Михалков, Сергей Владимирович - Случай на зимовке: стихи и проза. Сергей Михалков. Про тех, кто лает Лев и Ярлык

Михалков С.В. - писатель, поэт, баснописец, драматург, автор двух гимнов Советского Союза и одного Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом. Список произведений для детей включает сказки, рассказы, басни, загадки, былины. Творчество Михалкова учит подрастающее поколение добру, справедливости, честности, заботе об окружающем мире и людях, его произведения проходят в 1-2-3-4 классах. Легкая стихотворная форма привлекает детей, произведения подходят для первого самостоятельного чтения.

А что у вас?

Стихотворение «А что у вас?» рассказывает о важности различных профессий. Вечером во дворе ребята обсуждают специальности родителей: поваров, портных, летчиков, инженеров, вагоновожатых, учителей, докторов, пилотов, милиционеров. Произведение учит ценить и уважать любые профессии, в том числе рабочие.

Барсуки

Стихотворение рассказывает о жизни семьи барсуков. Мать прячет их в норе и не разрешает днем выбираться из нее, опасаясь охотников, которым нужен пушной зверь. Семья выходит гулять на заре, барсучиха несет малышей в зубах. До полудня они греются на солнце, а когда оно начинает припекать, мать возвращает детенышей в прохладную нору.

Беглянка

Произведение «Беглянка» рассказывает о декоративной собачке Чебурашке с надменным характером, проживающей с чрезмерно заботливой хозяйкой. Животное ни в чем не знает нужды, но ей не разрешают общаться с другими представителями ее рода и повсюду носят в корзинке. Однажды Чебурашка встречает бездомного пса и убегает с ним на свалку. С тех пор ее жизнь и характер меняются, но беглянка возвращаться домой не желает, свобода ей нравится больше.

Быль для детей

Произведение Михалкова «Быль для детей» рассказывает о тяжелом времени в истории страны - Великой Отечественной войне. Строки стихотворения пронизаны патриотизмом, восхищением русским народом, вставшим на защиту Родины и освободившим мир от фашистских захватчиков. Автор рассказывает детям как Урал, Москва, Кузбасс, Баку, Алтай, Казахстан, Узбекистан и прочие объединились для борьбы с неприятелем. Стихотворение описывает сражения, победу и восстановление страны.

Веселый турист

Произведение рассказывает о четырнадцатилетнем туристе, путешествующем налегке. Он любознателен, и мир открыт ему: волки и медведи на мальчика не нападают, быки приветствуют, туча служит крышей, гром -будильником. Турист записывает увиденное в тетрадь и заряжает окружающих своей энергией. Люди, услышав веселую песню мальчика, покидают дом и отправляются следом за ним.

Данила Кузьмич

Произведение «Данила Кузьмич» рассказывает о мальчике, который вместе со взрослыми трудится на заводе. Автор с восхищением повествует о способностях юного мастерового, наблюдая за его работой. Данила Кузьмич в свои 14 лет висит на доске почета, люди гордятся им и призывают брать с него пример.

Дядя Степа

Любимое произведение многих поколений «Дядя Степа» рассказывает о добродушном человеке высокого роста по прозванию «Каланча». Дети сопереживают великану: одежду подобрать сложно, собаки принимают за вора, когда он смотрит во двор, в кровать не помещается. Однако дядя Степа - настоящий герой и объект для подражания у ребят, он всем приходит на помощь: вытаскивает из реки тонущего мальчика, предотвращает крушение поезда, спасает птиц от пожара. Великан отправляется служить в морской флот, а после возвращения рассказывает детворе множество историй.

Дядя Степа-милиционер

Продолжение известной истории про дядю Степу повествует о его работе милиционером. Как и прежде, добрый великан спешит на помощь людям: чинит светофор и восстанавливает дорожное движение, помогает потерявшемуся на вокзале мальчику найти маму, ловит хулигана, спасает из реки бабушку. Дядя Степа рассказывает детям о важности и ответственности профессии милиционера.

Дядя Степа и Егор

Произведение повествует о рождении у дяди Степы сына Егора. Он не так высок, как отец, но очень силен. Егор - штангист, он выигрывает сразу 2 золотые медали и завоевывает титул олимпийского чемпиона. Сын дяди Степы мечтает изучать звездную даль. Он становится майором, военным летчиком и однажды обязательно полетит на Марс и передаст оттуда привет Луне.

Дядя Степа-ветеран

Произведение повествует о том, как дядя Степа становится пенсионером. Но великан по-прежнему любимец детворы, и без него не проходит ни одно мероприятие: он участвует в играх, ходит с ребятами в зоопарк, помогает Пете Рыбкину бросить курить. Дядя Степа едет в Париж, посещает музей, ресторан, общается с населением, которое зовет его «русским великаном». Вернувшись обратно, он говорит, что лучше дома места на земле нет. В конце произведения дядя Степа встречается с сыном-космонавтом и узнает, что у него родилась внучка.

Заяц во хмелю

Басня рассказывает о пьяном зайце, который хвалится перед гостями, что не боится даже льва и отправляется один по темному лесу. Однако попав в лапы хищника, косой трезвеет от страха. Благодаря подхалимству, зайцу удается избежать гибели. Басня высмеивает пьяных храбрецов, трусливых угодников, самовлюбленных личностей.

Как бы жили мы без книг?

