзарядка На уроках обязательны физкультминутки – на укрепление осанки, гимнастика для глаз (зрительно - координатный тренажёр). тренажёр Двигательная активность на переменах (танцы) танцы Внеурочная деятельность 1-5 классов после обязательной прогулки с подвижными играми на улице. Группа здоровья для учащихся спец. мед группы. День здоровья всей семьёй. Проекты до конца учебного года на тему « Здоровьесбережения »: « Здоровое питание », « Моя семья – самая здоровая », « Продукты, выращенные на нашей даче » и т. д. Профилактические беседы с ЦПМС. Наши первые шаги 46 1. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни? 2. Делаешь ли ты утром физическую зарядку? 3. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры? 4. Занимаешься ли ты на уроке физкультуры: 5. Занимаешь ли ты спортом длительно? 6. Устаёшь ли ты на уроках?. 7. Были ли физкультминутки на ваших уроках? 8. Куришь ли ты? 9. Пробовал ли ты употреблять спиртные напитки? 10. Пробовали ты наркотики? 11. Соблюдаешь ли ты режим дня? Моё здоровье





56

Определение групп здоровья: 1- я группа – здоров; 2- я группа – с отклонением в состоянии здоровья (гипертр. миндалин, аденоиды 1–2 степени, плоскостопие); 3- я группа – с заболеванием (бронх. астма, забол. почек, порок сердца). Определение физкультурных групп: осн. – занятия на уроках и участие в соревнованиях; подг. – занятия на уроках, без соревнований; спец. – со спец. физ. упражнениями; освоб. – освобождение от уроков физкультуры




Зрительно – координатный тренаж Эти упражнения активизируют мышечный тонус, а также чувство телесной и зрительной координации в пространстве. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.




Особенности ЗПШ позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся; инновационно - творческая основа формирования и реализации всех усилий направленных на повышение эффективности здоровьесбережения; направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства.






Характеристика экологического пространства ориентирован на качественную оценку воздействия всей совокупности однородных факторов; в центре внимания – субъекты педагогического процесса и сами эти процессы; в педагогическом пространстве существует немало элементов, которые или пока не регламентированы, или не могут быть регламентированы и каталогизированы




Загрязняющее веществоБиологические очистители Оксид углерода(iv)Все растения Фенол Спатифиллум ФормальдегидХлорофитум, драцена, спатифиллум СтиролВсе растения Бензол, толуол, ксилол, этилбензол Хлорофитум, драцена, сансивьера полосатая,плющ обыкновенный Ацетон, этилацетатЛистья и корни всех растений АцетамидВсе растения ВинилхлоридВсе растения ПерборатыВсе растения ГексахлорофенВсе растения Трихлорэтилен Фикус Бенжамена, плющ обыкновенный, сансивьера полосатая Болезнетворные бактерии Диффенбахия пестрая, гибискус, фикус карликовый, каланхое, цитрусовые ПыльВсе растения, особенно опушенные Источники загрязнения воздуха закрытых помещений и возможности биологической очистки.


Лимон(Citrus limon) –декоративное, вечнозеленое плодовое дерево. Лимон можно вырастить из семян, но их необходимо прививать для плодоношения. Вырастить плоды бывает Слишком трудно, так как лимон очень чувствителен к недостатку влаги в воздухе. Лекарственным действием обладают и листья лимона. Запах лимонных листьев оказывает бодрящее действие, стимулирует вегетативную нервную систему, помогает при ВСД. Листья лимона содержат во много раз больше витамина С, чем плоды: в 100г плодов содержится до 80мг витамина С, а в листьях- до 880мг. Эфирные масла лимона являются противовирусным средством, они помогают при гриппе, ветрянке, герпесе, кори, паротите, вирусном гепатите, стимулируют иммунную систему


Хлорофитум хохлатый- лучшее растение в загрязненных помещениях. Оно уникально по способности очищать воздух от химических загрязнений. Возможности растения изучены не полностью. В ходе эксперимента за 24 часа хлорофитум уничтожил 80% всех микроорганизмов. По подсчетам специалистов, десяти таких растений достаточно, чтобы очистить воздух 20- метровой комнаты от патогенных частиц. Хлорофитум выращивают в комнатных условиях уже более 200 лет. Он быстро растет, редко болеет. Мебель, отделка помещений, теплоизоляция нередко сделаны из синтетических материалов, которые выделяют вредные вещества, например, формальдегиды. По последним данным московских ученых, концентрация этих веществ в воздухе может в 1,5- 4 раза превышать уличную, хлорофитум- поглощает не только формальдегид, но и угарный газ, и выделяет фитонциды, очищающие воздух от вредоносных бактерий. Без него не обойдется ни одна цветочная компания. Простенький, но своей зеленой непосредственностью способен украсить любой интерьер.


Фикус каучуконосный. Для помещений, где в отделке и интерьере применены многочисленные синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества, в том числе формальдегиды, подходят фикусы. Большинство фикусов – это быстрорастущие растения, они поглощают ядовитые для человека вещества, содержащиеся в воздухе (бензол, трихлорэтилен, фенолы), и превращают их с помощью ферментов в аминокислоты и сахара.


Драцена душистая. Из-за одревесневшего, безлистного, неветвистого стебля с пучком листьев на верхушке называют ложными пальмами, но к настоящим пальмам они не имеют отношения. Драцена способна накапливать токсины, поглощать через листья и корни такие яды, как ксилол, бензол, формальдегид, толуол, этилбензол, трихлорэтилен - оказывает терапевтический эффект.


Каланхоэ. Все каланхоэ устойчивы к болезням и вредителям. Обладают антивирусной активностью, на 31% уничтожают стафилококк и на16% сарцины. Циперус зонтичный. Используется для оформления аквариумов, искусственных водоемов, фонтанов. Циперус в 2-3 раза снижает количество болезнетворных бактерий в воздухе и увлажняет его.


Спатифиллум. При соблюдении минимума требований наряден в любой сезон, хорошо зимует в отапливаемых помещениях, любит свет, но терпеливо перенесет и его недостаток. Его широкие листья- отличные помощники в уборке помещений, притягивают на себя пыль, поэтому любит смывать с себя пыль. Имеет фитонцидную активность и обладает терапевтическим эффектом.


Алоэ древовидное. Вечнозеленое, многолетнее растение. Широко распространено по всему миру в комнатной культуре, в России известно под названием «столетник» или «доктор». Стебель прямостоячий, ветвистый. Листья очередные, Мясистые, сочные, темно-зеленые с матовым налетом. В медицине используют сок листьев алоэ, он содержит производные антрацена, ферменты, витамины, противомикробные вещества. Сок алоэ обладает слабительным действием, а также бактериостатическим и бактерицидным действием, снижает в воздухе количество вредных микроорганизмов на 38%.


Герань или пеларгония. Это самое древнее, комнатное, многолетнее растение. Листья герани покрыты волосками, в которых имеются пузырьки с эфирным маслом, поэтому пахнут у герани не цветы, а листья. Растение выделяет пары эфирного масла, чтобы защитить себя от перенагревания или переохлаждения. Герань, благодаря выделению эфирных масел способна убивать болезнетворные и патогенные организмы в воздухе помещений. Ее эфирные масла препятствуют возникновению заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем. Кроме того, эфирные масла герани успокаивающе действуют на нервную систему, предотвращая стрессы, налаживают здоровый сон.


Эмоционально-поведенческое ЗПШ Характеристики пространства: -уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов; -характеристики эмоционально- психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы; -стиль поведения учащихся и учителя на уроке; -формы и характер поведения учащихся на переменах; -забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.