В стихотворении автор рассуждает о невозможности жизни без литературы. Он предлагает читателю представить, что все книги вдруг исчезли: учебники, добрые сказки, Букварь. Как стало бы скучно, если бы ребят покинули их любимые герои: Чиполлино, Гулливер, Гаврош, Робинзон, Тимур, Крош. Михалков восхищается и прославляет литературу разных стран мира, проходящую через века.

Как скворец летел домой

Произведение рассказывает о скворце, который 4 дня летел домой в колхоз. Но птица не узнает прежние места: вместо луга видит разлившуюся реку. В растерянности скворец летает над водой, утки подсказывают ему, что колхоз теперь располагается дальше. Птица отправляется в путь и находит родную деревню, где дома стали еще лучше и больше, а вместо скворечника у нее дворец.

Как старик корову продавал

Произведение повествует о старике, продающем на рынке корову. Но никто не хочет ее покупать: дед честно рассказывает, что она больная, молока не дает. Молодой торговец хочет помочь старику и расхваливает животное перед людьми. Наслушавшись продавца, дед решает, что такая корова нужна самому, и он не отдаст ее никому.

Калеки в библиотеке

Стихотворение повествует о книгах-калеках, которые находятся в библиотеке в специальном больничном зале. Эти произведения «оскорблены» людьми: у одних удалены таблицы, иллюстрации, другие - изрисованы и измяты. Автор осуждает читателей, которые на книгу «как хищники глядят». Несмотря на свои звания и должности, таким людям никогда не оправдаться перед искалеченными произведениями.

Карта

Стихотворение рассказывает о солдате, забравшем из опустевшего класса карту, с которой он не расстается и во время сражений. На привале он разворачивает изображение Родины, и бойцы ищут и разглядывают свой дом: Казань, Рязань, Калугу, Баку, Алма-Ату. Однажды карта возвращается в класс: порванная осколком, со следами крови. Но ученики весят ее на почетное место.

Комар-Комарец

Произведение «Комар-Комарец» рассказывает о Медведе, работающем в аптеке. Всем он готов помочь: Пете-Петушку, Козлу, Гусю, Барбосу. Но Комар нарушает правила поведения и влетает в окно. На возмущение Топтыгина насекомое скандалит и не желает пользоваться дверью, как все звери. Злобного комара останавливает Утка, раскрыв свой клюв.

Лев и Ярлык

Басня рассказывает о Льве, на хвост которому прицепили ярлык, определяющий царя зверей Ослом. Он не решился сорвать документ самостоятельно и созвал собрание. Однако ни одно животное не посмело снять ярлык и юридически признать хищника Львом. С тех пор царь зверей начал чахнуть и однажды из его логова донеслось протяжное: «Иа».

Лесная академия

Произведение рассказывает о Майском Жуке, открывшем Академию Наук для насекомых. Стихотворение позволяет в игровой форме научить ребенка буквам. Веселое содержание и простой слог вызывают интерес у маленьких читателей и способствуют быстрому запоминанию алфавита. Произведение подходит для первого самостоятельного чтения.

Лифт и Карандаш

Стихотворение рассказывает о мальчике Саше, который пишет карандашом на стенах лифта. После этого кабина отказывается возить хулигана. Стоит Саше войти в нее, лифт застревает и не едет. Автор отмечает, что есть много ребят, у которых не по делу пишут карандаши.

Миллионер

Произведение рассказывает о богатой старухе, оставившей наследство своему псу - Бульдогу. Автор повествует о жизни собаки-миллионера: слуга возит ее на гонки, регби, бега, шеф-повар готовит разнообразные блюда. Пес живет в квартире в центре города, ездит на курорты, ходит в парикмахерскую, дает интервью, посещает клуб богачей и прочее.

Миша Корольков

Произведение рассказывает об отважном мальчике Мише Королькове, который плывет на пароходе и попадает в чужие японские воды. Корабль вынужден пристать к земле. Японцы пытаются выведать у мальчика информацию о Сахалине, предлагая сладости и угрожая избиением. Но Миша сохраняет верность Родине и не разглашает сведения. Пароход возвращают из плена, отважного мальчика встречают мама и папа.

Модное платье

Произведение рассказывает о платье, которое подарили Кате. На нем написаны десятки слов-названий городов: Лондона, Москвы, Токио, Тегерана, Марселя, Копенгагена, Парижа и других. Однако к девочке постоянно пристают с просьбой прочитать написанное, мальчишки называют ее учебником, подружки просят поносить платье.

Мой щенок

Произведение рассказывает о девочке, у которой пропал щенок. С утра он еще проказничал: перевернул жбан с медом, порвал стихи, упал с лестницы, залез в клей. А потом потерялся. Девочка очень переживает: не ест, не читает, не рисует, ждет свою собаку. И вот возвращается щенок: с опухшим носом, глазом, на хвосте жужжит пчела. Приходится девочке лечить непослушного малыша.

Находка

Стихотворение повествует о мальчике, нашедшем кошелек с пятаками. В это время по мостовой идет грустная девочка с поникшей головой. Мальчик догадывается, что он нашел ее кошелек. Но вдруг замечает, что у него из кармана пропал перочинный нож. Девочка нашла потерю мальчика и отдала ему. В ответ он возвращает кошелек.

Недотепа

В произведении «Недотепа» мама стыдит сына за отсутствие талантов: другие дети танцуют и поют, имеют награды, их рисунки публикуют на выставках. Мальчик молчит, поджав губы. Он знает, что вырастет и поедет в тайгу строить железную дорогу и по рельсам к океану помчатся поезда. И мама будет довольна и горда сыном!

Непьющий воробей

Басня повествует о воробье-трезвеннике, который попадает под влияние дурной компании и проявляет слабость, уступая приятелям. В результате опьяневшая птица оказывается под столом. С тех пор все припоминают воробью конфуз, шепчутся и не дают проходу.

От кареты до ракеты

Произведение рассказывает о стремительном развитии техники. Еще недавно люди передвигались в каретах, на воздушных шарах. А теперь города заполонили автомобили, по рельсам ездят электровозы. По воде передвигаются великаны-пароходы, по воздуху - самолеты.

Песенка друзей

Задорное стихотворение популярно у многих поколений взрослых и юных читателей. Произведение рассказывает о путешествии веселой компании друзей, в число которых входят: кот, чижик, собака, Петька-забияка, обезьяна, попугай. Стихотворение привлекает детей легким слогом, повторяющимся рефреном видов животных, что делает его легко запоминаемым. Произведение подходит для первого самостоятельного чтения.

Поиграем-Угадаем

Произведение Михалкова «Поиграем-Угадаем» представлено в форме забавных загадок. Автор предлагает детям угадать слова, спрятанные в стихотворных строках: индюка, собаку, грибы-поганки, доктора, кошку. Произведение рекомендовано для чтения взрослыми детям дошкольного возраста.

Про девочку, которая плохо кушала

Стихотворение повествует про девочку, которая отказывалась от любой еды. Тогда к Юле вызвали врача, рассказавшего ей, как питаются животные: Конь жует овес, Пес грызет кость, Слон обожает фрукты, Воробьи клюют зерно, Мишка лижет мед, Мышь любит сыр. После визита доктора девочка попросила маму ее накормить.

Про мимозу

Стихотворение рассказывает о мальчике Вите, который ничего не хочет делать сам. Его обувают, одевают, подают все, что он попросит. Автор сравнивает мальчика с мимозой в ботаническом саду, считает, что он не сможет стать пилотом, моряком, солдатом.

Слон-живописец

Басня повествует о Слоне, нарисовавшем картину и пригласившем друзей для ее оценки. Крокодила не устроило, что на пейзаже нет Нила, Тюленю не хватило снега и льда, Кроту понадобился огород, Свинье - желуди. Тогда Слон снова взялся за кисть, пытаясь угодить всем советчикам. В результате у него получилась не картина, а ералаш. Автор призывает следовать советам с умом.

Случай на зимовке

Произведение рассказывает о маленьком медвежонке, сбежавшем из берлоги, когда мама-медведица ушла на охоту. Малыш познакомился с собакой, и они весело играли. Но другие псы учуяли медведя и бросились в нападение. Малыш забрался на небольшую скалу. Мимо проходящий охотник отогнал собак и спас медвежонка.

Трезор

Произведение рассказывает о проказах щенка, который остался дома один. Он разорвал платье на кукле, зайцу выдрал шерсти клок, загнал под кровать кота, залез в уголь и улегся спать. Вернувшиеся хозяева отмыли пса и решили, что больше не оставят его одного.

Три поросенка

Сказка повествует о 3 поросятах, строивших себе дома на зиму. Ниф-Ниф сделал жилище из соломы, Нуф-Нуф - из веток и тонких палок. И только Наф-Наф построил надежный дом из камней и глины. Братья смеялись, подшучивали над ним и так расшумелись, что разбудили волка. Разбежались они по своим домам. Волк подошел к жилищу Ниф-Нифа, дунул, и солома разлетелась. Поросенок прибежал к Нуф-Нуфу, но и этот дом разрушил хищник. Тогда Братья заперлись в надежном жилище Наф-Нафа. У волка не вышло разрушить дом, и он полез в трубу, но упал в кипяток, обжегся и убежал в лес. А 3 поросенка стали веселиться и петь песню.

Финтифлюшкин

Произведение повествует о семье с необычной фамилией. Финтифлюшкины имели в роду редких талантливых кондитеров. Но Федя не признает свою фамилию и считает ее трагедией семьи. Ребята дразнят мальчика финтифлюшкой. Автор призывает детей с достоинством относиться к своей фамилии и самим делать ее великой.

Фома

Стихотворение рассказывает про мальчика Фому, который никому не верит. Ему говорят на улице дождь, но он не надевает галоши, зимой идет гулять в трусах, в зоопарке спорит с экскурсоводом. Однажды он не поверил, что в реке Нил водятся крокодилы и пошел купаться. Хищники съедают мальчика, но оказывается, что это только сон. Фома просыпается, но теперь он не верит, что аллигатор его проглотил не наяву.

Хорошие товарищи

Произведение рассказывает о настоящей дружбе. Мальчик Миша заикается, ему тяжело выговаривать слова на букву «К». Но его друзья не смеются над ним, они помогают, показывают пример и терпеливо ждут.

Хрустальная ваза

Произведение повествует о покупке 3 школьницами хрустальной вазы на день рождения учительнице. Девочки по очереди несут дорогую им вещь, но случайно разбивают. Школьницы плачут, собирается толпа, всем становится жаль Зину, Тамару и Женю. Люди покупают девочкам новую вазу, и они едут на грузовой машине, чтобы вручить подарок учительнице.

Популярные стихотворения

  • Автографы
  • Азбука
  • Андрюшка
  • Анна-Ванна бригадир
  • Аркадий Гайдар
  • Бараны
  • Беглец
  • Бедный Костя
  • Белые стихи
  • Будь готов
  • Будь человеком
  • Булка
  • Бумажный змей
  • Бюрократ и Смерть
  • В парикмахерской
  • Важный день
  • Важный совет
  • Велосипедист
  • Веселое звено
  • Веселый жук
  • Всадник
  • Где очки?
  • Герой
  • Гора моя
  • Горнист
  • Граница
  • Грипп
  • День Родины
  • Детский ботинок
  • Джинсы
  • Дятлы
  • Заяц и Черепаха
  • Зенитчики
  • Злопамятный пес
  • Зяблик
  • Казнь
  • Как из мухи сделали слона
  • Как у нашей Любы
  • Корабельная сосна
  • Кораблики
  • Котята (Считалочка)
  • Круглый год
  • Лапуся
  • Лист бумаги
  • Лыжня и пень
  • Любимые вещи
  • Людоед
  • Мальчик с девочкой дружили
  • Метеор
  • Мой боец
  • Мой друг
  • Море и туча
  • Моя тень
  • Моя улица
  • Мы с приятелем
  • Не спать!
  • Неврученная награда
  • Несбывшиеся мечты
  • О тех, кто лает
  • Облака
  • Овощи
  • Одна рифма
  • Откуда ты?
  • Охотник
  • Печальная история
  • Письмо ко всем детям по одному очень важному делу
  • Под Новый год
  • Подушечка
  • Поломанное крыло
  • Постирушка
  • Прививка
  • Про девочку, которая сама себя вылечила
  • Про Янека
  • Прогулка
  • Происшествие в горах
  • Птичий двор
  • Птичье радио
  • Пути-дороги
  • Разговор с сыном
  • Речка
  • Рисунок
  • С нами смех
  • Сашина каша
  • Светлана
  • Скворец
  • Слова и буквы
  • Служу Советскому Союзу!
  • Смена
  • Событие
  • Солдат
  • Сосна и елочка
  • Старый клоун
  • Стойкий Андрей
  • Стужа
  • Телефон
  • Товарищ
  • Толстый жук
  • Три ветра
  • Три товарища
  • Тридцать шесть и пять
  • Уточка
  • Фантазер
  • Хижина Дяди Тома
  • Холодный сапожник
  • Хороший человек
  • Храбрый Костя
  • Чемодан
  • Чепушинки
  • Чистописание
  • Чудесные таблетки
  • Школа

У нас дома поселилась замечательная книга со стихотворениями Сергея Михалкова.

Книга получила самые - самые восторженные отзывы от маленькой девочки!

В сборнике прекрасные иллюстрации.
Авторский сборник
Букинистическое издание
Автор: Сергей Михалков
Иллюстраторы: Н. Строганова, М. Алексеев
Издательство: Советская Россия
1985 г.

Стихотворения, которые вошли в книгу: О тех, кто лает, Мой щенок, Трезор, Случай на зимовке, Пес и пекарь, В дозоре, Беглянка, Миллионер


Начинается книга с прекрасного стихотворения о собаках:
На свете множество собак
И на цепи и просто так:
Собак служебных — пограничных,
Дворовых «шариков» обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных —
Бродячих псов, всегда голодных.
В любой момент готовы к драке
Псы— драчуны и забияки.
Псы — гордецы и недотроги
Спокойно дремлют на пороге.
А сладкоежки-лизоблюды
Всё лижут из любой посуды.
Среди собак любой породы
Есть и красавцы и уроды,
Есть великаны, это — доги!
Коротконогие бульдоги
И жесткошерстные терьеры.
Одни — черны, другие — серы,
А на иных смотреть обидно —
Так заросли, что глаз не видно!
Известны всем собачьи свойства:
И ум, и чуткость, и геройство,
Любовь, и верность, и коварство,
И отвратительное барство,
И с полуслова послушанье,
И это все — от воспитанья!
Ленива сытая хозяйка,
И такса Кнопочка — лентяйка!
Бесстрашен пограничник-воин,
И пес Руслан его достоин!
Хозяин пса — кулак и скряга,
Под стать ему Репей-дворняга.
Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в нее бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.
А верный пес — хороший друг
Зависит от хороших рук!
Мои стихи для пионеров,
А не для такс и фокстерьеров.











Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Разделы: Начальная школа

Изучаемые произведения: «Дядя Степа», «А что у вас?», «Чудесные таблетки», «Грипп», «Прививка», «Мой щенок», «Трезор», «Тридцать шесть и пять», «Фома», «Хорошие товарищи», «Модное платье», «Беглянка» «Как у нашей Любы», «Комар-комарец», «Случай на зимовке».

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством С.В.Михалкова;
  2. Формировать устойчивый интерес к чтению;
  3. Побуждать учащихся, в свободное от уроков время, самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;
  4. Учить доброте, дружбе, взаимопомощи.

Сергей Владимирович Михалков родился 12 марта 1913 года в Москве. Назвали его так в честь прадеда. Отец, Михалков Владимир Алексеевич, был родом из дворян. Много работал над изучением жизни и выращиванием птицы. Мать, Ольга Михайловна, была доброй, мягкой. Она была сестрой милосердия, затем учительствовала. Семья Михалковых жила скромно. У Сергея были два брата - Алексей и Михаил. Жила семья круглый год на даче. Михалков вспоминает: “Детство моё прошло в подмосковном посёлке Жаворонки» Рядом с перочинным ножиком, рогаткой и другими драгоценными предметами мальчишечьего обихода хранил в заветной шкатулке домашний журнал с аккуратно переписанными стихами Пушкина, Некрасова. Коротая вечера, Сергей Владимирович выпускал домашний журнал. В 1927г. семья переезжает в Пятигорск. Стихи Михалков начал писать рано, в 10 лет. Впервые они были опубликованы, когда автору исполнилось 15 лет. Когда Михалкову исполняется 17 лет, он отправился в Москву прокладывать литературную свою дорогу. Работает разнорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, младшим наблюдателем геологоразведочной экспедиции Ленинградского Геодезического института на Алтае, внештатным сотрудником отдела писем газеты "Известия"
1935 г. - опубликована поэма "Дядя Степа", ставшая любимым произведением для многих поколений детей. С тех пор он написал много стихов для детей, пьес, басен, сказок, занимался переводом. В своих стихах поэт интересно и весело рассказывает о важных и серьёзных вещах, говорит как равный с детьми, понимая все обиды и радости.

В годы войны с 1941 года по 1945 год служит военным корреспондентом газеты "Во славу Родины". Сергей Владимирович награждён за свой труд многими наградами. С.В.Михалков – лауреат Государственных премий, Ленинской премии, Герой Социалистического труда. А в 1967 году ему был вручен орден Улыбки как любимому поэту детворы многих стран мира. Но сам Сергей Михалков считает, что нет большей награды, чем любовь читателей – юных и взрослых.
В марте 2007 года Сергею Михалкову исполнилось 94 года. На сегодняшний день у Михалкова Сергея Владимировича 2 сына, 10 внуков и 8 правнуков. Он до сих пор пишет стихи для детей. А в чём секрет его творческого долголетия? Об этом он пишет в своём стихотворении «Мой секрет».

Давайте посмотрим, как внимательно вы читали стихи С.Михалкова. Для проведения конкурса разделимся на 3 команды. Покупайте билетик у кондуктора и занимайте место в вагоне, указанном на билете. Итак, отправляемся в путешествие. (Приложение №2)

1-й конкурс «У меня пропал щенок»

Узнайте по проделкам собаку и назовите стихотворение:

Все ушли
И одного
В доме
Заперли его

(«Трезор»)

И часто в той корзинке
Среди пучков петрушки,
Торчал пушистый хвостик
И шевелились ушки.

(«Беглянка»)

В это утро очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать, лаять, всех будить.

(«Щенок»)

Еще собачонка в том доме жила,
Она озорной собачонкой была.
Ей скажешь: «Лежи!», - а она не лежит.
Прикажешь сидеть, а она убежит.

(«Случай на зимовке»)

Но вдруг из подворотни
Навстречу пес – бродяга –
Разорванное ухо
И весь в рубцах, бедняга.

(«Беглянка»)

Что делать? До дома бежать далеко.
Устал медвежонок. Спастись нелегко.
Собаки поймать медвежонка хотят,
Собаки сейчас медвежонка съедят.

(«Случай на зимовке»)

2-й конкурс «Котята»

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять…..
РАЗ – котенок самый белый,
ДВА - котенок самый смелый,
ТРИ – котенок самый умный…..

Узнайте по портрету из какого стихотворения этот кот. Вам будут небольшие подсказки.

А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.

(«А что у вас?»)

Кот Антошка выгнул спину
И мурлычет мне в ответ:
«Прибегать к пенициллину?
Мне? Коту? С таких то лет?»

(«Грипп»)

Под кровать загнал кота,
Кот остался без хвоста.

(«Трезор»)

3-й конкурс «Тридцать шесть и пять»

Каждая команда получает тест и выполняет его.

Поставь значок (плюс или галочку) в квадратик с верным ответом.

1.

  1. Горькая микстура.
  2. Чудесное втирание.
  3. Круглые таблетки.

2.

  1. От гриппа.
  2. От чиханья.
  3. От болей в животе и в голове.

3.

  1. Соленую.
  2. Горькую.
  3. Горькую.

4.

  1. На шоколадку.
  2. На билеты на футбол.
  3. Новую игрушку.

5.

6.

  1. Коренные.
  2. Молочные.
  3. Белые.

7.

  1. Капельки.
  2. Таблетки.
  3. Вату.

Проверка проводится на экране.

1. Какое средство продавалось в аптеке от укуса комаров в «Чудесных таблетках»?

«Есть душистое втирание
От укусов комаров»

2. От чего помогает настойка на траве в «Чудесных таблетках»?

«И настойки на траве
От ломоты и болей
В животе и в голове»

3. Какую по вкусу микстуру пил мальчик от гриппа?

«Поднялась температура
Я лежу и не ропщу -
Пью соленую микстуру,
Кислой горло полощу»

4. Что охотно бы поменял мальчик на добавочный укол в стихотворении «Прививка»?

«Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол»

5. До какой отметки поднялся столбик ртути, когда мальчик потер градусник между ладоней и подышал на него?

«Прекрасно! Тридцать семь и два!
Уже кружится голова!»

6. Какие зубы разболелись у Любы?

«Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные –
Детские, молочные»

7. Что просил Гусь у аптекаря Медведя, чтобы вылечить левый глаз в стихотворении «Комар – комарец»?

«Засорился левый глаз,
Нет ли капелек у вас?»

4-й конкурс «Мы с приятелем»

Из какого произведения эти дети и что с ними произошло?

1. Мальчик Вася Бородин:

Что случилось?
Что за крик?
Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку –
Помогите человеку!
На глазах всего народа
Дядя Степа лезет в воду.

(«Дядя Степа»)

2. Мальчик Миша:

Мальчик Миша мается,
Миша заикается.

(«Хорошие товарищи»)

3. Девочка Катя:

Привезли в подарок Кате
Заграничный сувенир -
Удивительное платье!
Отражен в нем целый мир:
Вкривь и вкось десятки слов –
Все названья городов.

(«Модное платье»)

4. Мальчик Боря:

Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
А у вас?

(«А что у вас?»)

5. Девочка Люба:

Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные –
Детские, молочные.

(«Как у нашей Любы»)

6. Мальчик Фома:

В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый Фома.

5 конкурс «Дядя Степа»

1. Какие три прозвища были у дяди Степы?

«Жил высокий гражданин,
По прозванию Каланча»

«И теперь горды ребята –
Пионеры, октябрята, -
Что знакомы с дядей Степой,
С настоящим моряком….
И теперь зовут ребята
Дядю Степу «Маяком»

«Нам ребята рассказали,
Что Степана с этих пор
Малыши в Москве прозвали
Не «Маяк», а «Светофор»

2. Что означает выражение «Вышка с вышки прыгать хочет»?

«Дяде Степе две минуты
Остается до прыжка.
Он стоит под парашютом
И волнуется слегка.
А внизу народ хохочет:
Вышка с вышки прыгать хочет!

3. На каких трех животных пытался ехать дядя Степа? Человек сидит в седле,

Ноги тащит по земле –
Это едет дядя Степа
По бульвару на осле.

На верблюде он поехал –
Люди давятся от смеха:
- Эй, товарищ, вы откуда?
Вы раздавите верблюда.

Вам при вашей вышине
Нужно ехать на слоне.

4. Как дядя Степа – милиционер помог на вокзале мальчику найти маму?

Дядя Степа не спеша
Поднимает малыша.
Поднимает над собою,
Над собой и над толпою
Под высокий потолок:
- Посмотри вокруг, сынок!

5. Какое белье полоскала бабка на льдине, когда треснул лед?

Полоскала по старинке
Бабка в проруби простынки.

6. На какой машине доехал дядя Степа на дежурство, когда опаздывал?

- Эй, Степанов! Я подкину, -
Тут другой шофер позвал.-
Залезай ко мне в машину,
Многотонный самосвал.

7. Какую игрушку продырявил гвоздиком хулиган в «Детском мире»?

Из кармана гвоздик вынул,
Продырявил барабан.

8. После какого события появилась третья книга про дядю Степу «Дядя Степа и Егор»?

Я, друзья, скажу вам сразу:
Эта книжка по заказу.
Я приехал в детский сад, Выступаю у ребят….
Прочитал ребятам книжку,
Не успел на место сесть,
Поднимается парнишка:
- А у Степы дети есть?
Что скажу ему в ответ?
Тяжело ответить: нет.

9. Продолжи строчки:

-Это необыкновенно!
Все кричат ему с моста….
Вам, товарищ, по колено,
Все глубокие места.

10. Каких птиц спас на пожаре дядя Степа?

Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.

11. Почему дядю Степу не взяли служить в танкисты?

Но вы в танкисты не годитесь,
В танке вы не поместитесь.

12. Почему дядя Степа поднял руку и остановил паровоз?

- Здесь дождями путь размыт.

6-й конкурс «Цифровой»

У каждой команды набор цифр от 0 до 9. На вопрос поднимается карточка с нужной цифрой.

1. Сколько пакетов чудесных таблеток хотел проглотить мальчик от лени? (3)

Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три!
Нужно, что не говори.

2. Какого размера были сапоги у дяди Степы? (45)

Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.

3. Сколько голубей спас дядя Степа на пожаре? (18)

Он окошко открывает.
Из окошка вылетают 18 голубей,
А за ними воробей.

4. Какой номер дома, в котором жил дядя Степа? (8)

В доме восемь, дробь один…

5. Сколько машин стояли и гудели, когда сломался светофор, который починил дядя Степа? 100

Сто машин стоят, гудят,
С места двинуться хотят.

6. Какой номер был у спортсмена – конькобежца, которым оказался дядя Степа? (8)

Самый длинный впереди,
Номер восемь на груди.

7. Сколько лет было мальчику Фоме? (11)

Но слышен ребятам
Знакомый ответ
Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет.

8. На каком этаже жила собачка по кличке Чебурашка? (8)

-Откуда ты такая?
- С восьмого этажа…

7-й конкурс «Черный ящик»

Догадайся, какой предмет находится в черном ящике?

8-й конкурс «Волшебная шкатулка»

Возьмите эти предметы из шкатулки и вспомните, какие истории с ними связаны и из какого они стихотворения.

1. Гвоздь. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь,
А у вас?

(«А что у вас?»)

Появился хулиган.
Он салазки опрокинул,
Из кармана гвоздик вынул,
Продырявил барабан.

(«Дядя Степа»)

2. Кукла. Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок…

(«Трезор»)

Папа девочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.

(«Как у нашей Любочки»)

3. Градусник. У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не горю?

(«Тридцать шесть и пять»)

Поднялась температура.
Я лежу и не ропщу.

(«Грипп»)

Подведение итогов.

Урок внеклассного чтения во 2-м классе по творчеству С.В. Михалкова "Мы едем, едем, едем…"

Используемые произведения:

1 ряд «Дядя Степа», «А что у вас?», «Чудесные таблетки», «Грипп», «Прививка»,

2 ряд «Мой щенок», «Трезор», «Тридцать шесть и пять», «Фома», «Хорошие товарищи»,

3 ряд «Модное платье», «Беглянка» «Как у нашей Любы», «Комар-комарец», «Случай на зимовке».

Цели и задачи урока:

Познакомить детей с жизнью и творчеством С.В.Михалкова;

Формировать устойчивый интерес к чтению;

Побуждать учащихся, в свободное от уроков время, самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;

Учить доброте, дружбе, взаимопомощи.

Ход урока

Сергей Владимирович Михалков родился 12 марта 1913 года в Москве. Назвали его так в честь прадеда. Отец, Михалков Владимир Алексеевич, был родом из дворян. Много работал над изучением жизни и выращиванием птицы. Мать, Ольга Михайловна, была доброй, мягкой. Она была сестрой милосердия, затем учительствовала. Семья Михалковых жила скромно. У Сергея были два брата - Алексей и Михаил. Жила семья круглый год на даче. Михалков вспоминает: “Детство моё прошло в подмосковном посёлке Жаворонки» Рядом с перочинным ножиком, рогаткой и другими драгоценными предметами мальчишечьего обихода хранил в заветной шкатулке домашний журнал с аккуратно переписанными стихами Пушкина, Некрасова. Коротая вечера, Сергей Владимирович выпускал домашний журнал. В 1927г. семья переезжает в Пятигорск. Стихи Михалков начал писать рано, в 10 лет. Впервые они были опубликованы, когда автору исполнилось 15 лет. Когда Михалкову исполняется 17 лет, он отправился в Москву прокладывать литературную свою дорогу. Работает разнорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, младшим наблюдателем геологоразведочной экспедиции Ленинградского Геодезического института на Алтае, внештатным сотрудником отдела писем газеты "Известия"

1935 г. - опубликована поэма "Дядя Степа", ставшая любимым произведением для многих поколений детей. С тех пор он написал много стихов для детей, пьес, басен, сказок, занимался переводом. В своих стихах поэт интересно и весело рассказывает о важных и серьёзных вещах, говорит как равный с детьми, понимая все обиды и радости.

В годы войны с 1941 года по 1945 год служит военным корреспондентом газеты "Во славу Родины". Сергей Владимирович награждён за свой труд многими наградами. С.В.Михалков – лауреат Государственных премий, Ленинской премии, Герой Социалистического труда. А в 1967 году ему был вручен орден Улыбки как любимому поэту детворы многих стран мира. Но сам Сергей Михалков считает, что нет большей награды, чем любовь читателей – юных и взрослых.

В марте этого года Сергею Михалкову исполнилось 100 лет. На сегодняшний день у Михалкова Сергея Владимировича 2 сына, 10 внуков и 8 правнуков. Он до сих пор пишет стихи для детей. А в чём секрет его творческого долголетия? Об этом он пишет в своём стихотворении «Мой секрет».

Давайте посмотрим, как внимательно вы читали стихи С.Михалкова. Для проведения конкурса разделимся на 3 команды. Покупайте билетик у кондуктора и занимайте место в определенном вагоне, указанном на билете. Итак, отправляемся в путешествие.

1-й конкурс «У меня пропал щенок»

Узнайте по проделкам собаку и назовите стихотворение

Все ушли

И одного

В доме

Заперли его («Трезор»)

И часто в той корзинке

Среди пучков петрушки,

Торчал пушистый хвостик

И шевелились ушки.(«Беглянка»)

В это утро очень рано

Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнатам ходить,

Прыгать, лаять, всех будить.(«Щенок»)

Еще собачонка в том доме жила,

Она озорной собачонкой была.

Ей скажешь: «Лежи!», - а она не лежит.

Прикажешь сидеть, а она убежит. («Случай на зимовке»)

Но вдруг из подворотни

Навстречу пес – бродяга –

Разорванное ухо

И весь в рубцах, бедняга. («Беглянка»)

Что делать? До дома бежать далеко.

Устал медвежонок. Спастись нелегко.

Собаки поймать медвежонка хотят,

Собаки сейчас медвежонка съедят.(«Случай на зимовке»)


Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять…..

РАЗ – котенок самый белый,

ДВА - котенок самый смелый,

ТРИ – котенок самый умный…..

Узнайте по портрету из какого стихотворения этот кот. Вам будут небольшие подсказки.


А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят.(«А что у вас?»)

Кот Антошка выгнул спину

И мурлычет мне в ответ:

«Прибегать к пенициллину?

Мне? Коту? С таких то лет?»(«Грипп»)


Под кровать загнал кота,

Кот остался без хвоста.(«Трезор»)

3-й конкурс «Тридцать шесть и пять»

1. Какое средство продавалось в аптеке от укуса комаров в «Чудесных таблетках»?

Горькая микстура.

Чудесное втирание.

Круглые таблетки.

2. От чего помогает настойка на траве в «Чудесных таблетках»?

От гриппа.

От чиханья.

От болей в животе и в голове.

3. Какую по вкусу микстуру пил мальчик от гриппа?

Соленую.

Горькую.

Горькую.

4. Что охотно бы поменял мальчик на добавочный укол в стихотворении «Прививка»?

На шоколадку.

На билеты на футбол.

Новую игрушку.

5. До какой отметки поднялся столбик ртути, когда мальчик потер градусник между ладоней и подышал на него?

36,6

37,2

37,5

6. Какие зубы разболелись у Любы?

Коренные.

Молочные.

Белые.

7. Что просил Гусь у аптекаря Медведя, чтобы вылечить левый глаз в стихотворении «Комар – комарец»?

Капельки.

Таблетки.

Вату.

4-й конкурс «Мы с приятелем»

Из какого произведения эти дети и что с ними произошло?


1. Мальчик Вася Бородин:

Что случилось?

Что за крик?

Это тонет ученик!

Он упал с обрыва в реку –

Помогите человеку!

На глазах всего народа

Дядя Степа лезет в воду.(«Дядя Степа»)

2. Мальчик Миша:

Мальчик Миша мается,

Миша заикается.(«Хорошие товарищи»)

3. Девочка Катя:

Привезли в подарок Кате

Заграничный сувенир -

Удивительное платье!

Отражен в нем целый мир:

Вкривь и вкось десятки слов –

Все названья городов.(«Модное платье»)

4. Мальчик Боря:

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так:

А у меня в кармане гвоздь,

А у вас?(«А что у вас?»)

5. Девочка Люба:

Как у нашей Любы

Разболелись зубы:

Слабые, непрочные –

Детские, молочные.(«Как у нашей Любы»)



1.«Жил высокий гражданин,

По прозванию Каланча»

2.«И теперь горды ребята –

Пионеры, октябрята, -

Что знакомы с дядей Степой,

С настоящим моряком….

И теперь зовут ребята

Дядю Степу «Маяком»

3.«Нам ребята рассказали,

Что Степана с этих пор

Малыши в Москве прозвали

Не «Маяк», а «Светофор»


2. Что означает выражение «Вышка с вышки прыгать хочет»?

«Дяде Степе две минуты

Остается до прыжка.

Он стоит под парашютом

И волнуется слегка.

А внизу народ хохочет:

Вышка с вышки прыгать хочет!

3. На каких трех животных пытался ехать дядя Степа?



3.Вам при вашей вышине

Нужно ехать на слоне.

4. Как дядя Степа – милиционер помог на вокзале мальчику найти маму?

Дядя Степа не спеша

Поднимает малыша.

Поднимает над собою,

Над собой и над толпою

Под высокий потолок:

Посмотри вокруг, сынок!

5. Как белье полоскала бабка на льдине, когда треснул лед?

Полоскала по старинке

Бабка в проруби простынки.

6. На какой машине доехал дядя Степа на дежурство, когда опаздывал?

Эй, Степанов! Я подкину, -

Тут другой шофер позвал.-

Залезай ко мне в машину,

Многотонный самосвал.

7. Какую игрушку продырявил гвоздиком хулиган в «Детском мире»?

Из кармана гвоздик вынул,

Продырявил барабан.

8. После какого события появилась третья книга про дядю Степу «Дядя Степа и Егор»?

Я, друзья, скажу вам сразу:

Эта книжка по заказу.

Я приехал в детский сад, Выступаю у ребят….

Прочитал ребятам книжку,

Не успел на место сесть,

Поднимается парнишка:

А у Степы дети есть?

Что скажу ему в ответ?

Тяжело ответить: нет.

9. Каких птиц спас на пожаре дядя Степа?

Весь чердак уже в огне,

Бьются голуби в окне.

10. Почему дядю Степу не взяли служить в танкисты?

Но вы в танкисты не годитесь,

В танке вы не поместитесь.

12. Почему дядя Степа поднял руку и остановил паровоз?

Здесь дождями путь размыт.

6-й конкурс «Цифровой»

На вопрос поднимается руки с нужным числом пальцев.

1. Сколько пакетов чудесных таблеток хотел проглотить мальчик от лени? (3)

Появись лекарство это,

Я купил бы два пакета.

Нет, не два, а целых три!

Нужно, что не говори.

2. Какого размера были сапоги у дяди Степы? (45)

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

3. Сколько голубей спас дядя Степа на пожаре? (18)

Он окошко открывает.

Из окошка вылетают 18 голубей,

А за ними воробей.

4. Какой номер дома, в котором жил дядя Степа? (8)

В доме восемь, дробь один…

5. Сколько машин стояли и гудели, когда сломался светофор, который починил дядя Степа? 100

Сто машин стоят, гудят,

С места двинуться хотят.

6. Какой номер был у спортсмена – конькобежца, которым оказался дядя Степа? (8)

Самый длинный впереди,

Номер восемь на груди.

7. Сколько лет было мальчику Фоме? (11)

Но слышен ребятам

Знакомый ответ

Прошу не учить,

Мне одиннадцать лет.

8. На каком этаже жила собачка по кличке Чебурашка? (8)

Откуда ты такая?

С восьмого этажа…

7-й конкурс «Черный ящик»

Догадайся, какой предмет находится в черном ящике?

1. Куда залез лапой щенок, а потом пропал? Клей

Он порвал стихи у папы,

На пол с лестницы упал,

В клей залез передней лапой,

Еле вылез и пропал

Прихромал Барбос кудлатый:

Кто за чем, а я за ватой!

Застудил я левый бок.

Под дождем вчера промок.

Только вдруг у хулигана

Сердце екнуло в груди:

В светлом зеркале Степана

Он увидел позади.

Подведение итогов.